Дистанционное обучение в школе


Дистанционное обучение в средней школе

Мировая педагогическая практика уже показала целесообразность дистанционных форм обучения для школьников. Дистанционное обучение - это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности изучать и выполнять дистанционно в удобное для них время. Новый подход к системе обучения в соответствии с требованиями ФГОС, основанный на личностно-ориентированном подходе, предусматривающий формирование самостоятельного критического мышления, умения работать с информацией требуют и новых форм обучения.
В основном учителя использует интернет ресурсы для внеклассной работы с учащимися, или как дополнение к существующим учебным курсам и предметам. Однако, уже сейчас начинается использование компьютерных телекоммуникаций в режиме взаимодействия учителя и учащихся, т.е. проведение уроков с помощью сети в режиме on-line.
Имея опыт работы с учащимися дистанционно можно выделить преимущества и недостатки дистанционного обучения:
преимущества:
Скорость изучения материала устанавливается самостоятельно учащимся.
Независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения.
Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, материальной обеспеченности.
недостатки:
Не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.
Недостаток практических занятий.
Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем.
Анализируя перечисленные выше преимущества, можно сделать вывод, что данная форма обучения особенно удобна для учащихся старших классов. Возникновение такой образовательной технологии связано с необходимостью решения проблемы: как в ограниченный промежуток времени при ограниченных возможностях человека передать учащемуся увеличивающийся количественно и качественно объем знаний, умений, компетенций. Каждый ученик старшей школы - это сформировавшаяся личность со своими потребностями, желаниями, стремлениями. Умение наладить контакт, научить продуктивным методам самообучения, помочь выстроить учащемуся систему своего самообразования с использованием новейших средств обучения - это главная задача учителя на старшей ступени обучения.
Эффективность дистанционного обучения зависит от следующих составляющих:
а) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого;
б) используемых при этом педагогических технологий;
в) эффективности разработанных методических материалов;
г) эффективности обратной связи.    
То есть, эффективность дистанционного обучения зависит  от  организации  и  методического  качества   используемых   материалов,   а   также мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.
Таким образом, очевидна необходимость развития дистанционного образования в школе, формирующего основу для организации учебно-познавательной деятельности учащихся и являющегося неотъемлемой частью развития квалифицированного, интеллектуального, высокопрофессионального общества.
Литература:
Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. - М.: ИОСО РАО, 2006. - 304 с.
Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 300 с.
Кузьмина А.В. К вопросу о конкурентоспособности дистанционного образования // Новые образовательные технологии: Сборник материалов Четвертой междунар. науч.-метод. конф. Екатеринбург, 2007.
15