«ФГОС как условие модернизации начального общего образования: опыт, проблемы, перспективы»


«ФГОС как условие модернизации начального общего образования:
опыт, проблемы, перспективы»
Макиян С.А.
Заместитель директора по УВР
СЛАЙД 1 «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами было «войти» нельзя. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это требование времени.
СЛАЙД 2 С первого сентября 2011 года мы, как и все общеобразовательные учреждения СК, в частности, города Пятигорска начали работу по введению Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС НОО).
СЛАЙД 3 С введением стандартов нового поколения существенно изменились требования к материально-техническому оснащению образовательного процесса. В рамках модернизации системы общего образования приобретено учебно-лабораторное оборудование, АРМы для всех кабинетов нашей школы.
Во всей системе требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ НОО стержневыми являются Требования к кадровым ресурсам.
СЛАЙД 4 Реализация «портрета выпускника» начальной школы невозможна без соответствия педагога определенному профессиональному стандарту. С учетом «Профессионального стандарта педагога» определен следующий
СЛАЙД 5«Портрет педагога МБОУ НОШ №17»:
владеющий современными формами и методами обучения и воспитательной работы, умеющий их профессионально использовать в различных видах деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
признающий достоинство каждого ученика, понимая и принимая его;
конструктивно взаимодействующий с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач;
поддерживающий уклад, атмосферу и традиции школьной жизни, внося в них свой положительный вклад;
способный адекватно анализировать свою профессиональную деятельность, определять и реализовывать пути ее непрерывного совершенствования.
СЛАЙД 6 В течение ряда лет в школе была организованна работа, направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов в области знаний нового стандарта и методики преподавания предметов в начальных классах через курсы повышения квалификации, участие в различных семинарах, вебинарах, тематических педагогических советах.

Кадровые ресурсы: Школа укомплектована кадрами полностью. Высшую квалификационную категорию имеют - 12 человек, первую – 8. Работает вспомогательная педагогическая служба: педагог - психолог, учитель – логопед, социальный педагог, также, учителя высшей квалификационной категории. Девять человек награждены нагрудным знаком «Отличник общего образования»
Особенности нашей школы: всего –16 классов, 427 обучающихся. Школа является образовательным учреждением первой ступени.
Режим работы: 2 смены, пятидневка; начало занятий 1-й смены – 8.10, начало занятий 2-й смены – 13.00; продолжительность урока – 35 мин. Все классы обучаются по ФГОС.
СЛАЙД 7 Наша школа выстраивает образовательный процесс по УМК «Школа России», «Гармония», «Школа 2100», «Система Л.Занкова». Целостные модели начального обучения по данным УМК, позволяют выбрать траекторию учебно-воспитательного процесса, соответствующую возможностям и потребностям учеников, педагогов.
Создана благоприятная обстановка внутри учреждения, побуждающая к обновлению образовательного процесса, инновационной деятельности.
СЛАЙД 8 Перед нами, как и перед вами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, сам урок, направленные на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Каждый урок направлен на формирование у учащихся УУД - умения учиться. Школьников учим самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать. Каждый урок это шаг вперед для школьников. Возникновение ощущения постоянного движения, стимулирующего учебную деятельность учащихся.
СЛАЙД 9 О внеурочной деятельности:
В стандартах нового поколения отводится 10 часов на внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность – «школа после уроков» –  это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
СЛАЙД 10 Внеурочная деятельность осуществляется по направлениям: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное.
СЛАЙД 11-21 Благодаря командному взаимодействию с учреждениями дополнительного образования мы решили проблему организации внеурочной деятельности.
Определился ряд проблем при реализации ФГОС НОО:
не хватает учебных кабинетов для организации игровой комнаты, кабинета для проведения занятий театральной студии, танцевального кружка;
устарела информационно-компьютерное оснащения;
наблюдается перегрузка первоклассников учебной и внеурочной деятельностью;
социум не всегда откликается на потребности школы в расширении пространства социализации школьников и взаимной ответственности за результаты образования.
Проблемы есть. Но они решаемы.
Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.
Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности педагога - не обеспечат выполнение всех задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности, к самому ученику.
Внимание на экран. Собственно, ЭТО и есть перспективы на будущее.
В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз». Наша задача – не превратить федеральный государственный образовательный стандарт в «тормоз для корабля образования».