Адаптированная программа по Подготовке младшего обслуживающего персонала 5 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья ( по программе VIII вида)


Адаптированная программа по Подготовке младшего обслуживающего персонала 5 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья ( по программе VIII вида) разработана на основе:
-Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48)
- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии»; 
- Письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 N ВК-2270/07 "О сохранении системы специализированного коррекционного образования", с типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном обучении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, утверждѐнным постановлением правительства РФ от 12 марта 1997г. №288, (в ред. Постановлений правительства от 10 марта 2000г. №212
- Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189)
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами»;
- Школьный учебный план на 2016-2017 учебный год.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС 2014 г.
Цели и задачи обучения:
Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности умственно отсталого ребенка; формирование социального опыта и поведения; практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.
В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям:
- Обслуживание себя (домашний труд).
- Обслуживание других, профессиональный труд.
Задачи:
Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.)
Воспитание уважения к рабочему человеку;
Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
Формирование у школьников эстетического отношения к труду.
Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).
Обучение учащихся по программе «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения (детский сад, школа, больница, офис, частная квартира), уборка уличных территорий, работа в сфере общественного питания и оказание других услуг населению.
Место учебного предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала » в учебном плане.
На изучение предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 классе отводится 35 часов из расчета 1 часа в неделю
К концу обучения учащиеся должны
а) как младший обслуживающий персонал:
-знать и соблюдать правила личной гигиены;
-знать и соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении;
-удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия;
-мыть и дезинфицировать ванны, раковины и другое санитарно-техническое оборудование;
-убирать двор, ухаживать за растениями на приусадебном участке;
-знать устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений;
-знать и соблюдать правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами;
-соблюдать правила безопасности при мытье холодильников, пользовании другими электроприборами;
-мыть посуду, сервировать стол, чистить овощи и выполнять другие работы помощника повара, соблюдая санитарно-гигиенические правила и правила безопасной работы на пищеблоке;
-соблюдать этические правила при взаимоотношениях с окружающими людьми (больными, маленькими детьми и другими).
Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.
Содержание программы
Вводное занятие.
Беседа о подготовке школьников к труду и рабочих профессиях. Профессии родителей учащихся. Необходимость разных профессий. Профессии, изучаемые в школе. Кабинет обслуживающего труда: оборудование, правила работы и поведения. Распределение учащихся по рабочим местам. Ознакомление с рабочим местом и правилами ухода за ним. Обязанности дежурных. Знакомство с основными видами практических работ в 5 классе .Уборка территории.
Объекты работы. Дорожка, газон, спортплощадка.
Теоретические сведения. Хозинвентарь (метла, лопата, грабли, совки, носилки), устройства, назначения, рабочие позы, приемы работы. Подготовка к хранению, порядок хранения, безопасное пользование. Спецодежда: виды, назначение, устройство, бережное отношение.
Практические работы. Подметание дорожек с твердым покрытием, сбор мусора в валки и в кучи, переноска мусора. Уборка газонов: уборка сучьев и других посторонних предметов, сгребание граблями, удаление с газонов. Очистка уборочного инвентаря и установка на место хранения.
Работа с бумагой.
Изделия. Аппликация «Жилая комната» (окно, шкаф, диван, стол, стулья, светильники, телевизор и другие предметы). Аппликация « Школа» (школьное здание, цветник, ограда, деревья, дорожки). ( Выполняется из заготовок, нарезанных по определенной ширине.)
Теоретические сведения. Бумага, виды ( писчая, цветная), назначение. Измерительная линейка. Ее устройство ( начало отсчета, рабочая и нерабочая кромки, шкала), правила пользования. Клей: назначение, свойства. Ножницы канцелярские, устройство, требования к заточке и наладке, безопасное пользование.
Работа с картоном и бумагой.
Изделие. Макет комнаты из тонкого картона и бумаги в виде пространственного угла ( двух стен и пола) с прорезами для дверного и оконных проемов. ( Пол раскрашен акварельной краской. Мебель выполнена аппликацией. Стены оклеены обоями.) Теоретические сведения. Картон: применение и свойства. Обои. Нож для рицевания картона: приемы работы, безопасное пользование. Акварельные краски и кисть. Нанесение клея на большие поверхности.
Практические работы. Изготовление шаблонов заданной ширины. Разметка деталей из бумаги по линейке и шаблонам. Раскрашивание пола. Оклеивание стен обоями. Приклеивание аппликаций.
Ежедневная уборка полов
Теоретические сведения. Пол: виды ( дощатый крашеный; покрытый линолеумом), средства для мытья, средства, применение которых противопоказано при мытье полов с тем или иным покрытием. Рабочая одежда ( халат, косынка); хранение, уход. Уборочный инвентарь ( ведро, таз, совок, половая щетка, тряпка, швабра); назначение, пользование, бережное обращение. Подготовка к хранению, порядок хранения. Правила безопасности при подготовке к уборке полов.
Практические работы. Подготовка к сухой и влажной уборке дощатого крашеного, покрытого линолеумом и плиточного полов. Подготовка швабры к работе. Протирка пола шваброй. Прополаскивание тряпки в ведре. Обработка уборочного инвентаря после работы и укладывание в специально отведенное место для хранения.
Уборка территории от снега и льда.
Объект работы. Грунтовые дорожки с асфальтовым и бетонным покрытием Теоретические сведения. Асфальтовое и бетонное покрытия: основные свойства, инструменты для уборки ( движок, скребок, лом). Движок, скребок, лом: назначение, рабочие позы, применение, безопасное обращение. Приемы уборки, не нарушающие дорожное покрытие. Зависимости твердости льда от температуры воздуха. Правила безопасной работы на проезжей части дороги.
Практические работы. Расчистка дорожек от снега. Скалывание и уборка льда. Уборка снега и льда в специально отведенные места.
Уход за комнатными растениями.
Объект работы. Цветы.
Теоретические сведения. Комнатные растения, названия. Требования к размещению, светолюбивые и теневыносливые растения. Полив цветов, требования к температуре и качеству воды, периодичность, приемы. Приспособления для опрыскивания. Правила обрезки растений.
Практические работы. Обрезка и сбор сухих листьев. Подготовка воды для полива и опрыскивания. Чистка и промывка поддонов. Обтирание цветочных горшков. Опрыскивание и полив растений.
Для реализации рабочей программы используется следующий УМК:
Е.А.Ковалева « Сельскохозяйственный труд» 2013г.
Г. В. Коробковский, Г.А.Смирнова. « Экономика домашнего хозяйства» 2013г.
И. А. Мусская « Домоводство» 2012г.
Т.А.Девяткова, Л. Л. Кочетова « Социально-бытовая ориентировка» 2009г.
С.А.Львова « Социально-бытовая ориентировка, практический материал» 2010г.
Г. Б. Картушина « Домоводство» 2012г.
Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах, 2001г.
В. П. Субчева « Социально-бытовая ориентировка» М. 2013г.
А.Г.Галле, Л. Л. Кочетова « Тетрадь по обслуживающему труду», 6,7,8 классы, 2009г
тематическое планирование
№ п/пДата Тема Количество часов
примерная фактически Введение 1
1 Беседа о подготовке учащихся к труду и рабочих профессиях.
1
Уборка территории.
(дорожка, газон)
4
2 Хозинвентарь (метла, лопата, грабли, совки, носилки) устройство, назначение, рабочие позы, приемы работы,подготовка к хранению, порядок хранения, безопасное пользование. 1
3 Подметание дорожек с твердым покрытием, сбор мусора в кучки и в валки, переноска мусора. 1
4 Спецодежда: виды, назначение, устройство, бережное отношение.
1
5 Уборка газонов: уборка сучьев и других
посторонних предметов, сгребание граблями, удаление с газонов.
1
Работа с бумагой. 4
6 Бумага, виды (писчая, цветная) назначение.
1
7 Вырезание и наклеивание деталей 1
8 Рисование элементов мебели цветными карандашами
1
9 Аппликация «Жилая комната» - окно, шкаф, диван, стол, стулья, телевизор).1
Ежедневная уборка полов
13
10 Рабочая одежда: хранение, уход. Уборочный инвентарь (ведро, таз, совок, половая щётка, тряпка, швабра): назначение, пользование, обращение.1
11 Подготовка к хранению инвентаря, порядок хранения. Правила безопасности при подготовке к уборке полов. 1
12 Пр/р: «Подготовка к сухой и влажной уборке дощатого, покрытого линолеумом и плиточного полов». 1
13 Пр/р: « Подготовка швабры к работе. Протирка пола шваброй. Прополаскивание тряпки в тазу». 1
14 Пр/р: «Обработка уборочного инвентаря после работы и укладывание в специально отведённое место». 1
15 Асфальтовое и бетонное покрытия: основные свойства, инструменты для уборки (движок, скребок, лом). 1
16 Движок, скребок, лом: назначение, рабочие позы, применение, безопасное обращение. 1
17 Приёмы работы, не нарушающие дорожное покрытие. 1
18 Зависимости твёрдости льда от температуры воздуха. 1
19 Правила безопасной работы на проезжей части дороги. 1
20 «Расчистка дорожек от снега». 1
21 «Складывание и уборка льда». 1
22 «Уборка снега и льда в специально отведённые места». 1
Уход за комнатными растениями.
7
23 Пр/р: «Опрыскивание и полив растений». 1
24 Подготовка почвы для посадок. 1
25 Разница в обработке песчаных и глинистых почв. 1
26 Сельхозинвентарь: виды, назначения, правила обращения , техника безопасности. 1
27 Пр/р: «Сгребание мусора с клумб и дорожек». 1
28 Пр/р: «Поверхностное рыхление почвы граблями на месте многолетних зимующих посадок». 1
29 Пр/р: «Рыхление междурядий мотыгами на посадках многолетних растений». 1
Работа с картоном и бумагой.
5
30 Картон применение и свойства. Обои.
Нанесение клея на большие поверхности. 1
31 Нож для рицевания картона: приёмы работы, безопасное пользование. Акварельные краски и кист. 1
32 Пр/р: «Изготовление шаблонов заданной ширины. Разметка деталей из бумаги по линейке и шаблонам». 1
33 Пр/р: «Апликация моя комната (оклеивание макета обоями, макеты мебели)». 1
34-35 Первая помощь при тепловом солнечном ударе. 2