Самообразование. Тема Здоровьесберегающие технологии в работе учителя с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)»


НОУ «Дивеевская монастырская православная средняя общеобразовательная школа»
Тема самообразования:
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)»
Савельева Надежда Витальевна
учитель начальных классов
Дивеево 2012
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей школьного возраста. Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Поэтому именно на этапе школьного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям школьников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.
Актуальность:
   Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования.
Неоспоримо, что основная задача школы - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению?
В этом учебном году я решила больше узнать о ЗОТ с применением ИКТ. Перед собой поставила такие цели и задачи:
Цель:   Содействие становлению культуры здоровья детей, знакомство с новыми ЗОТ с применением ИКТ, сбор методического материала.
Задачи:
1.Сформировать представление о существующих и перспективных здоровьесберегающих технологиях с использованием ИКТ, используемых в образовательном процессе.
2. Ознакомиться со спецификой и опытом работы учебно-методических комплексов в условиях использования новых информационных технологий.
3.Продолжить работу по организации  здоровьесберегающей среды в классе.
Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет, и до сих пор воспринимается многими педагогами, как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Так, К.В.Дубов (2002) определяет их как "полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения”. А.Н.Акимова (2002) включает в это понятие своевременное проведение прививок и профилактику "школьных заболеваний”. Как вы видите, существуют различные мнения ученых по данному вопросу. 
Здоровьесберегающие технологии - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному  процессу.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - наиболее значимые из всех перечисленных по степени их влияния на здоровье учащихся. Их главный отличительный признак-использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Реализация ЗОТ достигает цели лишь при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей солидарности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.     
Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:
Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)
Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
Рациональная организация труда учителя и учеников.
Создание комфортного психологического климата.
Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
Чередование различных видов деятельности на уроке.
Использование аудиовизуальных средств обучения.
Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
Какие из видов информационно-коммуникационных технологий уже применяются на сегодняшний день в школе?
•         Компьютерная и техническая поддержка  учебной  и внеклассной деятельности;
•         использование Интернет (дистанционное образование, участие в дистанционных конкурсах, проектах, олимпиадах, телеконференциях и т.д.);
•         участие в работе образовательных порталов;
•         компьютеризация управления школой.
Главная задача школы не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
Здоровьесберегающие образовательные технологии помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь лучший вид отдыха – смена деятельности. Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я обязательно провожу динамические паузы, физминутки, минутки релаксации, игры.(Приложение)
Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. (Приложение № 1)
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, можно на уроках математики решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах», а таких задач в учебниках немного.
Понятие “здоровьесберегающие технологии”, появившееся в последние годы, как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Используя возможности уроков математики в организации процесса обучения с применением здоровьесберегающих технологий с ИКТ педагог должен ориентировать детей на то, что изучая себя, особенности своего организма, они психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
На уроках математики можно решать и составлять самим задачи, направленные на формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, правильного питания, безопасной жизни, физического воспитания. (Приложение № 2)
В течение года я искала материал в интернете по этой теме, собрала небольшую методическую копилку электронных физкультминуток.
Для активизации познавательной деятельности на уроках проводила динамические паузы с применением ИКТ, минутки релаксации. Детям данные технологии очень нравятся, они с удовольствием стараются выполнять все указания учителя, созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия. В новом учебном году продолжу работу по применению здоровьесберегающих технологий с применением ИКТ.