Особенности овладения навыком чтения детей с нарушением интеллекта.


Содержание:
Психологические основы методики обучения чтению.
Особенности овладения навыком чтения детей с нарушением интеллекта.
Задачи и содержание уроков чтения.
Выработка навыков чтения:
а)правильность чтения;
б)беглость чтения
в)выразительность чтения
г)осознанность чтения.
1. Чтение - это один из видов речевой деятельности, который представляет собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысленной воспринятой информации.
Что значит уметь читать? Значит: соотносить зрительный образ речевой единицы ( слова, словосочетания, предложения) с её слухоречедвигательным образом и последнего с его значением. Триединство этого процесса сохраняется при любом виде чтения, будь то чтение вслух или чтение про себя.
В - первом случае речедвигательный компонент реалезуется во внешне выраженной речи; во втором случае - во внутренней речи.
По мере мере расширения читательного опыта и совершенствования навыка быстрого чтения промежуточный компонент начинает играть все меньшую роль. А зрительный образ речевой еденицы все в большей степени напрямую соотносится с ее значением. Однако, как показали иследования психологов, на этапе становления синтетических способов чтения огромное значение для понимания читаемого имеет то, что осуществляется оно с внешним артикулированием или скрытым.
Именно оно помогает начинающему читателю осознать буквенные символы и связать их с наполненной смысло устной речью, которой он уже логическая закономерность обуславливает такой подход, когда детей в начале учат чтению вслух и только потом постепенно переходят на чтение про себя, как наиболее продуктивный способ усвоения информации. Особенно это важно в отношении умственно отсталых детей, для которых скрытого артикулирования явно недостаточно для установления связи между зрительным, слухоречевым и смысловым компонентами, Вот почему даже учащиеся о7 классов лучше осмысливают чтение вслух, чем чтение про себя.
Психологи выделяют становлении навыка чтения три этапа: аналитический, синтетический и автоматизированный. Аналитический: зрительно воспринимаемая единица, буква, слог. Поле зрения ученика в этот период ограничено. Понимание прочитанного отстает от его произношения. Ему нужно время, чтобы присоединить один слог к другому, воспроизвести слово и только после этого узнать его.
На этом этапе, освоив послоговое чтение ребенок пытается догадатся о целом слове по первому слогу. Но поскольку смысловая не работает на уровне слога, школьник, как правило, ошибается. Однако стремление угадать слово свидетельствует о желании к сознательному чтению.
Синтетическое чтение - единицей становится слово. Время прочтения предложения сокращается. Продолжает развеваться прогнозирования. Основываясь на прочитанном слове, этот процесс становится более успешным, хотя возможность ошибок не исключается. Но как правило, эти ошибки не не приводят к нарушению общего смыслачитаемого, т.к. дети получают возможность ориентироваться на ранее прочитанный конекст. Например: после слова зажурчал ребенок произносит ручей, а надо ручеек или мальчик упал в воду и громко ученик говорит заплакал вместо заревел. Однако, у умственно отсталых детей отгадывание в результате чего нарушается смысл прчитанного. Например: упал в воду и стал .... - читают вместо тонуть - тянуть.
В любом случае не следует резко одергивать ученика, потому что сама тенденция очень позитивна. Она - залог развития навыка беглого чтения.
Единица чтения автоматизированного этапа - синтагма или предложение. Понимание начинает опережать процесс произнесение читаемого, поскольку определенный отрезок текста зрительно охвачен и осмыслен быстрее, чем произнесен. Вероятное прогнозирование, которое на данном этапе осуществляется на уровне предложения, оказывается почти безошибочным. Учащиеся полностью овладевают навыком беглого чтения.
В обучении умственно отсталых детей все три этапа хорошо прослеживаются 1 класс - это промежуточный период, п.ч. еще не полностью сформулировано чтение целым словом и ученики не перешли на этап синтаксического чтения 4 и 5 классы должны заключить этап синтетического чтения, но такой переход характерен не для всех умственно отсталых школьников. Промежуточным между вторым и третьим этапами является 6 класс, а с 7 - ого класса школьники должны освоить автоматизированное чтение.
Причинами, тормозящими развитие прцесса чтения на данных этапах являются нарушение осознания читаемого, слабое развитие смысловой догадки.
Умственно отсталые дети не в состоянии овладеть умением опережающего осмысления еще не до конца произнесенного текста, хотя беглость чтения, как техническая сторона этого процесса, у них может быть сформирована.
2. Полноценный навык чтения характерезуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью. Процесс формирования каждого качества у умственно отсталых учащихся достаточно своеобразен. В первом периоде обучения: дети медлено запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотношении прочитанного слова с предметом, действием, признаком.
В связи с тем, что контингент класса коррекционной школы не однороден по характеру и степени речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения чтению оказываются на разных этапах овладения этим навыком, что создает дополнительные трудности для фронтальной работы. Так, во 2-ом классе некоторые ученики уже могут читать слитно отдельные, простые по структуре слова. Но большенство детей только осваевает логовое чтение.
По мере усложнение прграммных требований к технике чтения возникает ряд новых трудностей. Умственно отсталые учащиеся очень медленно накапливают слоговые образы. Это связано не столько с недостаточно быстрым соотношением звуков и букв, смещением их, затруднениями в слиянии одного звука с другим (эти недостатки в какой то степени преодаливаются в один 1-м классе) сколько с тем, что дети не понимают обобщенного слогового образа и стараются механический заучивать каждый слог в отдельности.
Характерные для умственно отсталых детей костность, привязанность к какому-либо одному способу действия мешает им при переходе от аналогически-/, приемов чтения к синтетическим от слогов к целым словам зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внемание, бедность словоря и несовершенство грамматического строя речи, затруднение в понемании логических связей - все это приводит к тому, что умственно отсталые дети читают текст со значительными искожениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают крнец одого с началом другого, теряют строку и т.д. Ошибки нарушающие правильность чтения, единичные для учеников массовой школы, оказываются многочисленными типичными для учеников специальной
(коррекционной) школы л представляют собой явление довольно стойкое, которое сохраняется даже в старших классах и тормозит развитие навыка беглого чтения.
Если говорить о навыках выразительного чтения, то здесь можно отметить следующее: в первые годы обучения дети не соблюдают правильный темп чтения, нарушают логические паузы, неправильно распределяют дыхание. Характерны или излишне огромное чтение, или излишне тихое. В целом же оно отличается многочисленностью по мере повышения уровня беглости и сознательности чтения улудшается его выразительность. При этом, как и дети с нормальным интелегентом, многие учащиеся обладают неплохими способностями к выразительному чтению.
По мере перхода детей из класса в класс осознание прчитанного улудшается. Увиличиваегся круг тем, в которых школьники начинают ориентироваться. Однако у старшеклассников продолжает сохраняться невыразительность чтения и фрагментарность восприятия прочитанного. Более того по мере роста темпа чтения увеличиваются прпуски отдельных моментов повествования, что ведет к неполному или неточному пониманию прочитанного (в отличии от младших классов полное искажение смысловой структуры здесь, встречается значительно реже). Все это свидетельствует о том, что нарушение мыслительных операций ограничевает возможности школьников в овладении навыком сознательного чтения в большой степени, чем любым другим качеством последнего.
3. Уроки чтения являются действительным средсвом нравственного эстетического и экологического воспитания умствеено отсталых учащихся.
На уроках чтения значительно повышается и общее развитие ущихся, расширяется их представление о мире.
Уроки чтения способствуют развитию устной, связной речью детей. Не случайно- по программе по русскому языку раздел, содержащий требования к данным, назван "Чтение и развитие речи». Навык связного изложения прочитанного текста из года в год совершенствуется: от ответов на вопросы по содержанию прочитанного в 1-ом классе дотворческого пересказа в 8-ом классе, когда школьники строят рассказ не только на основе изучаемого произведения, но и с привлечением раннее увиденного ими услышенного материала.
Главная задача уроков чтения - выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. В отличии от общеобразовательной школы, вспомогательная выполняет функцию коррекционную. Здесь исправляются у умственно отсталых детей произношение, более стабильным становится внимание совершенствуется память, слаживаются некоторые дифекты логического мышление, а именно затруднение в установлении последовательности, связи событий причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большей степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушение монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления.
Структура учеников по чтению обусловлена программными требованиями, а последовательность в отработке навыков чтения определена программой по русскому языку для специальной /коррекционной/ школы. Основное внимание программа уделяет осознанию читаемого.
4. Правильное чтение - это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах.
Наиболее результативным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1- 3 классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем к чтению целыми словами. В этот период они читают наибольшие тексты и учитель имеет возможность обращать самое пристальное внимание на правильное прочитывание текста.
Одним из эффективных приемов выработки у детей навыков правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста. Задачи таких упражнений: а)у становление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов;
б)дифференциация сходных единиц чтения;
в)закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально;
г)слияние и единый процесс восприятия и осмысления слова.
Все эти упражнения решают задачу совершенствования произносительных навыков, т.к. прочтение слогов и слов предпологает четкость их артикулирования, а отсюда и правильное прочтение слов текста.
Виды упражнений:
1)дифференциация сходных слогов и слов;
ла - рама - мядом - том
ло - рома - мсДима - Тима
2)Чтение слогов и слов по подобию:
ма мо му Мпшашапка
са со су Пашалапка
ла ло лу Дашапапка
На что следует обратить внимание при выполнении этих упражнений.
а)единый принцип образования слогов с одной и той же гласной, т.е.на сохранение положения губ при произнесении не только гласногозвука, но и каждого слога с этим гласным.
б)более быстрое накопление зрительных образов данных слов.
3.Чтение слогов и слов с подготовкой:о то сто столто стоит
у ту сту стулта ста-ли
а ра вра врагня сняли
После воспроизведения слоговых структур дети читают слова либо в слоговой разбивке (1 - 2) классы либо целиком, в зависимости от того, на каком этапе чтения они находятся и какова сложность структуры слова.
4.Чтение слов, написание которых отличается одной - двумябуквами или порядком их расположения.
кто - котследы - слезы
так - тотмука - муха
рак - каклыжи - ложись
5.Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной изМорфем.
• Лес - лесокшел - пошел
Трава - травканырм - нырнул
Решала - решила увидел - увиделся
6.Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корнипрошел - проделал - просмотрел
увял - увел - увез
Выполнение 5 и 6 упражнений предупреждает свойственную умственно отсталым учащимся ошибку, читать слово с ориентацией только на его форма т-ные признаки, а не на смысл. Так, что повторяющиеся бувосочетания или опорные буквы ведут к прочтению более превычного слова: лесной, вместо лесистый, серый вместо сизый и т.п.
Практика показывает, что эти упражнения нужно выполнять перед непосредственным чтением текста самими детьми.
В предварительное чтение можно включать игровые моменты: «Слог потерялся» « Буква потерялась».
«Кто самый внимательный зима - земля, потемнело -потеплело». Школьники должныы сказать, какие два слова они прочитали.
« Шепни на ушко». На доске дописываются слова, закрываются полосками. Полоски снимают поочеродно на короткий промежуток времени и возвращают на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо учителю слово, которое они успели прочитать. Правильно назвавшим слово вручают игровые жетоны «Бегущая лента» Слова записываются на ленту. Лента постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и запомнить слова /не более двух - грех/.
Данные игры способствуют не только формированию навыков правильного чтения, но и наращиванию темпа, развитию умения прогнозировать слова.
В процессе проработки связного текста учитель дает образец правильного чтения и затем неоднократно читает материал вместе с детьми. При этом важно чуть - чуть замедлять темп чтения, не разрушая его смысловой целостности и выразительной передачи.
Тренировка в чтении должна занимать большую часть урока. Фактически это основной путь который ведет к выроботкки навыка правильного чтения. Здесь во избежание бстрого утомления при однообразной работе уместно модифицировать задание. • а)чтение по «цепочке»
б)абзацами (учитель называет ученика, который будет читать)
в)по эстафете ( сами дети называют одноклассника, которыйпродолжит чтение).
г)Выборочно. Этот прием дает возможность разыгровать задание.Например «Расмотри рисунок , подбери строчки из рассказа; навопрос учителя» ( «Как выглядит лес после первого снега? Прочитайэтот отрывок еще раз»), на конкретное задание («Прочитайпоследние строчки из сказки и запомни их»)
Интерес учащихся к повторному чтению определяет учитель его личность: актерские данные /эмоноциональность, выразительность, умение играть роль заинтересованного участника всего происходящего/ необходимо педагогу любого типа школы, но в большей степени тому кто обучает и воспитывает умственно отсталых детей.
Следующий этап в формировании навыка правильного чтения это наблюдения учащихся за чтением друг друга.
Для организации таких наблюдений есть следующие приемы.
а)медленное чтение учителя, текст до этого уже обработан, когдаучащиеся имеют возможность следить по книге, используютзакладку или водя по строке пальцем.
б)Сопряженное чтение, когда текст начинает читать учитель вместес учениками. Затем на время он замолкает, а дети продолжаютчитать хором. Это чтение должно быть сложенным, чтобы затемучитель мог свободно одключаться к нему.
в)комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложениядля чтения их хором. Перед детьми ставится задача вовремявключится в хоровое чтение.
г)Контроль детей за чтением товарищей с последующимсообщением количества и характера допущенных ошибок.Каждый ребенок должен читать не более одного - двухпредложений, т.к. в противном случае дети забываютдействительные ошибки и начинают предумывать их, чтобыполучить поощрение учителя.
Индивидуальный подход - суть этого подхода в создании игровой ситуации, детям возбудимым или тормозным (будем считать, сколько слов в предложениях ты прочитал верно. За каждое .правильно прочитанное слово ты получишь кубик, «Сравним, сколько кубиков у тебя было вчера, а сколько сегодня.» и т.п.)
Учащимся со сложным нарушением фонематического слуха должен оказывать помощь логопеда на специальных занятиях.
Беглость чтения - это такой темп, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произносен те.
Средняя скорость разговорной речи человека в зависимости от типа нервной системы колеблятся в пределах 100 — 180 слов в минуту. Именно эти является наиболее оптимальной для его одновременного осмысления.
Как уже говорилось, становление навыка беглого чтения у умственно отсталых детей процесс достаточно длительный. Только в 6-ом классе основной состав учащихся начинает приближаться к чтению в тексте разговорной речи, но даже в 8-ом классе без целеноправленной работы многие школьники так и не достигаютуровня взрослого чтеца. Опять таки здесь важен аспект упражнений в самом чтении. Одного из упражнений «речевая разминка» название обусловлено тем, что чтение является одним из видов речевой деятельности, поэтому сами упражнения являются речевыми. Это делается так: в течении 4-5 минут дети работают с текстами, напечатанными на карточках. Они могут быть одинаковыми для всего класса. Подбор текстов должен осуществляться с учетом нескольких требований.
а)доступность содержания;
б)простота структуры слов и предложений, входящих в текст;
в)занемательность сюжета;
г)объем, соответсвующий возможностям ученика.
Примерная методика работы в период «разминки» может быть следующей:
Учащиеся читают просебя текст на карточках /не более 1 минуты/, готовясь к быстрому плавному чтению в слух.
Одного - трехучеников вызывают для чтения их текстов вслух. Они обязательно должны выполнить установку, которую дал учитель.
По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос -либо учителем, либо читающим учеником.
.4. Ученики оценивают технику чтения своего товарища (можно с помощью «светофоров», например зелениый цвет -«5», желтый -«4», красный -«3»), комментируя свое суждение.
Не менее важна для формирования навыка беглого чтения
достаточно развитая оперативная память. Здесь полезны зрительные
диктанты.
Их следует проводит! на каждом уроке в течение 2-х - 3-х месяцев /можно повторять этот прием дважды/
Длительность 5 минут.
Речевой материал составляет 1 предложение.
Объем предложения 8-14 букв /падают снежинки/ постепенно увеличивается до 40 букв
Предложение, написанное на доске или карточке, прочитывается с установкой на запоминание. Открытая экспозиция состовляет 20-16 с, в конце 12 - 8с.
Предложение раскрывается, а учащиеся проговаривают его перед записью по слогам.
Если некоторые учащиеся не запомнили, то предложение открывается еще раз
Реевой материал для зрительных диктантов подбирают своебразно с пройденным материалом.
Выразительность чтения - это такое качество, при котором с помощью различных средств интонации наиболее передается эмоциональное и смысловое содержание произведения. Виды и приемы работы:
Отчитливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок, четверостишей.
Хоровое чтение - для обработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить методику и темп речи учителя.
Материал: использование стихотворений из физкультминуток.
Подрожание образцу выразительного чтения. Образец дает сам учитель.
Чтение по ролям, драматизация текста. Они дают возможность общения друг с другом, несмотря на свою сложность.
Осознанность чтения - Это является основным качеством при овладении которым достигается полное понимание информации, смысловой и и дейной сторон текста. Здесь можно использовать те виды занятий, которые характерны для массовой школы. • Однако с учетом специфических черт.
а)наглядная конкретная ситуация, которая лежит в основе текста
б)Экскурсии и т.д.
Огромную роль играет словарная работа. Ее можно проводить на разных этапах .уроках. Для этой работы берется не более 2-4 слов. Все остальное разбирается во время чтения текста или анализа. Нельзя игнорировать и анализом изобразительных средств. Трудность заключается в развитии образного мышления, бедностью конкретного чувственного опыта. Поэтому здесь важно не только опираться на наглядность, но и путем вербального сопоставления признаков двух сравниваемых предметов, явлений, актуализации имеющихся у детей представлений. Далее работу по оссознанностью чтения можно продолжить, включив первоночалъное чтение. Здесь при чтении текста учителем, книги у детей должны быть закрыты, т.к. открытый учебник отвлекает внимание ребенка.
Анализ текста проводится в ходе повторного текста. В младших классах текст анализируется методом индукции (т.е. от частного к общему).
В некоторых случаях, когда, основная мысль дана в готовом виде, при разборе произведения можно использовать и метод дедукции. Закрепление содержания прочитанного текста осуществляется не только в виде выборочного чтения и сравнения с материалом других текстов, но и:
соотнесения отдельных мест текста с иллюстрациями
изготовление макетов
лепка и зарисовка персонажей, а также установления сходства и различия персонажей: между прочитанным произведением и конкретной жизненной ситуацией.
Работа над составлением плана. Эта работа начинается только с 3 класса и составляется коллективно, при постоянной помощи со стороны учителя. Заголовки и к частям рассказа подбираются в виде вопросительных, повествовательных, и реже назывных предложений. Пересказ по плану начинается с конца 2 класса. Для подкрепления интереса необходимо использовать предметные картинки; рассказывание по цепочке; пересказ отдельного эпизода; по отдельным пунктам плана и т.д.