Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки и во внеурочной деятельности»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
За все время своей работы в школе учителем музыки мне всегда хотелось сделать уроки более интересными, запоминающимися для ребят. Всегда меня интересовал вопрос: «Что же нужно сделать для того, чтобы ребята с радостью шли ко мне на урок, чтобы с нетерпением ждали встречи с искусством?» И сегодня этот вопрос остается для меня актуальным.
Актуальность данной темы обусловлена глобальными процессами информатизации, которые можно наблюдать в любой сфере деятельности человека, и, в частности, в образовании. В последнее время, в образовательных учреждениях широко используются информационно-коммуникационные технологии. Данное явление способствовало интенсивному развитию учебного программного обеспечения, которое позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы.
На современном этапе развития нашего общества перед школой, учителями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: растить будущих граждан не только здоровыми, трудоспособными и сознательными, но и инициативными, думающими работниками, способными на творческий, рациональный подход к любому делу. Сегодня востребована активная жизненная позиция работника, способность мыслить творчески, если предоставляется возможность самосовершенствования. Только самостоятельная, творческая, социально–ответственная, конструктивно вооружённая личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. Другими словами от школы ждут сегодня не “нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными. Во всем мире наблюдается значительный рост интереса к проблемам развивающего образования. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ, ведь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека - совершенствоваться, развивать себя, реализуя свои природные задатки. Это связано с совершенствованием техники, компьютеризацией, научно-техническим прогрессом. Нестандартные, креативные методы и стиль мышления проникают во все отрасли знаний.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим формирования познавательной мотивации. Таким образом, уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий. Сегодня институты, университеты, гимназии, школы, колледжи, техникумы и даже детские сады оснащены новейшей компьютерной техникой. Использование информационных технологий повышает заинтересованность учащихся предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе учащихся. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью ИКТ и электронных образовательных ресурсов нового поколения.
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель музыки должен использовать компьютерные технологии в своей деятельности. Главной задачей школы является - воспитание нового поколения грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов, что и обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.
Обучение современного ученика основам музыки и искусства в школе в настоящее время стало намного проще. Восприятие и усвоение учебного материала детьми происходит в несколько раз быстрее, они развиваются в мире стремительно развивающейся электронной культуры. Общение с компьютером значительно расширяет кругозор обучающихся, информация, полученная из сети интернет, является наиболее наглядной и запоминающейся, чем книга или наглядные пособия в классе. Задача учителя состоит в том, чтобы подготовить учащихся к быстрому поиску, восприятию и обработке больших объёмов информации, а также научить их правильно и быстро использовать современные средства поиска нужной информации, научить технологии  работы в разных поисковых системах. Поэтому можно твердо сказать, что изучение и применение компьютерных технологий актуально в практической деятельности учителя.
Для изучения музыки в обычной школе выделяется учебным планом один час в неделю в каждом классе. Этот час позволяет школьникам познакомиться лишь с основными понятиями и основным содержанием музыкальных произведений, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. Для решения проблемы усвоения большего объема информации на уроке, одновременно с повышением интереса, результативности обучения, очень большую роль в настоящее время играют современные информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки.
Чтобы успешно управлять процессом музыкального воспитания в школе, формировать эстетические вкусы детей, в современной школе учитель музыки должен владеть не только музыкально-исполнительскими навыками, но и обладать высоким уровнем профессиональной компетенции, умением руководствоваться имеющимися в его арсенале знаниями в реальной ситуации; быть профессионально мобильным.
Ведущая идея моей работы: целенаправленное применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе на уроке музыки позволит ускорить формирование учебно - познавательной компетенции учащихся, стимулировать мотивацию и добиться повышения качества обучения.
Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями.Включение ИКТ- компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности. Таким образом, применение ИКТ- компонента в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ- компонента на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям.
Можно выделить основные цели внедрения компонентов информационных технологий в учебный процесс:
· сделать образование еще более доступным, не снижая его качества;
· изменить содержание и способы обучения для увеличения его эффективности.
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую, видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для результативного обучения школьников: телевизионное изображение, графика, анимация, звук. Использование компьютера решает проблему недостачи наглядных пособий, повышает качество преподавания предмета, повышает интерес к предмету «музыка».  
На уроках музыки важно применение следующих информационно-коммуникационных технологий:
1. Использование музыкальных энциклопедий и обучающих программ по музыке.
Огромную помощь в работе оказывают компьютерные диски, например такие, как «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Мировая художественная культура», мультимедиа-энциклопедия «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства», обучающая программа «Музыкальный класс», «Энциклопедия классической музыки», «Развиваем музыкальные способности», «Шедевры музыки», «Музей музыкальных инструментов», «Учимся понимать музыку» и т. д.
Все эти обучающие программы содержат хорошо иллюстрированный информационный материал, качественный музыкальный материал и много тестов, игр, кроссвордов, различных заданий, обучающе-развивающих увлекательных викторин и другого полезного материала для самостоятельной работы учащихся дома и на уроках. В них представлена информация в виде лекций о музыкальных эпохах и жанрах; биографии композиторов; биографии музыкальных деятелей, дирижеров, исполнителей; словарь музыкальных терминов; интерактивные статьи о музыкальных классических шедеврах; образцы звучания инструментов симфонического оркестра; познавательные тест-игры; огромное количество уникальных иллюстраций; видеофрагменты опер и балетов. С помощью них можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Благодаря различным компьютерным дискам можно виртуально путешествовать во времени и пространстве, по эпохам, странам, знакомиться с лучшими музыкальными образцами, с лучшими исполнителями мира, со стилями и направлениями в музыке, можно оказаться в гостях у художника в мастерской, в музее изобразительного искусства, в музее музыкальных инструментов и т.д.
2. Использование «Цифровых образовательных ресурсов», как комплекс средств обучения, в который входят: 
· Различные аранжировки музыкальных произведений, исполнение мелодий инструментальных произведений соответствующим тембром, композиторское творчество;
· Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты исполнения музыкальных произведений юными музыкантами для создания эффекта сопричастности учащихся к созданию (исполнительской трактовке) музыкальных образов, фрагменты народных праздников; 
· Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии;· Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы;
· Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
· Звуковые фонограммы музыкальных произведений и песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
· Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная (словесная) характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.;· Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника, а также участие в дистанционных олимпиадах по предмету, проведение виртуальных экскурсий.
3. Создание мультимедийных презентаций. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Они отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности.Благодаря мультимедийным презентациям, учащиеся стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией.
Создание презентаций позволяет повысить интерес к изучению предмета, так как дает возможность учителю и ученику посредством презентации выразить свои чувства, переживания, особенности восприятия того или иного музыкального произведения. Создание презентаций позволяет проявить творчество, индивидуальность, обогатить содержание урока. Презентация позволяет учителю или ученику иллюстрировать раскрытие темы красочными картинами, фотографиями, видеофрагментами, звуковыми фрагментами и т.д.
Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ, делает рассказ учителя более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на учителя, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого материала позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый учителем материал. Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки, это и слушание музыки, и вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе.
Таким образом, программа PowerPoint приводит к целому ряду положительных эффектов: · обогащает урок эмоциональной окрашенностью; · психологически облегчает процесс усвоения; · возбуждает живой интерес к предмету познания; · расширяет общий кругозор учащихся и повышает производительность труда.
4. Создание музыкальной фонотеки.С помощью сети Интернет можно пополнять свою фонотеку, быть в курсе музыкальной жизни не только в России, но и всего мира, записывать различные музыкальные телепередачи, балеты, мюзиклы, концерты, найти слова, ноты и фонограмму к изучаемым песням.
Многие сайты содержат «минусовки» и «плюсовки», программы, позволяющие изменять тональность, темп мелодии. Их использование очень эффективно при проведении уроков музыки, а также во внеурочной деятельности для подготовки солистов и хора к участию в конкурсах. Большую возможность имеют учителя музыки скачивать материалы на Интернет-сайтах, где имеется много статей, разработок уроков, посвящённых музыке. Например, 1.http://www.belcanto.ru/index.html, http://www.classic-music.ru/index.html, http://x-minus.org/, и другие.
5. Участие школьников в проектах по предмету.В последние годы всё чаще объектом интереса педагогов становится исследовательская деятельность школьников. Это вызвано причинами социального характера: общество заинтересовано в выпускниках, умеющих ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать и адекватно оценивать себя и свои достижения. На современном этапе к числу основных задач школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных). Решению этих задач способствует педагогическая технология – проектное обучение.
Организуя учебно-исследовательскую работу учащихся, педагог преследует определённые цели:
· сформировать у учащихся исследовательские умения;
· повысить мотивацию к изучению предмета;
· содействовать развитию личности ученика; помочь ему в самоопределении.
На уроках музыки ребята учатся создавать творческие проекты, в которых выражают своё отношение к окружающему миру через возможности музыкального языка.
6. Использование игровых технологий Мультимедиа-технологии и созданные мультимедиа-ресурсы могут быть использованы при реализации самых разных методов обучения. Одними из методов, в которых использование мультимедиа может дать наибольший педагогический эффект, являются различные игры, применяемые в учебном процессе. Использование мультимедиа-ресурсов позволяет сделать такие игры более яркими, живыми и интересными.Примеры мультимедийных игр для уроков и внеурочной деятельности: «Угадай мелодию», «Мои первые знания о музыке», «Инструменты симфонического оркестра», «Разгадай кроссворд», «Что я знаю о музыке», «Знатоки музыки», «Нотная азбука».
В современных условиях сеть Интернет позволяет учителю музыки не только быть в курсе музыкальных новостей, подбирать нужную информацию, но и общаться со своими коллегами по электронной почте, по скайпу, делясь опытом работы, а также участвовать в различных Интернет-конференциях, семинарах и форумах.
Возможности использования сети Интернет при подготовке к урокам музыки заключаются в следующем:
· свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
· использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке;
· изучение учеником конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя.
При работе с ресурсами сети Интернет учителю следует проверять достоверность информации, соответствие материала теме урока и возрастным особенностям школьников.
Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую сторону, охватывая все этапы учебной деятельности. Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету «Музыка».  ИКТ позволяют обучающимся не только обогатиться большим количеством организованных знаний, но и развивать их интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, использовать различные источники информации. Применение ИКТ делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Использование информационных технологий открывает практически неограниченные возможности для творческой деятельности как обучаемых, так и преподавателей.
На уроке музыки использование информационных технологий решает ряд важнейших задач:
· личностное развитие учащихся;
· повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;
· постановка в центре обучения самого обучающегося, его психологических особенностей;
· расширение возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;
· увеличение объема информации, сообщаемой ученику на уроке;
· обеспечение оптимального музыкального развития учеников;
· обеспечение каждого школьника собственной траекторией обучения;
· расширение кругозора учащихся, мотивация детей самостоятельно искать информацию;
· усвоение учебного материала;
· активизация умственной и познавательной деятельности, развитие наблюдательности;
· реализация творческого потенциала учащихся;
· воспитание активности и самостоятельности;
· развитие теоретического мышления;
· формирование эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству;
· формирование положительной мотивации у большинства учащихся к музыкальным занятиям;
· развитие наглядно-образного и теоретического типов мышления, эстетического воспитания и эстетической восприимчивости, развитие умений, экспериментальной деятельности, формирование информационной культуры, творческого, интеллектуального потенциала обучающихся;
· выполнение социального заказа: осуществление общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»), подготовки специалиста в какой-либо сфере;
· интенсификация учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
В процессе использования технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей. Все технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности. Применяя информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Очень важно не превратить урок музыки в общение с компьютером, не сделать урок музыки похожим на любой другой урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Используя информационные технологии необходимо использовать только те их достижения, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности учеников. Применяя информационные технологии на уроке необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях, т.к. при использовании видеоинформации идет большая зрительная нагрузка.
Анализ результатов собеседования с учащимися показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (97% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, повышается уровень самообразовательных навыков, наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. Однако вопрос об утомляемости учеников на уроках с использованием ИКТ пока остается открытым и требует дополнительного изучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий на моих уроках привело к следующим положительным результатам:
· возрос познавательный интерес учащихся к предмету;
· повысилось качество успеваемости;
· совершенствовались навыки исследовательской работы с применением ИКТ;
· появилась потребность в работе с дополнительной литературой, с Интернет-ресурсами;
· наблюдается интеллектуальный рост, повысилась культура общения, расширился кругозор;
· повысился творческий потенциал учащихся;
· изменилась роль ученика в уроке: из пассивного слушателя стал активным участником процесса обучения;
· при одном часе в неделю стало возможным увеличить интенсивность урока, его насыщенность;
· появилась возможность использовать на уроке качественные аудио- и видеоматериалы;
· повысилась мотивация к изучению предмета. 
Как показывает практика, использование информационно-коммуникационных технологий позволяет эффективно организовать самостоятельную работу на уроке, индивидуализировать процесс обучения, совершенствовать практические умения обучающихся, создавать обстановку эмоционального восприятия учебного материала, повышать интерес к урокам музыки. Информационно-коммуникационные технологии – это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения и музыковедческим дисциплинам. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо.