Конспект урока Некрасов о жизни во имя высоких идеалов. Персонажная и ролевая лирика 70-х годов. Обзор

Учитель высшей категории Гладских Н.М. МОУ СОШ № 9
Г Ковров, Владимирская область

Весь урок по теме «Концепция мира и человека в лирике Б.Л. Пастернака. «Во всём мне хочется дойти до самой сути» был направлен на достижение основной цели любого урока литературы: использование культурно-воспитательного потенциала в полной мере. Ученики на данном уроке увидели, насколько искусство связано с жизнью, насколько литература связана с живописью, как в ней развиваются христианские традиции. Ученики ещё раз приобщились к культуре и истории родного края. На уроке развивались речевые компетенции учеников, они учились сравнивать и сопоставлять. Этому способствовало использование мультипрезентации.
Тема: Концепция мира и человека в лирике Б.Л. Пастернака. «Во всём мне хочется дойти до самой сути»
Цели: 1)выявить отношение лирического героя Б. Пастернака к миру; рассмотреть, как преображаются традиционные поэтические мотивы «человек и природа», «человек и любовь», «человек и Бог», «человек и творчество» в раннем и позднем творчестве Б. Пастернака;
2)развивать навыки анализа поэтического текста;
3)пробуждать интерес к творчеству Б. Пастернака, воспитывать уважение к личности Пастернака-поэта, прививать умение философски осмыслять жизнь.


Оборудование урока:
1.портрет Б.Л. Пастернака;
2.репродукции икон Андрея Рублёва «Троица, новгородской школы «Чудо Георгия о змие», московской школы «Борис и Глеб на конях»; фотографии фресок Успенского и Дмитриевского соборов в г. Владимире;
3.репродукции картин художников эпохи Возрождения Эль Греко «Святое семейство со святой Анной», Франсиско Сурбарана «Детство Богоматери» Диего де Сильва Веласкеса «Портрет герцога Оливареса», Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Портрет дамы с горностаем»;
4.фотографии Успенского собора во Владимире, храмов Троице-Сергиевой лавры; 5.карточки №1,2,3 с заданиями для групп;
6.карточка-информатор: метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений.
Методические приёмы: проверка домашнего задания (план-тезисы ст. учебника); повторение теории литературы (метафора); работа в группах по заданиям на карточках; сообщения учеников по карточкам-заданиям, опережающие индивидуальные задания.

Эпиграф к уроку.

Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.

Б. Пастернак.

Ход урока:
Организация учащихся.
I учебная ситуация. Постановка цели, задач урока. Чтение эпиграфа.
II учебная ситуация. Проверка домашнего задания: план-тезисы ст. учебника «Художественный мир поэта».
1.Метафорическая насыщенность стихотворений:
1)метафора наполнена бытовыми подробностями;
2)ощущение человека передаётся путём отождествления его с природой с помощью метафорических средств (или: отождествление человека с природой с помощью метафорических средств);
3)метафора – средство преодоления ограниченности творческих сил.
2.Превращение пейзажа в цельную картину мироздания.
3.Невыделенность, растворение лирического героя в окружающем мире. Мир самоценен вне зависимости от его взаимоотношений с лирическим героем. (Или: единство внешнего мира и лирического героя, поэта и вселенной.)
4.Искусство для Пастернака – орган речи самой жизни.
5.Оригинальность художественного образа соответствует действительности.
6.Философское содержание связано с основными мотивами: человек и природа, вечность и время, человек и творчество, любовь и человек, человек и Бог.
7.Звуковой строй выявляет единство внешнего мира и лирического героя, разрозненных предметов и явлений.
8.Совмещение разноплановой в стилистическом отношении лексики в одном стихотворении.
9.Сближение поэтической речи с речью обыденной.

Вывод. Эти особенности диктовались Пастернаку его отношением к бытовой стороне жизни, уважением к простому физическому труду, что противоречит привычным представлениям о поэте-небожителе, которого не касается житейская проза.

III учебная ситуация. Концепция мира и человека в лирике Пастернака.
1.Работа по карточке №1. (1-ая группа)
Сообщения учащихся по вопросам к стихотворению «Ландыши» (1927).
Написано в 1927 году и входит в сборник «Поверх барьеров» (раздел «Смешанные стихотворения»).
1) Ассоциации: серебристый ландыш, душистый, хрупкость, белизна, чистота, девственность, стройность, изящество, сдержанная гордость.
В тексте: у поэта нет таких ассоциаций. «С утра жара». Образ жары усиливается в последующих строках I строфы: «грузный полдень – как грузный человек (разрушен фразеологизм), «потное плечо», «жары нещадная резня».
2) Как создаётся образ жары? Метафорами; эпитетами; звукописью: сходство звуков в слове «Жара» со звуками в словах «груЗный», «неЩадная «РеЗня»; гиперболой, построенной на ряде глагольных форм: «хряснет», «обламываясь», «рухнет» - жара отгородила мир прохлады, спасительной свежести.
3) Как справиться с жарой? Мастер-стекольщик достаёт прочный алмаз и режет сверкающее стекло, придавая ему нужную форму.
4) А как быть с жарой? Посмотрим на вторую строфу. Какое предложение по наличию главных членов употреблено автором? (Обобщённо-личное с главным членом – сказуемым-глаголом в форме повелительного наклонения.)
Путь к спасению указан.
5) Какой мир открывается человеку? «Тень», которая сравнима с ночью навесной, так как она густа и долгожданна, белизна сурьмящегося углем березняка, весна, сказочная «непревзойдённой новизной». И мир вызывает у лирического героя чувство освобождения, неожиданного спасения от готовой зарезать жары: жара не сунется с опушки.
3-я и 4-я строфы – метафора «жары нещадная резня» и сравнение «как Углич» - связаны между собой ассоциативно: вид берёзок напоминает образ красавицы из Древней Руси, а также древнерусскую архитектуру с её белоснежными свечками соборов под золотыми и зелёными куполами – как в Угличе. И в этом городе была «резня» - убили царевича Димитрия (по Карамзину). Однако побег от жары удался. И тот, кто убежал, теперь способен всмотреться, насладиться миром укрывшей его от жары природы, при этом человек и то, что открылось ему, «всматриваются друг в дружку». Природа открывает человеку свои тайны. В этом состоит её удивительное чудо!
В последующих строфах бесценным подарком, чудом за внимание и терпение будет открытие: «сырой овраг сухим дождём// Росистых ландышей унизан». Эпитеты этих строф, оксюморон «сухой дождь», звукопись «ШурШа неслыШно», «Льнут Лайкою», сравнение «шурша неслышно, как парча» метафора «льнут лайкою его початки» заставляют убежавшего от жары задохнуться от восторга. Природа наблюдает за человеком снизу, ждёт встречи с ним. Это ещё больше восхищает человека. Возникает ощущение таинственности, ожидания праздника.
Вывод. В стихотворении указан путь человека к природе: спасение в природе, ты связан, слит с ней, неотделим от неё.

Сообщения учащихся по стихотворению «Когда разгуляется» (1956)

1) Написано в 1956 году, взято из сборника с одноимённым названием.
В словаре В.И. Даля (с.161) значение глагола «разгуляется» объяснено так:

Разгуляться – 1. дать себе волю, начать действовать без стеснения; 2. ребёнок не хочет спать, разгулялся; 3. стать яснее, лучше (о пасмурной, дождливой погоде).
В данном тексте это слово употреблено в третьем значении.
2) Выделите образы созданного поэтом пейзажа.
Озеро, облака, лес, небо, трава – обычные атрибуты любого пейзажа. Как характеризуются эти образы? В чём особенность цветовой гаммы стихотворения?
Своеобразно, индивидуально. Белый цвет (ледники-облака, груды-горы, ледники-горы), жёлтый (лес «весь горит» под лучами солнца), чёрный (лес «чёрной тенью насевшей копоти). Небо «празднично в прорывах» (появляется ассоциация с синевой неба). Трава полна торжества. В природе идёт борьба светлого и тёмного. Итог – обязательная победа солнца и света.
Цвета насыщенные, как на русских иконах, как на полотнах художников эпохи Возрождения. (Обращаем внимание учеников на репродукции, на их цвета.)
3) Какой образ стихотворения главный, ведущий? Почему?
В 5-ой – 6-ой строфах появляется образ храма, собора. В его системе фресок и икон – вся история человеческая, борьба добра и зла, победа света над тьмой.
Храм – образ Вселенной: «Как будто внутренность собора – простор земли»
Образ храма природы – образ вечности, высокой духовности, цветения жизни земли.(Обращаем внимание учеников на фотографии храмов.)
Природа – «тайник вселенной». Не каждому дано в него заглянуть. Судьба поэта в том, чтобы разгадать тайны и передать их другим в слове. Поэт готов отстоять долгую службу, разгадать письмена судьбы «в слезах от счастья».
Вывод. Так появившийся в первой части стихотворения сначала через краски образ храма в конце стихотворения становится главным. Благодаря этому мы понимаем, что пейзаж в начале стихотворения открывает философское осмысление автором взаимоотношений человека и периоды. И название не случайно: разгуляется – это в любом значении переход от чего-то сковывающего к радости, свободе.
Общий вывод. Почти 30 лет разделяют стихотворения «Ландыши» и «Когда разгуляется», и всё-таки мы видим в них общее – осмысление взаимоотношений человека и природы. А результат взаимоотношений – творчество. В обоих стихотворения косвенно (в 1-ом) и прямо (во 2-ом) присутствует образ храма, собора. В позднем стихотворении философское начало сильнее, а ткань стихотворения совершеннее. От цепочки образов в 1-ом произведении автор переходит к единству, цельности одного главного образа во 2-ом; строже становится отбор художественных средств, появляется та высокая простота, которая есть признак совершенства.

2. Работа по карточке №2. (2-ая группа)
Сообщение учащихся по стихотворению «Любимая – жуть!»
Стихотворение написано в 1917 году, но было напечатано лишь в 1922 году в сборнике «Сестра моя – жизнь!» Сборник был высоко оценён О. Мандельштамом, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Брюсовым, Н. Асеевым. Свой сборник Пастернак посвятил Лермонтову: «Я посвятил «Сестру мою жизнь» не памяти Лермонтова, а самому поэту, как если бы он еще жил среди нас, его духу, все еще действенному в литературе. Вы спрашиваете, чем он был для меня летом 1917 года? Олицетворением творческой смелости и открытий, основанием повседневного свободного поэтического утверждения жизни» (I, 652-653).
1)Мы должны учитывать творческое состояние поэта при анализе этого стихотворения. Первая строка «любимая – жуть!» вызывает недоумение. Почему «жуть»? Ведь это слово просторечное, разговорное. Но оказывается, что любимая – единственная, ненаглядная, неповторимая – так любима, что дух захватывает, любима до жути.
2)Обратимся к параллели «поэт – бог неприкаянный». Что значит «неприкаянный»? Это значит «не находящий себе места, занятия», «беспокойный, смятенный» (смятение – паническая растерянность, тревога). А это значит, что в мире царит хаос. Вот оно ключевое слово: в мире нет гармонии, нет порядка, он не наведён. Это мир обывателей, мир пошлости, в котором «справляют свадьбы», выдавая икру лягушачью за паюсную, шутки Ватто опоясывают пошлостью. Влюблённый поэт передаёт ощущение хаоса через гиперболы «тонны туманов», «таянье Андов», «тьма ботанической ризницы». У него возникают ассоциации разных масштабов: от звёздного неба с Млечным путём до тифозного тюфяка; от античности (вакханка с амфорой») до рококо (шутка Ватто).
3)На что способна любовь? Творить новый мир, как была сотворена гармония мира. Новый мир возникает из ночи, глаз, губ, звёзд, степи, зарослей, гор. Любовь – могучая сила, стихия. Сначала она вносит хаос в душу человека и в окружающий его мир. Влюблённый поэт становится богом, творцом своей Вселенной, вопреки существующему ходу вещей.
Анализ стихотворения «Без названия».
1)Стихотворение написано в 1956 году и включено в сборник «Когда разгуляется» (1956). Почему стихотворение так названо? Да потому, что иначе его назвать нельзя. Ключ к пониманию такого необычного названия заключён в строках:
Пошло слово любовь, ты права,
Я придумаю кличку иную.
Для тебя я весь мир, все слова,
Если хочешь, переименую.
Невозможно дать стихотворению иное название, так как исчезнет смысл, заложенный автором в название, исчезнет мироощущение автора.
2)Опять перед нами влюблённый поэт-бог, готовый пересотворить мир, давая всему свои имена. Стихотворение так построено, что мы как будто бы слышим диалог мужчины и женщины. Поэт готов пересотворить мир, потому что вдохновлён, поражён красотой. Он даёт нежные имена своей любимой: «недотрога», «тихоня в быту», а рядом «огневой кожуры абажур».
3)Ему захотелось пересотворить-переименовать мир, так как его любовь возникла как отзыв, отклик на естественность, красоту, безыскусность, первозданность любимой: они изгнаны из рая и надо начинать все сначала.
4)Композиция стихотворения завершена: «недотрога, тихоня в быту» преображается «огневой кожурой абажура»; естественная как сама жизнь, она вызывает желание поэта запереть ее красоту «в темном тереме стихотворения», придумать «кличку иную» слову «любовь», заново понять, почувствовать его смысл пересотворить мир.
Вывод. Философскую значимость придает стихотворению и ассоциация с Шекспиром. Вспомним разговор Ромео и Джульетты. Любовь помогает ей постигнуть простую истину: «Что в имени? То, что зовем мы розой, и под другим названьем сохраняло б свой сладкий запах!» Пастернак в отличие от Шекспира убежден: называние предметов мира есть пересотворение их сути, сотворение мира, не существовавшего до того, как его увидел свободный от пошлости, от штампа глаз Поэта.

Работа по карточке №3.
Анализ стихотворения «О, знал бы я, что так бывает» (1932)
Слово учителя. Как всякий великий поэт, ясно осознающий свое предназначение, свою роль и ответственность, Пастернак много раз в течение жизни возвращался к размышлениям о призвании поэта. Вспомним, что великие предшественники Пастернака сказали об этом.
А. Пушкин считал, что поэт это пророк, который должен «глаголом жечь сердца людей»; судьба его драматична, так как он эхо, откликающееся на все явления жизни, а ему «нет отзыва»; бессмертие поэта в памяти народной.
М.Лермонтов тоже считал поэта пророком, но «осмеянным»; голос поэта «колокол на башне вечевой», судьба его трагична он обречен на одиночество, непонимание, изгнание.
Н.Некрасов видел свой долг в служении народу; его муза «муза мести и печали».
Современники Пастернака поэты Серебряного века исключительно активно искали ответ на этот же вопрос.
А.Блок считал, что необходимо «все сущее вочеловечить, несбывшееся воплотить»; зная о гибельности жизни, он не сворачивает со своего пути, а принимает ее во всем многообразии и приветствует «звоном щита».
А.Ахматова остро осознает, что судьба истинного поэта всегда трагична.
О.Мандельштам видит назначение свое в том, чтобы «своею кровью» склеить «двух столетий позвонки».
Сообщение учащихся по стихотворению «О, знал бы я, что так бывает».
Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает...» взято из сборника «Второе рождение». Заглавие книги, метафорически уже использованное в стихотворении «Марбург» (1928), знаменовало для автора переход к новой творческой манере, о чем он писал 29 сентября 1930 года Сергею Спасскому: «Общий тон выраженья вытекает теперь не из восприимчивости лирики, не из преобладанья одного рода реальных впечатлений над каким-нибудь другим, а решается им самим почти как нравственный вопрос».
Появление книги вызвало самые противоречивые отклики. Яростные нападки большинства критиков, примыкавших к РАППу, соседствовали с высочайшей оценкой, которую дали книге такие различные по позициям литераторы, как В.Вишневский, О.Колычев, О.Мандельштам (I, 714).
1)Какое чувство выражено в 1-ой – 2-ой строфах? Чем оно вызвано? Обратившись к первым словам стихотворения «О, знал бы я...», мы обнаружим, что в них сразу же заявлено осознание высокого драматизма дара поэта, которое приходит только с жизненным опытом «начало было так далеко, так робок первый интерес». В этих словах таятся горечь, внутренняя боль, сомнение, неведение: а что там дальше... Стихотворение начинает звучать как монолог-воспоминание лирического героя, который очень близок автору. Перечитав конец первой и вторую строфу, можно понять, откуда эти ощущения: поэзия, взамен поэтического дара, требует поэта (ср. у Пушкина: «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон...»).
2)Каково ключевое слово 3-ей строфы? Какие ассоциации оно вызывает? Перечитав третью строфу, убедимся, что ключевым здесь является короткое и звучное слово «Рим». Слово вызывает разные ассоциации. С одной стороны, это символ духовной высоты (т.к. это одна из вершин античной цивилизации), а с другой символ кровавой жестокости; в Риме существовали представления о человеческой личности как об уникальном, самобытном явлении, там жили Овидий, Гораций и в то же время там сформировалась жестокая и беспощадная государственная машина. Рим это своеобразное мерило многих понятий («все дороги ведут в Рим», «Москва Третий Рим»), но это также и бои гладиаторов, где кровь и гибель были «всерьез»... Слово из географического и исторического понятия превратилось в контексте стихотворения в емкую метафору. Третья строфа начинается с союза но, который помогает ощутить, что в одном человеке парадоксально сочетаются начало и конец, жизнь и смерть. Подчеркнутой трагичности и возвышенности звучания этой строфы помогает аллитерация в ней:
Но старость – это Рим,
Который взамен турусов и колёс
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз.
В этой строфе появляется важный для понимания смысла стихотворения и шире всего творчества Пастернака образ актера, сцены (вспомним гениального пастернаковского «Гамлета»)! Способствует усилению звучания этой строки использованный автором, хотя и несколько переиначенный, фразеологизм «турусы на колесах» (т.е. нечто вздорное, бессмысленное): 1) от названия войлочных домов у татар, называемых «улусами», рассказы о которых связываются с татарским игом на Руси... 2) от названия древнерусской осадной башни «тарасы на колесах», рассказы о которой считались фантастическими.
3)Что означает слово «искусство» в 4-ой строфе? Последняя, четвертая строфа обобщает все сказанное, концентрирует в себе его главный смысл и главные образы. С образом актера из предыдущей строфы связан образ сцены в самом широком, шекспировском, метафорическом смысле слова. Рифмуясь, слова «чувство»-«искусство» не объединяются, как единое понятие, а наоборот, подчеркивают противоположность «искусства» как чего-то выдуманного, гениально сработанного естественному, равному жизни. А рифма «раба» «судьба» разрушает фразеологизм «раб судьбы» и делает эти понятия тоже противоположными.
4)Что утверждает Пастернак в этом стихотворении? Предназначение поэта в том, чтобы встать в один ряд с такими изначальными понятиями, как «почва» и «судьба». Большую нагрузку несут в этой строфе глаголы. Глагол «кончается» почти автоматически подразумевают антоним «начинается». Автор же вместо него использует глагол «дышит» (то есть живет, колышется, оживает возникает образ оттаявшей земли, готовой принять семя будущего урожая...)
Вывод. Если еще раз сопоставить начало стихотворения и его последнее слово «судьба», то это поможет осознать, что Пастернак и его лирический герой понимают, что поэту предназначено выполнить свою миссию, неизбежно жертвенную. И в этом его трагедия и величие. Последняя строфа стала по-пастернаковски парадоксальной и емкой формулой-афоризмом, в котором заявлено осознание предназначения человека на земле.

Сообщение учащихся о стихотворении «Во всём мне хочется дойти до самой сути» (1956).
Стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути...» открывает последний сборник стихов «Когда разгуляется». Это придает ему особые вес и значимость.
1)Какие однокоренные слова и синонимы можно подобрать к слову «суть»? Как это усиливает его смысл? Как уточняет это 2-я строфа? С самого начала нас привлекает слово «суть»: оно самое короткое и емкое из ряда родственных слов (существующий, существование, присутствие, существенный, сущий ср. у Блока: «Все сущее вочеловечить...»).
«Дойти до самой сути» то есть дойти до первоосновы бытия. Важно обратить внимание на местоимение 1-го лица «мне». Стихотворение, как и предыдущее, звучит как монолог автора. Усиливает эту мысль и вторая строфа.
2)В чём особенности построения и звучания 3-ей строфы? Третья строфа почти вся состоит из глаголов: жить, думать, действовать, любить, свершать (открыть). Нанизывание слов-образов выражает полноту, напряженность творческого начала бытия.
3)Какое слово-образ можно посчитать ключевым? Особое значение для понимания смысла этого стихотворения имеет образ нити («все время схватывая нить...»). Он означает в поэтической системе Пастернака «измерить, познать, упорядочить Вселенную». «Схватывать нить судеб, событий» значит понять первопричины, первоосновы, первоначальное устройство мира (т.е. этот образ углубляет смысл слова «суть» и понятия «дойти до самой сути»). Далее мы вновь сталкиваемся с гениальным пастернаковским парадоксом: казалось бы, дойдя «до самой сути», можно горы перевернуть, великие открытия и деяния совершить, а лирический герой-поэт «написал бы восемь строк о свойствах страсти». То есть он дал бы свои наименования, создал бы свои слова, называющие сильные чувства. А это значит, он стал бы Поэтом, равным Богу, который творит свой мир. Эта часть стихотворения открывается предложением с глаголом-сказуемым в условном наклонении «О, если бы я только мог...» В этом заключается не только отзвук драматического времени, в которое жил поэт, не только элемент сомнения, но и глубокое осознание того, насколько это труднодостижимо, как сложно это сделать: ведь по сути это значит стать равным Богу. Это возможно не для каждого, но доступно гению (см. предпоследнюю строфу).
4)Какая метафора заключает это стихотворение? Почему именно этот образ использует автор? Заключает стихотворение ёмкая метафора тетива «тугого лука». Можно вспомнить и лук Одиссея, на который никто, кроме него самого, не мог натянуть тугую тетиву, и, конечно же, Мусагета (предводителя муз) Аполлона, снаряженного луком и стрелами. Поэзия пророческое, божественное предназначение, это особая миссия творца мира.
5)Как вы понимаете смысл этой метафоры, эпиграфа и всего стихотворения? Еще большую глубину этой мысли можно ощутить, если соотнести стихотворение и эпиграф, который предшествует и ему, и всему сборнику. Эпиграф отсылает нас к мысли о том, что слова и образы книги суть знаки мыслей и представлений авторов иных времен и эпох. Глубинный их смысл уже невозможно восстановить. И тогда поэт предстанет как археолог, открывающий «стершиеся имена», реставратор этих письмен, дающий им второе рождение, возвращающий их новому поколению. Это тоже входит в понятие «дойти до самой сути». Повторим, поэт как бы пересотворяет мир, пропустив его через себя.
Слово учителя. После сопоставительного анализа стихотворений мы подводим итоги исследования, проведенного в результате анализа. Вспомним, что была поставлена задача понять, в чем заключалась эволюция автора и его лирического героя. Обобщим наблюдения и выводы.
Общий вывод. Лирический герой взрослел вместе с автором, обретая философский взгляд на мир, активный, изменчивый и динамичный, постоянно обновляющийся. Он пришел к пониманию необходимости постигать сущность явлений, а не только их внешнюю форму. Он все острее ощущает себя творцом, художником, который есть вместилище эмоций, приходящих к нему со всех сторон: с неба, земли, бумаги, от очертаний тени, от паутины! С годами он все острее ощущает себя гармоничной частью мироздания.
Как художник Пастернак пришел к мудрости «неслыханной простоты». Если в более ранних стихотворениях обилие внешних приемов, игры ими, виртуозности импровизаций, то более поздние стихи строги и сдержанны, рифмы точны, каждый прием выверен. В ранних стихах ощущение разомкнутости, незавершенности, неочевидности логики этих приемов, которые отражают этап поиска, пробы сил, буйства чувств, эмоций. Более поздние стихи это знак высшей гармонии.

IV учебная ситуация. Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения «Гамлет».

Итог урока. Саморефлексия учеников и оценка работы класса учителем. Проверка схем, сделанных учениками по теме «Концепция мира и человека в лирике Б. Пастернака ».



























Вывод. У Пастернака человек и природа – единое целое, поэт – Бог, творец, он наполнен любовью и предназначен изменить мир.

Домашнее задание.

Доделать, отредактировать свои записи в тетрадях по теме сегодняшнего урока.
Проанализировать по аналогии с работой в классе стихотворение Пастернака «Гамлет» или «Нобелевская премия».
Какие вопросы возникли у вас после прочтения романа «Доктор Живаго»? Запишите их в тетрадь.
Подумайте над вопросом «Можно ли считать романом произведение «Доктор Живаго»?»
Индивидуальные задания: 1.выразительное чтение стихотворения «Гефсиманский сад»; 2.сделать после прочтения анализ 8 и 9 глав из 14 части романа «Доктор Живаго»; 3.сделать анализ 10 главы из 15 части «Доктор Живаго».


I группа
«Ландыш»
Какие чувства, ассоциации вызывает у вас слово «Ландыши», вынесенное в название?
Как построено это стихотворение?
Какой мир открывается перед вами и какие чувства он вызывает?
Как и почему изменилось настроение, состояние литературного героя от начала к концу стихотворения? Какие приемы помогают это ощутить?
«Когда разгуляется»
1. В чем особенность названия стихотворения? В каком значении употреблен здесь глагол?
2. Выделите образы пейзажа.
3. В чем особенности цветовой гаммы стихотворения?
4. Какой образ стихотворения главный, ведущий и почему?
5. Какие чувства выражены в этом стихотворении?




II группа
«Любимая–жуть!»
Какое слово вы посчитали бы ключевым в этом стихотворении? Почему?
Как представлен мир, в котором поэту «случилось» любить?
На что способна любовь поэта?
Что такое любовь, судя по этому стихотворению, и как это подчеркнуто формой стиха?


«Без названия»
1. Почему автор называет стихотворение «Без названия»? В каких строчках содержится ключ к пониманию стихотворения?
2. Какие приемы помогают выявить мысли, чувства, переживания лирического героя?




III группа

«О, знал бы я, что так бывает» «Во всём мне хочется дойти до самой сути»
1.Какое чувство выражено в первой – 1.Какие однокоренные слова и синонимы
второй строфах? Чем оно вызвано? можно подобрать к слову «суть»? Как
2.Каково ключевое слово третьей это усиливает его смысл? Как уточняет
строфы? Какие ассоциации оно это вторая строфа?
вызывает? 2.В чём особенности построения и звуча-
3.Что означает слово «искусство» ния третьей строфы?
в четвёртой строфе? 3.Какое слово – образ этого стихотворе-
4.Что утверждает Пастернак в ния – можно посчитать ключевым?
этом стихотворении? 4.Какая метафора заключает это стихо-
творение? Почему именно этот образ
использует автор?
5.Как вы понимаете смысл этой метафоры
и всего стихотворения?


Карточка-информатор
1.Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений.
2.Лирический герой – образ поэта в лирике, художественный «двойник» автора-поэта, лицо, наделенное индивидуальной судьбой, внутренним миром, а подчас и чертами пластического облика
поэт

человек

природа

Бог

творец

любовь

творец

человек

Бог

природа

любовь

поэт