Открытый урок в 3 классе на тему Леонид Пантелеев «Честное слово»


Конспект урока разработан
Коротковой Еленой Васильевной, учителем начальных классов
МБОУ СОШ №98 г. Краснодара
Литературное чтение 3 класс
Тема урока: Леонид Пантелеев «Честное слово»
Тип урока: Урок изучающего чтения
Место урока в учебном плане: Произведения Л. Пантелеева
«Честное слово», урок второй
Учебные задачи:
ознакомить с понятиями «автор-рассказчик», автор-герой произведения»;
учить создавать образы героев (внешний вид, поступки, отношение к другим героям)
учить определять главную мысль произведения, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;
отрабатывать навык чтения вслух и про себя.
Учебные умения:
рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;
определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;
выделять смысловые части рассказа;
выразительно читать текст.
Оборудование:
мультимедийное оборудование;
презентация;
читательские дневники для моделирования;
Материал к уроку:
Для учителя
Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана-Граф, 2013 г. ;Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
Для ученика
Литературное чтение: 3 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч 2 / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – 4-е изд. дораб.- М.: Вентана-Граф, 2012 г.
Литературное чтение: 3класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Л.А. Ефросинина М.: Вентана-Граф, 2013 г.
Комментарий.
Работа с рассказом Л. Пантелеева «Честное слово» на первом уроке: слушание, словарная работа, модель обложки.
Слушание рассказа В.Осеевой «Бабка, словарная работа, модель обложки.
Ход урока
Организационный момент
- Посмотрите на доску и прочтите: «Урок – это маленькое открытие» (слайд №1)
- Вы согласны с этим высказыванием? Скажите, какими качествами мы должны обладать, чтобы сегодня на уроке сделать для себя хотя бы одно, но своё собственное открытие?
(Нужно быть внимательными, наблюдательными, думающими и т.д.)
2.Выявление читательского опыта
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Вспомни и назови». Я буду читать отрывок из произведения, а вы должны будете назвать автора и название.
1) Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой (стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство»)
2) Она надела кольцо на мизинец. Он был худенький, колечко на нём не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно. (сказка Константина Георгиевича Паустовского «Стальное колечко»)
3) В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой. (стихотворение Сергея Александровича Есенина
«Бабушкины сказки»)4) Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. (рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька)
5) Мне очень хотелось ему помочь. Но что я мог сделать? Идти искать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул, взяли с него честное слово, а сами убежали домой? (рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово»)
- Что объединяет произведения, отрывки из которых я прочитала?
(произведения о детях)
- А теперь посмотрите внимательно на обложки произведений Леонида Пантелеева. (слайд №2 )
- Есть ли среди них произведения, которые мы изучали в 1 и 2 классах?
(«Две лягушки» и «Буква ты»)
- Обсудите в парах и выполните модели обложек этих двух произведений.
- Сравните получившиеся работы с образцом.(слайд №3)
- Чем различаются эти произведения?
(1)«Две лягушки» - сказка о животных, 2)«Буква ты» - рассказ о детях)
3.Постановка учебной задачи
- Напомните, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- Можно ли сказать, что работа над ним завершена?
( Работа не завершена. Мы не работали над образами героев)- Сформулируйте задачи сегодняшнего урока.
(Нужно составить портрет главного героя, определить положительных и отрицательных героев, выявить точку зрения автора и выражать свою точку зрения, определить главную мысль произведения)
- Вы сказали «составить портрет героя». Что такое портрет? (ответы детей)
- Давайте обратимся к словарю и прочтём точное объяснение этого слова.
- С описанием внешности всё понятно, а что такое характер? (ответы детей)
- А как об этом говорится в словаре?
- Теперь можно смело переходить к произведению.
5.Обогощение читательского опыта и формирование читательских умений. Погружение в текст произведения
- Откройте произведение и зачитайте первый абзац рассказа.
- От чьего имени ведётся повествование?
(От имени автора)
- А в событиях рассказа автор принимает участие?
(Принимает)
- Автор ведёт рассказ от своего имени и принимает участие в событиях рассказа, как его можно назвать?
(автор-рассказчик, автор-герой произведения)
- С какого события начинается рассказ?
(Автор-рассказчик знакомит нас с маленьким мальчиком)
- Что можно сказать об этом мальчике?
(Это маленький мальчик с веснушками около носа, в коротких штанишках на ремешке)
- Перечитайте ещё раз первое предложение. Как автор называет мальчика?
(Маленьким человеком)
- Почему он не называет его ребёнком, малышом, а называет маленьким человеком?
(Потому что поступок его был взрослым, серьёзным)
- Где происходит событие, описанное в рассказе?
- А теперь выполните упр.№ 2 в рабочей тетради.
- Зачитайте, что у вас получилось.
- В какое время суток это происходит?
(Поздно вечером)
- Переверните страницу учебника и внимательно рассмотрите иллюстрацию.
- А теперь попробуем устно нарисовать картину того вечернего сада.
(Устное рисование: на улице темно, мелькают огоньки, очень тихо, только звенит колокольчик сторожа и т.д.)
- И вот в этом тёмном одиноком саду возле сторожки стоит и горько плачет маленький мальчик. Автор-рассказчик подходит к нему… И, что происходит потом? Зачитайте.
- Почему мальчик сразу перестал плакать?
(Ему не хотелось, чтобы кто-то видел его слёзы)
- Что произошло дальше? Прочитайте по ролям разговор мальчика с рассказчиком.
- Перескажите эпизод, где мальчик рассказывает о том, с кем он играет.
- Итак, он стоит на посту в тёмном саду совершенно один потому что….
(Дал честное слово)
- Как мальчик понимал, что такое честное слово?
(Это то, что нельзя нарушить, нельзя не выполнить)
- Ребята, скажите, что такое характер?
- Давайте посмотрим, как трактуется это слово в словаре.
- Давайте подумаем, какие черты характера присущи этому маленькому человеку?
Выполните упр. №4 и запишите только те, которые, на ваш взгляд, действительно характеризуют мальчика (слайд №4)
слабовольный
серьёзный
мужественный

стойкий
ответственный
трусливый
- Может такой мальчик стать когда-то героем? Ведь он плакал.
(Он плакал, но не ушёл с поста. Он выполнял свой долг, преодолевая страх. Он вырастет и обязательно станет героем, ведь умеет держать слово и преодолевать трудности)- Почему рассказчик не смог сам снять мальчика с караула? Зачитайте.
- Что придумал автор-рассказчик, чтобы снять мальчика с поста? Расскажите.
- Найдите и зачитайте по ролям отрывок, где говорится о встрече автора с майором.
- Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить все свои важные дела и всерьёз вступить в игру маленького мальчика?
(Они видели, как серьёзно относится мальчик к данному честному слову. И совершенно не важно, где дано это слово – в игре или в жизни)- Давайте попробуем прочитать сцену снятия с поста по ролям. Ваша задача при помощи интонации показать чувства героев, их отношение ко всему происходящему.
- Итак, всё закончилось. Пост был сдан.
- Что сказал майор, когда прощался с мальчиком? Зачитайте.
- А что думает автор о будущем мальчика? Зачитайте.
- Что значит быть настоящим человеком?
- Я предлагаю вам обсудить этот вопрос в группах и выбрать из предложенных вариантов только одно, самое точное выражение. Выбранное утверждение прикрепить на доску.
для 1 группы: не лгать, не прощать обиды, думать только о себе, ставить свои
интересы выше других

для 2 группы: не предавать, не прощать обиды, думать только о себе, ставить свои
интересы выше других
для 3 группы: уметь держать слово, не прощать обиды, думать только о себе,
ставить свои интересы выше других
для 4 группы: вовремя приходить на помощь, не прощать обиды, думать только о
себе, ставить свои интересы выше других
для 5 группы: защищать слабых, не прощать обиды, думать только о себе, ставить свои интересы выше других
для 6 группы: любить свою Родину, не прощать обиды, думать только о себе,
ставить свои интересы выше других
- Почему рассказчик рад знакомству с мальчиком? Как автор-рассказчик относится к мальчику?
(с большим уважением)
- А вам хотелось бы иметь такого друга?
- Давайте попробуем сформулировать главную мысль произведения. В этом нам поможет упражнение №5 в рабочей тетради.
(Нужно уметь держать данное слово)
- О чём произведение Пантелеева заставило нас задуматься?
(Необходимо с самого детства воспитывать в себе стойкость, мужество, честность…)
6.Работа с рассказом В.Осеевой «Бабка»
- На прошлом уроке мы прочитали рассказ «Бабка». Давайте вспомним содержание произведения, выполнив упражнения в рабочей тетради.
- А теперь я предлагаю вам поработать в парах и сравнить два произведения, заполнив таблицу.
Фамилия
автора Заглавие Жанр Тема Позиция
автора Позиция
читателя
(дети зачитывают ответы)
7.Самоконтроль и самооценка (слайд №5)
Кроссворд. Проверка по образцу
1.Военный, который несёт караул
2.Помещение, которое охранял мальчик
3.Название произведения В. Осеевой
4.Жанр произведения «Честное слово»
5.Чин военного, снявшего мальчика с поста
6.Имя мальчика из произведения В. Осеевой «Бабка»
Самооценка
1.Выполнил самостоятельно ⃝
2.Выполнил при помощи учебника ⃝
3.Не справился ⃝
Итог.
- Какое открытие вы сделали для себя сегодня на уроке?
Дифференцированное домашнее задание:
подготовить подробный пересказ отрывка, который понравился больше всего;
или краткий пересказ всего рассказа;
Дополнительное задание:подготовить рассказ о своей бабушке.