Проект «Развитие толерантного уклада жизни, основанного на системе идеалов бурятского (русского) народа»


Тема проекта: «Развитие толерантного уклада жизни, основанного
на системе идеалов бурятского (русского) народа»
Гармаева В.З. – председатель Управляющего совета МБОУ «ЭООШ»,
Цыдыпова Ж.У. – и.о. директора МБОУ «ЭООШ»
МБОУ «Элысунская ООШ»
Объект проекта – образовательная среда МБОУ «Элысунская ООШ»
Предмет проекта – толерантные качества личности учащегося МБОУ «Элысунская ООШ»
Гипотеза проекта:
Создание благоприятных условий для воспитания толерантности у учащихся;
Толерантность – представляет собой ценность и социальную норму гражданского общества. Поэтому как никогда очень важным фактором является формирование и внедрение норм толерантного сознания граждан в обществе. Формирование основ толерантного сознания личности необходимо начинать со школьной скамьи, учитывая возрастные особенности детей, создавая необходимые условия для воспитания подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности.
В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому нам следует воспитывать у детей именно такое понимание толерантности, как восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого. Это может произойти в скором будущем, если понятие "толерантность" прочно войдет в семейный лексикон. Именно родители одними из первых должны развивать в себе и в детях толерантное отношение к другим, так как влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.
Актуальность
Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны.
Проблема.
Школьный возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Дети активно включаются во взрослую жизнь, формируют свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Исследования показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижение людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры. В нашей школе на сегодня обучаются 16 приемных детей, из них – 14 детей русской национальности. И поэтому педагогический коллектив школы, родительский комитет, Управляющий совет ставит перед собой цель: воспитание толерантности у учащихся, терпимости к культуре чужого народа. С этой целью совместно с администрацией школы Управляющим советом разработан проект на тему «Развитие толерантного уклада жизни, основанного на системе идеалов бурятского (русского) народа»
Цели и задачи проекта
Цель проекта
воспитание толерантной личности, испытывающей уважение к своему народу, гордость за его культурные традиции, ценности и достижения и в то же время, с уважением относящейся к многообразию культурных традиций других народов и стран.
Задачи проекта:
Формирование позитивного отношения к культурным традициям разных народов.
Обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.
Внедрение новых методик, форм и приёмов работы по развитию толерантности в образовательном процессе.
Планируемые результаты проекта
Разработать:
Программу курса «Терпимость и уважение к культуре народов, проживающих в Бурятии».
Разработать план работы с приемными детьми.
Систему мероприятий по развитию толерантных качеств личности учащихся.
Создать:
Эффективную модель взаимодействия школы и общества в аспекте толерантности
Банк данных приемных детей в школе.
Уголок «Толерантность – путь к миру и согласию».
Этапы реализации проекта
Организационно-методический (1 этап)
Разработка плана реализации проекта, определение списка необходимых мероприятий.
Разработка плана работы с приемными детьми.
Формирование банка данных с приемными детьми
Проведение родительского лектория «Толерантность – дорога к будущему».
Комплексное социологическое исследование состояния образовательной среды в аспекте толерантности.
Практический (2 этап)
Установление взаимоотношений между субъектами образовательного пространства с учетом уровня толерантности
Участие Управляющего совета школы и родительского комитета в организации родительской конференции по проблеме толерантности в школе
Проведение развивающих семинаров и тренингов для педагогов и родителей приемных детей.
Проведение «круглого стола» с родителями, классными руководителями по результатам работы в аспекте толерантности.
Проведение научно-практической конференции «Конфликты современного общества и проблема толерантности».
Мониторинг происходящих изменений при помощи качественных социологических замеров.
Аналитический (3 этап)
Разработка и проведение серии классных часов и открытых уроков (1-9 класс) по проблеме толерантности в современном обществе.
Комплексное социологическое исследование изменений толерантных качеств среды, соотнесение реального положения вещей с планируемым результатом.
Проект основан на:
актуальности воспитания терпимости в детях;
возрождении приоритетности семейного воспитания;
на тесном сотрудничестве с родителями приемных детей
изучении культурных традиций Бурятии, России.
Проект опирается на следующие идеи:
опора на базовые потребности ребенка;
совместная деятельность взрослых и детей;
формирование у воспитанников осознанного и позитивного отношения к многообразию культурного мира двух народов бурятского и русского:; развитие творческого потенциала воспитанников.
При этом важным является формирование у родителей и детей установки на совместную творческую деятельность путем внедрения активных форм и методик психолого-педагогического воздействия на них, основанных на принципах личностно-ориентированного воспитания.
Содержание и основные направления реализации проекта
Ценностная значимость толерантности:
Уважение к разнообразию различных мировых культур;
Устойчивость гармонии между различными этническими группами, религиозными конфессиями;
Правильное понимание самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;
Принципы осуществления деятельности по развитию толерантных качеств личности школьника
Комплексный подход к формированию системы мероприятий, их взаимодействие.
Последовательность проведения мероприятий, обеспечивающую устойчивость создаваемых структур.
Направление деятельности Формы работы
Содействие национально-культурному взаимодействию Фестиваль «Дети разных народов мы мечтою о мире живём»
Выставка детского творчества «Бурятия родная» (конкурс рисунков, плакатов, стихов, сочинений) и т.д. Использование ресурсов внешнего сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности Индивидуальная работа с родителями, с учащимися
Круглый стол «Толерантность в учебно-познавательном процессе».
Сотрудничество с библиотекой с/п «Элэсун»
Книжная выставка «Искусство жить в мире».
Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в подростковой среде
Проведение секции по вольной борьбе, участие в соревнованиях районного и регионального уровня.
Проведение общешкольного литературного вечера «Бурятия многонациональная».
Конкурс рисунка «Цветок толерантности».
Занятия психолога для учащихся и родителей (индивидуальные, групповые) по проблеме «Школьные конфликты».
Анкетирование среди приемных детей.
Цикл классных часов на тему «Обычаи, традиции, верования и праздники бурятского народа»
Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в ОУ Круглый стол с приглашением родителей приемных детей на тему: «Декларация принципов толерантности».
Выставка «Мир права вокруг нас».
Игровая программа «Дружат дети на планете»
Развитие толерантной среды ОУ средствами массовой информации
Книжная выставка, посвященная Международному Дню толерантности «Непростые истины».
Выставка творческих работ «Край мой родной»
Презентация проекта «Планета толерантности»
Воспитание культуры толерантности через систему образования
Игра – викторина по произведениям русской и бурятской литературы «Толерантная личность».
Игра на развитие толерантности для учащихся 3 – 4 классов «Мы строим дом, где всегда солнце».
Исследовательская деятельность уч-ся по темам «Праздники и культурные традиции русского и бурятского народов»
Конкурс мини-сочинений «Жить в мире с собой и другими»
Уроки психологии «Толерантность от А до Я»,
Поддержание межконфессионального мира и согласия
Диспут «Терпимое отношение к культурным традициям других стран – дорога к миру?».
Сотрудничество с Курумканским дацаном «Гандан Ше Дувлин».
Школьный проект «Толерантность: объединяем усилия».
Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Проекта Анкетирование учащихся и родителей «Мое мнение о толерантности».
Так как приемные дети учатся во всех классах, оптимальным вариантом реализации программы мы определили систему коллективных творческих дел в каждом классе. Все представленные блоки программы разработаны с учётом возрастных особенностей детей, для адаптации вновь прибывших учащихся (приемных детей). Каждая ступень обучения, каждый блок есть относительно самостоятельная подпрограмма, имеющая своё наименование, свою относительно самостоятельную логику осуществления.
5 класс «Мир моей семьи»
Поскольку для детей 10-11 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, мы ориентируемся в своей работе на те доверительные отношения, которые складываются у ребёнка в семье, стремимся активно привлекать родителей к делам класса.
6-й класс «Мир моего класса»
Для младших подростков приоритетное значение имеют отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно – воспитательных целях. Для психологического комфорта ребёнку необходимо ощущать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо прививать ученикам мысль о том, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой классным коллективом.
Целью воспитательного процесса в 6 классе становится воспитание чувства сплоченного коллектива.
7-й класс «Мир вокруг нас»
К 12-13 годам подросток более обеспокоен тем, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. Поэтому целью воспитательного процесса в 7 классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
8 класс «Мы вместе»
Целью воспитательного процесса в 8 классе становится формирование толерантных отношений между мальчиками и девочками, развитие желания становится лучше, самосовершенствоваться.
9 класс «Искусство жить в мире»
14-15 лет – время, когда у подростка, благодаря общению со сверстниками и взрослыми людьми, активно формируется внутренняя позиция личности. Огромное влияние на воспитание личности оказывает средства массовой информации. Поэтому в 9 классе целесообразно вести разговор о тех видах нетерпимости, которые можно квалифицировать как нарушение прав человека, как преступление против человеческого общества на основе религиозных, национальных половых и других различий. Целью воспитательного процесса в 9 классе становится осознание многоликости окружающего мира и себя как части этого мира.
Выводы и предложения по результатам реализации проекта
Система мероприятий по развитию толерантных качеств личности поможет повысить исследовательскую и творческую активность учащихся, уровень их воспитанности, а также будет способствовать решению межличностных, психологических и социальных конфликтов в школе, семье, между сверстниками.
Система мониторинга толерантных качеств образовательной среды (комплекс социологических исследований) поможет руководителю образовательного учреждения своевременно получать информацию о характере изменений в пространстве школы, обеспечить субъектов образовательного процесса необходимыми ресурсами для решения возникающих проблем во взаимоотношениях
Планомерная работа по воспитанию толерантности учащихся, адаптация приемных детей к условиям образовательного учреждения поможет установить среди учащихся дружеские и доверительные отношения между собой, будет мотивировать их к сотрудничеству.