Тематическое рисование. Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе.
Тема: Тематическое рисование. Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»
Цели и задачи:
-закрепить понятия о композиции и перспективе, закрепить умения и знания в изображении русской природы;
-познакомить с творчеством художников Е.Рачева и Ю.Васнецова, с русским народным костюмом;
-воспитывать интерес к устному народному творчеству, чувство сопереживания с героями сказки;
-развивать умение изобразительными средствами выделять главное в сюжете, развивать творческую фантазию.
Оборудование:
Для учителя:
-образцы работ,
- презентация
Для учащихся:
-акварель
-гуашь
-восковые мелки

1-й урок
План урока:
1.Проверка организации рабочих мест.
2.Беседа «Сказочные сюжеты». Рассказ учителя о художниках Е.Рачеве и Ю.Васнецове.
3.Продумывание сюжетов и их композиционных решений.
4.Выполнение композиции в карандаше.
5.Выполнение композиции красками.
6.Подведение итогов урока.
Ход урока:
1 .Проверка организации рабочих мест.
2.Беседа «Сказочные сюжеты». Рассказ, демонстрация и анализ произведений художников Е.Рачева и Ю.Васнецова.
Сегодня мы будем рисовать сказку. Сказка - рассказ о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных и фантастических сил. Сказки вам знакомы и любимы с раннего детства. Ведь в них много чудес, в них разговаривают звери, а главное - всегда побеждает добро.
Слайд 2

-Давайте вспомним наиболее известные сказки. Кто является героями этих сказок?

Слайд 3



Слайд 4



Слайд 5

-Выполнял иллюстрации к этим сказкам художник Евгений Михайлович Рачев. Е.М.Рачев - волшебник, под кистью которого сказка оживает. Смотришь и смотришь на этих зайцев, лис, медведей, и никак не налюбуешься. Герои рисунков Рачева «одеты» как люди, в человеческую одежду, так художник хочет показать, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрывается настоящая жизнь. Цветные рисунки Рачева красочны, декоративны. Художник работал акварелью, которую клал тонким прозрачным слоем, гуашью и углем.

Слайд 6

-Другим ярким художником-иллюстратором является Юрий Михайлович Васнецов. На ярких, занимательных рисунках Васнецова выросло не одно поколение юных читателей. Его герои - храбрый петух, робкий заяц, смешной козленок, неуклюжий и добродушный медведь, веселый кот, злой волк и плутовка-лиса.

Слайд 7

Все иллюстрации Васнецова отличаются яркостью красок. Васнецов трудился очень много, помногу раз рисуя любимые сказки. Он учился в нашем городе (в Петрограде), в поисках заработка молодой художник начал работать в отделе детской и юношеской литературы Государственного издательства, где обрел себя в иллюстрировании детских книг.


-Вам хочется узнать какую сказку мы будем рисовать?
Отгадайте народные загадки и вы узнаете героев нашей сказки.
1.Рыжая птичница 2.Корова комола
пришла в курятник лоб широк,
порядок наводить. глаза узенькие,
(лиса) в стаде не пасется
и в руки не дается.
(медведь)
3.Из-под кустика хватит. (волк)
4.Косой бес поскакал в лес.(заяц)
5.Кто пострадал при встрече с одним из этих зверей! (колобок)
-Что же с ним произошло?
-Чему учит эта сказка маленьких детей?(Нельзя уходить из дома, на каждом шагу тебя подстерегают опасности.)
-Давайте посмотрим как Е.Рачев и Ю.Васнецов по-разному проиллюстрировали сказку «Колобок».
Слайд 8

-Кто из художников проиллюстрировал сказку?
-Почему?
-Где произошла встреча колобка с зайцем, медведем, волком и лисой?
-Что окружает героев?
- Почему звери изображены крупно, на первом плане?

-Кто из художников проиллюстрировал сказку? (Рачев)
-Почему? (Рисунки светлые, прозрачные)
-Где произошла встреча колобка с зайцем, медведем, волком и лисой? ( В лесу, на тропинке)
-Что окружает героев? (Деревья, елки, кусты)
- Почему звери изображены крупно, на первом плане? (Встреча колобка с героями - самое главное в сказке.)

Слайд 9

-Кому принадлежат эти иллюстрации?
-Как художник показывает сказочность происходящего?

Слайд 10




-Кому принадлежат эти иллюстрации? (Ю.Васнецову)
-Как художник показывает сказочность происходящего? (Яркий фон- светлые герои, яркие герои на спокойном фоне.)
Слайд 11

Посмотрите, как современные художники изображают героев сказки.

Слайд 12

-Как художники показали, что «Колобок» - русская народная сказка?


-Посмотрите, как современные художники изображают героев сказки. -Как художники показали, что «Колобок» - русская народная сказка?
(Герой в народных костюмах.)
3.Продумывание сюжетов и их композиционных сюжетов.
Слайд 13



Слайд 14




Учитель с учащимися обсуждают какие сюжеты можно нарисовать. Учитель объясняет последовательность выполнения работы:
1.Нарисовать линию горизонта (неба и земли), дорожку.
2.Затонировать общий фон неба, земли, дороги
3.Нарисовать элементы пространства (деревья, кусты, цветы)
4.Нарисовать героев сказки на отдельном листе, вырезать их.
5.Наклеить героев на пейзаж.

4.Выполнение композиции в карандаше.
Учащиеся выполняют первое задание, учитель оказывает индивидуальную помощь тем детям, у которых возникли проблемы в процессе выполнения данного задания.
5. Выполнение композиции красками.
Композиция - соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Мы должны соединить кустики, пенечки, деревья, елочки в пейзаж, который окружал героев сказки. Помним, что чем предмет дальше, тем он меньше, поэтому, если дерево далеко, то эго можно нарисовать маленьким или изобразить только низ ствола и часть нижних веток. Изображения должны заполнять весь лист.
Демонстрация сопровождается комментариями учителя (как изобразить в разных техниках солнце, каким может быть небо, как показать фактуру земли - траву и цветы в разных техниках).
Слайд 15



Слайд 16



Слайд 17



Слайд 18



Слайд 19



Слайд 20



Слайд 21



Слайд 22



Слайд 23



Слайд 24




6. Подведение итогов урока.

2-й урок
План урока:
1.Проверка организации рабочих мест.
2.Повторный показ иллюстраций Е.Рачева и Ю.Васнецова к «Колобку», беседа о русском костюме.
3.Самостоятельная работа-рисование героев сказки.
4.Оформление работы (аппликация).
5.Подведение итогов урока. Коллективное обсуждение детских работ.

Ход урока:
1.Проверка организации рабочих мест.
2.Беседа «Русский костюм».
Слайд 25

-Русский костюм был своеобразным. Он защищал от жары и холода, дождя и ветра; а кроме того, давал представление о статусе человека в обществе. Женский костюм состоял из рубахи, сарафана, душегреи (это короткая распашная одежда на лямках), иногда ее заменял шугай (одежда типа кофты). По головному уборы женщины можно было судить о ее семейном положении. Девушки носили повязку, которой подхватывали распущенные волосы и косу. В праздники надевали венец, богато украшенный вышивкой и самоцветами, или кокошник, расшитый золотой или серебряной нитью. Широко были распространены головные платки.

Слайд 26

Мужской костюм состоял из рубахи, штанов (портов), пояса, головного убора и обуви. Рубаха была длиной до колен или чуть ниже. Разрез на груди выполнялся сбоку, обшивался красной тканью. Наиболее красочным был костюм молодого парня: богато расшитая рубаха с поясом, к которому прикреплены кошелек, гребень, кисет, порты, сапоги с голенищами, шляпа, украшенная лентами. Старики донашивали старые вещи, поэтому их костюм состоял из рубахи и безрукавки.
Обувь, мужская и женская, были одинаковая - лапти. Летом же люди ходили босиком.


-Во что вы оденете героев сказки?
Слайд 27



Слайд 28



Слайд 29



Слайд 30



Слайд 31




-Главных героев нужно выделить и показать их взаимоотношения.
3.Самостоятельная работа - рисование героев сказки.
4.0формление работы (аппликация).
5.Подведение итогов урока. Коллективное обсуждение детских работ.

Рисунки детей.























Список литературы:
1.В.С.Кузин «Изобразительное искусство 1 класс»
«Дрофа» Москва 2005
2.И.П.Фрейтаг «Основы трудового обучения младших школьников на материале традиционной культуры Русского Севера» Санкт - Петербург Издательство РГПУ им. А.Г. Герцена 2001
3.«Большая энциклопедия начальной школы»
Санкт - Петербург «Издательский Дом «Нева»
Москва «ОЛМА- ПРЕСС» 2003
4.«Русские народные загадки, пословицы, поговорки» Москва «Просвещение» 1990












Рисунок 19Рисунок 21Рисунок 27Рисунок 30Рисунок 31Рисунок 35Рисунок 37Рисунок 38Рисунок 41Рисунок 45Рисунок 48Рисунок 49Рисунок 56Рисунок 5815