Конспект урока Системы автоматизированного проектирования


Тема: Системы автоматизированного проектирования.
Цель:
Образовательные: - рассказать о комплексных программно-технических системах, предназначенных для выполнения проектных работ с применением математических методов и о автоматизированные системы научных
исследований.
Развивающие:- развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером, самоконтроля, умения конспектировать.
Воспитательные:- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, электронный учебник, компьютер.
План урока.
Орг. момент.
Теоретическая часть.
Закрепление.
Итог урока.
Домашнее задание
Ход урока
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
Теоретическая часть.
Системы автоматизированного проектирования (САПР) — комплексные программно-технические системы, предназначенные для выполнения проектных работ с применениемматематических методов.
Системы САПР широко используются в архитектуре,электронике, энергетике, механике и др. В процессеавтоматизированного проектирования в качестве входнойинформации используются технические знанияспециалистов,которые вводят проектные требования, уточняют результаты,
проверяют полученную конструкцию, изменяют ее и т.д.
Кроме того, в САПР накапливается информация,поступающая из библиотек стандартов (данные о типовыхэлементах конструкций, их размерах, стоимости и др.). Впроцессе проектирования разработчик вызывает определенныепрограммы и выполняет их. Из САПР информация выдается в
виде готовых комплектов законченной технической и проектной
документации.
Что такое автоматизированные системы научных
исследований (АСНИ)?
Автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) предназначены дляавтоматизации научных экспериментов, а также для осуществления моделированияисследуемых объектов, явлений и процессов, изучение которых традиционнымисредствами затруднено или невозможно.
В настоящее время научные исследования во многих областях знаний проводятбольшие коллективы ученых, инженеров и конструкторов с помощью весьма сложного идорогого оборудования.
Большие затраты ресурсов для проведения исследований обусловили необходимостьповышения эффективности всей работы.
Эффективность научных исследований в значительной степени связана с уровнемиспользования компьютерной техники.
Компьютеры в АСНИ используются в информационно-поисковых и экспертныхсистемах, а также решают следующие задачи:
• управление экспериментом;
• подготовка отчетов и документации;
• поддержание базы экспериментальных данных и др.
В результате применения АСНИ возникают следующие положительные моменты:
• в несколько раз сокращается время проведения исследования;
• увеличивается точность и достоверность результатов;
• усиливается контроль за ходом эксперимента;
• сокращается количество участников эксперимента;
• повышается качество и информативность эксперимента за счет увеличения числаконтролируемых параметров и более тщательной обработки данных;
• результаты экспериментов выводятся оперативно внаиболее удобной форме — графической илисимвольной (например, значения функции многих
переменных выводятся средствами машиннойграфики в виде так называемых «горных массивов»).
На экране одного графического монитора возможноформирование целой системы приборных шкал(вольтметров, амперметров и др.), регистрирующихпараметры экспериментального объекта.
Какая взаимосвязь между АСНИ и САПР?
Каждая из систем АСНИ и САПР, конечно, имеет свою специфику и отличаетсяпоставленными целями и методами их достижения. Однако очень часто между обоимитипами систем обнаруживается тесная связь, и их роднит не только то, что ониреализуются на базе компьютерной техники.
Например, в процессе проектирования может потребоваться выполнение того илииного исследования, и, наоборот, в ходе научного исследования может возникнутьпотребность и в конструировании нового прибора и в проектировании научногоэксперимента.
Такая взаимосвязь приводит к тому, что на самом деле «чистых» АСНИ и САПР небывает: в каждой из них можно найти общие элементы. С повышением ихинтеллектуальности они сближаются. В конечном счете и те и другие должныпредставлять собой экспертную систему,ориентированную на решение задач конкретнойобласти.
Системы САПР применяются не только для проектирования и разработки чертежей, но и для создания математических трёхмерных моделей, по которым разрабатываются программы для станков с числовым программным управлением (ЧПУ), что значительно сокращают время, в отличие от старых пакетов, в которых требовалось вводить движения заранее выбранных инструментов. Новые системы не требуют выбора инструмента разработчиком, т.к. они сами предлагают несколько видов наиболее подходящих инструментов.
Закрепление.
Вопросы учащимся:
В каких областях применяется САПР?
Какие задачи решают компьютеры в АСНИ?
Итог урока.
Домашнее задание