Авторская программа дод по дпт объединения Солнечный колосок


Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детско-юношеский центр города Ейска
муниципального образования Ейский район
«СОГЛАСОВАНО»
с педсоветом № _1_
«5» сентября 2013 г. «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ ДОД ДЮЦ___________Е.В. Горбик
«5» сентября 2013 г.



Авторская программа
дополнительного образования детей
по декоративно-прикладному творчеству
детского объединения «Солнечный колосок»
Возраст воспитанников – 6-14 лет
Срок реализации программы - 3 года
Количество часов - 576 часов
Автор – составитель – Фирсова Нина Викторовна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ДЮЦ г. Ейска
г. Ейск,
2013 г.
Пояснительная записка
Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей, эффективное средство художественного развития детей с раннего детства. Занятия декоративно - прикладным творчеством не только помогают овладеть элементарными приемами лепки,  рисования и аппликации, но и благотворно влияют на общее развитие детей: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, развивают творческие способности, фантазию, воображение, учат детей оценивать свои работы и работы сверстников.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно – трудовое, физическое), а также позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации», на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания граждан Российской Федерации; с учетом существующих, но устаревших программ дополнительного образования («Возьми простую соломку» О.Лобачевской, Н.Кузнецовой, «Поделки из соломки» Г.Перевертень), методических разработок педагогов района и собственного положительного опыта работы.
Программа рассчитана на 3 года обучения, 576 часов (по 2 часа в неделю первого года обучения, по 3 часа – второго и третьего). Направленность программы – художественная.
Необходимость разработки данной рабочей программы кружка декоративно – прикладного творчества «Солнечный колосок» продиктована несоответствием содержания действующих программ данной направленности и требований, предъявляемых к уровню подготовки учащихся. В существующих программах не рассматривается сюжетно-тематическая аппликация с использованием различных природных материалов, не учитываются особенности народного декоративно- прикладного искусства Кубани. Введение в содержание авторской программы расширено и видоизменено за счет вовлечения в работу кружка детей дошкольного возраста (6-7 лет) и школьников (7- 14 лет)
Разработанная программа прошла апробацию на базе МОУ ДОД ДЮЦ города Ейска, где с 2009 года функционирует кружок декоративно-прикладного творчества «Солнечный колосок», в котором занимаются учащиеся разным уровнем подготовки в возрасте от 6 до14 лет (по 8 - 10 человек в группе). Программа кружка объединяет в себе обучение детей работе с различными инструментами и материалами и дает учащимся возможность творческого выбора.
Содержание программы предусматривает 3 основных направления:
- работа с лентами (айрисфолдинг),
- работа с пряжей (игрушки из помпонов),
- работа с соломкой, природными материалами и тканью.
Отличительной особенностью программы кружка декоративно-прикладного творчества «Солнечный колосок» является то, что она разработана для детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ, которые на занятиях кружка приобретают знания о различных материалах, инструментах, овладевают различными приемами, техниками ручной работы, умением декорировать интерьер дома. При этом занятия посещают дети, имеющие разные стартовые способности.
Новизна данной программы, в первую очередь, состоит в том, что в ней представлена система практических занятий с использованием нетрадиционного, разнообразного природного материала: кожуры банана, кукурузные рыльца, шелуха лука, семенные коробки туи и др. На каждом занятии осуществляется корректное индивидуальное педагогическое воздействие на формирование эстетических вкусов обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы, заключается в том, что обучаясь по данной программе, дети имеют возможность не только обучаться декорированию и прикладному творчеству, но и изучать этикет, традиции нашего края, принимать участие в конкурсах, акциях и других мероприятиях различных уровней.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе обучения дети осваивают основы мастерства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают мир красоты. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через фантазию.
Актуальность программы ещё и в том, что обеспечивает занятость детей в свободное от школы время. Процесс подготовки и изготовление работ способствует развитию эстетического вкуса, чувства цвета, композиционного решения, а также самореализации учащихся в творчестве.
В содержание программы включены и вопросы патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования.
Цель программы кружка – развитие художественно – творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства, формирование эстетических чувств, повышение интереса детей к изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
формирование системы знаний по данному направлению деятельности;
приобретение практических знаний, умений и навыков;
формирование умений самостоятельно организовывать свою работу;
обучение учащихся технологическим приёмам и операциям по изготовлению аппликации из соломки и природного материала.
Развивающие:
раскрытие творческих способностей учащихся, активизация их продуктивных потенциальныхвозможностей;
раскрытие индивидуальных способностей ребенка;
развитие познавательной активности, фантазии, образного и логического мышления;
развивать чувственное восприятие ребёнка;
формирование коммуникативной культуры;
воспитание патриотизма (интереса к родному краю, культуре своего народа, бережного отношения к природе и окружающим).
Воспитательные:
сформировать у учащихся основу эстетического мировоззрения, ощущения причастности к традициям через изделия декоративно-прикладного искусства;
развивать художественный вкус и ориентацию на качество изделий;
прививать и поощрять смелость в поисках нового, в проявлении фантазии при разработке и изготовлении изделий.
В реализации программы применяются такие методы и технологии, как: беседы, конкурсы, викторины, игровые технологии, личностно- ориентированные технологии, проектные методы.
В содержание программы первого года обучения (ознакомительный этап) используются в основном объяснительно – иллюстративные и репродуктивные методы обучения, реже – частично – поисковые (занятия в форме игры, путешествия, конкурса).
Содержание занятий второго года обучения (развивающий этап) постепенно расширяют и углубляют имеющиеся знания, развивают практические умения и навыки. Включены темы, в которых изучаются традиции Кубани и народов ее населяющих. Практические занятия, задания носят более самостоятельный характер.
Третий год обучения - творческий этап. Содержание программы рассчитано на изготовление работ для участия на выставках различных уровней, работы выполняются самостоятельно.
Основные принципы, заложенные при построении программы:
«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка старшего дошкольного возраста);
дифференцированный подход к каждому участнику образовательного процесса;
рациональное сочетание разных видов деятельности (согласно возрасту), баланс интеллектуальных, эмоциональных, двигательных нагрузок;
профессиональная компетентность педагогов;
принцип культуросообразности (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае особенностями, присущими традициям региона);
непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, дошкольного учреждения, школы);
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
В зависимости от конкретных условий, возрастных особенностей, интересов учащихся педагог может вносить в программу корректировки: сокращать количество часов по одной теме, увеличивать по другой.
Работа в кружке может быть индивидуальной, групповой, коллективной.
В конце каждого учебного года подводятся итоги в форме выставки.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
В дошкольном и школьном возрасте приобщение к русским традициям, культуры идет в основном через духовно-нравственное воспитание детей, усвоение ими традиционных нравственных ценностей, знакомство с историей страны, края, города, лучшими образцами народного искусства и осознание их духовно-нравственного потенциала.
Основные направления программы
- нормативно-правовое обеспечение процесса работы изостудии;
- информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность;
- педагогическое сопровождение семьи в вопросах художественно - эстетического воспитания детей.
Система программных мероприятий.
Организационно-методическое обеспечение реализации программы.
В проведении программных мероприятий предусматривается сотрудничество Детско- юношеского центра города Ейска с учреждениями культуры (городской дворец культуры, художественный салон, историко – краеведческий музей им. В.В. Самсонова), Свято – Никольским Кафедральным собором.
Педагогом разработаны циклы занятий, развлечений, сценариев праздничных мероприятий, экскурсий, оформление уголков народного творчества в классе, а также планируется обобщение опыта работы по данному направлению.
Формы работы с детьми:
Занятия, беседы, игры;
Проведение совместных праздников;
Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
Экскурсии, целевые прогулки (по городу, в картинную галерею, музей, церковь);
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Формы работы с родителями:
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
анкетирование и тестирование родителей;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
экскурсии.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
По окончании первого года обучения учащиеся должны:
знать основы материаловедения;
научиться использовать основной набор инструментов и приспособлений, необходимых для изготовления поделок и правил по охране труда при работе с этими инструментами;
изучить основы технологических процессов и операций;
правильно организовывать свое рабочее место;
работать с инструментами, необходимыми для изготовления декоративных композиций;
выполнять основные технологические процессы и операции;
анализировать результаты своей деятельности.
По окончании второго года обучения учащиеся должны:
изготовить аппликацию из соломы и природного материала;
применять различные приемы исполнительского мастерства;
анализировать результаты творческой деятельности;
принимать участие в проведение мастер-классов и выставок.
По окончании третьего года обучения учащиеся должны:
самостоятельно изготовливать аппликацию из природного материала;
применять новые приемы исполнительского мастерства;
анализировать результаты творческой деятельности своей и товарища;
выполнять, оформлять творческие работы для участия в муниципальных и краевых выставках детского творчества, всероссийских конкурсах;
принимать участие в проведенииавторских выставок.
В конце изучения крупных разделов планируется оформление тематических выставок, приуроченных к праздникам (Новый год, Рождество, Пасха, Троица, День матери и т.д.), организация экскурсий, конкурсов поделок и другие формы контроля, используемые в работе со школьниками.
В качестве итоговой формы контроля и реализации программы предусмотрено оформление портфеля достижений каждого воспитанника, выставки детских работ.
Учебно-тематический план
1 год обучения (144 часа)
№ п\пТема Кол-во часов теоретич. занятий Кол-во часов практических занятий Общее кол-во
1. Вводное занятие, организационная деятельность 2 - 2
2. Техника рукоделия - IrisFolding (радужное складывание) 4 30 34
3. Изготовление картин в технике IrisFolding2 36 38
4. Веселые игрушки из помпонов 3 21 24
5. Изготовление игрушек из помпонов 7 27 34
6. Итоговая работа. Организационно-массовая деятельность. Экскурсии. 10 - 10
7. Заключительное занятие 2 - 2
Итого 30 114 144
2 год обучения (216 часов)
№ п\пТема Кол-во часов теоретич. занятий Кол-во часов практическ. занятий Общее кол-во
1. Вводное занятие, организационная деятельность 3 - 3
2. Подготовка соломы для аппликации 3 30 33
3. Подготовка эскизов для аппликации 2 7 9
4. Подготовка основ для аппликаций 1 8 9
5. Изготовление деталей эскиза 3 27 30
6. Аппликация из соломки - 39 39
7. Инкрустация соломкой 1 20 21
8. Подготовка природного материала для составления композиции 6 12 18
9. Аппликация из соломы и природного материала - 36 36
10. Итоговая работа. Организационно-массовая деятельность. Экскурсии. - 15 15
11. Заключительное занятие 3 - 3
Итого 22 194 216
3 год обучения (216 часов)
№ п\п Тема Кол-во часов теоретич. занятий Кол-во часов практическ.
занятий Общее кол-во
1. Вводное занятие, организационная деятельность 3 - 3
2. Подготовка соломы для аппликации 2 22 24
3. Аппликация из соломки 3 39 42
4. Подготовка материала для изготовления объёмной композиции 5 40 45
5. Изготовления объёмной композиции из соломы и природного материала 1 41 42
6. Изготовления композиции из соломы с применением ткани 2 25 27
7. Изготовления композиции из соломы с применением меха 1 20 21
8. Итоговая работа. Организационно-массовая деятельность. Экскурсии. 9 - 9
9. Заключительное занятие 3 - 3
Итого 29 187 216
Содержание программы первого года обучения.
1. Вводное занятие, организационная деятельность – 2часа.
Ознакомление детей с правилами поведения в ДЮЦ, с режимом работы объединения «Солнечный колосок», беседа об истории и т.д. История возникновения и развития аппликации. Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год. Правила безопасности при работе с ножницами. Правила работы с клеем.
2. Техника рукоделия - IrisFolding (радужное складывание)– 34 часов.
IrisFolding (айрисфолдинг) – заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками цветной бумаги. История возникновения техники радужного складывания.
Практические работы:
Виды шаблонов.
Принцип изготовления шаблона.
Типы материалов для заполнения шаблонов.
Изготовление шаблона для работы.
Выполнение поделки «Птенчик» с использованием цветной бумаги.
Выполнение поделки на свободную тему.
Техника безопасности при работе с острыми предметами.
3. Изготовление картин в технике IrisFolding – 38 часов.
Заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками лент и сухих листьев.
Практические работы:
Виды шаблонов.
Принцип изготовления шаблона.
Типы материалов для заполнения шаблонов.
Изготовление шаблона для работы.
Выполнение поделки «Кленовый лист» с использованием сухих листьев.
Выполнение поделки «Снеговик» с использованием ленты.
Выполнение поделки на свободную тему.
Техника безопасности при работе с острыми предметами.
4. Веселые игрушки из помпонов – 24часа.
Организация рабочего места: инструменты и приспособления, необходимые для изготовления поделок.Копирование деталей.
Практические работы:
1. Изготовление выкройки.
2. Выбор пряжи.
3. Использование вспомогательных средств. Материалы и техники.
5. Изготовление игрушек из помпонов - 34часа.
Свойства материалов используемых для поделок. Организация рабочего места, подготовка к работе, правила работы с иголкой, ножницами. Технология изготовления и основные операции.
Практические работы:
1.Изготовление игрушки «Фантастический зверь».
2. Изготовление игрушки на свободную тему.
6. Итоговая работа. Организационно-массовая деятельность. Экскурсии - 10 часов.
Участие в выставках.
Экскурсии.
Участие в праздниках.
7. Заключительное занятие – 2 часа.
Анализ проделанной работы за год.
Отбор экспонатов. Оформление выставки работ учащихся.
Содержание программы второго года обучения.
1. Вводное занятие, организационная деятельность – 3 часа.
Ознакомление детей с правилами поведения в ДЮЦ, с режимом работы объединения «Солнечный колосок», беседа об истории и т.д. История возникновения и развития аппликации. Использование соломы в календарно-обрядовой деятельности. Традиционные бытовые изделия из соломы. Современное состояние искусства аппликации. Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год. Правила безопасности при работе с ножницами и нагревательными приборами. Правила работы с клеем.
2. Подготовка соломы для аппликации – 33 часа.
Сбор природного материала. Виды злаков, используемые для аппликации. Основные свойства соломы. Чистка, обрезка соломы. Холодный способ подготовки. Горячий способ подготовки. Сушка, глажение природного материала.
Практические работы:
Подготовка материала. Срезание колосков, удаление листьев.
Удаление междоузлий.
Сортировка соломы по толщине, длине и оттенкам.
Распаривание соломки.
Разрезание, распрямление соломенной ленты.
Техника безопасности при кипячении и работе с утюгом, острыми предметами.
3. Подготовка эскизов для аппликации – 9 часов.
Организация рабочего места: инструменты и приспособления, необходимые для изготовления декоративных композиций. Выбор будущей композиции. Копирование деталей. Порядок размещения деталей на фоне эскиза. Окончательное оформление работы (штриховка, обводка).
Практические работы:
1. Выбор темы.
2. Подготовка деталей, копирование на кальку.
3. Выбор фона, размещение на фоне эскиза.
4. Подготовка основ для аппликаций - 9 часов.
Свойства материалов используемых под основы для аппликации: ткань, бумага, дерево, природный материал. Организация рабочего места, подготовка к работе, правила работы с клеем и ножницами. Технология изготовления и основные операции. Подбор материала по фактуре и цвету.
Практические работы:
1.Изготовление основы для аппликации из ткани, бумаги.
2. Изготовление основы для аппликации из дерева.
3. Изготовление основы для аппликации из природного материала.
5. Изготовление деталей эскиза– 30 часов.
Выбор клея, порядок работы с инструментами. Порядок изготовления деталей: перевод на кальку, вырезание. Правила подбора соломы по тону для одной детали. Порядок наклеивания соломенных лент с учетом направления полос в соответствии с эскизом. Порядок вырезания готовых деталей.
Практические работы:
1. Перевод рисунка на кальку.
2. Подбор соломы по тону. Тонирование соломы.
3. Вырезание деталей эскиза. Наклеивание лент соломы на детали.
4. Выбор направления полос в соответствии с эскизом.
5. Окрашивание соломы природными красителями.
6. Вырезание готовых деталей.
6. Аппликация из соломки – 39 часов.
Организация рабочего места, подготовка к работе, правила работы с клеем и ножницами. Составление композиции. Основные свойства соломки, листьев и др. природного материала. Технология изготовления и основные операции. Аппликация из соломки. Подбор материала по фактуре и цвету.
Практические работы:
1. Аппликация «Весёлый огород». Братья - огурцы.
2. Аппликация «Весёлый огород». Дедушка - лук с внуком.
3. Аппликация «Весёлый огород». Арбуз – моряк.
4. Аппликация «Весёлый огород». Близнецы - помидоры.
5. Аппликация «Весёлый огород». Королева - виноградинка.
6. Аппликация «Весёлый цирк».
7. Инкрустация соломкой - 21часов.
Инкрустировать можно любые вещи, вазочку для цветов, шкатулку, заготовки яиц и т. д. Применение соломенных ленты для инкрустации. Использование трафарета, вырезание ножницами одинаковые по размеру геометрические фигуры. Приклеивание орнамента на изделие, соблюдая симметрию и пропорцию. Инкрустация изображениями цветов, например ромашка, гербера и др. Использование бросового материала в работе.
Практические работы:
Изготовление вазы.
Изготовление кашпо.
Салфетки.
8. Подготовка природного материала для составления композиции – 18 часов.
Сбор природного материала: листья кукурузы, шелуха лука, кожура банана, листья деревьев. Сушка, глажение природного материала. Техника безопасности при кипячении и работе с утюгом, острыми предметами.
Практические работы:
1. Сбор природного материала в парках.
2. Обработка листьев кукурузы.
3. Обработка кожуры банана.
4. Подготовка веток акации.
9. Аппликация из соломы и природного материала – 36 часа.
Организация рабочего места, подготовка к работе, правила работы с клеем и ножницами. Составление композиции. Основные свойства соломки, листьев и др. природного материала. Технология изготовления и основные операции. Техника аппликации из соломки и природного материала. Подбор материала по фактуре и цвету. Составление композиции. Подготовка, выбор фона.
Практические работы:
1. Применение шелухи лука для аппликации.
2. Применение листьев дляаппликации из соломы и природного материала.
3. Применение листьев кукурузы.
4. Ваза из кожуры банана.
5. Ваза из гречневой крупы.
6. Ромашки из семян клёна.
7. Ваза из жгута и соломки.
8. Окрашивание веток, трав. Составление букетов.
10. Итоговая работа. Организационно-массовая деятельность. Экскурсии - 15часов.
Участие в выставках.
Экскурсии.
Участие в праздниках.
11. Заключительное занятие – 3 часа.
Анализ проделанной работы за год.
Отбор экспонатов для итоговой выставки работ.
Содержание программы третьего года обучения.
1. Вводное занятие, организационная деятельность – 3 часа.
Повторение изученного на первом году обучения. Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год. Проведение беседы по вопросам соблюдения техники безопасности – каждое первое занятие месяца:
- правила безопасности при выполнении ручных работ,
- правила безопасности при работе с ножницами,
- правила работы с клеем,
- правила работы с нагревательными приборами.
Контроль в форме игры или викторины.
2. Подготовка соломы для аппликации – 24 часа.
Организация рабочего места. Инструменты и приспособления, необходимые для изготовления декоративных композиций. Аппликация из соломки. Инструменты. Технология изготовления. Изготовление растительной аппликации (цветы, листья, фрукты, овощи, насекомые). Инструменты. Технология изготовления.
Практические работы:
Подготовка материала. Сортировка соломки по толщине, длине и оттенкам.
Распаривание соломки.
Разрезание, распрямление соломенной ленты.
Техника безопасности при кипячении и работе с утюгом, острыми предметами.
Тонирование соломки с помощью различных добавок (соды, марганца, бриллиантовой зелени), а также выжиганием.
3. Аппликация из соломки – 42 часа.
Подготовка к работе. Организация рабочего места, правила работы с клеем и ножницами. Составление композиции. Подбор деталей эскиза. Основные свойства соломки, листьев и др. природного материала. Технология изготовления деталей. Основные операции при подготовке деталей. Аппликация из соломки. Подбор материала по фактуре и цвету. Подбор фона будущей аппликации. Наклеивание деталей эскиза.
Практические работ:
Аппликация «Маки».
Аппликация «Лилии».
Аппликация «Розы».
Композиция «Ромашки».
Композиция «Деревенские напевы».
Композиция «Кубанские пляски».
4. Подготовка материала для изготовления объёмной композиции – 45 часов.
Объёмная аппликация из соломенных трубочек.
Использование данного вида аппликации для создания архитектурных композиций. Например, для воспроизведения различных деревянных построек – бревенчатых церквей, теремов, крестьянских изб, колодцев. Выбор эскиза для работы. Выбор фона. Подбор соломы по цвету. Подготовка материала для работы.
Объёмная аппликация с помощью подкрутки деталей.
Применение этого вида аппликация для создания композиций с растительными мотивами. Например, для изображения букетов цветов, веток деревьев, корзин и вазочек, заполненных цветущими растениями и т. п. Выбор эскиза. Подготовка деталей. Техника безопасности при использовании нагревательных приборов. Подкрутка деталей с использованием щипцов для завивки волос.
Практические работы:
1. Подготовка соломы.
2. Подготовка эскизов.
3. Подготовка основ.
4. Перевод рисунка на кальку.
5. Вырезание деталей эскиза.
5. Изготовления объёмной композиции из соломы и природного материала – 42 часа.
Техника безопасности при использовании нагревательных приборов. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления, необходимые для изготовления декоративных композиций. Придание объема детали нагреванием,с использованием щипцов для завивки волос. Способы придания объема: изгиб, подложка. Предварительное планирование предстоящей работы. Изготовление объёмной композиции из соломки и природного материала. Оформление работ.
Практические работы:
Объёмная композиция «Кала».
Объёмная композиция «Корзинка с грибами».
Объёмная композиция «Сирень».
Объёмная композиция на свободную тему
Объёмная композиция «Цветы».
Объёмная композиция «Розы».
6. Изготовления композиции из соломы с применением ткани – 27 часов.
Многообразие материалов для аппликации. Материалами для аппликации с применением ткани служат натуральные и синтетические ткани разной фактуры — гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр. Разновидности материала для фона. Фоном для аппликации могут быть шёлк, бархат, полотно, сукно, кожа, мешковина — фон должен быть более плотным, чем сама аппликация. Выполнение аппликации с тканью. Навыки при производстве работы: во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых - края у ткани могут осыпаться и осложнять работу, поэтому ткань перед применением крахмалим.
Практические работы:
Объёмная композиция «В деревне».
Композиция «Лось».
Аппликация «Цыплёнок».
Изготовление объёмной композиции «Гладиолус».
Изготовление объёмной композиции «Птица счастья».
7. Изготовления композиции из соломы с применением меха – 21 час.
Составление композиции. Расширение знаний о применении различных материалов в аппликации. Основные свойства соломки, меха и др. природного материала. Технология изготовления и основные операции. Эстетика в выполнении работ.
Практическая работа.
1. Изготовление деталей композиции.
2. Изготовление композиции «Олешки».
3. Композиция «Лось».
4. Аппликация «Цыплёнок».
8. Итоговая работа. Организационно-массовая деятельность. Экскурсии. – 9 часов.
– участие в выставках, конкурсах, ярмарках;
– экскурсии;
– участие в праздниках;
– проведение мастер-классов;
– общественно-полезный труд.
9. Заключительное занятие – 3 часа.
Анализ проделанной работы за год. Отбор экспонатов.
Методические рекомендации.
Становление творческой личности предполагает использование проблемных задач. Данный вид деятельности подразумевает монотонную работу, поэтому мной используется чередование различных фаз по изготовлению и оформлению композиций, что приводит к уменьшению утомляемости у детей. Развитию творческой фантазии способствует свобода выбора работ.
Занятия строятся по принципам индивидуализации, т.е. с учетом характерологических особенностей детей; результативности, с помощью которой можно судить, что узнаёт и чему научится ребёнок; учёта психологических и возрастных особенностей.
Формы занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, праздник, экскурсия, конкурс.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа)
наглядный (показ иллюстраций, исполнение педагогом, работа по образцу)
практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:
фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой - организация работы по малым группам (2 - 3 человека)
индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы подведения итогов: опрос, открытое занятие, выставка, конкурс, самостоятельная работа, презентация творческих работ, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ и др.
Формы контроля и подведение итогов работы
Первый год обучения
Наименование темы Форма
контроля Сроки
проведения Какие знания и умения проверяются
Материалы для изготовления изделий из соломки Беседа, практические работы В начале курса Проверяются знания, полученные в начале курса, практические навыки.
Изготовление деталей эскиза Практические
работы Во время изучения темы Подбор соломы,
тонирование.
Изготовление декоративных композиций из соломки Практические
работы Во время изучения темы Правила составления композиции. Размещение на фоне, выбор фона.
Инкрустация соломкой Практические
работы Во время изучения темы Декорирование, стиль форм, выбор декора.
Аппликация из соломы и природного материала Практические
работы Во время изучения темы Подбор природного материала, сочетание с соломой.
Организационно-массовая работа, выставки Беседа, практические работы В конце учебного года Качество выставочных работ.
Второй год обучения
Наименование темы Форма
контроля Сроки
проведения Какие знания и умения проверяются
Изготовление декоративных аппликаций из соломки Практические
работы Во время изучения темы Практические навыки, полученные во время курса
Изготовление объёмной композиции Практические
работы Во время изучения темы Составление композиции, использование крупных и мелких форм
Изготовление композиции из соломки с применением ткани и меха Практические
работы Во время изучения темы Виды тканей, с применением соломы
Организационно-массовая работа, выставки Беседа, практические работы В конце учебного года Качество выставочных работ.
Третий год обучения
Наименование темы Форма
контроля Сроки
проведения Какие знания и умения проверяются
Изготовление декоративных аппликаций из соломки Практические
работы Во время изучения темы Практические навыки, полученные во время курса
Изготовление объёмной композиции Практические
работы Во время изучения темы Составление композиции, использование крупных и мелких форм
Изготовление композиции из соломки с применением ткани и меха Практические
работы Во время изучения темы Виды тканей, с применением соломы
Организационно-массовая работа, выставки Беседа, практические работы В конце учебного года Качество выставочных работ.
Описание материально – технического обеспечения
№ п/пНаименование объектов и средств материально – технического обеспечения
1. Библиотечный фонд, печатные пособия
Литература для педагогов:
Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», изд-во «Просвещение», 1986 г.
Богуславская И.Я. «Дымковская игрушка», изд-во «Художник РСФСР», 1988 г.
Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», изд-во «Просвещение», 1991 г.
Кабаченко С. Поделки из фисташек. М.:2008 г.
Каминская Е. Лоскутное шитье. Ростов-на-Дону, 2010 г.
Калк Б. Веселые игрушки из помпонов. –Ярославль. Академия развития, 2007.
Комарова Т.С. «Как учить ребенка рисовать». Изд-во «Око», 1994 г.
Лещенко Т.А. Нетканый гобелен. Ростов-на-Дону, 2005 г.
Рябцова А. Декор из мешковины и кружева. Ростов-на-Дону, 2005 г.
Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», Москва, 2003 г.
Куликова О.П. Поделки из природных материалов. М.: 2004 г.
Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», Москва, 2003 г.
Соколова О.Ю. Секреты композиции для начинающих художников. М.: 2002 г.
Сокольников М. Чем нам дорого русское искусство. М.: 1959 г.
Ткало Т., Чудина Е., Шквыря Ж. Оригинальные картины из зерен. Цветы, букеты. М.: 2008 г.
Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», изд-во «Просвещение», 2003 г.
Юрум Я. Игрушки из помпонов. –М. Арт-Родник. 2008 г 6.
Ясмин Ю. Игрушки из помпонов. М.: 2008 г.
Журналы «Делаем сами», Н.Новгород, № 21,22,23,2008 г.
Список литературы для детей.
Брофман В. Архитектурная школа имени папы Карло. М.: 2001 г.
Подарки для друзей: Поделки из природных материалов своими руками. – Смоленск: 2002 г.
Дэлби Э. Чудеса и тайны живой природы. М.: 2006 г.
Гомозова Ю. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. Ярославль: 2001 г.
Журналы «Делаем сами», № 19. Н.Новгород: 2008 г.
Третьяковская галерея. Музеи мира. М.: 2011 г.
Гирндт С. Разноцветные поделки из природных материалов. М.: 2005
2.Технические средства обучения
Ноутбук.
CD-Плеер.
Телевизор.
Электроприборы.
Видеоматериал:
«Наш край»;
«Ейск – город у моря»
Презентационный материал по темам:
«Золотая соломка»;
«Народная игрушка»;
«Кубанские народные умельцы»;
«Кубанская вышивка»
Электронная энциклопедия для детей «Декоративно- прикладное искусство»
Подборка музыкальных произведений:
классическая музыка;
русская народная музыка;
кубанские песни
инструментальная музыка
CD - аудиотека:
«Голоса птиц»;
«Шум дождя»;
«Звуки природы».
3. Оборудование кабинета
Наглядные пособия, образцы
Альбом «Художники и их иллюстрации»;
Альбом «Рисуйте с нами»;
Альбом «Художники Ейска»;
Игры для восприятия цвета и развития руки;
Действующие выставки детских работ;
Образцы выполненных работ;
Репродукции картин.
Технологические карты
Рабочий материал:
Ватманы;
Трафареты;
Краски акварельные, гуашевые;
Кисти;
Ножницы;
Бумага цветная, картон;
Клей ПВА;
Рамки для работ;
Доски разделочные;
Ткань для фона и аппликаций;
Карандаши цветные;
Бусинки, пуговицы;
Лоскутки ткани;
Пробки;
Свечи;
Пластилин;
Глина, гипс;
Губки;
Природный материал (шишки, листья, веточки, коробочки туи, солома)