Открытое занятие по ИЗО Иллюстрирование русской народной сказки Колобок


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Методическая разработка открытого занятия
в творческом объединении «Чудесница»
из раздела «Мы рисуем сказку»
Тема: «Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»
первый год обучения
Составитель: Яструбенко Ирина Михайловна,
педагог дополнительного образования
Гагино
2016
Цель: способствовать формированию умения выполнять иллюстрации к народной сказке на самостоятельно выбранные сюжеты.
Задачи:
1. Познакомить с творчеством художников В. Васнецова, Ю. Васнецова.
2. Формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла.
3. Развивать воображение и мышление, творческие способности обучающихся, их эстетический вкус.
4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживать настроениям героев сказки, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Коммуникативные действия:
- умение выражать свои мысли, развивать речь;
- умение выслушивать друг друга;
- участие в коллективном обсуждении.
Регулятивные действия:
- включение в самостоятельную творческую деятельность;
- проговаривание последовательности действий на занятии.
Познавательные действия:
- умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные УУД:
- положительная мотивация и познавательный интерес к творчеству.
Планируемые результаты:
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека.
Основные понятия: иллюстратор, народные сказки, авторские.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы: сказка «Колобок», портреты художников В. Васнецова, Ю.Васнецова, куклы героев сказки «Колобок».
Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.
Оборудование для обучающихся: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.План занятия
1.Орг. момент. 1 мин.
2. Сообщение темы и цели занятия. 2 мин.
3. Вводная беседа. 8 мин.
4. Физминутка . 3 мин.
5. Объяснение последовательности выполнения работы. 5 мин.
6. Самостоятельная работа. 17 мин.
7. Выставка работ, оценивание. 4 мин.
8. Рефлексия. 3 мин.
9. Итог занятия. 2 мин.
Ход занятия
Этапы занятия Деятельность педагога
Деятельность обучающихся1. Организация обучающихся.
Проверка готовности обучающихся к занятию.
Все внимательно смотрите,
Чудо вдруг произойдёт,
Если в сказку вы хотите,
К вам она сама придёт. Проверка рабочего места.
Дети сидят за столами и слушают педагога.
2. Сообщение темы и цели занятия. - Ребята, а вы любите сказки?
Отгадайте загадку и сформулируйте тему нашего занятия.
Был похож на мяч немножко и катился по дорожкам. Перед волком не дрожал, от медведя убежал, ото всех он убежал, а к лисе на нос попал. Кто это – румяный бок? Ну, конечно … колобок. (Вывешивается иллюстрация, демонстрируется колобок.) Да.
Дети говорят отгадку и формулируют тему занятия.
3. Вводная беседа. - Правильно! На сметане он мешон, на окошке стужен. Круглый бок, румяный бок, покатился колобок.
Катится колобок по дорожке, а навстречу ему кто?
С кем еще колобок встретился в лесу?
(Вывешиваются иллюстрации, демонстрируются куклы.)
- А как можно отличить одно животное от другого?
- Какого цвета и какой формы колобок?
- Все бы хорошо, но встретил колобок лису. А лиса хитрая. Что она сделала?
- По тропинке он катился, своей удалью хвалился, да попался на носок, ам…,и съеден колобок!
- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. Ребята, а вы знаете, как называются картинки в книжках? А художника, который рисует иллюстрации для книг, называют иллюстратором. Вот и вы сегодня попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете сказку «Колобок». Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные. Мы с вами знаем, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни. А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.
Юрий Алексеевич Васнецов.(1900 – 1973)
Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Все иллюстрации Юрия Васнецова отличаются колористической гармонией цветовых и тональных отношений, необыкновенным декоративным даром художника.
Полюбуйся иллюстрациями Ю. Васнецова к сказкам и постарайся понять, как художник с помощью рисунка, цвета, тональных отношений и композиции мастерски передаёт сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».
В картине «Алёнушка» мы ощущаем, как трогательная нежность и глубокая поэтичность русской сказки взволновали чуткое сердце художника. Застывшая поза девочки, склонённая голова, полный печали взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки... В картине «Алёнушка» слиты поэзия народных сказок с поэтичностью и задушевностью русской природы. Немало сказок сложено о богатыре — русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении — со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат заливает таинственным светом всё вокруг. И мы словно попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор... Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.
- Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение. Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?
- Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.
- А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным, светлым, небо — голубым, лес и трава — ярко-зелёными.
-Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
- Вспомним главных героев сказки.
- Кто первым встретился колобку? Какую песенку спел ему Колобок?
Я колобок, колобок!
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, не хитро уйти.
- Кого встретил вторым?
- Третьим?
- Последним?
- Какие загадки вы знаете о них? Как они характеризуют этих животных?
Загадки.
Живу в лесу и на лугу,
Я порчу в огороде грядки
и удираю без оглядки.
Все время по лесу он рыщет,Он в кустах кого-то ищет.Он из кустов зубами щелк,Кто скажите? Это - …
Летом ходит без дорогиВозле сосен и берёз,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос.
У кого из зверей
хвост пушистей
и длинней?  Зайчик.
С волком, медведем, лисой.
По цвету шерсти ,по длине и форме ушей, по хвосту, по мордочке.
Ответы детей.
Попросила колобка сесть на носок и спеть песенку еще разок.
Ответы детей.
Да.
Тёмные.
Яркие.
Дети вместе с педагогом вспоминают содержание сказки.
Заяц
Волк
Медведь
Лиса
Заяц
Волк
Медведь
Лиса
4. Физкультминутка.
Игра «Доскажи словечко»
Из муки его слепили,
После в печку….
На окошке он студился,
По дорожке…
Был он весел,был он смел.
И в пути он песню…
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый…
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую …
От нее уйти не смог
Это сказка…колобок. посадили
приседают
покатился
шагают
пел
мишка
шагают
лису
хвост показывают
Ам5. Объяснение последовательности выполнения рисунка. Композиция рисунка.
- Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему?
- Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?
(В это время педагог демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) 1) Определим расположение главных героев рисунка.
Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.
2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.
-Давайте повторим как и с чего мы начнем.
Дети продумывают макеты рисунков и их композиционные решения.
Ответы обучающихся.
Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки. Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.
Выбрать сюжет.
Решить, вертикально или горизонтально расположить лист.
Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш.
Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном.
6. Самостоятельная работа. Вспомним правила техники безопасности.
Выполнение иллюстрации к сказке «Колобок» в карандаше.
1. Выполнение карандашного наброска.
- Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.
(По окончании работы учитель проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.)
2. Затонировать общий фон, для неба, земли, леса.
3. Работа с цветом.
- Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке. Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).
4. Прорисовывание деталей рисунка.
- Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев, травинки. Дети озвучивают правила техники безопасности.
Дети работают.
7. Выставка работ, оценивание. Детям предлагается защитить свою работу, объяснить, почему он выбрал именно этот сюжет, такие цвета. Защита работ
8. Рефлексия. - Если вам понравилось быть иллюстратором, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то Колобок будет грустным.
Дети рисуют
9. Итог занятия. - Чему мы научились?
- Что нового узнали?
Уборка рабочего места.