МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «МЫ ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
«МЫ ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ!»
(проведен в группах 3-ЮСП, 4-ЮСП 20.04.2015)



КЛАССНЫЙ ЧАС «МЫ ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ!»

Цель: раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков
Целевая группа: студенты 3-4 курса
Методические материалы: презентация «Мы выбираем жизнь!», стихотворение «Бездна» Екатерины Мозоль.
Предварительная работа: подготовить 4-х ведущих.
Длительность : 40 минут.
На доске плакаты с высказываниями:
«Лошади никогда не кончают самоубийством, потому что, будучи лишены дара речи, они не имеют возможность выяснять отношения» (В. Маяковский).
«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу» (Ж. Санд).
«Самоубийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (Веслав Брудзиньский).
«Убийца убивает человека, самоубийца – человечество» (Г. Честертон).
«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев).


Ход классного часа (слайд 1)
Мы выбираем жизнь, они – смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них ..............................у них – нет будущего. Кажется, что мы и они – из разных миров. Но как велика пропасть между нами, ..............................читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, ..............................чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, ..............................но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать (слайд 2)



Учитель: Бездна (слайд 2)
Обрыв... И бездна там...
И я стою одна на свете.
Душа болит от ярых ран
И нет мне места в мире этом...
Устала я искать ответы,
Мечту беречь, любовь искать!
Вся жизнь - одни людей запреты
И нечего судьбу терзать.
А так хотелось полюбить!..
А можно ли? Способна я?
Но чашу грусти подавить
Так трудно: ведь глубокая.
Все люди – мёртвой души воплощение –
Видят в жизнь только одно:
Весёлое, озорное влеченье,
А в сердце пусто и темно...
Так страшно видеть всё это,
Сомненьем себя изводить.
И слепо жертвуя светом,
Цену разврата вершить.
А любовь... Она, как ветер,
Так близка, так непонятна...
И она за жизнь в ответе,
Лишь она спасительна!
Но душа слепою стала...
Как вновь смысл обрести?
Из кармана нож достала...
Нет его... Жизнь позади...
Обрыв... И бездна там...
И я стою в объятьях крови.
Душа болит от ярых ран,
Но мне не страшно уже боли...
Учитель: Теперь ответьте пожалуйста на вопросы:
Понравилось ли вам стихотворение?
Какие чувства у вас возникли после его прочтения?
Предположите, что тревожит этого человека?
Как бы вы ему помогли?
Как вы думаете, он покончил жизнь самоубийством? Если «да», то что вам дало понять это?
1-й ведущий: Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки: (слайд 3)
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.
2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
2-й ведущий: Поведенческие признаки: (слайд 4)
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
– в еде есть слишком мало или слишком много;
– во сне спать слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде стать неряшливым;
– в школьных привычках пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
– замкнуться от семьи и друзей;
– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
3-й ведущий: Ситуационные признаки (слайд 5)
Человек может решиться на самоубийство, если:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм личная или семейная проблема);
3. Ощущает себя жертвой насилия физического, сексуального или эмоционального.
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
4-й ведущий: Если замечена склонность подростка к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию. (слайд 6)
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств решившегося на самоубийство человека. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
1-й ведущий: Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации: (слайд 7)
Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)
Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?
Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).
1-й ведущий: (слайд 8)
Она стоит одна на крыше И сердце очень сильно бьётся, Ей ветер волосы колышет, А тишина как враг смеётся. Нахлынули воспоминанья, Врезаясь как осколки в душу. Они терзают подсознанье, Остаток жизни этой рушат.
Нет смысла думать о вчерашнем, Когда сегодня ВСЁ на грани. Сейчас ничто уже не страшно, Теперь никто не сможет ранить Когда стоишь одна на крыше И очень сильно сердце бьётся, Тебя никто уже не слышит, И пульс пропал, и ночь смеётся...

2-й ведущий: Важно не оставлять человека в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

3-й ведущий:  Ди Снайдер "Курс выживания для подростков": (слайд 9)   Если ты думаешь, что твой друг хочет это сделать
Некоторые из самоубийц умирают, молясь, чтобы их кто-то нашел, спас до того, как наступит конец". Ди Снайдер
4-й ведущий:  "Я считаю, что твоя первая обязанность - сохранить чужую жизнь, даже если это будет стоить тебе дружбы. В конце концов, если твой друг убьет себя, ты все равно потеряешь друга. Важно, чтобы в данном случае ты доверял своим инстинктам и если тебя беспокоит поведение друга, действовал так, как подсказывают тебе твои чувства. Лучше ошибиться, чем опоздать. Обрати внимание на следующие признаки :         - разговоры о самоубийстве типа "Я лучше себя убью".         - желание пофантазировать вслух на эту тему         - скулеж на тему "Я никому не нужен", "никто все равно тосковать обо мне не будет".         - чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке, искусстве или литературе         - раздача наиболее ценных для твоего друга вещей.
1-й ведущий: Если твой друг бросает такие намеки, спорь с ним. Говори с ним. Выслушивай его. Дай ему почувствовать что он нужен, что он желанен, постарайся уверить его, что любые раны со временем заживут, кроме пулевых ранений в голову. Если ты чувствуешь близкую опасность, оставайся с другом до тех пор, пока его настроение не пройдет"
2-й ведущий: (слайд 10) Самоубийцы - эгоисты. Они думают лишь о себе. Любой человек живет в обществе и имеет взаимоотношения с другими людьми, даже если он отшельник. Посему, совершая какой-то поступок, он задевает других людей - прямо или косвенно. При совершении поступка и действий надо правильно оценить степень "влияния" и "воздействия" на других людей. Эгоисты этого не оценивают. Более того, стремясь "избавить себя" от мук и боли, они лицемерно заявляют, что "Всем будет легче без меня". Давайте посмотрим.
Близкие (после самоубийства):         - чувство вины (не замечали, не любили),         - горе, боль утраты,         - замешательство и шок.
Смотрите, они ощущают чувство вины и вместе с тем горе от потери любимого человека. Им тяжелее во много раз, чем самоубийце.
Теперь о "мести". "Тогда поймешь, кого ты потеряла". Это эгоистично, жестоко и аморально. Разве это любовь: желать плохого любимому? Эгоизм чистой воды. Надо уметь отпускать на свободу, если просят свободы. А не ужесточать условия "неволи".
Поэтому не будем эгоистами и начнем думать о других, а не только о том, как плохо мне любимому. 1-й ведущий:
Не зря пословица гласит, Что жизнь прожить – не поле перейти: Она не мало трудностей таит, И место в ней своё найти Бывает человеку нелегко. Хотя у всех живущих на планете, Стремленье к этому так велико, Что через множество столетий Далеких предков размышленья Стучатся к нам в сердца сейчас. Их мысли и сомненья И нас тревожили не раз. Ведь так не просто нам порой, Решить, как поступить, Чтоб честным быть перед самим собой И в трудный час душой не покривить. Что выбрать: совесть иль покой, Благополучие иль честь, Покорность или бой? Отвагу или лесть?
2-й ведущий: (слайд 11)
Вопрос подобный задавал Себе, конечно, каждый И на него ответ мучительно искал. Как путник, изнывающий от жажды, Мечтает к роднику припасть. Так человек стремится поскорей С души привычки сбросить власть, Стать справедливей и мудрей. И, наконец, понять, Каким же в этом мире быть, Чтоб пред соблазнами любыми устоять, И званье ЧЕЛОВЕКА заслужить?
3-й ведущий: Маяковский “Послушайте”. (слайд 12)
Послушайте, Ведь если звезды зажигают,- Значит это кому-нибудь нужно? Значит, кто-то хочет, чтобы они были? Кто-то называет эти плевочки-жемчужиной? И надрываясь в полуденной пыли, Врывается к Богу, Боится, что опоздал, Плачет, целует ему жилистую руку, Просит, чтобы обязательно была звезда, Клянется, что не перенесет эту беззвездную муку. А после, ходит тревожный И спокойный наружно И говорит кому-то: “Тебе теперь ничего не страшно? Да?” Послушайте! Ведь если звезды зажигают, - Значит это кому-нибудь нужно? Значит это необходимо, чтобы Каждый вечер над крышами
Загоралась хотя бы одна звезда!


4-й ведущий: (слайд 13) Свобода без ответственности - это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует, если только в полном вакууме. Свободный человек отличается тем, что готов нести личную ответственность за свой выбор.
1-й ведущий: Например, за выбор истинного и мнимого. Как говорил Б.Паскаль: “Истина столь тонка, что, чуть отступишь от неё, впадаешь в заблуждение, но и заблуждение столь тонко, что, едва отклонившись от него, обретешь истину”.
2-й ведущий: Многие предпочитают спешить навстречу своим желаниям, чем нести ответственность за свои поступки. Но легкомыслие не всегда уместно и иногда даже преступно.
3-й ведущий: Каждый человек делает свой выбор.
4-й ведущий: И только от него зависит его судьба.
Учитель: Думаем, вы задумались над тем , как прекрасен мир, как любят вас окружающие и почему не стоит уходить из жизни.
Напоследок мы предлагаем вам взять листик и написать на нём 5 или больше причин, почему вы бы остались в этой жизни, а потом спросите у своих близких людей, почему они хотят, чтобы вы жили, и тоже запишите их слова на этот листик.
Когда вам вдруг станет плохо, достаньте этот листик, прочтите вслух, и вам обязательно захочется жить, так как всегда приятно, когда любимые люди хотят видеть вас и заботиться о вас! Любите жизнь! Любите даже в самые мрачные ее моменты, и эта любовь не только скрасит их, но и, вернет вам ее краски!








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




Заголовок 315