Модульная единица в разделе ДПТ по теме ИСТОРИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВЫШИВКИ


Данная модульная обучающая программа является первой в блоке теоретических и практических занятий по основам художественного ремесла.
Немного о требованиях:
- уметь рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
- читать схемы и применять их на практике;
- составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико-технологических требований и существующих условий;
- выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, схем, рисунков, заготовок, фурнитуры, инструментов, приспособлений, орудий труда;
- выполнять изделия по схеме, эскизу и контролировать его качество;
- изготавливать вышитые изделия ручным способом;
- находить применение вышитых изделий в интерьере, в быту.

Познав это, ты не должна останавливаться. Следующим твоим шагом будет использование полученных знаний на практике.
Поэтому, отнесись к изучению данной темы серьёзно и постарайся не спеша во всём разобраться самостоятельно.
______________________________________________________________________
Перепиши титульный лист модуля обучающей программы.

1.1. ИСТОРИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВЫШИВКИ
Перепиши на новую страницу своей рабочей тетради.

При изучении данной модульной единицы обрати внимание на интересные факты из истории вышивки.
!!! Внимательно изучи и законспектируй информацию модуля.


Говорят новое – хорошо забытое старое. К счастью, женское рукоделие никогда не исчезало на Руси, оно лишь слегка отодвигалось в тень или вновь выходило вперед. А одним из любимых дамских занятий было вышивание. Исполненные разными способами вышитые салфетки, скатерти, узорчатые воротнички, шарфы, изысканные или простые вышивки на блузках и платьях всегда были прекрасными украшениями домашнего гардероба.
Из поколения в поколение отрабатывались и украшались узоры, цветовые решения, технические приемы вышивания. Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком состоянии: так, например, краснокожие индейцы украшали одеяло, которые покрывались различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивали самые разнообразные узоры.
Вышивание было известно в глубокой древности, колыбелью его был Восток. На Руси искусство вышивать передавалось из поколения в поколение. Пока еще хорошо не исследовано и достоверно нельзя определить к какой эпохе следует отнести и появление вышивания в России.
В курганах IX-XII веков археологи часто находят элементы древней одежды, украшенной сверкающим золотым узором. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют великолепием мотивов и безупречным исполнением узора.
В XVIII-XX веках вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно испытывала веяния моды с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства.
В России обучать ребенка этому ремеслу начинали с четырех-пяти лет. Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию 15-16 годам - сама себе приготовить приданое. В сундуке, к приходу сватов, накапливалось до ста вышитых полотенец, много скатертей, наволочек, праздничной одежды и десятки метров холста, сотканного ее руками. На свадьбе у девичьего приданого устраивали своеобразную выставку, и гости строго оценивали умение и художественный вкус невесты. Но не только об этих качествах рассказывали рукотворные вещи. Их обилие, искусное исполнение, добротность говорили о трудолюбии, усердии и терпении невесты, и всем было очевидно, что в дом к жениху входит прекрасная умелая хозяйка и заботливая жена.
В течение нескольких столетий у русского народа вырабатывались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили особенности вышивки своей местности, постоянно пополняя и развивая ее. Одежду шили из прямых кусков ткани, на которых легко было вышивать по прямой нитке. В одежде вышивали разрез на груди, низ рукавов, юбки, а также соединительные швы.
В русской вышивке особое внимание уделяется геометрическому орнаменту; растениям и животным; придаются геометрические формы.
Различные швы, применяемые в ручной вышивке, могут быть разделены на две большие группы. К первой группе относятся счетные швы, то есть вышивки, которые выполняются по счету нитей ткани, ко второй – свободные вышивки, выполняемые по свободному, заранее нарисованному контуру.
СЧЕТНЫЕ ШВЫ СВОБОДНЫЕ ШВЫ
сквозные счетные - шов «вперед иголку»
(строчевые)- шов «за иголку»
- мережки- крест- стебельчатый
- гипюры- набор - тамбурный
- цветная перевить- «роспись»- шов «шнурок», и т.д.
- строчка с цветным - счетная гладь
контуром
Строчевая вышивка располагается не на поверхности ткани, а в самой ткани, как бы изменяя ее структуру
22872705746754001770574675572770574675Вышивание может быть плоскостным, орнаментальным и декоративным.
а б в
Плоскостные изображения мотивов вышивки (не создают ощущения объема) легко связываются с поверхностью украшаемого изделия, они становятся частью узора. Декоративным изображением является плоскостное изображение мотивов растений, животных, птиц. Отличительной чертой орнаментального изображения является ритмическое чередование элементов или группы элементов, соразмерность всех его частей.


ОСОБЕННОСТИ СИБИРСКОЙ ВЫШИВКИ

-228601774825Традиционное искусство русских крестьян в Сибири - неотъемлемая часть общего культурного наследия русского народа. До начала ХХ века Тюмень была одним из крупнейших промышленных и торговых центров всей Сибири. Через этот город проходили торговые пути, соединяющие Центральную Россию с Сибирью, Дальним Востоком и Средней Азией. Ежегодно в Тюмени и окрестных
-22860285750
селах проводились большие ярмарки, на которые съезжались купцы почти со всех сторон страны.
Ярким проявлением крестьянского художественного творчества в Сибири на всех его этапах было узорное ткачество, плетение, вышивка, вязание кружев. Д.Н. Болдырев-Казарин писал, что повсюду в Западной Сибири больше всего развиты ткачество и вышивание крестиком, т. е. такие технические приемы, которые позволяли выполнять геометрический орнамент. Шов крестиком применялся еще в глубокой древности, преимущественно по полотну, отсчитывая известное количество ниток из ткани или выдергивая их: это, в сущности, то же самое, что вышивание на канве.
Шов крестиком исполнялся преимущественно на рушниках (полотенцах), рубашках, передниках, простынях и пр. Известно, какое важное значение имели полотенца в семейной обрядности. Назначение их довольно разнообразно. Они служили для украшения изб по праздникам, развешанные рядами на веревочках, тянущихся по стенам, являлись чем-то вроде, наивной, первобытной картинной галереей русского крестьянина. В этой же избе они навешивались для украшения вокруг крестьянского зеркала, шкафа с посудой или около образов.
Сибирские крестьянки украшали полотенца-рушники, рукотерники, рукотёрты, стеновые платки – вышитыми, ткаными и кружевными узорами. Чаще всего вышивка или узорное тканьё на полотенце дополнялись кружевами, но нередко на одном и том же полотенце соединялись все три вида украшений (см. рис.).
В Тобольской губернии в начале XIX века любимым украшением полотенец являлись кружева. Академик Фальк отмечал большое трудолюбие крестьянок Тюменского округа, которые кроме «обыкновенных домашних работ» прядут лен, пеньку и шерсть, ткут холст, крестьянское сукно, вяжут чулки и перчатки, плетут тесьму, кружева и бахрому, вышивают кокошники золотом и серебром, ткут шелковые кушаки, ковры и прочее.*
_______________________________
*Мансуров, «Касимовский уезд Рязанской губернии», 1928 г.; С.- 8
В Ишимском округе, по замечанию Фалька, «… многие женщины в деревнях плетут толстые и широкие кружева, которыми обвивают полотенца и скатерти, а узкими – головные платки. Они в сём деле искусны, и работа идет у них очень скоро».
Второе место по общераспространенности и громадному повсеместному употреблению занимают простыни: их стелили по праздникам или вообще в знак особой торжественности, например на свадьбе. Сверх того ими покрывали, свешивая с задка, свадебные телеги и сани.
Далее следуют пологи и наволоки, которые в самом раз украшенном своем виде предназначались для свадеб.
Непременной принадлежностью как повседневного, так и праздничного женского и мужского костюмов был пояс. В Тюменском уезде пояс наравне с крестом считался признаком принадлежности человека к христианству. Говорили: «Ходит, как татарин, без креста, без пояса».
Таким образом, изучая историю различных периодов, мы видим, что каждый из них отличается самобытностью, оригинальностью, неповторимостью.!!! Ты познакомилась с довольно большим объёмом информации. Чтобы эти знания прочнее осели в памяти, необходимо их еще раз повторить, но уже в виде ответов на вопросы.
234315-10795 1. Что ты знаешь о вышивке?
2. Какие основные группы вышивок существуют?
3. Какие изображения мотивов вышивок тебе знакомы?
Расскажи о них.
! Если ты ответила на все вопросы первого уровня, то следующим будет поиск ответов и их запись в собственной формулировке. Только не облегчай себе работу, безумно переписывая ответы. На контроле ты тогда не сможешь ничего вспомнить.
Найдя ответ, прочитай его, потом закрой текст учебной информации, перескажи про себя или запиши то, что ты запомнила. Пусть по началу это будет неполная запись (никто тебя за это не осудит), но с каждым разом ты будешь воспроизводить все полнее и полнее прочитанный текст, и, наконец, наступит момент, когда твоя память будет цепко держать все прочитанное.
Если ты усвоила этот материал, то сможешь спокойно двигаться дальше, но при этом помни:
Только через собственную деятельность
человек познает окружающий мир.