Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Дифференциация звуков Н и Нь (старшая группа детского сада)

Конспект по обучению грамоте
Тема: Звуки Н и Нь
Цели:
- Закрепление навыка звукового анализа и синтеза
- Синтез прямых и обратных слогов, их звуковой анализ
- Определение место звуков в словах
- Развитие фонематического слуха, различение Н и НЬ
- Составление предложений с предлогом «на»
- Образование сравнительной степени прилагательных
Оборудование: зеркала, цветные картинки, кассы букв, карточки-фишки
Ход занятия:
Этапы
Содержание

Орг момент


Развитие мелкой моторики

Определение
темы занятия










Артик. гим-ка

















Анализ
Артикуляции и хар-ка звука




















Развитие
фонематич.
Слуха






Физминутка








Синтез прямых и обратных слогов



Отгадывание загадок


























Буква Н








Развитие
грамм-го строя



Игра «Подскажи словечко»






Итог занятия


Домашнее
задание
Здравствуйте, Ребята! Сегодня я у вас буду проводить занятие. Давайте разомнем наши пальчики.

«Утром рано он закрыт, но к полудню ближе, раскрывает лепестки, красоту их вижу, вечером цветок опять раскрывает венчик, и теперь он будет спать до утра как птенчик».

Отгадайте загадку.
-Два ножа, два кольца, а по середине гвоздик. (выкладываю картинку) Ножницы.
- В широкой синей шляпе
Коричневой рубашке,
Врунишка, замарашка,
Девочек обижал,
В Солнечном городе проживал (выкладываю картинку) Незнайка. А какой первый звук в слове Ножницы? Н. Правильно. А какой первый звук в слове Незнайка? Нь. Правильно. Сегодня мы с вами будем сравнивать звуки Н и Нь.

А теперь давайте подготовим наш язычок и губки для нашего занятия. Достаньте, пожалуйста, зеркала.
Давайте сделаем гимнастику для губ.
- Улыбаемся лягушка, губы тянем прямо к ушкам. Молодцы
- Подражаю я слону, губки хоботком тяну.
- А теперь чередуем хоботок и улыбку
Упр для челюсти.
Крепость мы построим ловко
Нужен труд тут и сноровка. Делаем Заборчик.
А теперь сделаем гимнастику для нашего язычка
- А на улице зима,
Веселиться детвора
Взяли все лопатки ( упр лопаточка под счет до 10)
Чтобы сделать кладку ( упр упрямый язычок)
Мы построим горку вмиг,
Выгибается язык
К упражнениям привык.


-А давайте теперь, давайте посмотрим в зеркало и произнесем звук Н. Молодцы. А что делают наши губки когда мы произносим звук Н? ( губки раскрыты). Правильно.
- А что делает наш язычок? ( кончик языка упирается в верхние зубы)
- Скажите, а при звуке Н горлышко дрожит? (да), а голос работает? (да) Правильно. Значит это звук какой? (Звонкий) А еще это звук какой? Гласный или согласный? (Согласный) Твердый или мягкий? Твердый, потому что спинка языка опущена. Как обозначается звук Н? ( синим квадратиком со звоночком) Найдите пожалуйста этот квадратик и выложите на парту
- А теперь посмотрите в зеркало и произнесите звук Нь. А что делают наши губки когда мы произносим звук Нь? ( губки раскрыты). Правильно.
- А что делает наш язычок? ( кончик языка упирается в верхние зубы)
- Скажите, а при звуке Нь горлышко дрожит? (да), а голос работает? (да) Правильно. Значит это звук какой? (Звонкий) А еще это звук какой? Гласный или согласный? (Согласный) Твердый или мягкий? Мягкий, потому что спинка языка поднята. Как обозначается звук Нь? ( зеленым квадратиком со звоночком) Найдите пожалуйста этот квадратик и выложите на парту


Теперь мы с вами будем ловить звуки Н и Нь. Если я буду говорить звук Н, вы поднимаете синий квадратик со звоночком, а если звук Нь, то поднимаете зеленый квадратик со звоночком
Н-нь-нь-н-нь-н-н
А теперь в слогах.
на-ня-но-ни-ню-ну
А теперь в словах
Нога-снег-гном-небо-слон

Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.


Давайте посмотрим, с какими звуками дружат звуки и соединим их.

На-Ня-Но-Нюа давайте если мы поменяем гласные с согласными, какие получаться слогиназовите их ан-ян-он-ин
Сколько всего звуков в первом слоге «На»?(два) Назовите мне гласный и согласный звук. Далее точно также с остальными слогами.

А сейчас я вам загадаю загадки а вы попробуйте их отгадать.
-Пять ступенек - лесенка,
На ступеньках - песенка. (Ноты)
Правильно. А давайте узнаем сколько частей в этом слове, давайте прохлопаем Но-ты (2). А сколько всего звуков в этом слове? Сколько гласных, а сколько согласных?. Определите пожалуйста в какой части слова находится звук Н на своих птичках, а я пройду посмотрю

- Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. (Небо)
Правильно. А давайте узнаем сколько частей в этом слове, давайте прохлопаем Не-бо (2). А сколько всего звуков в этом слове? Сколько гласных,?,а сколько согласных?. Определите пожалуйста в какой части слова находится звук Нь на своих птичках, а я пройду просмотрю

-Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
(Слон)
Правильно. А давайте узнаем сколько частей в этом слове, давайте прохлопаем Слон (1). А сколько всего звуков в этом слове? Сколько гласных?, а сколько согласных?. Определите, пожалуйста в какой части слова находится звук Н на своих птичках, а я пройду просмотрю.


Звук Н и Нь обозначаются буквой Н.
Лог: Поднимите правую руку, пальчики соберите щепоткой. Пишем в воздухе букву «Н».
Дети совместно с педагогом прописывают «Н» в воздухе.
Возьмите счётные палочки и сложите из них букву «Н». Я пройду и посмотрю



Посмотрите пожалуйста на картинку и скажите, что на ней нарисовано? (Бабочка) А на чем сидит бабочка? (на цветке) А теперь полным ответом (бабочка сидит на цветке)


Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко»
Нужно закончить предложения по данному образцу: Тропинка длинная, а дорога еще длиннее Вечер темный, а ночь еще... Я сильный, а папа еще... Дуб высокий, а сосна еще выше. Березка тонкая, а рябина еще... Река глубокая, а море еще...

Что мы делали на занятии? Какие звуки учились различать Вы все сегодня хорошо поработали, и за это получаете звездочки.

Будет вклеено в ваши тетрадочки