Дистанционное обучение в средней школе



Дистанционное обучение в средней школе
Лемякина Е.П. ,учитель биологии
МБОУ «Камызякская СОШ №4»

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ». Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
Актуальность такого метода обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
при заочной (экстернатной) форме обучения;
выполнение проектов и исследовательских работ;
работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).
Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
создания образовательного пространства;
формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме мною используются:
электронная почта (с помощью электронной почты налаживается общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
ресурсы образовательных Интернет –программ Learning Apps.org, Cacoo, Фабрика кроссвордов, Знайка.ru, «Школа 2100» и др.;
ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);
ресурс You Tube ( видеоресурс используется для монтажа видеоэкскурсий, лабораторных работ);
видеоконференции (видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями.
Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями
Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимодействие идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. Сегодня мы не можем рассматривать обучение только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедуру выработки необходимых знаний и умений, хотя, разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простой по уровню применяемых педагогических подходов образовательный курс. В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.
Индивидуализация и гибкость обучения
Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся предоставляется возможность оперативной связи, а преподавателю – корректировать и контролировать его работу. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от ситуации может оперативно реагировать на запросы ученика, применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов. Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету.
Дистанционное обучение развивает такие качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека. Информационные технологии имеют большое значение не только в учебном процессе (на уроках, в методической работе), но и во внеурочной/ внеклассной работе для поддержки общественной жизни школы.
Как еще можно использовать дистанционное обучение в школе:
организовать курсы гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического профилей;
использовать дистанционное профильное обучение;
создавать творческие работы, своё портфолио, разработать интернет-страницу;
участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;
создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);
учиться на дистанционных курсах;
использовать для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Вывод:
Дистанционное образование имеет свои преимущества. Оно помогает:
учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;
решать психологические проблемы учащихся;
снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;
правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;
расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;
проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

Приложения
Learning Apps.org

















Cacoo









Фабрика кроссвордов









Знайка.ru






Видеоотчеты











Подготовка к ЕГЭ




























Список использованных источников и интернет-ресурсов:
Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения
Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. М., "Академия", 2006

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.eidos.ru/shop/price.htm









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




15