Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Дифференциация звуков Т и Д (старшая группа детского сада)

Конспект по обучению грамоте
Тема: Дифференциация звуков Т и Д
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-Закрепить правильный артикуляционный уклад звуков [т] - [д].
-Учить различать акустико-артикуляционные образы звуков [т] - [д].
Корекционно-развивающие:
- Развитие артикуляционной моторки
- Развивать фонематический слух, формировать навык сравнительного звукового анализа
- Развивать грамматический строй речи, образование новых слов путем замены звуков, составление предложений с использованием существительных в дательном падеже.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать положительный эмоциональный настрой.
- Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: Зеркала, картинки, касса букв.
Ход занятия:
Этапы
Содержание

Орг момент


Развитие мелкой моторики

Определение
темы занятия










Артик. гим-ка














Анализ
Артикуляции и Хар-ка звука




















Развитие
фонематич.
Слуха






Физминутка








Образ-ие новых слов путем замены звуков












Развитие
грамм-го строя


Итог занятия


Домашнее
задание
Здравствуйте, Ребята! Сегодня я у вас буду проводить занятие. Давайте разомнем наши пальчики.

«Утром рано он закрыт, но к полудню ближе, раскрывает лепестки, красоту их вижу, вечером цветок опять раскрывает венчик, и теперь он будет спать до утра как птенчик».

Отгадайте загадку.
По небесам оравою Бегут мешки дырявые, И бывает - иногда Из мешков течёт вода. Спрячемся получше От дырявой ...( тучи ) ( выкладываю картинку тучи)
Ребята, а что это за вода течёт из тучи? Это дождь. (Выставляю картинку)
Какой первый звук в слове тучи?- Т. А в слове дождь? – Д. Сегодня мы будем учиться различать звуки Т и Д.

А теперь давайте подготовим наш язычок и губки для нашего занятия. Достаньте, пожалуйста, зеркала.
Давайте сделаем гимнастику для губ.
- Улыбаемся лягушка, губы тянем прямо к ушкам. Молодцы
- Подражаем мы слону, губки хоботком тяну.
- Чередуем улыбку и хоботок
- А теперь делаем «рупор», вытянем губки вперед
Упр для челюсти.
Чтобы лес не разоряли, чтобы лес все охраняли, обнесем его забором, зубками стучим все хором
А теперь сделаем гимнастику для нашего язычка
- Что это за стук? Тук-тук-тук-тук-тук. Это дятел все стучит, никогда не замолчит. (делаем дятла)
- А теперь почистим верхние зубкия считаю до 10.

-А давайте теперь, давайте посмотрим в зеркало и произнесем звук Т. Молодцы. А что делают наши губки когда мы произносим звук Т? ( губки улыбаются).
Правильно.
- А что делает наш язычок? ( кончик языка стучит за верхними зубками)
- Скажите, а при звуке Т горлышко дрожит? (нет), а голос работает? (нет) Правильно. Значит это звук какой?(Глухой). А еще какой? (согласный и твердый) А почему? Потому что возд струя встречает преграду, и спинка язычка опущена. Каким квадратиком обозначается? (синим квадратиком без звоночка). Найдите его в своих коробочках и выложите на парту.

- Давайте теперь, давайте посмотрим в зеркало и произнесем звук Д. Молодцы. А что делают наши губки когда мы произносим звук Д? ( губки улыбаются).
Правильно.
- А что делает наш язычок? ( кончик языка стучит за верхними зубками)
А при звуке Д горлышко дрожит? (да), а голос работает? (да). Значит это звук какой?(Звонкий) А еще какой? (согласный, потому что возд струя встречает преграду), твердый( потому что спинка языка опущена)
- Каким квадратиком обозначается? (Синим квадратиком со звоночком). Найдите его в своих коробочках и выложите на парту.

Теперь мы с вами будем ловить звуки Т и Д. Если я буду говорить звук Д, вы поднимаете синий квадратик со звоночком, а если звук Т, то поднимаете синий квадратик без звоночка
Д-т-д-г-т-т-г-д-т-д-д-г
А теперь в слогах.
Та-да-до-го-ту-ду-ты-гы-тэ-дэ.
А теперь в словах
Помада-лопата-гора-котлета-ограда-граната.

Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.


Давайте поиграем в волшебников! Я называю слово со звуком Д, а вы превращаете его в слово со звуком Т.
Например: дачка – тачка.
дрова-трава, дочка – точка, удочка – уточка, кадушка – катушка, ВАТА-ВОДА, Молодцы, правильно. А скажите, а сколько частей в слове ВАТА?(прохлопали) (2 части) А в слове ВОДА, сколько частей? (прохлопали) ( 2 части). Достаньте, пожалуйста, птички, и определите в какой части слова находятся звуки Т и Д в словах, а я пройду и посмотрю. Молодцы. А скажите сколько звуков в слове ВАТА( 4звука). Правильно. А сколько звуков в слове ВОДА (4 звука). Назовите, пожалуйста какие есть гласные и согласные в слове ВАТА. Назовите, пожалуйста, какие есть гласные и согласные в слове ВОДА. Правильно, молодцы!
Достаньте, пожалуйста, кассы букв и составьте, пожалуйста, слова ВАТА и ВОДА у себя на парте, а я пройду и посмотрю

Посмотрите пожалуйста на картинку, что на ней нарисовано? (мальчик читает книгу). Кому? (девочке). Правильно. (дальше по цепочке спрашиваю детей, логопед следит за полными ответами)

Что мы делали на занятии? Какие звуки учились различать? ( Т и Д)
Ребята, нужно запомнить что звук Т глухой, а звук Д звонкий.

Будет вклеено в ваши тетрадочки.



Домашнее задание.

Задание 1. Чем отличаются звуки [Т] и [Д]
Задание 2. Закончить слова, добавив слог та или да:
коф лопа звез бесе
ребя гуся боро во..
Задание 3. Замени в слове звук Д на Т, чтобы получилось другое слово
Дочка
Удочка
Дрова
Вода
Задание 4. Ответьте на вопросы. Кому мальчик наливает молоко?
Кому трудно нести чемодан?

К кому бежит собачка?











13PAGE 15


13PAGE 14315




15