Из опыта работы Дистанционное обучение


Создание учителем условий
для адресной работы с различными категориями обучающихся.
Ирина Витальевна успешно создает условия для работы с различными категориями учащихся. Учитель организует педагогическую деятельность с одаренными детьми через дистанционное обучение, которое рассматривается в двух аспектах: первый аспект - как дополнительное образование с целью развития познавательных способностей младших школьников и мотивации к учению. Ученики И.В. являются активными участниками дистанционных конкурсов и олимпиад, имеют призовые и победные места. В течение всего учебного года проводится конкурс «Лучший ученик», который заключается в том, что каждый ребенок собирает наградной материал в портфолио за дистанционные олимпиады, конкурсы, проекты. «Лучшим учеником» является тот, у которого в портфеле достижений наибольшее количество наград. Учитель организует совместную деятельность с родителями в этом направлении.
Динамика заинтересованности родителей в дистанционном обучении школьников %

Участие школьников в дистанционных мероприятиях, %

Родители проявляют высокую заинтересованность в дистанционном обучении.
С первого класса Ирина Витальевна привлекает детей к мини-исследованиям на уроках, которые развивают познавательные и коммуникативные способности ученика. Во внеурочное время продолжаются реализовываться проектные задачи в рамках использования программы «Что? Где? Когда?». Эффективность и востребовательность данной программы подтверждена сертификатом.
Ученики И.В. активно участвуют в проектной деятельности: создают электронные и творческие проекты, которые развивают информационно-коммуникативные качества ребенка, учат размышлять, прогнозировать и предвидеть конечный результат. Гордость Ирины Витальевны - ученик Фарионов Егор, победитель городской научно-практической конференции «Старт в будущее» в номинации «Спортивная связь поколений».
Второй аспект дистанционного обучения - как часть непрерывного образования – с целью обеспечения рациональной и эффективной организации целостного процесса обучения и развития навыков самообразования. Болеющий ребенок, находящийся на домашнем обучении испытывает сложность в самостоятельном изучении предметного материала.
Ирина Витальевна выстраивает свою работу с такими детьми по алгоритму:
1) проводит корректировку рабочей программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
2) организует индивидуальные беседы с родителями ученика, находившегося на домашнем обучении;
3) подбирает и разрабатывает дифференцированный материал для эффективного изучения тем курсов образовательной программы;
4) составляет график индивидуального обучения;
5) в электронном дневнике «Дневник.ru прикрепляет: тренажеры, презентации, тесты и теоретический материал, разработанный с применением ИКТ;
6) использует электронные приложения к учебнику;
7) привлекает родителей для осуществления обратной связи с целью обработки и корректировки последующих заданий;
8) систематически обращает внимание родителей на памятки «Работа с компьютером. Каждодневное общение по «Дневник.ru» помогает взаимодействию всего коллектива родителей и учеников, а электронной почтой пользуются и родители, и ученики при индивидуальном обучении.
Приложение 13Эффективность использования электронной почты


Одной из активных форм взаимодействия учителя, ученика и родителя является блог, под которым Ирина Витальевна размещает обучающий и информирующий материал. Ученики или родители общаются в основном в виде записей, комментариев. Преимуществом блога является индивидуальное, самостоятельное осмысление учебного материала и открытый доступ для всех детей и взрослых. В блоге устанавливается контакт с отсутствующими учениками и грамотно выбирает форму передачи информации ребенку и родителю. Систематическое общение с родителями показывает, что дистанционное обучение востребовано и для тех детей, которым трудно дается новый изучаемый материал, а индивидуальных занятий недостаточно. К таким ученикам учитель применяет дифференцированный метод обучения. На первом этапе проводится входная психолого-педагогическая диагностика, с целью выявления детей с низким уровнем развития. Затем учитель разрабатывает индивидуальный план работы с такими детьми.
План работы с учеником с низкими интеллектуальными способностями
№ п/п Мероприятие Срок
1 Проведение входной психолого-педагогической диагностики с целью выявления отклонений в развитии ученика (по необходимости направить родителей на консультацию к медицинским работникам)  
Конец августа
2 Познакомится с семейным положением семьи ребенка До 10 сентября
3 Индивидуальные консультации с родителями по составлению плана работы с учеником (корректировка режима дня с учетом школьных занятий, группы продленного дня и посещения учреждений дополнительного образования). Рекомендовать родителям и ученику посещение кружков и секций в ОУ, где ребенок обучается с целью быстрого реагирования и связи с родителями в непредвиденной ситуации. Сентябрь
4 Составление индивидуального плана работы. Сентябрь/начало октября
5  Разработка дифференцированного материала, индивидуальных и разноуровневых карточек, заданий (в течение года корректировка дополнительного материала на основе мониторинга учебных достижений или недостатков). Сентябрь/начало октября
6   Пригласить родителей на первые учебные занятия с целью наблюдения за организацией учебной деятельности ребенка, его переключения от одного вида работы к другой. Дать рекомендации для совместной работы учителя, ученика и родителя. В течение сентября
7    Завести дневник наблюдений Сентябрь
8 Разработать воспитывающую деятельность так, чтобы ребенок ощущал себя в комфортной среде. Сентябрь
9 Создать карту индивидуального развития ребенка (в карту включить все мониторинги и результаты наблюдений: уровень развития, психологические процессы и их развитие, динамику предметных, личностных и метапредметных результатов). Сентябрь/октябрь
10 Составить план работы с психологом. Сентябрь/октябрь
11 Рекомендовать ребенку посещение занятий с психологом по программе «Тропинка к своему Я» Сентябрь
12    Систематические консультации с родителями ученика В течение учебного года
13 Экстренное реагирование на низкий уровень выполнения домашних заданий, самостоятельных и проверочных работ. (Все материалы должны носить разноуровневый характер) В течение учебного года
14 Использовать на уроках разные виды деятельности (дифференцированные карточки для самостоятельного выполнения, привлечение ребенка в качестве помощника, участие ребенка по желанию в работе сменной групповой деятельности на уроках, чаще проводить саморефлексию и хвалить ребенка за самые маленькие достижения в учебе). В течение учебного года
15 Следить за дозировкой времени (давать возможность доводить мысль до конечного завершения – задать вопрос, проговорить предложение, ответить на задание и др.) В течение учебного года
16 При изучении нового материала, дать возможность понять новую тему путем проб и ошибок. В течение учебного года
17 Вести контроль за посещаемостью. В течение учебного года 
18 Организация портфолио ученика В течение учебного года 
19 Организовать дистанционное обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка и консультаций с родителями. В течение учебного года 
20 Вести систематический контроль знаний. Своевременно вносить результаты в карту индивидуального развития ученика с целью ознакомления родителей с динамикой показателей обученности и корректировки индивидуальной работы с привлечением психолога. В течение учебного года 
На каждого ребенка Ирина Витальевна ведет дневник наблюдений и карту развития, куда помещает результаты наблюдений, диагностику уровня развития, мониторинг УУД, таблицы требований по изучаемым предметам. С родителями учитель поддерживает тесный контакт: с первых дней учебы в школе корректируется режим дня ученика с учетом школьных занятий, группы продленного дня и посещения учреждений дополнительного образования, рекомендуются занятия с психологом по программе «Тропинка к своему Я». Учитель систематически проводит индивидуальные беседы с родителями с целью ознакомления уровня развития ребенка. На уроках Ирина Витальевна использует дифференцированные карточки для самостоятельной работы, привлекает ребенка в качестве помощника, дает возможность выбрать группу для комфортного общения. Учитель часто проводит рефлексию, создает ситуацию успеха. Таким образом, учитель обеспечивает необходимые условия, способствующие активности всех детей и их родителей в учебно-воспитательном процессе.