Методическая разработка урока Инфляция


Қазтұтынуодағы Қостанай экономика колледжі
Костанайский экономический колледж Казпотребсоюза
Сабақтың әдістемелік әзірлемесі/Методическая разработка урока
Тақырып/Тема : Инфляция
Пәні бойынша/По дисциплине Деньги финансы кредит
Мамандығы бойынша/Поспециальности: 0519000 «Экономика»
Содержание
1 Введение
2 План урока
3 Содержание урока
4 Ход урока
5 Заключение
6 Список литературы
Введение
Жизнь в современных условиях невозможна без прочных экономических знаний, которые необходимо применить в профессиональной деятельности и в личной жизни. Кроме того, знания финансов служат основой для достижения высоких результатов в области бизнеса.
Дисциплина «Деньги финансы кредит», одно из основных специальных дисциплин, изучаемых учащимися экономических дисциплин.
Для изучения данной темы выбран комбинированный вид урока, целесообразность которого заключается в результативности изучения новой темы, учащиеся имеют возможность полученные знания сразу же закрепить на практике, выполняя практические задания, отвечая на поставленные вопросы, разбирая экономические ситуации.
Изучение дисциплины «Деньги финансы кредит» позволит учащимся, обучаемым по специальности «Экономика» стать экономически грамотными и мыслящими, профессионально подготовленными людьми.
К моменту изучения данной темы учащиеся знают:- функции денег
- виды денежных средств
- закон денежного обращения
- состав денежной массы
- денежную систему
Умеют:
- определять денежную массу
- количество денег, совершаемое кругооборот
- скорость денежного обращения
- делать выводы по результатам работы
План урока
Специальность: «Экономика»
Дата: «18»апреля 2016 года
Группа: Э-2
Дисциплина: Деньги, финансы и кредит
Тема: Инфляция
Тип урока: урок комбинированный
Цели урока:
Образовательные: раскрыть сущность и значение инфляции, изучить объект, предмет, формы, виды инфляции и антиинфляционную политику государства
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, умения выделять главное, экономически грамотно излагать мысли
Воспитательные: формировать личность, способной работать в команде, воспитывать интерес к профессии, чувство ответственности за порученное дело, добросовестность, воспитание патриотизма
Квалификационные требования:
Обучающийся должен знать: понятие инфляции, формы, виды инфляции, антиинфляционную политику, методы борьбы с инфляцией
Обучающийся должен уметь: рассчитывать уровень инфляции, определять вид инфляции
Оборудование урока: интерактивная доска, плакаты, «прозрачный журнал»
Наглядные пособия: презентация по теме «Инфляция»
Раздаточный материал: опорный конспект «Антиинфляционная политика» схемы
Литература:
1. Сейткасимов Г.К. «Деньги финансы кредит» стр 79-85
2. Жуков В.Ф «Деньги Кредит Банки» стр72-87
Межпредметные связи: «Основы экономики», «Статистика», «Макроэкономика», «Основы экономической теории»
Содержание урока:
Время Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
1-2 мин 1. Организация занятия:
Приветствие, проверка готовности аудитории и группы к занятию, выявление отсутствующих. Вводное слово преподавателя по предмету. Приветствуют преподавателя, подают рапортичку, настраиваются на работу
15-20 мин 2. Проверка домашнего задания с использованием игровых методов обучения
Фронтальный опрос в форме игры «Своя игра»(слайд № 2)
Игра проводится по 2 раундам. В каждом раунде предлагается по 3 категории, в которых содержится по 4 вопроса разной стоимости. Все играющие поделены на 2 команды. Для ответа необходимо поднимать руку. Если ответ не правильный, то баллы снимаются, если правильный то суммируются. Некоторые вопросы снабжены пометками «супер плюс», «кот в мешке», «видео вопрос». В первом случае игрок может выставить номинал, повысить стоимость вопроса на 200 очков. Если «кот в мешке» то вопрос переходит другой команде.
(слайд №) Слушают, отвечают. Заполняют прозрачный журнал. Анализируют ответы
2-3 мин 3. Сообщение темы и цели занятия, мотивация учебной деятельности
- Сообщение темы урока:
«Инфляция» (слайд № 3)
- поясняет цели урока: раскрыть сущность и значение инфляции, изучить объект, предмет, формы, виды инфляции и антиинфляционную политику государства
- определяет значимость данного урока для будущей профессиональной деятельности,
сообщает о форме деятельности обучающихся на уроке. Слушают, записывают, отвечают
40 мин 4. Изложение нового материала
- Сообщение плана (слайд №5)
1. Инфляция как экономическое явление (слайд №6-9)
2. Виды и формы инфляции (слайд №10-19)
3. Антиинфляционная политика
1 Вопрос: вступительное слово преподавателя об инфляции, как об экономическом явлений. Преподаватель с помощью интерактивной доски разъясняет материал.
2 Вопрос: вступительное слово преподавателя о видах и формах инфляции, активизация при помощи опережающего задания. Выступление учащихся с подготовленными презентациями о формах, видах и об уровне инфляции в Казахстане.
3 Вопрос: преподаватель с помощью опорного конспекта привлекает учащихся самостоятельно изучить сущность антиинфляционной политики и меры, применяемые для борьбы с инфляцией
Слушают, изучают, отвечают, записывают
Слушают. Выступают с сообщениями. Спрашивают и записывают
Самостоятельно изучают. Анализируют. Отвечают. Записывают
5-10 5. Закрепление нового материала
-После изложенного нового материала посредством решения ситуаций по определению уровня и вида инфляции
(слайд № 20-23)
- Дерево «Инфляция»

Слушают, записывают, отвечают с места, решают. Анализируют
1-2 мин 6. Домашнее задание
- Пояснение содержание домашнего задания: (слайд № 24)
Сейткасимов Г.К. «Деньги финансы кредит» стр 79-85
За основу брать материалы конспекта Слушают, записывают
2-3 мин 7. Подведение итогов занятия
- оценка деятельности обучающихся на уроке
- оценка реализации целей урока Слушают, отвечают
Ход урока
1 Оргмомент
2 Мотивация учебной деятельности обучающихся
3Активация учебной деятельностиобучающихся

Сообщение темы урока :«Инфляция»
Группа обучающихся поделена на две команды.
1. Фронтальный опрос в форме игры «Своя игра»
Игра проводится по 2 раундам. В каждом раунде предлагается по 3 категории, в которых содержится по 4 вопроса разной стоимости. Все играющие поделены на 2 команды. Для ответа необходимо поднимать руку. Если ответ не правильный, то баллы снимаются, если правильный то суммируются. Некоторые вопросы снабжены пометками «супер плюс», «кот в мешке», «видео вопрос». В первом случае игрок может выставить номинал, повысить стоимость вопроса на 200 очков. Если «кот в мешке» то вопрос переходит другой команде.
I раунд
– На этом этапе вам будут предложены 3 категории, в каждой категории по 4 вопроса разной стоимости, итого 12вопросов, отвечать на которые необходимо в духе соревновательности, тем самым, зарабатывая свой первоначальный капитал в виде баллов. Категории следующие:
1. Пословицы, поговорки
2. Бланочные новости
3. Достижения цивилизации
II раунд
На этом этапе вам будут предложены еще 3 категории, в каждой категориипо-прежнему по 4 вопроса разной стоимости, итого 12 вопросов, отвечать на которые необходимо в духе соревновательности, тем самым, увеличивая первоначальный капитал, который заработали участники ваших команд в I раунде игры. Темы следующие:
1. Деньги-денежки
2. Я – предприятие
3. Ой, кто это?
2.Сообщение темы и цели занятия, мотивация учебной деятельности
Рыночная экономика сопровождается большим количеством неблагоприятных явлений, одним из которых является инфляция. Когда мы говорим об инфляции, мы не должны забывать о том, что инфляция это результат несбалансированных действий всех экономических субъектов. Вы как будущие экономисты, должны знать действие экономических законов и последствия их нарушения. Для этого мы с вами должны изучить понятие и причины возникновения инфляции.
3. Изложение нового материала
- Сообщение плана
1. Инфляция как экономическое явление
2. Виды и формы инфляции
3. Антиинфляционная политика
1 Вопрос: вступительное слово преподавателя об инфляции, как об экономическом явлений. Преподаватель с помощью интерактивной доски разъясняет материал.
2 Вопрос: вступительное слово преподавателя о видах и формах инфляции, активизация при помощи опережающего задания. Выступление учащихся с подготовленными презентациями о формах, видах и об уровне инфляции в Казахстане.
3 Вопрос: преподаватель с помощью опорного конспекта привлекает учащихся самостоятельно изучить сущность антиинфляционной политики и меры, применяемые для борьбы с инфляцией
4. Закрепление нового материала
1. После изложенного нового материала посредством решения ситуаций по определению уровня и вида инфляции
Задание 1
Из ниже перечисленного выделить причины инфляции и формы проявления.
Разбить причины на внутренние и внешние
3. Выделить внутренние денежные и неденежные факторы инфляции
Собрать ниже перечисленное в схему объединяющую причины и факторы проявления инфляции
1 Войны
2 Государственно-монополистическое ценообразование
3 Дальнейшее усиление диспропорций в экономике
4 Диспропорции общественного производства
5 Доминирующий рост цен в эпоху капитализма
6 Избыточный выпуск денег в обращение
7 Кредитная экспансия банков
8 Кризис денежной системы
9 Мировые структурные кризисы
10 Монополизация экономики
11 Несбалансированность государственных расходов
12 Несбалансированные инвестиции
13 Повышение роста цен
14 Рост государственного долга
15 Социально-политическая нестабильность
16 Усиление социальной напряженности в обществе, ухудшение жизненных условий населения
17 Чрезмерные расходы
18 Чрезмерный приток иностранной валюты
Задание № 2
Определите вид и уровень инфляции по следующей группе товаров :
1. Масло подсолнечное цена на 01.01.15г составила - 280 тг , на конец года - 420 тг
2. Хлеб цена на 01.01.15г составила - 42тг., на конец года – 51 тг
3. Макароны цена на 01.01.15г составила – 140 тг, на конец года – 185 тг
4. Молоко цена на начало 01.01.15г составила – 180 тг, на конец года – 210 тг
5. Сахар цена на начало 01.01.15г составила – 155 тг, на конец года – 250 тг
6. Колбасные изделия цена на начало 01.01.15 г составила – 1200 тг, на конец года 1800 тг
7. Чай цена на начало года 420 тг, на конец года - 580 тг
8. Рис цена на начало года 150 тг, на конец года – 180 тг
Задание № 3 Определите вид и уровень инфляции по следующей группе товаров
1. Стиральный порошок «Миф» цена на начало года - 150 тг ., на конец года -200 тг
2. Мыло хозяйственное цена на начало года – 70 тг, на конец года – 100 тг
3. Крупа «Геркулес» цена на начало года – 110 тг, на конец года - 160 тг
4. Напитки цена на начало года – 220 тг, на конец года – 300 тг
5. Обувь цена начало -5000 тг, на конец года – 8000 тг
6. Лекарственный препарат «Амбробене» цена на начало -850 тг, на конец – 1050 тг
7. Жидкость для мытья посуды цена на начало - 320 тг, на конец – 375 тг
8. Сельдь соленная цена на начало – 440 тг, на конец – 650 тг
2. Дерево «Инфляция»

5. Домашнее задание
1. Сейткасимов Г.К. «Деньги финансы кредит» стр 79-85 за основу брать материалы конспекта
2 План нации «100 конкретных шагов по реализациипяти институциональных реформ». Послание Н А Назарбаева ( шаг 84)
3 Приготовить статистические данные за последние три года по уровню инфляции (презинтации)
6. Подведение итогов занятия
- оценка деятельности обучающихся на уроке
- оценка реализации целей урока
7. Рефлексия, оценка реализации урока
Что вам понравилось на уроке?
Чему вы научились на уроке?
Заключение
Деятельность преподавателя и деятельность учащихся в процессе урока должны находиться в неразрывной связи и во взаимодействие. Эффективность этого взаимодействия зависит от качества и количества усилий, как со стороны педагога, так и со стороны учащегося.
На своих уроках я особое внимание уделяю развивающей функции обучения, которая обеспечивает активизацию и интенсификацию деятельности учащихся, формирует и развивает познавательные интересы и способности, а также творческую активность учащихся. Для этого стараюсь организовать обучение на таком уровне трудности, который требует от учащихся интеллектуальных и волевых усилий, чтобы учебный процесс вызывал у учащихся удовлетворенность. Учебный материал подбираю так, чтобы он не был примитивным и учащиеся не ограничивались только его воспроизведением, а решали проблемные ситуации и поставленные цели на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, активного мышления. Учащиеся должны думать и размышлять, так как это является важной составной частью профессиональной деятельностью будущих экономистов. Большое значение имеет самостоятельная работа, она требует от учащихся усиление разума и воли, учащиеся могут проявить индивидуальные особенности в этой работе, Одним из результативных приемов формирования творческой активности будущих специалистов на уроках является выполнение работ на опережающей основе. При выполнении такой работы учащиеся используют различную дополнительную литературу, Интернет-ресурсы, стимулируется интерес учащихся, самостоятельное познание, активность.
При подготовке к данному уроку объем заданий тщательно продумывался и подбирался. При этом учитывались цели урока, подготовленность учащихся, их уровень мышления.
Создавая условия учащимся на уроках для проявления активности, самостоятельности способствуем их развитию. Поэтому использую различные активные методы, которые побуждают учащихся к мыслительной и практической деятельности.
Список литературы
Закон РК «О национальном банке РК»
Закон РК «О банках и банковской деятельности»
Закон РК «О финансовом лизинге РК»
Закон РК «О валютном регулировании»
Инструктино- нормативные акты Национального банка Казахстан
Сейткасимов Г.С. Деньги, кредит, банки Алма-Ата 2010г.
Сейткасимов Г.С. Банковское дело Алма-Ата 2011г.
Галанова В.М. Рынок ценных бумаг М.2008г.
Боровиков В.И. Денежное обращение, кредит и финансы М. 2010г.
Родионова В.М. Финансы, деньги, кредит М. 2000г.