Педагогика ненасилия как основа современного гуманистического образования


ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шиповская Л.Б,к.п.н.,преподаватель английского языка АБМК
Патриотическое и гражданское воспитание молодежи имеют своей целью приобщение подрастающего поколения к ценностям не
только отечественной, но и мировой культуры, а также ставят личность перед необходимостью выделения и осмысления общечеловеческих нравственных ориентиров, которые позволили бы современной цивилизации, столкнувшейся в настоящее время с такими глобальными проблемами, как экологический кризис, политические и межнациональные конфликты, развиваться в позитивном направлении. Однако сложности общественного развития и прогресса приводят к тому, что в современной системе образования с трудом находят воплощение идеи, связанные внедрением принципа гуманизма в теорию и практику обучения и воспитания.
Одним из новых направлений в области образования, возникшем в России в последнее десятилетие и призванном оказать помощь в воспитании подрастающего поколения в духе миролюбия, уважения прав и достоинства других людей, бережному отношению и к природе, и ко всему живому, стала педагогика ненасилия.
Примечательно, что если первоначально (в 80-х годах) термин "педагогика ненасилия" принимался как объединяющий принцип всех педагогов и психологов, выступающих против различных форм принуждения в образовательных учреждениях, то в настоящее время данное направление обрело свои специфические черты, отделившие его, к примеру, от таких направлений, как педагогика сотрудничества, диалоговая педагогика, педагогика успеха и т.п.
Ключевой идеей педагогики ненасилия является выделение универсального принципа – ненасилия, который регулирует отношение человека к миру, другим людям и самому себе. Причем, поскольку данный термин признается во многих религиозных концепциях (христианство, ислам, буддизм и др.), разрабатывается в ряде философско-этических учений (А. Швейцер, М. Ганди, Л.Н. Толстой) и выражает устремленность человечества к созиданию, творчеству и сотрудничеству, ряд исследователей (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов, Е.Н. Шиянов, В.А. Сластенин, В.С. Степин и др.) относит его к категории общечеловеческих ценностей. Педагогика ненасилия рассматривает этическую пару понятий – ненасилие и насилие, и, если, насилие определяется как тип отношений между людьми, существующий там, где имеет место "присвоение, подавление и подчинение воли субъекта, господство над ней" (Г.Н. Киреев), то ненасилие связано с отрицанием принуждения как способа взаимодействия и решения конфликтов, отрицанием, основанном на терпимости, "признании права на существование всего того, что внутренне относится человеком к категории "чуждого" (В.А Ситаров). Ненасилие проявляется в терпимости, толерантности, гибкости мышления и, одновременно с этим, в личностной автономии и свободе, что основывается на взглядах К. Роджерса, согласно которым достижение свободы возможно лишь в том случае, если человек, приобретая способность быть самим собой и принимать себя, обретает способность понимать и принимать другого человека. "Внутренняя субъективная свобода – это постоянное творческое самопроявление и преодоление себя… Это масса неудобств, поэтому выбрать свободу гораздо сложнее, чем убежать от нее", – пишет В.А. Ситаров, подчеркивая, что именно возможность осуществления выбора характеризует любое ненасильственное действие. Таким образом, задачами педагогики ненасилия являются:
Воспитание у подрастающего поколения миролюбия (через формирование способности к межнациональному взаимодействию и умения ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные конфликты).
Гуманизация процесса обучения и воспитания через разработку и внедрение новых ненасильственных методов и форм и реформирование системы подготовки будущих педагогов с целью формирования у них определенных личностных свойств и специальных умений, позволяющих работать без использования принуждения и воспитывать детей в духе ненасилия. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает именно это направление, поэтому рассмотрим его более подробно.
Формирование у школьников ненасильственного отношения к другим людям невозможно, пока сама педагогика в своей основе продолжает оставаться на авторитарных позициях. Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам учебно-воспитательтный процесс, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая высшей школой. Н.В. Осухова определяет следующие ценностные ориентации и установки, которые должны быть присущи каждому педагогу:
мотивационная направленность учителя не только на предмет, но в первую очередь на учащегося;
педагогический гуманизм, который выражается в доверии и уважении к детям, уверенности в их способностях и возможностях;
эмпатическое отношение к ученикам, предполагающее стремление и умение понимать внутренний мир ребенка, чувствовать и принимать его проблемы и переживания;
диалогизм как желание и умение слушать ребенка, вести межличностный диалог на основе равенства позиций, взаимного уважения и доверия;
сотрудничество как установка на взаимодействие с учеником (а не воздействие на него) в процессе совместной деятельности и общения.
Таким образом, подготовка будущих педагогов к реализации идей педагогики ненасилия в практической деятельности, должна быть направлена на реализацию следующих направлений:
Формирование позитивной открытости педагога по отношению к детям и к самому себе. Позитивная открытость предполагает принятие ребенка с ориентацией на его положительные качества и свойства, веру в его возможности проявить и раскрыть себя в той или иной сфере жизнедеятельности. Но для этого необходимо понимание и принятие учителем себя таким, каким он является на самом деле, со всеми достоинствами и недостатками. Возможными формами работ здесь являются следующие: обследование студентов с целью выявления их ориентированности на учебно-дисциплинарную или на личностную модель взаимодействия с детьми; теоретические и практические занятия, направленные на осознание и преодоление будущими педагогами своих психологических защит и тревог, связанных с будущим; развитие их умения предотвращать и разрешать конфликты; обучение методам ненасильственного взаимодействия с детьми.
Обеспечение субъективной свободы в выборе содержания, форм и методов учебной деятельности. Будущий педагог, прежде чем научиться предоставлять определенную свободу учащимся, должен научиться предоставлять ее самому себе, в своей конструктивной деятельности и прогнозировании результатов учебного труда, что требует определенного личностного состояния, уверенности и компетентности.
Обучение студентов методу рефлексивного анализа собственной педагогической деятельности во время прохождения педагогической практики, что позволит будущим учителям осознать достоинства и недостатки проводимых уроков и внеклассных мероприятий и выработать индивидуальный стиль работы с детьми.
Вышеперечисленные формы работы могут быть использованы и в процессе дополнительного профессионального образования. В связи с этим, в рамках повышения квалификации педагогов целесообразно использование полисубъектного (диалогического) подхода, а на его основе – развитие навыков диагностики личности учащихся и умения проектировать, осуществлять, регулировать и корректировать педагогическое взаимодействие с детьми без использования репрессивных методов.
Необходимо подчеркнуть, что ненасилие – это некоторый универсальный, недостижимый в своем идеале принцип. Однако, используя идеи педагогики ненасилия, возможно показать каждому человеку, что он способен выбрать тенденцию построения своей жизни – разрушительную или созидательную, насильственную или ненасильственную, – и сделать это сознательно и компетентно.

Литература:
Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
Ариян М.А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 2. - С. 9-13.
Бабейко Ф. С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теории и методологии. - Кишинев, 1993. - 131 с.
Борисов П. П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003.-№1.-С. 58-62.
Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1984. - 230 с.
Брудный В. И. Обряды вчера и сегодня. -М.: Наука, 1988. - 199 с.