Проект по правилам дорожного движения (старший дошкольный возраст)В мире Дорожных Знаков


МБДОУ «Татарско-Сарсазский детский сад»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

по правилам дорожного движения

(старший дошкольный возраст)

Разработчик:
воспитатель первой квалификационной категории
Ахметзянова Ризаля Дамировна
Актуальность проекта: С каждым годом скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах города быстро возрастает. За 5 месяцев текущего года на улицах городов и дорогах республики было зарегистрировано 206 ДТП с участием детей, в которых 11 человек погибли и 208 получили травмы различной степени тяжести. Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий вызывает чувства горечи и досады. Но еще больше, когда в результате несчастных случаев на дорогах страдают дети дошкольного возраста: количество погибших детей возросло на 4 чело-века, количество пострадавших – на 38 детей (+ 22,4 %). Основные причины несчастий – переход улицы или дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, неосмотрительность на проезжей части. Совершенно очевидно, что все названные причины вытекают из сла-бого знания правил дорожного движения, дорожных знаков и отсутствия практических навыков поведения на улицах.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, которые можно избежать лишь путем целенаправленного воспитания и обучения детей с дошкольного детства. Поэтому перед детским садом на современном этапе стоит трудная задача обучения безопасному участию в дорожном движении на основе знаний дорожных знаков.
Реализуя инновационную общеобразовательную программу «От рождения до школы», разработанную в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями, в которой «Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности» через решение таких задач, как: передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства и др., возникла необходимость в разработке педагогического проекта «В мире дорожных знаков!».
Уверена, что дошкольников нужно как можно раньше начинать обучать безопасному поведению на дорогах, улицах, перекрёстках на основе прочных знаний о дорожных знаках и в тесном сотрудничестве с семьёй воспитан-ников. Считаю, что если проводить работу по ПДД в системе, то снизятся риски травматизма на дорогах среди детей, улучшатся знания детей о дорожных знаках.
Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный, направленный на триаду: «педагог – родители - дети».
Цель проекта: оптимизировать работу педагогов с семьёй на основе двустороннего взаимодействия, направленную на закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
Образовательная область: «Безопасность».
Место проведения: МБДОУ «Татарско-Сарсазский детский сад».
Задачи проекта:
1. Развивать навыки мотивационно - поведенческой культуры, которые обе-спечивали бы безопасность ребенка на улице на основе применения знаний о дорожных знаках.
2. Формировать у детей  представления об опасностях на дороге, о необхо-димости знать и соблюдать правила дорожного движения, дорожные знаки; правила дорожной грамотности, как составной части общей культуры.
3. Воспитывать у детей потребность в ознакомлении с моральными нор-мами и правилами поведения на дороге; разновидностями дорожных знаков.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители дош-кольников, воспитатели ДОУ.
Сроки реализации проекта: годовой.
Формы работы с детьми:
занятия-тренинги, комплексные занятия и т.п.,
игровая деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевые и т.д.),
беседы,
использование художественной литературы (стихи, загадки),
конкурсы рисунков,
опрос, тестирование.
Формы работы с родителями:
опрос, анкетирование,
мастер-классы, интерактивная игра, развлекательно-деловая игра,
родительские собрания, викторины,
конкурсы (рисунков, плакатов), выставки (игровых пособий, макетов),
наглядная агитация (памятки, советы, рекомендации).
Прогнозируемый результат реализации проекта:
Дети:
снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста путем повышения их уровня знаний правил дорожного движения и дорожных знаков;
формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице города на основе знаний о дорожных знаках;
Родители дошкольников:
проявление интереса к совместному обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах через знание дорожных знаков;
подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосох-ранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах города.
Содержание работы над проектом по этапам
Подготовительный этап:

Содержание деятельности Сроки Результат
1.
«Банк идей» (поиск, изучение эф-фективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге) Разработка и накопление методи-ческих материалов, разработок, рекомендаций, пособий по проблеме (транспорт, дорожные знаки) июнь - июль2011г. Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей
2.
Рассматривание плакатов по безо-пасности дорожного движения с ро-дителями на родительском собра-нии. август2011г. Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД
3.
Составление примерного перспек-тивного планирования работы с детьми на новый учебный год июнь - август2011г. Систематизация знаний детей, закрепление с детьми правил доро-жного движения
4.
Чтение произведений, рассматри-вание иллюстраций к ним: Дру-жинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и т. д. До реализации проекта Закрепление с детьми правил дорожного движения через художественное слово
5.
Изготовление с родителями и детьми плакатов. Июль 2011г. Закрепление детьми, родителями знаний ПДД
Основной:
№ Содержание деятельности Сроки Результат
1.
Конкурс на лучший плакат по пропаганде ПДД. июль 2011г. Воспитание у детей интереса к изучению правил дорожного движения, развитие твор-ческих способностей, закреп-ление знаний ПДД
2.
Конкурс детского ри-сунка «Я – пешеход!», «Дорожный знак». август 2011г. Закрепление знаний детей о поведении на дорогах улицы
3.
Ознакомление педагогов ДОУ района с результатами работы над проектом После реализации проекта Обмен опытом
4.
Освещение работы по проекту в средствах массовой информации После реализации проекта Привлечение внимания к про-блеме детского травматизма, необходимости изучения ПДД всех участников дорожного движения
Заключительный:
№ Содержание деятельности Сроки Результат
1.
Проведение детско-родитель-ской викторины «Безопасность в наших руках!», интерак-тивной игры, развлекательно-деловой игры. Апрель-май 2012г Закрепление знаний по правилам дорожного движения у детей и их родителей
2.
Проведение итогового родительского собрания по результатам работы над проектом май 2012г. Отчёт по итогам работы над проектом
3.
Тестирование детей и родите-лей. Внесение в проект допол-нений, поправок в случае нере-шенных или побочных проб-лем.
май 2012г. Материалы по опыту работы по данному направлению
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА. Презентация авторских игровых пособий для детей и родителей «Игры по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками» и «Кое-что малышам о транспорте» (ко дню ГИБДД, июль месяц).
Диагностический материал по ПДД
Тест для детей старшего дошкольного возраста «Подбери слова»
Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.
Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).
Наземный транспорт
Воздушный транспорт
Предупреждающие знаки
Запрещающие знаки
Знаки сервиса
Сигналы светофора
Действия человека
Норма для детей старшего дошкольного возраста 15-20 слов из различных групп.
Методика для детей старшего дошкольного возраста
«Продолжи предложение»
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей: продолжить предложение.
Пешеходы всегда должны двигаться…….
Я никогда не нарушаю………
Светофор состоит из……..
Я знаю, что знаки бывают……..
Я помню случай, когда на дороге…….
Плохо, когда взрослые…..
Регулировщик, это человек, который…..
Пассажирам автобуса запрещается…….
Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……
Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.
Тест для детей старшего дошкольного возраста «Дорожная история».
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и воображения.
Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов.
При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений.
Оценка результатов:
«отлично» - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.
«хорошо» - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.
«плохо» - ребенок не сумел придумать историю.
Тест для детей старшего дошкольного возраста «Запомни рисунок».
Цель: определить уровень развития памяти, внимания, закрепить различные виды транспорта.
Инструкция: педагог показывает ребенку картинки с различными видами транспорта не более 15 секунд, после чего убирает картинки, и ребенок должен воспроизвести все картинки.

Нормой для ребенка старшего дошкольного возраста 7-8 предметов.
Список использованной литературы.
Журнал «Дошкольная педагогика» № 3, 2009.
Журнал «Старший воспитатель» № 6, 2009.
3. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2006.
Климченко В.Р. «Обучайте дошкольников правилам дорожного движения» М. «Просвещение», 1973.
Минниханова Р.Н., Халиуллина И.А. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. г. Казань, 1995.
Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Транспорт: наземный, водный, воздушный». Москва, 2006.
Степаненкова Э.Я. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение»,1979.
Шалаева Г.П. Мои друзья дорожные знаки. Развиваем интеллект. М.: «Издательство «ЭКСМО», 2004.
www.vashamashina.ru / statistics traffic accident.html.
www.rpolice.ru / news / news – 9466 /.
Приложение № 1
Анализ плана воспитательно-образовательной работы по изучению регионального стандарта по правилам дорожного движения с___по___201__г в _____группе детского сада № 25.
Цель: Совершенствование планирования воспитательно-образовательной работы по изучению регионального стандарта по правилам дорожного движения.
Формы организаци-онной работы РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ
  Утро Прогулка Занятия 2 полови-на дня Выводы, предложения
1. Чтение художест-венных произведен.          
2. Экскурсии          
3. Использование ди-дактических игр, тренажеров          
4. Просмотров диа-фильмов, фильмов          
5. Праздники, раз-влечения          
6. Изготовление по-делок, игрушек          
7. Конкурсы          
8. Индивидуальная работа          
9. Беседы          
10. Наблюдения          
11. Диагностика          
12. Работа с ро-дителями          
Приложение № 2
Экспресс-тест для родителей.
Цель: Определить уровень знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям.
Необходимо выбрать наиболее предпочтительное решение из двух вариантов; А и В:
1. А – Ребенок должен знать, какие службы экстренной помощи вызвать при ДТП.
Б – Ребенку это не нужно, с ним всегда взрослый.
2. А – Необходимы беседы родителей о том, что играть на дороге опасно.
Б – Правилам дорожного движения должны обучать в детском саду.
3. А – Нельзя оставлять детей без присмотра в машинах.
Б – Нужно доверять детям, приучать к самостоятельности.
4. А – Знакомить детей с различными произведениями литературы, в которых изложены дорожные ситуации.
Б – Дети смотрят в основном телевизионные передачи, и сами черпают знания о ПДД.
Ключ к тесту: Если предпочтение отдается варианту:
А – вы сообщаете ребенку определенные знания, умения о выполнении правил дорожного движения.
Б - вы не осознаете своей роли в предупреждении дорожно-транспортных происшествий с вашими детьми.
Приложение № 3
Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.
1. Не спишите ,переходите дорогу размеренным шагом.
2. Выходя на проезжую часть дороги,прекратите разговаривать-ребенок должен привыкнуть,что при переходе дороги нужно сосредоточиться
3. Переходите дорогу только в местах,обозначенных дорожным знаком “пешеходный переход”
4. Из машины, автобуса выходите первым.В противном случае случае ребенок может упасть или выбежать на поезжую часть дороги.
5. Привлекайте ребенка ваших к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины,которые готовятся поварачивать, едут с большой скоростью и пр.
6. Не выходите с ребенком из-за машины,кустов,не осмотрев предварительно дороги,-это типичная ошибка. Нельзя допускать,чтобы дети ее повторяли.
7Не разрешайте детям играть вблизи дороги и на проезжей части дороги.
.
Приложение № 4
Занятие-тренинг по ПДД для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формировать у ребенка способность регулировать процессы возбуждения и торможения, умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот; развивать произвольное внимание, обучение умению самостоятельно решать проблемы; формировать у ребенка способность прогнозировать развитие событий и последствий в условиях нарушений транспортно-дорожного режим.
Материал: макет улицы, флажки, музыкальная кассета для аутотренинга.
Ход тренинга. Тренинг начинается с разминки:
- Упражнение «Снежный ком» - способствует запоминанию всех участников группы, первый участник называет свое имя. Следующий – повторяет его имя, затем называет свое. И так по кругу.
- Упражнение «Приветствие» - в начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной и т.д.
1. Упражнение «Флажок» - психолог дает задание: поднимите флажок все те, кто…
- знает правила дорожного движения;
- любит бегать на перегонки;
- переходит улицу, держась за руку с мамой;
- знает сигналы светофора;
- переходит улицу на красный цвет;
- умеет кататься на велосипеде;
- знает дорожные знаки.
2. Упражнение «Макет улицы» - перед детьми макет улицы на ней расположены дорожные знаки, светофор. Водящий выходит из комнаты. За это время дети производят несколько изменений, неправильно ставят дорожные знаки. Задача водящего правильно отметить происходящие изменения на макете.
3.Упражнение «Дорога» - дети становятся друг за другом и бодро, весело, под музыку шагают по кругу. Услышав на фоне музыке хлопок психолога, быстро поворачиваются и идут в противоположном направлении.
Психолог делает 5-6 хлопков с разными временными интервалами между ними. Цель упражнения: развить у детей внимательность.
4. Упражнение « Плохой поступок» - дети по очереди вспоминают, какие правила дорожного движения нарушали они сами или их знакомые, почему это происходит? Как сделать так чтобы не было дорожно-транспортных происшествий.
5. Ролевое проигрывание ситуаций:
Ты вышел во двор и увидел, что два мальчика играют футбол на проезжей части…
У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик, он подошел к девочке…
Ты увидел, что взрослый нарушает правила дорожного движения…
Мама купила тебе велосипед. Ты вышел на улицу и ….
Ты сидишь в автобусе, с тобой рядом стоит старая бабушка. Как ты поступишь в этой ситуации?
6. Игра « Найди лишнее».
Цель: учить находить закономерности, находить лишнее в цепочке и объяснять почему. Аргументы поисков могут быть разными.
Материал: карточки с изображением предметов (транспорт, мебель, радиоприборы, одежда, обувь)
Ход игра: Детям предлагают карточки с изображением предметов. Дети группируют предметы, объясняя закономерности, различия.
Например: Строится цепочка – автобус, грузовик, самолет, варежки, валенки. Дети сразу называют транспорт и отмечают, что варежки и валенки лишние. Но можно поставить вопрос так: водитель ведет машину зимой в холодную погоду, может ли он обойтись без варежек? и т.д.
7. Упражнение «Мимика» - психолог предлагает детям показать выражения лица человека, который нарушил правила дорожного движения; человека который играет на проезжей части; человека который не знает правила дорожного движения; человека который не уступает место взрослым в общественном транспорте.
8. Аутотренинг «Прогулка на велосипеде».
Детям предлагается лечь или сесть поудобнее, расслабиться. Затем инструктор старается ввести детей в ситуацию, причем в ситуацию, где он описывает ее во всех подробностях, как если бы все это происходило на самом деле.
Утро. Прекрасная солнечная погода. Я еду на велосипеде по широкой ровной дороге. Вокруг красивые цветущие кусты сирени. Они благоухают. Щебечут птицы. Солнышко пригревает. Я чувствую его тепло на ногах, руках и шее. Тепло растекается по всему моему телу. Я абсолютно спокоен и уверен в себе. Все неприятности уходят. Настроение чудесное. Я улыбаюсь, и радость улыбки дарю окружающим. Я еду ровно и красиво. Спокойно и уверенно держу руль, не спеша кручу педали. Все прекрасно.
При выполнении такого рода тренингов важным является умение детей вообразить описываемую ситуацию, что в свою очередь дает им возможность успокоиться, снять излишнее напряжение и повысить свое настроение.
Приложение № 5
Хөрмәтле әти-әниләр юл хәрәкәте кагыйдәләрен өйрәнү буенча
анкета сорауларына җавап бирүгезне сорыйбыз.
1.Тыючы һәм кисәтүче билгеләрне әйтегез?
-----------------------------------------------------------------------------------.
2. Юлда хәвеф-хәтәр булса нинди телефон аша ярдәм чакырырга?
--------------------------------------------------------------------------------
3.Ике яклы хәрәкәтле урамны аңлат?
-----------------------------------------------------------------------------------
4.Тыю,кисәтуче,курсәтуче билгеләрне ата.
-----------------------------------------------------------------------------------
5.сфетофор белән ,семафор нәрсә белән аерыла?
-----------------------------------------------------------------------------------
6.Ике яклы җәяүлеләр хәрәкәте вакытында ,җәяүлеләр кайсы яктан бара?
----------------------------------------------------------------------------------------
7.Балалар белән юл аркылы ничек итеп чыгарга?
---------------------------------------------------------------------------------------
8. Юл аркылы нинди тамга аша чыгасың?
--------------------------------------------------------------------------------------
9.Сфетофорның төсләре нәрсәне аңлата?
--------------------------------------------------------------------------------------
Безнең анкета соруларына җавап бирүегез өчен сезгә рәхмәт белдерәбез.
Приложение № 6
Литературный материал
“Светофор”
Бу ни хикмәт ,тамаша?
Янып төра кызыл ут,
Малай чыга юл аша.
Ачуланды светофор
Үрелде дә малайның
Алма кебек кызартып
Борып алды колагын:
-Йөри-йөри кыланып
Машинаны ек тагын!
Нәрсә булды ,туктале.
Кызыл колакны күреп
Машиналар туктады.
Рәшит Бәшәр
“Зебра”
Юлда аклы сызык күрсәң
Булыр чыгу урыны.
Мин булмаган җирдән чыксаң
Машина бүләр юлыңны.
Мине күрсәң дә ашыкма
Светофорга кара син!
Юл читендә басып тора
Өч күзле бер командир.
Табышмаклар
1. Сукмактан да чыга алмыйлар
Бер –берен уздырмыйлар.
Кызыл күзле ябалактан
Рөсәт алмый кузгалмыйлар.
2.Ияремә менәләр
Өзәнгемә тибәләр
Йөгертәләр чаптыралар
Кирәк җиргә китәләр.
3. Борам-борам очы юк
4.Ике көпчәкле арба.
Утсыз да алга чаба.
5. Нинди гаҗәп өй бу?һәр ягы тәрәзәле
Аягында резина,бар ашаганы бензин.
Бу нинди өй?
6. Ат түгел,ул кешнәми,йөз аттан ким эшләми
Үзе тыр да тыр килә йә нәрсә бу? кем белә?
7. Кататы бар- җилпеми, эче җылы- җил тими.
8.Уф –уф сулар,
Уфтанса да алып китәр,
Барыр җиренә җитәр.
9. Авызы юк,борыны юк,
Тик бар аның өч күзе:
Урамдагы хәрәкәтне көйләп тородыр үзе.
Бакчада да, мәктәптә дә,
Өйдә дә бергә-бергә
Юл билгеләрен бик яхшы
Кирәк шул өйрәнергә!
Приложение № 7
Советы родителям старших дошкольников
Уважаемые мамы и папы!
Вот и подрос ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее, но ваш авторитет ничуть не уменьшился. Так что вы остаетесь для него верным помощникам в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте. Зная индивидуальные черты своего ребенка /анатомию, физиологию, нервную систему, интеллект, темперамент/, продолжайте помогать ему постигать науку уважения к улице: настойчиво, но не навязчиво, систематически и терпеливо.
Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ему проблемные вопросы, беседуйте с ним,обращайте внимание на свои действия /почему вы остановились перед переходом ,почему именно в этом месте и.т.д./
Ваш ребенок уже знает и должен строго выполнять определенные правила:
*Ходить по тратуару следует с правой стороны.
*Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет,посмотрев налево и направо,затем можно двигаться,предваретельно снова посмотрев в обе стороны.
*Переходить дорогу полагается только шагам.
* Необходимо подчиняться сигналу сфетофора.
*В транспорте нужно вести себя спокойно,разоваривать тихо,дерьжаться за руку взрослого ,чтобы не упасть
*Играть можно только во дворе.
Только ваша культура поведения, строгое выполнение правил движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать у него навыки и привычку безопасного поведения на улице!
Приложение № 8
Развлекательно – деловая игра с родителями
«Как мы знаем правила дорожного движения».
Уважаемые родители!
Мы сейчас проведем с вами деловую игру «Как мы знаем правила дорожного движения». Дети будут наблюдать за ходом нашей игры.
Предлагаю разделиться на две команды.
Команда «Водитель» (эмблема с изображением автомобиля).
Команда «Пешеход» (эмблема с изображением пешехода).
Этот бочонок с жетонами под номерами начинаем разыгрывать.
Задание №1. Как вы глазами, ушами представляете улицу, дорогу? (узкая, широкая, односторонняя, прямая, изогнутая, шумная).
Задание №2. Погрузитесь в детство. Как вы себя чувствуете пешеходом? Что хорошего и плохого помните? (шли, держись за руку взрослого или около него, за тяжелые сумки мамы, ничего не видели, кроме ног прохожих и т.д.)
Задание №3.
а) Где лучше и безопаснее играть детям? (во дворе, на детских площадках)
б) Где нельзя и опасно играть детям и гулять? (Около дороги, в арках и т.д.)
Задание №4. Расскажите, что вы знаете о пассажирском транспорте? Как вы ведете себя в транспорте? (Нужно оплачивать не для инвалидов и т.д.)
Задание №5. Если вы пешеход, как лучше и правильнее вести себя? (соблюдать правила дорожного движения, знаки, разметки на дороге).
Задание №6. Опишите или изобразите пешехода:
а) при хорошем веселом настроении;
б) если настроение испорчено.
Уважаемые родители!
Спасибо за участие в игре.
Жюри определяет, какая команда больше имеет знаний о ПДД. Называе6т победителей. Дети дарят свои рисунки на тему: «Наша семья отправилась на отдых».
Приложение № 9
Анкета для родителей.
№ п/п Вопросы Конкретное изложение Да 3б Иногда 2б Нет 0б
1 Как Вы думаете стоит ли обучать детей ПДД? 2 Какую работу вы проводите дома с вашим ребенком? 3 Имеет ли Ваш ребенок теоретические знания, умения и навыки по ПДД? 4 Как ориентируется Ваш ребенок на улице? 5 Играет ли Ваш ребенок в игры, разученные в д /с? 6 Какие ситуации опасного поведения детей на дорогах вы встречали? 7 Способны ли Вы оценить дорожную ситуацию, правильно в ней сориентироваться? Обработка анкет:
Подсчитывается сумма баллов, которая делится на 7. Получается число баллов от 0 до 3 – это индекс анкеты.
Высчитывается средний показатель по группе, где проводилось анкетирование родителей.
Суммируются все индексы, и эта сумма делится на количество опрошенных. Полученный показатель является оценкой.
Высокий уровень – 2,5 – 3 балла
Средний уровень – 1,5 – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл и менее.
Приложение № 10
Интерактивная игра для родителей по правилам дорожного движения «Кто хочет получить приз?».
Цель игры: выяснить соблюдают ли родители правила дорожного движения, достаточный ли объем их знаний.
Правила. Правила аналогичны правилам телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?», только вместо денег участники получают приз. Всего 3 тура по 13 вопросов.
Ответив на 6 вопросов, участник может получить первый приз, ответив на 10 вопросов – второй приз, ответив на все 13 вопросов, участник становится обладателем главного приза.
Отборочные туры проводятся заранее, в отборочном туре принимают участие все желающие родители.
1 тур. Задание отборочного тура:
Разложите меры длины в порядке возрастания: километр, миллиметр, метр, сантиметр. В игре принимает участие родитель первым правильно, выполнивший задание.
1. Как звали всем известного из литературного произведения милиционера?
а\ дядя Федор;б\ дядя Вася;в\ дядя Степа.
2. Как по-другому называется пешеходный переход?
а\ баран;б\ зебра;в\ кенгуру.
3. В зимнее время года вы переходите проезжую часть улицы, вы везете ребенка в санках, правильнее было бы?
а\ при переходе улицы, ребенок остается сидеть в санках;б\ при переходе улицы взяли ребенка за руку;в\ при переходе улицы толкнуть вперед санки, для быстрого прохождения улицы
4 .Какой формы и цвета предупреждающие знаки?
а\ треугольник, желтый;в\ квадрат, синий;б\ треугольник, красный.
5. Какое основное назначение дорог?
а\ место для игр;б\ обеспечить движение транспорта;в\ спортивная площадка.
6. С какого возраста разрешается водить мотоцикл?
а\ 10;б\ 16;в\ 14.
7. Что означает сигнал регулировщика «Руки вытянуты в стороны»?
а\ Движение разрешено;б\ На помощь;в\ Со стороны левого и правого бока разрешено движение прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть.
8. Какая максимальная скорость водителя в населенных пунктах?
а\ 45;б\ 60;в\ 80 км\ час.
9. В темное время суток водитель должен использовать:
а\ звуковой сигнал;б\ фары;в\ магнитофон.
10. Со скольких лет разрешается сидеть детям на переднем сидении автомобиля рядом с водителем?
а\ 6;б\ 10;в\ 12.
11. В какой срок нужно зарегистрировать транспортное средство в Госавтоинспекции?
а\ в течение 3 суток;б\ в течение 5 суток;в\ в течение 10 суток.
12. Кто из сказочных героев правильно перешел бы улицу?
а\ Мальвина;б\ Буратино;в\ Незнайка.
13. На какой дороге лучше тормозить?
а\ на мокрой;б\ на обледенелой;в\ на сухой.
2 тур. Расположите в порядке возрастания: сантиметр, гектар, километр, метр, дециметр.
1. Назовите транспортный код Татарской Республики
а\ 13;б\ 16;в\ 11.
2. Что должно быть у водителя мотоцикла на голове?
а\ гнездо;б\ парик;в\ мотошлем.
3. С какого возраста разрешается вождение автомобилем?
а\ 14;б\ 16;в\ 18.
4. С какой стороны дороги устанавливаются дорожные знаки?
а\ слева;б\ где  попало;в\ справа.
5. На какой срок работник милиции вправе подвергнуть лицо, совершившие нарушение правил, административному наказанию?
а\ не более 1 часа;б\ не более 3 часов;в\ не более 2 часов.
6. С какого возраста разрешается обучаться вождению в индивидуальном порядке?
а\ 16;б\ 18;в\ 14.
7. В каком месте должен находиться огнетушитель в легковом автомобиле?
а\ в салоне;б\ в багажнике;в\ барсетке.
8. В каком положении следует транспортировать пострадавшего с переломами ребер и грудины?
а\ лежа на боку;в\ сидя и полусидя;б\ лежа на спине.
9. Сколько взрослых должны сопровождать группу детей при перевозке в кузове грузового автомобиля?
а\ 1 человек;б\ 2 человека;в\ 3 человека.
10. Как влияет алкоголь на время реакции водителя?
а\ время реакции уменьшается;б\ время реакции увеличивается;в\ не влияет.
11. Водитель может признан виновным в совершении дорожно – транспортного происшествия и подвергнут уголовному наказанию по решению:
а\ только органов Госавтоинспекции;б\ только суда;в\ только следственных органов.
12. С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части?
а\ 14;б\12;в\ когда выйдешь на пенсию.
13. Как правильно перейти дорогу, выйдя из автобуса?
а) обойти автобус сзадиб) пролезть под автобусом.в) обойти автобус спереди
3 тур. Расположить в порядке уменьшения: килограмм, тонна, грамм, миллиграмм.
1. Когда празднуется день милиции?
а\ 31 декабря;б\ 10 ноября;в\ 23 февраля.
2. Как расшифровать ГИБДД?
а) Государственная инспекция безопасности дорожного движения;б) Государственный институт бюджетных дорожных доходов;в) Гриша и Боря дружные дети.
3. Какие меры административной ответственности могут применить за нарушение правил?
а\ только предупреждение;б\ штраф, лишение права;в\ Предупреждение, штраф, лишение права управления транспортным средством, исправительные работы, или административный арест.
4. Разрешается ли перевозить людей в кузове грузового автомобиля?
а\ не разрешается;б\ разрешается;в\ разрешается при наличии места для сидения.
5. Назовите жизненные признаки наступившего утомления водителя.
а\ возбужденность;б\ Сонливость, вялость, притупление внимания;в\ головокружение, повышенная потливость.
6. Какого цвета должны быть задние противотуманные фары?
а\ желтого;б\ красного;в\ оранжевого.
7. Вы переходите с ребенком проезжую часть улицы, ваши действия:
а) будите держать ребенка за рукуб) ребенок идет впереди васв) ребенок идет позади вас.
8. Как правильно применять йод в качестве дезинфицирующего средства?
а\ смазать всю поверхность раны;б\ смазать края раны и кожу вокруг нее;в\ сделать компресс.
9. Какие требования предъявляются к водителю, обучающемуся вождению в индивидуальном порядке.
а\ Водительский стаж не менее 1 года;б\ 2 года;в\ 4 года.
10. На какой срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут?
а\ 1-2 часа;б\ 3-4 часа;в\ время не ограничивается.
11. Дорогу надо переходить на…
а\ красный;б\ мигающий;в\ зеленый свет.
12. Какое правило дорожного движения нарушил кот из стихотворения К.И. Чуковского «Тараканище»?
а\ быстро ехал;б\ ехал задом наперед;в\ ехал на красный свет.
13. Как вы определяете, успеете ли перейти дорогу перед идущим транспортом?
а\ рулеткой;б\ правилом “3 столбов”;в\ спросите водителя.
Приложение № 11
Занятие по ОБЖ в старшей группе на тему: «Путешествие по Стране дорожных знаков»
Цели:
Формировать умение правильно переходить улицу.
Воспитывать культуру поведения в транспорте.
Повторить правила безопасного движения при выходе из транспорта.
Закрепить все знания полученные по этой теме.
Оборудование:
дорожные знаки;
пешеходный переход;
автобусная остановка;
автобус из стульев;
платок для бабушки;
кукла-ребёнок;
руль;
конверт с загадками;
мяч, свисток;
жезл;
фуражка;
костюм светофора;
макеты деревьев для разделения дороги и тротуара.
Ход занятия
В давние времена, когда не было машин, по улицам ходили и ездили, кому как вздумается. А современные улицы городов заполнены грузовыми и легковыми автомобилями и автобусами. Беспорядок на улицах сделал бы нашу жизнь трудной и опасной: машины постоянно создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались бы друг с другом. Не доставлялись бы товары в магазины, письма и газеты в наши дома. Врачи не успевали бы к больным, взрослые на работу, дети в садик.
Чтобы не было беспорядка, составили правила дорожного движения, придумали дорожные знаки. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране дорожных знаков.
Неожиданно вбегает Незнайка: Ой, ой, чуть не задавили! До сих пор страшно. Едва от смерти спасся! Фу, отдышаться не могу!
Кто ты, мальчик? Может тебе помочь?
Кто я такой? Неужели не узнали? Я Незнайка, в городе вашем ни разу не был. Приехал в школу, а тут машины. С непривычки глаза разбегаются. Остановился я на самой середине дороги, чтобы лучше видно было. Вдруг, «дзинь – дзинь» прямо на меня что-то катится большое, я со страху вправо – прямо на меня большущий - пребольшущий автобус. Я, конечно, обратно влево, а на меня как сумасшедшая белая машина с красным крестом и для страха пронзительно «у-у-у-у!». Я со всех ног бегу по самой середине дороги, а сзади машина догоняет, так и норовит задавить меня насмерть. Хорошо в другую сторону удалось убежать, и прямо к вам в сад попал.
Всё ясно. Мы с ребятами тебе поможем. Ведь чтобы не растеряться в большом городе, нужно знать правила поведения на улице. Мы как раз собирались с ребятами в путешествие. А чтобы отправиться, нам нужно выбрать транспорт. Отгадайте, что я вам хочу предложить:
Что это за странный домРебятишек много в нёмНосит обувь из резины,А питается бензином. (автобус)
Незнайка: Ну ладно! Чего ждать! Поехали на автобусе! (расталкивает всех, садится)
Воспитатель: Подожди, Незнайка, ты ведь совсем не знаешь как нужно себя вести в транспорте. Ребята, давайте расскажем о правилах поведения.
Дети рассказывают, начиная словами: пассажирам разрешается; заканчи-вают: пассажирам запрещается.
Разрешается:
заходить через заднюю дверь;
держаться, чтобы не получить ушибов при торможении;
пропускать вперёд;
уступать место пожилым, больным людям.
Запрещается:
толкаться;
высовываться в окно;
громко разговаривать, шумно себя вести;
облокачиваться на двери;
сорить.
Незнайка встаёт, уступает место маме с ребёнком, поднимает фантик.
- Научили меня дети, буду делать как они.
Воспитатель: Мы сели в автобус, автобус завёлся. Шофёр поворачивает руль то направо, то налево и сигналит не внимательным пешеходам. Только вдруг конец пути, остановка - выходи.
Незнайка: - Ура! Приехали! Скорее бежим!
Воспитатель: - Стой, Незнайка, разве можно так выходить из транспорта. Посмотри, как это делают наши дети (мальчики выходя, подают руку «маме», «бабушке», девочкам)
На остановке нас ждут загадки. Давайте сядем. Я буду загадывать, а все отвечайте. Итак, думаем, вспоминаем, быстро отвечаем.
1) Эта техника знакома, но чтоб не было у вас бед,Вы катайтесь возле дома до 14 лет (велосипед).
2) Маленькие домики по улицам бегут, мальчиков и девочек домики везут (велосипед).
3) Много есть машин спецслужбы.Должен жить ты с ними в дружбе.Все помощники твои,Даже строгая (ГАИ)
А теперь нам надо перейти дорогу. Ребята, скажите, где можно переходить дорогу? (дорогу переходят там, где есть знак)
Девочка: - А мне знаки нипочём поиграю я с мячом. Кто со мной? Выходи на дорогу! (начинает играть на дороге)
Раздаётся свисток. Выходит полицейский.
Гражданка, вы нарушаете правила поведения на улице. Ребята, разве можно играть на проезжей части?
Почему?
Правильно на дороге играть очень опасно. Играть можно только на специально отведённых для игр площадках.
Танец дорожных знаков.
К сожалению, на наших дорогах ещё встречаются неграмотные пешеходы, по чьей вине происходят дорожно-транспортные происшествия. Но я надеюсь, что вы знаете, как и где правильно переходить улицу.
Дети – Дорогу нужно переходить по пешеходному переходу.
Воспитатель – Давайте посмотрим, где он. Если в знаке пешеход – то дорожный переход. Вот он. Чего здесь не хватает? (выкладывает зебру). Давайте станем парами и перейдём на другую сторону дороги. Посмотрите, мы пришли к школе в которую приехал Незнайка. Давайте попрощаемся с ним и сядем на стулья. Перейти дорогу нам помогает ещё один помощник, он появится здесь, если вы отгадаете кто он.
Я глазищами моргаю неустанно день и ночь,И машинам помогаю и тебе хочу помочь (светофор).
Появляется светофор
Светофор: - Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы меня узнали.
Воспитатель: - Странный какой-то, трёхглазый. А три глаза – то зачем?
Светофор: - Ребята, объясните, зачем у меня три глаза.
Выходят трое детей с цветными модулями.
Красный: Никому прохода нет, если вспыхнул красный свет.
Жёлтый: Осторожность не мешает, этот знак предупреждает.
Зелёный: Зелёный свет впереди, путь свободен – проходи.
Воспитатель: - Какие вы все умненькие разумненькие. А я вас испытаю. Скажите, где находится у светофора красный свет?
Дети: Вверху.
Воспитатель: - Поднимите руки вверх, заодно я проверю, кто не мыл ладошки. А жёлтый сигнал светофора, где расположен?
Дети: В середине.
Воспитатель: Согните руки на уровне плеч.
А на какой сигнал можно переходить дорогу? (зелёный)
Где он находится? Покажите.
А сейчас я буду называть сигналы светофора, а вы показывайте, где они расположены, будьте внимательны, я постараюсь вас запутать. (Называет цвета и руками показывает неправильные движения). Молодцы! Вы хорошо знаете сигналы светофора. А сейчас давайте сделаем светофоры для детей младшей группы, которые ещё не запомнили, как располагаются цвета.
Дети делают аппликацию.
Воспитатель: Ну а теперь наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться, садимся в автобус и с весёлой песенкой едем обратно.
Звучит песенка «Мы едем, едем, едем…».
Приложение № 12
Занятие по рисованию в старшей группе на тему: «Дорожные знаки»
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса.2. Упражнять в умении схематично изображать дорожные знаки, используя разные изобразительные материалы (краски, цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки). 3. Воспитывать навыки ориентировки в пространстве, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни.4. Развивать внимание, творческое воображение детей.
Предварительная работа:
занятия по ПДД в группе;
дидактические игры: «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Светофор», «Угадай, какой знак»;
чтение художественной литературы по теме ПДД;
беседа «Дорожные знаки»;
знакомство с дорожными знаками в повседневной жизни.
Материал к занятию:
«испорченные дорожные знаки»;
бумага разного формата;
краски, цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки на всех детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В гости к детям на занятие приходит Светофорик.
Светофорик: Ребята, я пришел к вам за помощью. Дело в том, что я живу в Волшебной стране, у нас все было хорошо, но однажды Фея-неразбериха прислала Озорной вихрь. Он утащил все дорожные знаки и забросил их в глубокий овраг на краю страны. Жители нашли дорожные знаки, но они в таком плачевном состоянии, что просто беда. Ни один знак теперь не похож на себя, я сейчас покажу их вам (вывешивает «испорченные» дорожные знаки, дается время на рассматривание знаков). В городе стали происходить аварии, пешеходы попадают под колеса автомобилей, автомобили не могут переехать ЖД переезд, дикие животные боятся переходить дорогу, проходящую по лесу, пешеходы переругались с водителями, пассажиры не могут понять, где «пункт питания», а где «пункт техобслуживания». Ребята, помогите нам, пожалуйста, исправьте наши знаки.
Воспитатель: Поможем жителям Волшебной страны?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо, но сначала еще раз повторим, какие дорожные знаки существуют и что они обозначают, а Светофорик нас послушает и скажет свое мнение.
Рассказы детей о дорожных знаках.
Светофорик: Молодцы, ребята, все верно! Но что же нам делать с «испорченными» знаками?
Воспитатель: Не беспокойся, Светофорик, мы поможем тебе, дети нарисуют тебе существующие знаки и еще придумают и нарисуют новые, которые помогут жителям Волшебной страны в жизни, верно, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Мы разделимся на три группы; первая группа будет рисовать предупреждающие знаки, вторая группа – запрещающие, а третья –   информационно-указательные и знаки сервиса.
Дети делятся на группы и распределяют между собой, кто какие знаки будет рисовать. Самостоятельная работа детей, во время которой воспитатель осуществляет индивидуальную помощь, подсказ, напоминает о способах и приемах рисования.
Воспитатель: Закончили, ребята? Светофорик, посмотри, справились наши дети с заданием?
Светофорик: Да, спасибо.
Воспитатель: Но это еще не все, сейчас ребята нарисуют еще по одному знаку, которые они придумали сами. Эти знаки не простые, они помогут жителям волшебной страны в их веселой жизни.
Дети рисуют придуманные знаки.
Светофорик: Очень интересно, а что они обозначают?
Творческие рассказы детей о своих придуманных знаках.
– Спасибо, ребята, я обязательно передам ваши знаки и пожелания, мне пора. До свидания.
Воспитатель: Вы хорошо поработали, справились с заданием, а чьи знаки и рассказы про них понравились вам больше всего?
Анализ и самоанализ детей.
– Молодцы, понравилось вам занятие? На следующем занятии мы продолжим с вами знакомиться с правилами дорожного движения.
Приложение № 13
Дидактический материал по теме «Дорожные знаки».