Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзажное иллюстрирование литературного произведения» 2 класс


Урок изобразительного искусства во 2 классе
План – сценарий урока.
Организационный момент
Приветствие и представление.
Сообщение темы урока.
- О мире, который мы видим вокруг, можно рассказать словом или звуком, линиями или цветом и даже движением. Для этого созданы разные виды искусства: искусство слова, музыкальное искусство, изобразительное искусство. Начинаем урок изобразительного искусства.

Давайте хором прочитаем тему нашего урока:
Иллюстрируем стихотворение Юнны Мориц «Идёт Весна по городу».
Работать будем тремя группами. Составьте в своих группах связное высказывание, обсудите ответы на следующие вопросы:
- Что такое иллюстрации?
- Где они бывают?
- Кто их создаёт и зачем?

А теперь давайте уточним и дополним свои представления об иллюстрациях. Для этого обратимся к толковым словарям русского языка. Читаем определение слова «иллюстрация» с доски или со слайда:
Иллюстрация – рисунок, который изображает, дополняет, уточняет то, что сказано в тексте. Иллюстрация может принадлежать автору текста или художнику-иллюстратору.

- Пользуясь этим определением, сформулируем художественные задачи:
* изобразить,
* уточнить,
* или дополнить то, что сказано словом.

Эмоционально – ценностное восприятие художественного произведения
- Стихи, как музыку, будем учиться слушать, представлять и чувствовать.
Под музыку (фрагмент из цикла П.И.Чайковского «Времена года. Апрель») учитель читает стихотворение Юнны Мориц «Идёт весна по городу».
Динь! Дон!Динь! Дон!Это что за нежный звон?Это пролесок-подснежникУлыбается сквозь сон!
Это чей пушистый лучТак щекочет из-за туч,Заставляя малышейУлыбаться до ушей?
Это чья же теплота,Чья такая добротаЗаставляет улыбатьсяЗайца, курицу, кота?И по какому поводу?Идёт ВеснаПо городу!
Весна Мартовна Подснежникова,Весна Апрелевна СкворешниковаВесна Маевна Черешникова!
Анализ прослушанного стихотворения
- Поэт – это художник слова, он умеет увидеть что-то новое, удивительное и поделиться этим с читателями или слушателями, передать своё настроение. - Что удивило вас, что нового открыли вы для себя, слушая стихи Юнны Мориц о Весне?
- Что вызывает у нас чувство радости, от чего становится весело на душе?
- В стихотворении Юнны Мориц слово «Весна» написано с заглавной буквы, как вы думаете, почему? (Свободные высказывания детей)
- Каждый год к нам в город приходит не одна красавица Весна, и у каждой из них есть своё имя. Оно складывается из трёх слов – фамилии, имени и отчества. Так издавна принято звать-величать нас, россиян.
- Как поэтесса зовёт-величает каждую из них и почему именно так?
- Значит, задача иллюстратора – представить, нарисовать нашу русскую красавицу Весну.
III. Распределяем работу, обсуждаем проект иллюстрации в группах.
1 ряд – Весну Мартовну Подснежникову.
2 ряд - Весну Апрелевну Скворешникову3 ряд – Весну Маевну Черешникову
План обсуждения, карточка-помощник № 1
1) Кого (что) изобразите на своём рисунке?
2) Как они выглядят, во что они одеты, что делают?
3) Какие краски следует выбрать и почему?
Совет: выделите в каждой строфе нужные слова-предметы, слова - признаки.
(Совместное перечитывание стихотворения, выделение нужных деталей общего рисунка)
IV. Физминутка. Слушаем, представляем, показываем.
Звучит музыка «Голоса птиц»
- Чтобы не только увидеть, но и самим почувствовать Весну, приглашаю всех на воображаемую прогулку.
Весенним днём мы отправились гулять по городу (с улыбкой, взявшись за руки, исполняем ходьбу на месте)
Высоко в небе светит тёплое, яркое, весеннее солнышко (поднимаем руки вверх и круговыми движениями рисуем в воздухе большое весеннее солнце)
На проталинках тут и там уже проглядывают зеленые листики подснежников (вытягиваем руки вперёд, делаем повороты туловища влево и вправо)
Тает снег, прислушайтесь, как журчат весёлые ручейки (приседаем и прислушиваемся)
Отовсюду слышны звонкие птичьи голоса: свистят синички, весело чирикают воробьи (круговые движения головой).
Согретые весенним солнышком (поглаживание себя), возвращаемся домой (Ходьба на месте. Дети садятся за столы).
Мы снова на уроке изобразительного искусства и теперь наша задача - на бумаге передать то, что увидели, слышали и почувствовали вместе с поэтессой Юнной Мориц. Поможет нам в этом азбука изобразительного искусства.
V.Вспоминаем азбуку изобразительного искусства. Карточка-помощник № 2
1. Выбираем положение листа: вертикальное или горизонтальное.
Весна преобразила всё вокруг: небо, воздух, землю, весна – повсюду.
2.Намечаем линию горизонта: в середине, выше или ниже середины листа.
Определяем, кого и что изобразить на переднем и заднем плане, в центре, слева, справа, вверху листа, внизу.
Перечитаем стихотворение и представим, как они выглядят, во что одеты, что делает каждый из них.
Договоримся, какими красками, какими линиями и формами передадим красоту Весны, подчеркнём её тепло и нежность.

VI. Коллективная творческая работа в малых группах.
Учитель наблюдает за работой обучающихся. В случае затруднения отвечает на вопросы детей, консультирует, советует.
VII. Презентация выполненной работы.
- Представьте свою работу с помощью строчек из стихотворения, которые можно подписать под вашей иллюстрацией.
VIII. Рефлексивный анализ урока
- Работа окончена, давайте поделимся своими впечатлениями. На листочках, которые лежат перед вами, названы разные виды работ на этом уроке. Отметьте те из них, которые лично вам удались и понравились.
Нам понравилось:
- представлять и показывать то, что сказано словом;
- перечитать стихотворение, отыскивать нужные объекты;
- выбирать нужную гамму красок
- обсуждать детали рисунка;
- дополнять стихотворение Юнны Мориц своим видением.
IХ. Подведение итогов уроков.
Сегодня на уроке мы с вами выступали в роли художников-иллюстраторов и поняли, как интересно читать стихи, рисовать иллюстрации к ним.
Благодарю за сотрудничество! Урок окончен.