Программа кружка ДПТ Фантазия, творчество, мастерство

-Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №67





«Фантазия, творчество, мастерство»
Адаптационная образовательная программа
дополнительного образования детей
Срок реализации 3 года





Составитель:
Муратова Лариса Викторовна
учитель технологии, педагог дополнительного образования МБОУ г. Иркутска СОШ №67



















Иркутск 2014



Пояснительная записка.

Актуальность программы:
На протяжении всей истории человечества народное декоративно-прикладное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Это удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. Оно сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественного вкуса. Дополнительное образование в школе призвано помочь не только сохранить богатства и традиции декоративно-прикладного искусства, но и их развитию. Программа способствует развитию мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия, творческого воображения, различных форм мышления, речи, воли, чувств. Развитие моторики создаёт предпосылки для становления многих психических процессов. Рукоделие вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
В процессе занятий дети овладевают искусством создания изделий из различных материалов, знакомятся с историей и традициями данных видов рукоделия, учатся изготавливать и дарить подарки. Это имеет культурно-психологическое и социальное значение.
Данная программа имеет художественно-эстетическую и социальную направленность и составлена на основе авторской адаптационной образовательной программы дополнительного образования «Подарок своими руками» (составитель – педагог дополнительного образования МОУ ЦО №47 г. Иркутска Расказчикова Галина Александровна), которая рассмотрена и утверждена на заседании ГКМС, протокол №36 от 21.05.2009г. Базовая программа рассчитана на 3 года обучения: 1 год-144ч, 2 год – 216ч, 3 год – 216ч. В связи с тем, что на практике на работу школьного кружка выделяется всего 144 ч в год, то при условии деления обучающихся на 2 группы возникла необходимость в программе, рассчитанной на 72 ч в год. В программе «Подарок своими руками» автор-составитель предлагает работу с обучающимися по 4 направлениям:
Работа с бисером
Куклы
Вышивка
Работа с цветной бумагой и картоном
Учитывая необходимость сокращения времени обучения, автор данной программы предлагает оставить следующие направления работы:
Куклы
Вышивка
Работа с цветной бумагой и картоном
С целью соблюдения принципа преемственности в обучении содержание 2-го года обучения дополнено разделом «Работа с цветной бумагой и картоном», чего не было в базовой программе
Время на изучение данных видов декоративно-прикладного творчества скорректировано с учетом предполагаемых объектов труда. Изучение каждого раздела завершается выставкой работ обучающихся.
Последовательность выполнения разделов программы может варьироваться.
Программа позволяет вносить изменения в содержание и перечень практических работ, изменять количество часов на изучение отдельных тем в зависимости от интересов и успехов обучающихся
Данная программа направлена на достижение образовательных результатов в соответствии с основной образовательной программой.

Цель программы:
Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
Создание условий, обеспечивающих развитие умений работы с разнообразными материалами, творческих способностей, эстетического вкуса;
Духовно-нравственное воспитание

Задачи:
Развивать творческую активность и самостоятельность;
Научить основным техническим приёмам работы с материалами;
Научить выполнению заданий разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;
Научить планированию выполнения работы и осуществлению самоконтроля;
Познакомить учащихся с культурными ценностями родного города, страны;
Привить основы этики поведения, этикета дарения и получения подарка;
Формировать уважение к труду

Объём курса: Программа рассчитана на 3 года обучения по 72ч в год (всего 216 часов) Занятия проводятся по 2 часа в неделю. Возраст обучающихся 7-14 лет

Ожидаемые результаты:
1 год обучения:
Учащиеся должны знать/понимать:
Свойства используемых для работы материалов: ниток, ткани, бумаги, картона;
Терминологию, связанную с данными видами декоративно-прикладного творчества;
Названия инструментов и приёмы работы с ними;
Правила техники безопасности при выполнении различных видов работ;
Историю развития народной игрушки;
Основные виды вышивки
Технологические особенности работы с бумажной лентой

Учащиеся должны уметь:
Правильно подготовить рабочее место;
Планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу;
Осуществлять самоконтроль;
Пользоваться терминологией;
Пользоваться инструментами и принадлежностями для работы;
Ориентироваться в свойствах и возможностях материалов;
Изготавливать игрушки из ниток и ткани;
Читать схемы для вышивки крестом;
Выполнять работу в технике «Вышивка крестом»
Выполнять простейшие элементы в технике «Квилинг»

2 год обучения:

Учащиеся должны знать/понимать:

Терминологию, связанную с данными видами декоративно-прикладного творчества;
Названия инструментов и приёмы работы с ними;
Правила техники безопасности при выполнении различных видов работ;
Историю развития вязания;
Свойства пряжи различного волокнистого состава;
Виды плоских декоративных стежков;
Особенности работы при выполнении вышивки лентами;
Технологические особенности работы с картоном

Учащиеся должны уметь:

Правильно подготовить рабочее место;
Осуществлять самоконтроль;
Пользоваться терминологией;
Пользоваться инструментами и принадлежностями для работы;
Решать задачи на творческое воображение;
Уметь подбирать материал для работы;
Владеть приёмами вязания спицами и крючком;
Уметь выполнять плоские декоративные швы;
Владеть навыками работы с лентой
Изготавливать изделия в технике «Квилинг»;
Уметь изготавливать объемные изделия из бумаги и картона

3 год обучения:

Учащиеся должны знать/понимать:

Терминологию, связанную с данными видами декоративно-прикладного творчества;
Правила техники безопасности при выполнении различных видов работ;
Историю развития данных видов декоративно-прикладного творчества;
Виды соединительных швов;
Правила подготовки швейной машины к работе;
Основы этикета дарения и приёма подарков

Учащиеся должны уметь:

Решать задачи на творческое воображение;
Планировать последовательность выполнения действий;
Осуществлять самоконтроль;
Пользоваться терминологией;
Заправлять швейную машину;
Выполнять прямые строчки на швейной машине;
Выполнять работу в технике «Мережка»;
Составлять коллажи;
Уметь оформить и вручить подарок


Механизм и условия реализации
В процессе преподавания данного курса предусмотрено проведение теоретических, практических, комбинированных занятий. Большая часть учебного времени отводится на выполнение практических занятий.
Применяются индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы с обучающимися, проводятся беседы, конкурсы, выставки. Рекомендуется осуществлять дифференцированный подход к процессу обучения.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, самостоятельной работы, проблемно-поисковый, исследовательский.
Для реализации программы необходимо светлое, просторное, хорошо проветриваемое помещение с хорошим (в соответствии с санитарными требованиями) освещением рабочих мест. Должен быть набор необходимых инструментов и материалов:

Картон белый и цветной;
Карандаш, линейка, ластик;
Клей ПВА;
Ножницы;
Шило;
Иглы для шитья и для вышивания;
Бусины, тесьма;
Нитки для шитья и для вышивания;
Лоскуты ткани и трикотажа;
Пряжа;
Нож для работы с картоном;
Лекала;
Пинцет;
Схемы для вышивки и для вязания;
Книги и журналы по рукоделию

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тестирование, наблюдение, выставки, конкурсы.
Текущий контроль осуществляется путём промежуточного тестирования, выполнения практических заданий.
Итоговый контроль осуществляется путём тестирования, участия в выставках разного уровня.
Диагностическим механизмом степени реализации поставленных задач может служить мониторинг результатов обучения по образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности) и мониторинг развития качеств личности обучающихся. (см. приложение 1)

Тематический план
1 –й год обучения




Название разделов и тем
Количество часов



всего
теория
практика

1
Куклы
26
5
21

1.1
Вводное занятие

1


1.2
Русская самодельная игрушка. Игрушки из ниток

0,5
5,5

1.3
Куклы из ткани.
«Неразлучники»

0,5
1,5

1.4
Куклы из ткани.
Обрядовая кукла
«Домашняя масленица», «Перевёртыш»


0,5

3,5

1.5
Куклы из ткани.
Кукла-берегиня

1
6

1.6
Куклы из ткани.
Кукла «мокредина»

0,5
3,5

1.7
Итоговое занятие. Оформление выставки

1
1

2
Вышивка крестом
28
6
22

2.1
Техника вышивки крестом

6


2.2
Вышивка крестом миниатюр


20

2.3
Итоговое занятие. Оформление выставки


2

3
Работа с цветной бумагой и картоном
18
1
17

3.1
Вводное занятие. Бумага и картон, как поделочные материалы


0,5
1,5

3.2
Выпуклая бумажная аппликация



4

3.3
Квилинг. Работа с бумажной лентой.

0,5
5,5

3.4
Работа с цветным картоном


4

3.5
Итоговое занятие. Оформление выставки.


2


2-й год обучения



Название разделов и тем
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Куклы
24
3
21

1.1
Вводное занятие

1


1.2
Вязание крючком. Основные приемы

0,5
5,5

1.3
Куклы, выполненные из вязаных деталей

0,5
5,5

1.4
Куклы вязаные крючком

0,5
7,5

1.5
Итоговое занятие. Оформление выставки.

0,5
2,5

2
Вышивка
34
4
30

2. 1
Техника выполнения плоских швов

1
5

2.2
Техника выполнения петельных швов

1
5

2.3
Узелковые швы и техника их выполнения

1
5

2.4
Вышивка лентами

1
7

2.5
Выполнение творческих работ


6

2.6
Итоговое занятие. Оформление выставки.


2

3
Работа с цветной бумагой и картоном
14
2
12

3.1
Работа с бумажными лентами

1
5

3.2
Конструирование из бумаги и картона. Объемные изделия.


1
5

3.3
Итоговое занятие. Оформление выставки.


2






3-й год обучения




Название разделов и тем
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Куклы
36
3
33

1.1
Вводное занятие

1


1.2
Кукла, сшитая из ткани и её гардероб

1
20

1.3
Куклы-подушки

1
11

1.4
Итоговое занятие. Оформление выставки.


2

2
Вышивка
26
3
23

2.1
Строчевая вышивка. Мережки.
Техника выполнения мережек.

3
15

2.2
Выполнение творческих работ


6

2.3
Итоговое занятие. Оформление выставки.


2

3
Работа с цветной бумагой и картоном
10
1
9

3.1
Работа с бумагой различного
Вида. Коллаж.

1
7

3.2
Итоговое занятие. Оформление выставки.


2








Содержание программы
Куклы.
1й год обучения 26ч
Вводное занятие (1ч): Куклы в жизни людей. Виды кукол. Материалы и оборудование для изготовления кукол. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками.

Куклы из ниток(6ч) : Техника изготовления игрушек из ниток: намотка на трафарет, узлы. Способы изготовления волос. Декорирование игрушки: использование лоскутов ткани, бусин, бисера, пайеток, тесьмы и т.п.
Практические задания: кукла-девочка, кукла-мальчик, лошадка

Куклы из ткани (17ч): Сведения о тряпичной кукле. Народные традиции в изготовлении тряпичных кукол. Обрядовые куклы. Особенности изготовления и значение обрядовых кукол. Церемония преподношения кукол в дар. Технология изготовления тряпичных народных кукол.
Практические задания: изготовление кукол «Неразлучники», «Домашняя масленица», «Перевёртыш», «Берегиня», ««Мокредина»

Выставка работ (2ч): Подготовка экспонатов к выставке. Правила размещения изделий.
Практические задания: подготовка изделий к выставке, оформление выставки

2й год обучения 24ч
Вводное занятие (1ч): Вязание, как вид декоративно-прикладного творчества. Применение техники вязания в изготовлении игрушек. Материалы и инструменты для вязания. Правила техники безопасности при вязании крючком.

Вязание крючком. Основные приемы (6ч): Формирование 1-ой петли. Вязание цыпочки из воздушных петель. Технология вязания столбиков без накидов, столбиков с накидами.
Практические задания: вывязывание образцов, изготовление игрушки «кубик»

Куклы вязаные крючком (14ч): Вязание по кругу, вязание фрагментов различной формы, сужение и расширение полотна, способы соединения деталей. Подбор ниток по цвету, толщине, фактуре. Технология изготовления игрушек из отдельных плоских деталей. Декорирование игрушек. Объемное вязание. Оформление подарка.
Практические задания: изготовление вязаных игрушек из плоских деталей (домик, ёлка, колобок), изготовление игрушек на основе объёмного вязания (кукла, мишка, заяц), оформление игрушки в подарок.

Выставка работ (2ч): Подготовка экспонатов к выставке. Понятие о композиции. Создание сюжетных композиций.
Практические задания: подготовка изделий к выставке, оформление выставки
3й год обучения 36ч
Вводное занятие (1ч): Изготовление игрушек из ткани в технике шитья. Виды игрушек, сшитых из ткани. Материалы оборудование и инструменты для работы. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками, при работе на швейной машине, при работе с электроутюгом.

Кукла, сшитая из ткани и её гардероб (21ч): Технология изготовления выкройки и раскроя объемной игрушки. Способы соединения деталей. Ручные швы: вперёд иголку, назад иголку, ручная строчка. Машинные швы: стачной, накладной, вподгибку. Способы изготовления волос. Оформление лица. Технология изготовления и декорирования одежды.
Практические задания: изготовление куклы, изготовление одежды для куклы

Куклы-подушки (12ч): Игрушка в интерьере. Формы диванных подушек. Подушки в форме игрушек. Подбор материалов для изготовления игрушки-подушки. Раскрой и сборка деталей. Декорирование изделия. Подарок-сюрприз.
Практические задания: изготовление игрушек-подушек.

Выставка работ (2ч): Подготовка экспонатов к выставке. Мини-презентация.
Практические задания: подготовка изделий к выставке, оформление мини-презентаций, оформление выставки



Вышивка.

1й год обучения 28ч

Вышивка крестом (26ч): Вышивка , как вид декоративно-прикладного творчества. Виды вышивки. Материалы и инструменты для вышивки крестом. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой. Технология выполнения креста, болгарского креста. Цветовая гармония. Чтение схем для вышивания. Способы оформления открыток, панно. Разработка дизайна оформления вышивки. Инструкция как не надо дарить подарки.
Выставка работ (2ч): Подготовка экспонатов к выставке.
Практические задания: подготовка изделий к выставке, оформление выставки

2й год обучения 34ч
Техника выполнения плоских и петельных швов (12ч): Ручные швы и их применение в декоративном оформлении изделий. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой. Подготовка ткани к вышивке, разметка узора на ткани. Способы закрепления нити. Технология выполнения швов «вперёд иголку», «за иголку», «козлик», стебельчатый, петельный, тамбурный.
Практические задания: оформление салфетки с использованием плоских и петельных швов.
Узелковые швы (6ч): Узелковые швы, как элемент объемной вышивки. Швы «рококо», «французский узелок», их применение и технология выполнения.
Практические задания: изготовление и оформление вышитой композиции с применением узелковых швов.
Вышивка лентами (8ч): Вышивка лентами, как вид декоративно-прикладного творчества. Технология вышивания лентами. Способы закрепления лент на ткани.
Практическое задание: изготовление изделия в технике «вышивка лентами».
Выполнение творческих работ (6ч): применение навыков вышивания при изготовлении изделий. Этикет приёма и преподнесения подарков.
Практическое задание: выполнение и оформление миниатюры с применение различных техник вышивания.,
Выставка работ (2ч): Подготовка экспонатов к выставке.
Практические задания: подготовка изделий к выставке, оформление выставки
3й год обучения 26ч
Строчевая вышивка (18ч): Традиции славянской вышивки. Счетная и строчевая вышивка. Мережки. Техника выполнения мережек «кисточка», «столбик в раскол», «снопики» и др. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой.
Практические задания: оформление салфетки мережкой
Выполнение творческих работ (6ч): Подарок своими руками.
Практические задания: изготовление изделий с применением вышивки «мережка» на выбор.
Выставка работ (2ч): Салфетка, как элемент сервировки стола. Подготовка экспонатов к выставке.
Практические задания: подготовка изделий к выставке, оформление выставки в виде сервированного стола

Работа с цветной бумагой и картоном.

1й год обучения 18ч

Вводное занятие. Бумага и картон, как поделочные материалы (2ч): История возникновения бумаги. Виды бумаги. Свойства картона и бумаги, используемые в декоративном творчестве. Инструменты для художественной обработки бумаги. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Оригами.
Практические задания: выполнение фигурок в технике «оригами»
Выпуклая бумажная аппликация (4ч): Пластичные свойства бумаги. Способы придания бумаге объема. Правила работы с клеем.
Практические задания: выполнение объёмной аппликации
Квилинг (6ч): Работа с бумажной лентой. Технология скручивания бумажных лент. Основные формы (элементы), используемые при создании композиции. Составление композиций. Традиции изготовления открыток.
Практические задания: оформление открытки в технике «квилинг»
Работа с цветным картоном (4ч): Декоративные возможности цветного картона. Технология работы с картоном (разрезание, сгибание). Правила техники безопасности при работе с канцелярским ножом. Многослойные орнамеиты.
Практические задания: изготовление открыток и закладок для книг из цветного картона.
Выставка работ (2ч): Подготовка экспонатов к выставке. Подготовка поздравительного текста
Практические задания: подготовка изделий к выставке, оформление поздравительного текста, оформление выставки.

2й год обучения 14ч
Работа с бумажными лентами (6ч): Применение техники «Квилинг» в создании объёмных изделии. Технология крепления отдельных модулей.
Практические задания: изготовление фигур людей и животных.
Конструирование из бумаги и картона. Объемные изделия.(6ч): Развёртка. Технология конструирования зданий по развёрткам. Упаковка для подарков.

Практические задания: изготовление макетов зданий, изготовление упаковки для подарков
Выставка работ (2ч): Подготовка экспонатов к выставке. Создание композиции.
Практические задания: подготовка изделий к выставке, оформление выставки.


3й год обучения 10ч
Работа с бумагой различного вида. Коллаж. (8ч): Виды бумаги. Изготовление бумаги в домашних условиях. Коллаж. Технология выполнения коллажа с применением различного вида бумаги и дополнительных декоративных элементов (природный материал, тесьма, крупы, макаронные изделия и пр.)

Практические задания: изготовление поздравительного коллажа.
Выставка работ (2ч): Подготовка экспонатов к выставке.
Практические задания: подготовка изделий к выставке, оформление выставки.









Литература для педагога:
Гурбина Е.А, Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы:работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143с.
Орлова Н., Буровик К. История вещей. – М.: Астрель, 2002. – 212 с.
Неботова З.Л. Игрушки-сувениры. – М.: ОЛМА – ПРЕСС; Издательский Дом «Нева», 2000. – 90 с.
Чижик Т.Б., Энциклопедия вышивки. – Харьков: Издательство «Клуб семейного досуга», 2008. – 456 с
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Литература для обучающихся:
Бойко Е.А., Игрушки-подушки. – М.: РИПОЛ коассик, 2007. – 192 с.
Блондель А., Сандрин Д., Игрушки-помпоны своими руками. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 64 с.
Вилер Н., Мягкие игрушки, М.: Издательская группа «Контэнт», 2004. – 128 с.
Смотрова Н.А. Игрушки из нитей. – С-П.: КОРОНА принт, 2000. – 218 с.
Уолтер Х., Узоры из бумажных лент, - М.: Издательство. Ниола-Пресс, 2006. – 317 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











Приложения.

Приложение 1.
МОНИТОРИНГ результатов обучения воспитанников по дополнительной образовательной программе

Показатели
(оцениваемые параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Число баллов
Методы диагностики

Теоретическая подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы
Соответствие теоретических знаний программным требованиям
практически не усвоил теоретическое содержание программы;
овладел менее чем Ѕ объема знаний, предусмотренных программой;
объем усвоенных знаний составляет более Ѕ;
освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период
0
1
2
3
Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Владение специальной терминологией
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии
не употребляет специальные термины;
знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;
сочетает специальную терминологию с бытовой;
специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.
0
1
2
3
Наблюдение, собеседование

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы)
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
практически не овладел умениями и навыками;
овладел менее чем Ѕ предусмотренных умений и навыков;
объем усвоенных умений и навыков составляет более Ѕ;
овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период
0
1
2
3
Наблюдение, контрольное задание

Владение специальным оборудованием и оснащением
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения
не пользуется специальными приборами и инструментами;
испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;
работает с оборудованием с помощью педагога;
работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей
0
1
2
3
Наблюдение, контрольное задание

Творческие навыки
Креативность в выполнении практических заданий
начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;
творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;
творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.
0

1
2

3
Наблюдение, контрольное задание

Основные компетентности

Учебно-интеллектуальные

Подбирать и анализировать специальную литературу




Самостоятельность в подборе и работе с литературой





учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;
испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;
работает с литературой с помощью педагога или родителей;
работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.


0
1

2
3
Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ

Пользоваться компьютерными источниками информации
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни и баллы - по аналогии пунктом выше





Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.)
Самостоятельность в учебно-исследовательской работе
Уровни и баллы - по аналогии с пунктом выше



Коммуникативные
Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей




Адекватность восприятия информации идущей от педагога





объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает;
испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом
воспринимает учебную информацию;
слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании
и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;
сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает
информацию, уважает мнении других.

0
1

2

3


Выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации

перед аудиторией не выступает;
испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации;
готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога;
самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию.
0
1
2
3


Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения
Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств
участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает;
испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога;
участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога;
самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения.
0
1


2
3


Организационные

Организовывать свое рабочее (учебное) место



Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой

рабочее место организовывать не умеет;
испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;
организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога;
самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

0
1

2
3
Наблюдение



















Наблюдение, собеседование

Планировать и организовать работу, распределять учебное время


Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время
организовывать работу и распределять время не умеет;
испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей;
планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей;
самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.
0
1


2

3


Аккуратно, ответственно выполнять работу
Аккуратность и ответственность в работе
безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;
испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;
работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога;
аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам.
0
1
2
3


Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям
правила ТБ не запоминает и не выполняет;
овладел менее чем Ѕ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;
объем усвоенных навыков составляет более Ѕ;
освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.
0
1

2
3





МОНИТОРИНГ
развития качеств личности обучающихся

Качества
личности
Признаки проявления качеств личности


ярко проявляются
3 балла
проявляются
2 балла
слабо проявляются
1 балл
не проявляются
0 баллов

1. Активность,
организаторские способности
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других.
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов.
Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая.
Пропускает занятия, мешает другим.

2. Коммуникативные навыки, коллективизм
Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией.
Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией.
Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает.
Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов.

3. Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированность
Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других.
Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других.
Неохотно выполняет поручения.
Начинает работу, но часто не доводит ее до конца.
Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей.
Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия.

4. Нравственность,
гуманность
Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям,
Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других.
Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб.
Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен.

5. Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности
Имеет высокий творческий потенциал.
Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий.

Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.

Может работать в исследовательско-проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.

В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный.



Приложение 2.
«Вышивка лентами»



История вышивки шёлковыми лентами.
Прародительницей шелковых полосок была веревка из растительных волокон: превратившись сначала в тесьму, она дождалась изобретения ткацкого станка и стала изысканной лентой.
Украшать пышные прически и одежду пестрыми узкими полосками ткани было принято еще в доисторические времена свидетельством тому служат многочисленные находки археологов. Что касается античных цивилизаций, то в их время всевозможные повязки и тесьма были уже более изысканными: расшитые серебряными и золотыми монетами, нитями и бусинами. Более того, по цвету и качеству лент, которыми расшивалась одежда, можно было определить принадлежность человека к тому или иному родовому клану и даже его социальный статус. Средневековье привнесло в историю лент еще одну интересную главу: шнурами и узкими полосками бархата и гобеленового шитья украшали не только наряды, но и подвязывали ставшие модные в то время тяжелые портьеры, а также балдахины над кроватями в спальнях и спинки стульев, положив, кстати, крепкое начало идее мягкого кресла
Сначала расшитые лентами и драгоценностями платья, потом туфли, позже тончайшее белье: вышивка лентами всегда привлекала ценителей роскоши и придворных модников


Однако же все это лишь предыстория.
Настоящая слава декоративных лент началась во Франции, в XIV веке, когда на теплом средиземноморском побережье стали производить драгоценную шелковую нить, а король Людовик XI пригласил в Лион искусных итальянских ткачей, чтобы те обучили местных мастеров. Уже при дворе Людовика XIV лентами, расшитыми жемчугом и драгоценностями, украшали абсолютно все предметы туалета от обуви до панталон. А следующий французский монарх, известный историкам под тем же именем, но уже под номером XV, обожал лентами вышивать и с удовольствием дарил придворным всякие славные мелочи, изготовленные собственными руками.
И с эпохи рококо вышивка лентами стала оформляться в отдельный вид весьма элегантного рукоделия, привлекательного, в первую очередь, тем, что рисунок на ткани выходит объемным и очень реалистичным.
Поначалу крошечными шелковыми бутончиками и листиками украшали лифы дамских платьев, вплетая в петельки лент граненый хрусталь, жемчуг и сверкающие драгоценности.
Позже самые лучшие придворные белошвейки изобрели изысканное белье, вышитое целыми ленточными букетами. В наше время подобные шедевры хранятся в пыльных витринах многочисленных музеев планеты.
В наше время, когда рукоделие вообще испытывает новое рождение не только в нашей стране, но и во всем мире, вышивка лентами тоже не осталась в стороне. Причем технология осталась та же: нынешние мастера пользуются абсолютно такими же приемами, тканями, иглами и лентами, как первооткрыватель этого увлекательнейшего занятия, Его Величество Людовик XV. Конечно, ленты вообще превратились в неотъемлемую часть нашего быта, они стали дешевы, их теперь производят не только из шелка, но еще из атласа, муара, хлопка и всевозможных искусственных тканей такое изобилие рукодельному монарху и не снилось.
Достаточно вспомнить отечественный обычай украшать ими автомобили свадебного кортежа и постельку новорожденного малыша. И, конечно, даже самое простое платье, обычная блузка или неприметная шляпка могут превратиться в нарядный и неповторимый предмет торжественного туалета, если добавить к ним иглу, ленты, умелые руки и немного творчества.

Материалы и инструменты для вышивки лентами

ЛЕНТЫ
Ширина лент – от 2 мм до 50 мм
Шёлковые ленты - у них мягкие волокна, они эластичны, но легко мнутся. Они легко драпируются и принимают заданную форму. Края лент легко распускаются в виде бахромы для достижения оригинального эффекта.
Синтетические ленты– грубее и тяжелее шёлковых. Они значительно более упругие и почти не мнутся. В кромку могут быть вплетены тонкие, жёсткие нити, позволяющие держать заданную форму.
Атласные ленты – могут быть из шёлковой и синтетической ткани. Незаменимы для техник, при которых ленты изгибают, демонстрируя обе стороны: лицевую и изнаночную, которые незначительно отличаются по цвету.
Прозрачные ленты – из блестящей органди или жоржета сложны в обращении, но выглядят очень эффектно.
Фактурные ленты - из бархата с длинным ворсом или вельвета.
Ленты, окрашенные вручную – с рисунками, одноцветные с плавными тональными переходами, многоцветные

ТКАНИ
Вышивать можно практически на любой ткани и выбор зависит от назначения будущего изделия. Ткань должна быть достаточно плотной (чтобы швы хорошо держались), но с относительно свободным переплетением нитей ( чтобы лента проходила без труда и не обтрёпывалась).
Для того, чтобы научиться вышивать, лучше использовать канву, так как в ней уже есть отверстия.


ИГЛЫ
Иглы «синель» - иглы с очень большим ушком, толстым стержнем и острым концом. Размеры 13-24.
Гобеленовые иглы – с длинным широким ушком, толстым стержнем и тупым концом, который не расщепляет нити ткани и ленты.
Иглы «крюил» - универсальные иглы с коротким широким ушком, тонким стержнем и острым концом.
Размер иглы обозначает номер. Чем меньше номер, тем толще игла.



Пяльцы и рамки – маленькие лёгкие пяльцы удобны для вышивания небольших узоров, но не стоит использовать их для вышивания больших узоров, чтобы избежать деформации вышивки. Больше всего для этого подходят пяльцы со струбциной, что освобождает руки. При желании можно обойтись и без пялец.
Шило – используется при вышивке широкими лентами. Им в плотной ткани проделывают отверстие, чтобы уменьшить износ и обтрёпывание ленты.
Подручные средства – соломки для коктейля, палочки для еды, деревянные шпажки для шашлыка. Подложенные под ленту во время выполнения петли, они придадут вышивке объёмность и обеспечат ровность стежка.
Для перевода рисунка – маркеры для ткани, карандаши (для светлой ткани – остро заточенный мягкий простой карандаш, для тёмной ткани- мягкий белый), мелки для рисования по ткани ( для тёмных и грубых тканей).
Рисунок можно перевести с помощью кальки. Подколоть на ткань с переведённым на кальку рисунком и прометать контуры короткими сплошными стежками, затем удалить бумагу.


ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Перед вышиванием проверить ленту на цветостойкость.
Использовать для работы ленты не более 30-50 см длиной, чтобы лента не изнашивалась.
После завершения работы прогладьте вышивку с изнаночной стороны, не заходя на области, заполненные вышивкой, и не разглаживайте ленты. Можно смочить работу из пульверизатора и оставить до полного высыхания.
Откладывая работу на длительное время, выньте её из пялец, чтобы ткань и вышивка не деформировались.

ХРАНЕНИЕ ЛЕНТ
Намотайте ленты на картонные или пластиковые бобины, предварительно обёрнутые папиросной бумагой. С обеих сторон каждой бобины сделайте надрезы, чтобы надёжно закрепить концы лент.
Рассортируйте ленты по цветовой гамме и храните в тёмном месте.
Если на ленте образовались складки, прогладьте утюгом, установив температуру, соответствующую материалу ленты.

Оформление вышитого изделия
Стирка – стирать вышивку только вручную в прохладной воде, используя порошок для деликатных тканей, хорошо прополощите и аккуратно отожмите. Сушите изделие, разложив на ровной поверхности.
Обрамление – Работу, вышитую лентами, лучше поместить в рамку под стекло. Чтобы вышивка не соприкасалась со стеклом, выберите рамку в виде коробки. Так как ленты от солнечных лучей или яркого искусственного освещения выцветают, лучше использовать специальное защитное стекло.


Технологические приёмы

Возьмите ленту длиной 30-50 см. Один конец обрезается под прямым углом другой под острым.

ПЛОСКИЙ УЗЕЛ – выполняется с конца ленты, обрезанного под прямым углом
Со стороны остро обрезанного конца лента закрепляется в ушке иглы. Игла сдвигается по ленте на 5 см; протыкаем ленту остриём иглы на расстоянии 5 мм от края; тянем за ленту, сдвигая по ней иглу, пока не образуется узелок. Лента закреплена, можно вышивать.



ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЛЕНТЫ С ИЗНАНОЧНОЙ СТОРОНЫ ТКАНИ
Вывести ленту на изнаночную сторону.
Выполнить маленький стежок через расположенную рядом ленту. Рядом с первым стежком выполните второй стежок, а затем обрезать ленту.
Можно закрепить концы швейной ниткой , прокладывая стежки за вышитыми деталями, чтобы их не было видно на лицевой стороне.


ТЕХНОЛОГИЯ ВЫШИВКИ ЛЕНТАМИ

РОЗА «ПАУТИНКА»
Начертить на ткани окружность и отметить центр. Обозначить на окружности точки, соответствующие «12, 2, 5, 7, 10» часам на циферблате
Выведите иглу на лицевую сторону в точке «12» часов, провести иглу на изнаночную сторону через центр окружности.
3-4. Повторить то же самое из точек «5», «7», «2» и «10».
5. Вывести ленту на лицевую сторону между стежками вплотную к центру.
6.Выполнять переплетение лентой против часовой стрелки пока не закончиться 1 круг.
7.Туго подтянуть ленту, чтобы скрыть нитки в центре
8. Выполнить ещё 1-2 круга аналогичным способом, вывести нитку на изнаночную сторону и закрепить
9. Вывести ленту более светлого тона на лицевую сторону рядом с концом предыдущей ленты
10. Выполнять переплетения над и под стежками, слегка скручивая и ослабляя натяжение ленты
11. Продолжать переплетать, пока не скроются все стежки основы, вывести иглу на изнаночную сторону
12. Подтянуть ленту. Закрепить ниткой все концы лент
По желанию можно выполнить розу полностью одного цвета.






ЛЕНТОЧНЫЙ СТЕЖОК

Им мы будем выполнять листья розы.
Вывести ленту на лицевую сторону у основания стежка
Прижать ленту к ткани большим пальцем на расстоянии длины стежка
Завести иглу под ленту у основания стежка, расправляя её
Провести остриё иглы через центр ленты у вершины стежка
Провести иглу на изнаночную сторону, аккуратно подтягивая ленту.
Продолжать подтягивать, пока края лены не завернуться.

ЛЕНТОЧНЫЙ СТЕЖОК СО СМЕЩЕНИЕМ
Выполняется как обычный ленточный стежок, только остриё иглы у вершины стежка проводится не через центр, а со смещением влево или вправо.

ЛЕНТОЧНЫЙ СТЕЖОК ИЗОГНУТЫЙ
Перед тем как провести остриё иглы у вершины стежка на изнаночную сторону, ленту изгибают, а после выполнения стежка верхний отогнутый край закрепляют ниткой в цвет ленты.




Прямой стежок



Бегущий стежок


Шов с перевитием

Стебельчатый шов
Стежок-цепочка

Ленточный стежок




Петля с прикрепом




Стежок «Пестик»










Виды вышитых фрагментов






Приложение 3.
Тема: "Вязание крючком. Инструменты и материалы.
Основные виды петель
Цель занятий: ознакомить учащихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком, с техникой выполнения различного вида петель; научить вязать основные виды петель: начальная петля, воздушная петля, столбик без накида, полустолбик и столбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами; воспитывать аккуратность и усидчивость.
Наглядные пособия: образцы вязания крючком.
Инструменты и материалы: различные виды крючков, нитки.

Ход проведения занятий
I. Организационный момент.
Учитель интересуется, кто из учащихся умеет вязать крючком.
II. Основная часть.
1. Теоретические сведения.
Вязание крючком - вид рукоделия, известный во всех странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также различные ажурные салфетки.
Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Научиться вязать крючком проще, чем спицами, для этого потребуются только нитки и крючок. Каждая петля заканчивает вязание, и, если совершена ошибка, работу можно распустить до нужного места, не опасаясь, что петли «убегут».
2. Инструменты н материалы.
Крючки для вязания бывают различной толщины и выполняются из различных материалов: стали, алюминия, пластмассы. Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Номер крючка должен соответствовать толщине ,
плотность вязания зависит от индивидуального стиля каждой вязальщицы).
3. Ннткн.
Хлопок - нитки, разнообразные по цвету и качеству. Используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Лен - очень прочные, чаще неотбеленные нитки. Применяются для изготовления декоративных изделий.
Шерстяная пряжа - натуральный материал. Хорошо сохраняет тепло, применяется для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Блестящая пряжа вискозные или акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают серебристый или золотистый эффект.
Фасонная пряжа изготовлена по особой технологии с добавлением волокон, синтетических и металлизированных нитей.
Фантазийная пряжа - меланжевая пряжа из смешанных волокон с добавлением металлизированных нитей.
4. Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении.
Старым вязаным изделиям можно дать вторую жизнь. Для этого их:
распускают, нитки перематывают в мотки;
стирают при температуре воды 40°С в мыльной воде;
прополаскивают в теплой, выкручивают, дают стечь воде;
при необходимости пряжу выпрямляют, сушат, перематывают пряжу в клубки.
5. Основные виды петель.
Положение крючка в руке - Крючок можно держать по-разному:
либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);
либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).
Начальная петля
На расстоянии 15 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.
Воздушная петля.
Составляет основу вязания, используется для поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке.
Цепочка воздушных петель - основа первого ряда. Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель первая и петля на крючке не включаются в счет.
Соединительный столбик
Крючок вводят во вторую от начала цепочки петлю, подхватывают рабочую нить, накидывая ее на крючок, получают две петли на крючке, через них протягивают нить.


Столбик без накида
Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю, подхватив рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю, на крючке две нити, еще раз берут крючком нитку и протягивают через две петли.
Полустолбик с накидом.
Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю, подхватив рабочую нить, накидывают на крючок и протягивают через эту воздушную петлю, на крючке три петли, еще раз захватывают нить и протягивают ее через три петли.
Столбик с накидом
Накинув нитку на крючок, вводят его в четвертую петлю цепочки, подхватив рабочую нить, закидывают ее на крючок и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке три петли. Еще раз берут нитку и протягивают ее через две воздушные петли. На крючке две воздушные петли. Еще раз берут крючком нитку и протягивают ее через эти две воздушные петли.
Столбик с двумя накидами
Накинув дважды нитку на крючок, вводят ее в пятую от начала цепочки петлю. На крючке три петли. Еще раз берут нитку и протягивают ее через две петли. Еще раз берут крючком нитку, протягивают ее через оставшиеся две петли. Еще раз берут крючком нитку и протягивают ее через две петли.
Столбик с тремя накидами
Накинув трижды нитку на крючок, вводят ее в шестую от начала цепочки петлю. Подхватив рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают ее только через эту воздушную петлю. На крючке пять петель, еще раз берут нитку и протягивают ее через две петли. Так повторяют три раза.
III. Практическая работа «Вязание основных видов петель».
Задание 1
Свяжите образцы петель:
цепочку воздушных петель (20 петель);
столбик без накида;
полустолбик с накидом;
столбик с накидом;

IV. Вопросы для повторения.
Как нужно держать крючок?
Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
Что означает номер крючка?
Как использовать для вязания старую пряжу?
Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.
Тема: "Вязание полотна. "Вязание полотна рядами
Цель урока: ознакомить учащихся с техникой вязания рядам, с основными способами вязания петель, плотностью вязания; научить вязать полотно рядами, выполнять петлю поворота, закреплять вязание, выполнять образцы полотна, вязанного рядами, применяя различные способы вязания петель; воспитывать усидчивость и аккуратность.

Наглядные пособия: журналы по вязанию, образцы вязания
крючком.

Инструменты и материалы: пряжа, крючок.

Ход проведения занятий
Организационный момент.
Основная часть.
Теоретические сведения.
1. Начало вязания.
Чтобы связать полотно необходимой ширины, вяжут цепочку из необходимого количества воздушных петель. При большой ширине полотна лучше вязать цепочку от отдельного клубка, так как очень трудно точно подсчитать количество воздушных петель.
2. Вязание рядами.
Вязание крючком выполняют рядами, поворачивая работу. В начале каждого ряда выполняют петлю поворота, которая состоит из определенного количества воздушных петель и считается первой петлей нового ряда .
3. Основные способы вязания петель.
Все виды петель можно вязать несколькими способами. При этом получаются самые разные текстурные эффекты .
Крючок можно вводить:
под обе стенки петли;
под переднюю стенку петли;
под заднюю стенку петли;
в середину ножки над перемычкой или под ней;
перед ножкой;
за ножкой;
под перемычкой;
под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки.
4. Плотность вязания.
Перед началом вязания модели производят пробный образец с указанным количеством петель и рядов. Затем образец вытягивают, закрепляют булавками и сравнивают с размером 10 х 10 см. При несоответствии с размером производят замену крючка.
5. Закрепление вязания.
После окончания вязания закрепляют его край: нить отрезают и протягивают через последнюю петлю на крючке, затягивая петлю.

III. Практическая работа «Столбик без накида».
Материалы и инструменты: толстая пряжа, крючок.
Задание 1
Свяжите образец столбика без накида, вводя крючок под обе стенки петли.
Свяжите цепочку из 20 воздушных петель.
1-й ряд: выполните петлю поворота - одну воздушную петлю - первая петля столбика без накида в новом ряду. Введите крючок во вторую петлю цепочки и вывязывайте столбики без накида до конца ряда.
2-й ряд: выполните петлю поворота. Введите крючок во -вторую петлю нижнего ряда и вывязывайте столбик без накида до
· конца ряда, вводя крючок под обе стенки петли.
3-й ряд (и последующие ряды). Вяжутся, как первый ряд.
Задание 2
Свяжите образец столбиками без накида, вводя крючок под заднюю стенку петли.
Задание 3
Свяжите образец столбиками без накида, вводя крючок под переднюю стенку петли.
IV. Практическая работа «Столбик с накидом.».
Учащиеся m'oijt выполнить зту работу при наличии времени. Порядок выполнения
Свяжите цепочк) из 20 воздушных пегель и выполните петлю поворота - три воздипные петли, а далее провязывайте все последующие ряди столбиком с пактом.

V. Контрольные вопросы.
Как выполнить пробу на прочность?
Для чего нужна петля поворота и как ее выполнить?
Какие три основных способа вывязывания пeтлu вы знаете?
Как закрепить нить после окончания работы?
Выполнить образцы вязания столбиком с накидом за заднюю и за переднюю стенку.


Тема: Вязание по кругу. Способы вязания по кругу. Получение полотна различной формы.
Цель занятий: ознакомить учащихся с техникой вязания по кругу; научить учащихся началу вязания по кругу, плотному вязанию по кругу в виде круга, квадрата, шестигранника, шестиугольника, правильно провязать прибавку петель; вырабатывать усидчивость, аккуратность; воспитывать любовь к рукоделию.

Наглядные пособия: журналы по вязанию.

Инструменты и материалы: крючок, пряжа.

Ход проведения занятий:
Организационный момент.
Основная часть.

Теоретические сведения.
Изделие в форме круга, квадрата, шестигранника начинают вязать с основного кольца: вяжут крючком цепочку из небольшого количества петель, затем вводят крючок и вытягивают нить, т.е. закрывают кольцо. В центре изделия остается отверстие (рис. 114, стр.212).
Если необходимо закрыть отверстие, начинают вязание с петли и нити. Крючок вводят в петлю, делают накид и вытягивают нить, затем делают петлю поворота и провязывают первый круг кольца столбиком без накида, вывязывая в него короткий конец нити. Закрыв круг соединительным столбиком, затягивают отверстие, подтянув за короткий конец нити.

2. Способы вязания по кругу.
Первый способ описан выше.
Второй способ: после выполнения основного кольца вяжут несколько воздушных петель, которые являются петлями поворота. Затем провязывают нужное количество петель, вводя крючок в середину основного кольца. Круг соединяют соединительным столбиком. Перед началом следующего ряда делают петлю поворота.
Для получения плоского изделия в каждом ряду делают определенное количество прибавок. В описании каждого конкретною изделия указывают количество прибавок в каждом ряду
III. Практическая работа «Плотное вязание по кругу»
1. Полотно - круг.
Начало вязания - цепочка из четырех воздушных петель. Замкните ее в круг полустолбиком - получилось колечко.
1-й круг: 8 столбиков без накида из центра колечка.
2-й круг: на каждой петле основания по два столбика без накида.
3-й круг: на первой петле один столбик без накида, на следующей - 2 столбика без накида. Повторить по всему кругу.
4-й круг: на 1-й и 2-й петлях - по одному столбику без накида, на следующей - два столбика без накида. Повторяйте по всему кругу.
В следующих кругах этот промежуток постепенно увеличивается до трех, четырех и более столбиков.

Самоконтроль
Время от времени вязание кладите на стол: если полотно лежит ровно, не топорщится, не стянуто, то работа выполнена правильно.

2. Полотно - квадрат
Свяжите цепочку из четырех воздушных петель. Замкните ее вокруг полустолбика.
1-й ряд (из центра колечка): 1 столбик без накнда, 1 воздушная петля, и так чередуйте, пока не свяжете 4 столбика без накида и 4 воздушных петли. Ряд должен закончиться одной воздушной петлей. Соедините ее с началом ряда полустолбиком.
2-й ряд и все последующие ряды: на каждой воздушной петле предыдущего ряда вяжите по два столбика и между ними 1 воздушную петлю, а на каждой петле основания выполняйте по одному столбику без накида.
Принцип вязания треугольного, квадратною, шестиугольною полотен один и тот же: работ) начинают с цепочки из воздушных петель, число которых соответствует количеств) сторон полотна Затем, провязав первый ряд, отмечают начало осевых линий (их столько же, сколько сторон) и вяжут. делая в каждом ряд; прибавления на осиных линиях.
IV. Вопросы для повторения.
Назовите два способа начала вязания по кругу.
Что получится, если при вязании по кругу не делать прибавок?
Чем отличается вязание круга от вязания квадрата?
Проверка и оценка выполненной работы, исправление недочетов при вязании полотен.




Элементы технологии вязания крючком
Образование первоначальной петли
1. Возьмите нитку в левую руку



2. Вязальный крючок введите под нитку


3. Поверните крючок по часовой стрелке


4. Введите крючок под нитку зацепите и протащите её




Цепочка воздушных петель

Не вынимая крючка из образовавшейся петли, захватите нитку с пальца и протяните её через петлю на крючке. Получится новая петля.
Следующие петли образуются таким же способом.
Получится цепочка воздушных петель, которая служит основой для вязания следующих рядов.








Полустолбик или соединительный столбик

Введите крючок во вторую воздушную петлю от крючка.



2. Подхватите рабочую нить и протяните
через петлю предыдущего ряда и через петлю,
находящуюся на крючке.


3. Введите крючок в следующую воздушную петлю.






Столбик без накида

1.Свяжите цепочку, введите крючок во 2-ю петлю.



2.Накиньте нитку на крючок, протяните её через эту петлю


3. Накиньте нитку на крючок и протяните её через 2-е петли, находящиеся на крючке.


4. Введите крючок в следующую воздушную петлю. Так вяжите до конца ряда.




















Приложение 4.
«Мережка». Основные приёмы работы.






































Приложение 5.
Квилинг. Иллюстративный материал.

Заготовка бумажных лент:



Приёмы работы:


Базовые элементы:





Готовые изделия:



















Правила работы.

Работать начинай только с разрешения руководителя.
Применяй инструменты только по их назначению.
Не работай неисправными и тупыми инструментами.
Пользуясь инструментами, держи его так, как показал руководитель.
Инструменты, материалы, заготовки и детали храни в предназначенном для этого месте.
Не держи ножницы концами вверх. Не оставляй их в раскрытом виде.
Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
Помнить ,что клей токсичен. После окончания работы плотно закрыть тюбик с клеем
Рабочее место держи в чистоте.




Picture 4Picture 6Описание: 33Picture 5Picture 7Описание: 9Picture 6Описание: sourcePicture 7Picture 8Picture 10Picture 13Picture 7Picture 7Picture 6Picture 3Рисунок 608267Описание: img094Рисунок 608266Описание: img095Рисунок 608265Описание: img096Рисунок 608261Описание: img052Рисунок 608259Описание: img058Рисунок 608258Описание: img012Рисунок 15Описание: img015Рисунок 16385Описание: сканирование0022Рисунок 30Описание: сканирование0019Рисунок 28Описание: сканирование0021Рисунок 26Описание: сканирование0022Рисунок 24Описание: сканирование0024Рисунок 22Описание: сканирование0026Рисунок 21Описание: сканирование0027Рисунок 20Описание: сканирование0032Рисунок 19Описание: сканирование0029Рисунок 18Описание: сканирование0030Рисунок 17Описание: сканирование0031Рисунок 608270Описание: D:\Нужное\1 СЕНТЯБРЯ\рукоделие\Презентация Квилинг\Фото (квилинг)\DSC00017.JPGРисунок 608273Описание: D:\Нужное\1 СЕНТЯБРЯ\рукоделие\Презентация Квилинг\Фото (квилинг)\DSC00024.JPGосновные формыPicture 6Описание: основные формыРисунок 608274Описание: D:\Нужное\1 СЕНТЯБРЯ\рукоделие\Презентация Квилинг\Фото (квилинг)\DSC00032.JPGРисунок 608276Описание: D:\Нужное\1 СЕНТЯБРЯ\рукоделие\Презентация Квилинг\Фото (квилинг)\DSC00154.JPGРисунок 608278Описание: D:\Нужное\1 СЕНТЯБРЯ\рукоделие\Презентация Квилинг\Фото (квилинг)\DSC00062.JPGPicture 13Описание: zv3_ Заголовок 115