Конспект урока: Классное сочинение по творчеству А.Н. Островского и Н.С. Лескова. Тема: «Две Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») Подготовка к сочинению

Предмет: русская литература 13-14 уроки
Класс:: 10
Тема: РР: Классное сочинение по творчеству А.Н. Островского и Н.С. Лескова.
Тема: «Две Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). Подготовка к сочинению.

Цель: подготовить учащихся к работе над сочинением – рассуждением
Задачи
Обучающая: обучение работе над сочинением – рассуждением, умению участвовать в беседе, работать с текстом художественного произведения, сравнивать и сопоставлять героев,
Развивающая: развитие логического мышления, монологической речи, формирование культуры письменной речи учащихся, Воспитательная: нравственное и эстетическое воспитание, воспитание уважения к изучаемому предмету, любовь к чтению.
Оборудование: презентация «Портреты Катерины Кабановой разных художников» и кадры экранизации очерка «Леди Макбет Мценского уезда», интерактивная доска, тексты изучаемых произведений.
Тип урока: заключительный, подведения итогов.
Класс был предварительно поделен на две группы, каждая из которых индивидуально работала над образом отдельной героини.

Ход урока
1 Организационный момент. Постановка темы и цели урока.
2 Индивидуальные задания. Выразительное чтение наизусть монолога Катерины (пьеса «Гроза») и диалога Катерины и Сергея (из очерка «Леди Макбет Мценского уезда»)
3 Подготовка к сочинению. Беседа с учащимися.
Ребята, наш сегодняшний урок – итоговый. Мы будем сравнивать двух героинь, Катерину Кабанову и Катерину Измайлову. Результатом нашей работы будет сочинение, которое вы напишете дома. В процессе беседы вы должны найти ответы на вопросы, подтверждая их цитатами
Вопросы и задания для беседы:
1. Как жила каждая из героинь в доме мужа? Почему замужество каждой из героинь произошло не по любви?
2. Почему обе Катерины испытывали тоску в доме мужа? Как каждая из них рассуждает об отсутствии детей? Найдите эти слова в тексте («Гроза»: действие второе, явление VIII; «Леди Макбет Мценского уезда»: гл. 1, 3). Почему Катерина Измайлова оказалась так равнодушна к родившемуся первенцу? Найдите ответ в тексте гл. 12, 13.
3. Докажите, что в каждой из героинь проявилась сила ее характера. Какие их поступки подтверждают эту черту?
4. Почему любовь каждой героини обернулась трагедией?
5. Докажите, что двух Катерин различает их жизненная позиция и отношение к жизни. Подтвердите свои суждения текстом.
6. Охарактеризуйте духовный облик каждой героини. Какие жизненные ценности они считают самыми главными?
7. Проследите ступени движения каждой героини к гибели. Меняется ли при этом их нравственный облик?
8. Какой символический смысл заключен в названии каждого произведения?

4 Составление итоговой таблицы «Сравнительная характеристика двух Катерин». Работа в группах.
Общее
Купеческие жены (материальная и социальная устроенность).
Спокойное и свободное детство и отрочество.
Замужество без любви и очарованности.
Тоска в доме мужа.
Отсутствие детей и желание их иметь.
Отвращение к Домострою.
Жажда настоящей любви и борьба за нее.
Сила характера.
Измена мужу; тайная и несчастная любовь.
Душевная слабость избранников обеих героинь.
Гибель в Волге
Различное:
Отношение к жизни:
Кабанова. Мечтательность (Ширь и красота Волги; народная песня; красота церковной службы, певучая речь), раскрепощенность души.
Измайлова. Скука (Обход пустых комнат, спальня с пуховыми перинами) Душевная и духовная неразбуженность.

Жизнь в доме мужа:
Кабанова Подневольность (Гнет свекрови, искреннее общение только с Варварой, попытка выжить в доме мужа, не изменив своему свободолюбивому характеру) Цельность натуры и высокая нравственность
Измайлова. Одиночество (Гнет свекра и мужа и свобода в его отсутствие, неумение и нежелание одолеть соблазн любовного общения с приказчиком) Нравственная слепота, отсутствие интереса к духовной жизни
Любовь:
Кабанова. Чистота, робость, самоотверженность, страдание оттого, что «другого полюбила», стыд от запретной любви, предчувствие расплаты, гроза в душе, боязнь Бога и его суда, Любовь-мучение, самоистязание от осознания собственного греха

Измайлова. Страстность, напористость, отсутствие душевных терзаний от измены, жадность до любовных утех, убийство, однако полное забвение своей личности во имя возлюбленного, решение отдать жизнь за любовь Любовь-страсть, обида от неверности возлюбленного
Гибель в Волге:
Кабанова. Красота, свет, высота любовного чувства, самоубийство как протест против бесправия и духовного гнета «Горячее сердце», вечно чистая Самоубийство

Измайлова. Бездуховность личности, хищнический инстинкт, раба любви, месть за измену, виновница гибели новой любовницы Сергея «Никогда не вспомнишь без душевного трепета» Несчастный случай

4 Подведение итога урока. Презентация
(Вывод делают учащиеся от каждой группы) Итог урока.
Любовь показана в обоих произведениях как сила, приведшая каждую героиню к трагедии. Однако если любовь освещена духовностью, чистотой и нравственностью, то она является источником душевной силы, сохраняет цельность характера. Если же любовь является животной страстью и не связана с духовностью, то она источник низменных поступков. При определенной общности две Катерины сильно отличаются друг от друга. Их мыслями и поступками руководят разные силы: духовность и цельность Катерины Кабановой, бездуховность и нравственная слепота Катерины Измайловой. Поэтому в галерее лесковских праведников уместнее было бы оказаться героине Островского.
Выставление оценок
5 Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение «Две Катерины».