Урок литературного чтения 3 класс УМК «Перспективная начальная школа» «Леонид Пантелеев Честное слово»


Комсомольский филиал МБОУ Шпикуловской СОШ
Урок литературного чтения
3 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
«Леонид Пантелеев "Честное слово"»
Учителя начальных классов
Сафоновой Елены Николаевны
п. Демьян Бедный
Тема: «Л. Пантелеев "Честное слово"»
Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;
Задачи:
Познакомить с творчеством Л. Пантелеева; учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль; продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом; анализировать поступки героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого.
Работать над развитием речи, мышления; развивать умение читать в лицах; с помощью интонации передавать состояние героев.
Формировать представление о честности, отзывчивости, смелости; формировать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам.
Оборудование:
1.Карточки со словами
ОБОРДАТ ВИЧОТЫЗТЬОВС ВЖИЛСЬТО НССЕТЬЧТО
2.Надпись на доске
а) ЧЕСТЬ –
Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.
Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду).
Почет, уважение (честь по труду).
б) пословицы:
Как аукнется, а давши – держись.
Не давши слова – крепись, хозяин.
Не по виду суди, так и откликнется.
Будь своему слову а по делам гляди.
Планируемые результаты:
Личностные
Понимание ответственности к людям, ориентация в нравственном смысле и содержании поступков, воспитание этических чувств, совести, стыда. Уважение к людям. Воспитывать интерес к чтению.
МетапредметныеРегулятивные – умение работать по плану, выделять главное, планировать свою деятельность.
Познавательные – находить разные виды информации, пользоваться разными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения, устанавливать причнно0следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные – высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Новая тема
1. Введение в тему урока
Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова.
ОБОРДАТ   ВИЧОТЫЗТЬОВС   ВЖИЛСЬТО    НССЕТЬЧТО
(доброта)   (отзывчивость)   (лживость)    (честность)
 Попробуйте назвать эти понятия одним словом.
( Это качества человека.)
 Назовите, пожалуйста, “лишнее” слово.
( Лживость.)
 Почему вы так решили?
 Объясните, как вы понимаете смысл слов: доброта, отзывчивость, честность. Какие это качества?
2. Откройте учебник на странице 164 и прочитайте название рассказа, с которым познакомимся на уроке. («Честное слово»)
Написал его Леонид Пантелеев.
3. Перед вами небольшие отрывки из биографии писателя. Поработайте с ними при помощи приема «Инсерт»
Леонид Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908 – 1987гг.), родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921г. попал в школу для беспризорных детей. Воспоминания об этой школе легли в основу его рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность. Умер писатель в 1987г. в Москве.
- что знали?
- что узнали?
-что не поняли?
- как думаете, о чем или о ком будет его произведение «Честное слово»?
4. Подготовительная работа
Перед чтением проведем подготовительную работу. Если встретятся непонятные слова, выделите их
5. Первичное знакомство с произведением
Чтение учителем 1 части
- так выйдет из мальчика герой или нет? Ведь он плачет? (высказывания детей)
(Он плачет, но не уходит с поста. Он выполняет свой долг, преодолевая страх. Этот мальчик честный, надежный, храбрый. Он вырастет настоящим человеком, потому что умеет держать слово). От чьего имени идёт повествование? (от рассказчика)
- Где происходили действия? (в городском саду)
- Почему мальчик плакал? (остался один, боялся)
- В какую ситуацию он попал? (старшие ребята пригласили играть и забыли про него)
- Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией. Чтение 2 части детьми относительно законченными фрагментами. (отметки)
- почему мальчик не ушел с поста, когда рассказчик предложил ему пойти домой поужинать? (мальчик играл честно, не хотел подводить других ребят. Он как в жизни, так и в игре дорожил своим честным словом)- выберите черты, характеризующие его, как человека (благородный, пугливый, верный, мужественный, озорной, ответственный, насмешливый, преданный, робкий, упорный)- как сначала воспринял слова рассказчика майор? Найдите и прочитайте (Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом…)
- прочитайте, как изменил свое поведение после объяснения (-Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?)Почему изменилось его поведение? (понял серьезность происходящего).
Чтение 3 части
Прочитайте 3 часть про себя и во время чтения подчеркивайте карандашом слова, характеризующие мальчика.
6. Словарная работа
Какие слова непонятны?
Прочитаем объяснение новых для нас слов на доске (читают по одному)
СТОРОЖКА – помещение для сторожа.
БЕЗУТЕШНО – не находя утешения.
ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах.
КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо.
ПРОТИСКИВАТЬСЯ – кое - как пробраться, протиснуться через что-нибудь.
КРАСНОАРМЕЕЦ - боец Красной Армии.
МАРШАЛ – самое высокое воинское звание.
МАЙОР – офицерское звание.
СЕРЖАНТ – звание младшего начальствующего состава в Армии.
7. Работа с пословицами.
 Ребята, давайте попробуем восстановить пословицы. (Работа с доской.) Как вы понимаете каждую пословицу?  Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева? Какую бы из них вы выбрали для себя?
III. Итог урока
– Какую мысль хотел донести до вас рассказчик?
IV. Домашнее задание:
Хотели бы вы иметь такого друга?
Напишите письмо этому мальчику, поразмышляйте немного.