ВКР на тему: ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И
ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Агеева Светлана Геннадьевна
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры теории и методики легкой атлетики
Аршинник С.П.
Краснодар - 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
Глава I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….
Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………..
Особенности использования подвижных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте…………………….
Специфика применения элементов спортивных игр на уроках физической культуры в начальных классах………………………
Глава II. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
2.1. Авторская программа физического воспитания с преимущественным использованием подвижных и спортивных игр на уроках физической культуры в начальных классах…………………….
2.2.Особенности планирования уроков физической
культуры с элементами спортивных игр………………………………………………………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………….
3
5
5
6
16
21
21
23
33
40
41
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Забота о воспитании всесторонне развитого, физически подготовленного молодого поколения является задачей государственной важности. Для ее реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физического воспитания как одного из важнейших условий укрепления здоровья, правильного формирования детей с самого раннего возраста (В.А. Баландин с соавт., 2010; Ю.К. Чернышенко с соавт., 2010 и др.).
Среди многообразия средств физического воспитания следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия (Г.Н. Герасимова, Л.А. Павлычева, 2001; Н.И. Дворкина, 2004 и др.).
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов (Б.С. Рунцов, 2000; С.Л. Садыкова, Е.И. Лебедева, 2008 и др.).
Содержание подвижных игр составляет разнообразные виды движений. Во время игры ребенок может переносить значительно большую нагрузку, и это предоставляет хорошие возможности для увеличения функциональных резервов детского организма (В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2010).
Вместе с тем, в последние годы становится популярным применение не только подвижных, но и спортивных игр на уроках начальных классов. Так, в некоторых программах (В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2011 и др.), начиная с 1-го класса, в рамках программного материала по подвижным играм присутствуют элементы таких спортивных игр, как баскетбол (ловля и передача мяча), гандбол (броски мяча), футбол (удары по воротам) и др.
Поскольку в младшем школьном возрасте закладываются основы движений применяемых во многих разделах школьной программы, в том числе и спортивных игр, то представляется целесообразным провести исследование, направленное на определение возможности использовать спортивные игры на уроках физической культуры в начальных классах.
Исходя из вышесказанного, тема настоящего исследования является актуальной и практически значимой.
Гипотеза: Предполагалось, что рациональное применение элементов спортивных игр на уроках физической культуры будет способствовать повышению уровня физического воспитания учащихся начальных классов.
Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся 1-4 классов на уроках физической культуры.
Предмет исследования: методика проведения уроков физической культуры в начальных классах с использованием подвижных и спортивных игр.
Цель работы: совершенствование методики использования подвижных и спортивных игр у учащихся начальных классов на уроках физической культуры.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
Выявить особенности использования подвижных и спортивных игр на уроках физической культуры в начальных классах.
Разработать технологию использования элементов спортивных игр на уроках физической культуры для учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Структура работы. Работа изложена на странице машинописного текста и состоит из введения, двух глав, выводов и списка литературы. Работа иллюстрирована таблицами и дополнена приложением.
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Морфофункциональные особенности детей
младшего школьного возраста
С анатомо-физиологической точки зрения младший школьный возраст в сравнении с дошкольным и, особенно, подростковым часто рассматривается как относительно спокойный (А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб, 2008). Возрастные изменения строения и функций организма в возрасте 7-10 лет происходят неравномерно. Наблюдаются периоды ускорения и замедления развития. Анатомические и физиологические особенности организма детей отличаются от взрослого организма, как в относительном покое, так и при физических нагрузках. Учитель и особенно тренер должен хорошо знать физиологические возможности организма ребёнка. Он должен учитывать возрастные особенности высшей нервной деятельности, чтобы требования были физиологически обоснованными (Е.К. Аганянц с соавт, 1999).
Размеры тела мальчиков и девочек различаются пока еще не очень сильно. Различия обнаружатся позднее, в период полового созревания. В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее уменьшение относительных размеров головы: в 6 лет высота головы составляет 1/6 часть длины тела, а в 12 лет - только 1/7. Это уже почти взрослые пропорции.
Если рост головы с возрастом замедляется, то конечности, напротив, растут быстрее; в 6-10 лет общий рост увеличивается главным образом за счет роста ног (позже начнет быстро расти туловище) (Е. К. Аганянц, 2005).
В возрасте 9-10 лет позвоночник у детей имеет значительную гибкость. Постоянство поясничной кривизны устанавливается к 12 годам. Половые различия позвоночника проявляются с 9 лет, и больше всего в грудном отделе. С 9 до 10 лет окостеневает локтевой отросток лучевой кости (А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб, 2008).
Возрастной интервал от 7 до 10 лет объединяет учащихся начальной школы. В это время развиваются и совершенствуются физиологические механизмы, которые формировались в процессе ростового скачка. Скорость роста в длину резко падает по сравнению с предыдущим периодом: если во время ростового скачка ребёнок вырастает в среднем на 5 см в год, то в возрасте 7-10 лет - лишь на 2-3 см в год. При этом рост тела происходит равномерно, в основном за счёт туловища, так что пропорции тела сохраняются неизменными, с характерным для младшего школьника соотношением частей тела (Е.К. Аганянц с соавт, 1999).
Обменные процессы в этом возрасте также достаточно стабильны. Интенсивность окислительного метаболизма (обмена веществ) по сравнению с предыдущим возрастом снижается и составляет 1,4 Вт/кг массы тела в условиях покоя. В повседневной деятельности обменные процессы протекают примерно в 2 раза быстрее, чем в покое. Таким образом, в сутки организм ребёнка расходует 1800 килокалорий. Однако, это средняя цифра. Детальное изучение особенностей метаболизма и потребности пищи показывает, что у разных детей в этом возрасте потребности в энергии могут составлять от 4 до 12 МДж в сутки, т.е. 1000-3000 килокалорий в сутки (Е.М. Бердичевская, Е.В. Демидова, 1991).
Большие изменения в развитии появляются после завершения ростового скачка. Они связаны с внутренней организацией обменных процессов и совершенно нормальны. Именно на этих различиях базируется необходимость выявления рациональных форм питания. Практика показывает, что далеко не всегда количество необходимой и потребляемой пищи совпадает. Чаще всего такое несоответствие возникает как результат пищевых привычек, возникающих под влиянием взрослых (Е.К. Аганянц, 1999).
Отклонение в возрастной динамике увеличения веса и первые признаки избыточного отложения жира появляются, конечно, раньше, чаще всего в возрасте около года, когда заметно снижаются темпы роста, быстро развиваются физиологические процессы, связанные с перестройкой функций органов пищеварения (переход на самостоятельное питание) (В.Л. Динер, 2001).
Избыточное количество жира никак не помогает организму, зато создаёт дополнительные трудности, особенно при движении. Ребёнку приходится всё время совершать дополнительную работу, как если бы у него за спиной постоянно находился рюкзак с немалым грузом, достигающим иногда 20% массы тела и даже больше. Поэтому все физические нагрузки такой ребёнок выполняет как бы с отягощением, что отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата: увеличивается вероятность нарушения осанки и появления плоскостопия. При физических нагрузках, требующих выносливости, он быстро утомляется.
Увеличение туловища и его размеров на этой стадии сопряжено «с повышением темпов роста грудной клетки и брюшной полости. Быстро растут сердце и лёгкие, увеличивается жизненная ёмкость лёгких и ударный объём сердца. Несмотря на снижение частоты сокращения сердца почти до уровня взрослых (70 уд/мин.), объёмная скорость кровотока в этот период увеличивается. Это создаёт возможность для снабжения органов и тканей кислородом при их напряжённой работе (Е.К. Аганянц с соавт, 1999).
Третьей стадии полового созревания соответствует первая фаза мышечных пубертатных дифференцировок, когда большинство волокон приобретает выраженные черты "аэробного" характера: увеличивается размер и количество митохондрий, растёт активность окислительных ферментов. Всё это, с одной стороны, необходимо для дальнейшего роста и развития мышц, с другой стороны - представляет собой энергетическую базу реализации сократительной функции на основе аэробного энергообеспечения (А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб, 2008).
Перестройка в структуре скелетных мышц не может ни сказаться на мышечной работоспособности. Отмечается некоторое увеличение физических возможностей подростков при выполнении циклической работы, особенно в зонах большой и умеренной мощности. На этой стадии полового созревания необходимы тренировки общей выносливости, однако надо помнить, что пубертатные перестройки в организме ещё далеки от завершения и следует соблюдать большую осторожность в наращивании интенсивности и объёма тренировочных занятий. С другой стороны, тренировка силовых и скоростно-силовых качеств в этот период малоэффективна, и применение таких нагрузок в урочной и неурочной формах должно быть ограничено.
Увеличение объёмной скорости кровотока приводит к усилению тока крови через кожные сосуды. Расширение кожных сосудов снижает возможности физической терморегуляции. Чтобы поддерживать постоянство температуры тела в таких условиях, приходится увеличивать производство тепла, т.е. использовать химическую терморегуляцию.
Как отмечалось выше, этот способ поддерживания температурного баланса менее экономичен, и с точки зрения регуляции температурного гомеостаза происходит как бы регресс. Это, в свою очередь, ограничивает эффективность закаливающих процедур и может привести к увеличению простудных заболеваний (Е.К. Аганянц, 2005).
Глубокие перестройки, происходящие в сердечно-сосудистой системе, повышают риск появления вегетососудистых дистоний и подростковой гипертонии. Это необходимо учитывать как врачам, проводящим диспансеризацию, так и педагогам, регулирующим школьную нагрузку подростков (А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб, 2008).
IV этап характеризуется продолжающимся развитием лёгких, их жизненная ёмкость приближается к уровню взрослых. Увеличивается диаметр и длина трахеи и бронхов. Существенные изменения происходят у мальчиков в строении гортани: развивается система гортанных хрящей и голосовых связок. Результат этих морфологических изменений заметен по мутации голоса у мальчиков-подростков: появляются низкие обертоны и постепенно вытесняются высокие (В.К. Бальсевич, 1998).
Сердце и сердечно-сосудистая система изменяются сравнительно мало. Размеры сердца естественно увеличиваются пропорционально массе тела, однако сосудодвигательные реакции меняются по сравнению с предыдущим этапом мало, и в целом регуляция центрального и периферического кровообращения остаётся практически такой же, как и на III стадии полового созревания. По-прежнему часто встречается вегетососудистая дистония и подростковая гипертония. Под влиянием половых гормонов (особенно тестостерона) в скелетных мышцах наступают значительные изменения в развитии мышечных волокон. Начинают быстро увеличиваться в поперечнике белые волокна, обладающие мощным сократительным аппаратом и преимущественно анаэробным механизмом энергообеспечения. Число этих волокон достигает уже 50% от общего числа мышц. Абсолютное количество волокон при этом остаётся неизменным, что в конечном итоге приводит к появлению качественно новой структуры всех смешанных мышц человека. Формируется профиль энергетических возможностей и сократительных свойств скелетных мышц, с которым человеку суждено прожить всю оставшуюся жизнь (В.К. Бальсевич, 1998).
На окончательные свойства мышц влияет и гормональный фон, и характер двигательной активности, но в значительной мере он обусловлен генетическими факторами, тесно связанными с типом телосложения организма. Именно в этом возрасте по составу скелетных мышц можно выявить потенциальных чемпионов, особенно в таких видах спорта, где наследственность играет решающую роль.
Качественные изменения, происходящие в строении скелетных мышц, самым непосредственным образом влияют на их функциональные возможности. Так, максимальное потребление кислорода, по относительной величине которого принято судить об аэробной производительности организма, обычно не только не растёт, но даже может снижаться, если не проводить специальных тренировок, направленных на поддерживание и развитие аэробных возможностей. Это обуславливается снижением относительного количества красных (аэробных) медленных волокон в составе смешанных скелетных мышц. Это обеспечивается созреванием механизмов регуляции сократительной активности мышечных волокон и мышечной координацией. Появление чётко различающихся между собой по функциональным свойствам «мышечных волокон даёт то преимущество, что мышца может реагировать на исходящий из нервных центров импульс - приказ строго приказ действовать строго прицельно, а потому наиболее экономично. Дифференцировка мышечных волокон завершает половое созревание, создаются более благоприятные условия для тренировки всех двигательных качеств. Повышается надёжность работы скелетных мышц, а вместе с ней значительно, во много раз, увеличивается работоспособность (С.А. Локтев, 1992).
У детей 9-10 лет продолжаются рост и развитие нервной системы и органов чувств. К 9-ти годам нервные клетки больших полушарий мало отличаются от клеток взрослого. Приблизительно к 9-10-ти годам борозды и извилины занимают такое же положение, как у взрослого. В 10 лет заканчивается рост пирамидальных клеток в нижних слоях коры. Ускорение роста двигательного анализатора в коре происходит в 7 и 12 лет. К 9 годам строение мозгового кожного анализатора приближается к взрослому типу. Дифференцировка зрительного анализатора коры особенно ускоряется к 7-12 годам. Миелинизация всех спинномозговых нервов заканчивается иногда к 10 годам. Нижний край мозжечка только к 10 годам достигает уровня большого затылочного отверстия. К 10 годам дети должны спать 10 часов в сутки (В.Л. Динер, 2001).
В младшем школьном возрасте увеличиваются по объему и длине основные проводящие пути, по которым идет информация о зрительных и звуковых сигналах, а также встречные пути, по которым мозг передает свои команды к двигательной системе. К моменту начала обучения в школе мозг ребенка является в значительной мере структурно зрелым, однако нервные элементы и особенно их связи продолжают формироваться в течение еще нескольких лет (Ю.Ф. Змановский, 1994).
В младшем школьном возрасте функции органов чувств достигают значительного совершенства. Степень расширения зрачка в темноте достигает средней величины его расширения у взрослого. Стенки слухового канала окостеневают к 10 годам, а развитие органа слуха в целом заканчивается к 12-ти годам.
С 7 до 12 лет происходит равномерное развитие двигательного аппарата ребёнка (период "округления"), темп роста несколько замедляется, а его вес увеличивается (Ю.А.Ермолаев, 2001).
С 8 до 10 лет происходит усиленное развитие мускулатуры. К 9 годам вес мышц по отношению к весу тела составляет 27%. Сила мышц обеих рук возрастает в 2-2,5 раза (с 14,0 кг до 33,5 кг). Значительно возрастает становая сила: у мальчиков с 9 до 10 лет на 11%.
Лабильность нервно-мышечной системы достигает нормы взрослого человека к 8-10 годам. В этом возрасте отмечается большая подвижность, но быстро наступает утомление, так как функции нервной системы не достигли полного развития. С 9 лет вырабатывается способность производить мелкие, точные движения.
Абсолютное количество крови у детей младшего школьного возраста увеличивается, а относительное - уменьшается. Количество крови составляет 7% веса тела. Количество эритроцитов такое же, как у взрослых. Количество лейкоцитов несколько больше, чем у взрослых: у детей 9 лет -- 9900 в 1 мм3 , в 10 лет - 8200.
Вес сердца с 7 до 12 лет возрастает с 92 г до 134 г у мальчиков и с 87,5г до 143 г у девочек. Систолический объём сердца в покое увеличивается с 23 см3 до 33 см3 , а минутный объём крови в покое с 2120 см3 до 2470 см3. Происходит дальнейшее относительное сужение просвета сосудов по отношению к емкости сердца, что вызывает повышенное кровоснабжение тканей.
Продолжается развитие органов дыхания. К 12 годам заканчивается формирование полостей черепа, а также носа. К концу младшего школьного возраста у мальчиков длина истинных голосовых связок становиться больше, что обуславливает понижение голоса. К 9-10 годам вес лёгких достигает 455-495 г. Частота дыхания в 1 минуту уменьшается с 23 до 21 раза. Глубина дыхания в 1 минуту с 7 до 12 лет увеличивается с 3650 см3 до 4700 см3. Относительный минутный объём дыхания на 1 кг веса в 10 лет в 1,5 раза больше, чем у взрослых и составляет 150 см3 . Поэтому снабжение крови кислородом и выведение углекислого газа относительно лучше, чем у взрослых. Жизненная емкость легких возрастает с 1400 см3 до 2200 см3 у мальчиков и с 1200 см3 до 2000 см3 у девочек. Потребность в кислороде возрастает с 140 см3 до 195 см3 в 1 минуту в покое (Е.К. Аганянц с соавт., 1999).
Первые большие коренные зубы прорезываются в 6-8 лет. К 12-14 годам смена молочных зубов на постоянные заканчивается. Длина пищевода увеличивается на 2-3 см. В 10-12 лет объём желудка составляет 1,5 дм3.
Суточный обмен веществ снижается до 38 ккал на 1 кг веса. Относительная суточная потребность в белках, жирах и углеводах на 1 кг веса снижается до 2 г белков и жиров и 7-8 г углеводов. Суточная потребность в воде возрастает до 1250-1350 см3 , составляет 40-45 см3 на 1 кг веса (С.И.Гальперин, 1989).
Относительная поверхность кожи на 1 кг тела превышает поверхность тела взрослых в 1,5 раза. Поэтому теплоотдача у детей 9-10 лет значительно больше, чем у взрослых. Суточное количество мочи увеличивается до 1,5 дм3 , а количество мочи в одной порции - на 150-250 см3 . Относительное количество мочевины, мочевой кислоты, хлоридов и фосфатов на 1 кг веса тела несколько меньше, чем у дошкольников, но абсолютное их количество значительно больше. Поэтому возрастает удельный вес мочи. Вследствие совершенствования функций нервной системы вегетативные процессы у детей 9-10 лет становятся более устойчивыми (Е.М.Бердичевская, Е.В. Демидова, 1991).
Известная неустойчивость эмоционального поведения у детей может быть результатом того, что к началу младшего школьного возраста реакции, которые, с одной стороны, поддерживают постоянство внутренней среды организма, а с другой, обеспечивают сопротивляемость его вредным влиянием, еще недостаточно сбалансированы (Т.А.Банникова с соавт., 2000).
Следует отметить, что при физических нагрузках у ребенка 6-10 лет увеличение "производительности" по-прежнему достигается за счет повышения частоты сердцебиений. Вот почему требуется строгое нормирование физических нагрузок школьников как по их мощности, так и, особенно, по длительности (нагрузок на выносливость) (Е.К. Аганянц, 1999).
Серьезное отношение родителей и педагогов к физическому воспитанию детей, всемерное участие в этой работе совершенно необходимы. А.В.Луначарский писал: "Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения".
Физическая нагрузка детей младшего школьного возраста не может быть чрезмерной. Нельзя забывать, что к длительной, а тем более однообразной нагрузке организм ребенка еще не готов (Л.А. Кузнецова, 1997).
Подсчитано, что физическая работа сопровождается у младших школьников большими энергетическими затратами, наряду с этим за один дыхательный цикл потребляется меньше кислорода. Надо также учесть, что содержание гемоглобина в крови (в расчете на 1 кг массы) у детей 6-11 лет меньше, чем у взрослых. Недостаточная выносливость детей к физической работе связана еще с несовершенством самих нервных механизмов регуляции движений. Движениям недостает экономичности, легкости, - что ведет к повышенному расходу энергии, к более быстрому утомлению.
Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка. Двигательная активность развивает физические качества, стимулирует перцентивные, мнемические и интеллектуальные процессы (А.С. Солодков, Е. Б. Сологуб, 2008).
Таким образом, проведённый анализ научно-методической литературы позволяет заключить, что возрастные особенности младших школьников изучены достаточно глубоко и приводятся в трудах многих авторов.
Особенности использования подвижных игр на уроках физической культуры в младших классах
В младшем школьном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствование движений ребенка осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность игр, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре (У.Э. Ролкнер, 1990).
Развитие и совершенствование некоторых основных движений обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, ползание, которые не только широко применяются в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.
Подвижными играми называются игры, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений (Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян, 1989).
С помощью подвижных игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирование нравственных и физических качеств, а также привычек и навыков в коллективе (М.Н. Жуков, 2002).
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов (Б.М. Геллер, 1996).
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшает аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям (Ю.К. Чернышенко, Т.А. Банникова, 2001).
Подбор подвижных игр осуществляется с учетом возраста для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. В зависимости от характера организации играющих выделяют три типа игр:
игры без разделения на команды с водящим и без водящего;
игры переходные к командным играм;
игры с разделением на команды. Они могут проводиться с вступлением в соприкосновение с соперником или без соприкосновения с соперником.
По уровню двигательной активности играющих подвижные игры делят на следующие группы:
игры большой подвижности (все или большинство играющих участвуют одновременно в беге, прыжках и других движениях, выполняемых с высокой интенсивностью);
игры средней подвижности (группы игроков выполняют активные двигательные действия, или все вместе движения без бега и прыжков);
малоподвижные игры (активные действия выполняют 1-2 игрока, или все выполняют спокойные движения) (М.Н. Жуков, 2002).
После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5-2 ч. провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.
В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования (А.Г. Хрипкова, 1998).
Ребенок 6-7 лет, приступивший к учебе, вынужден ежедневно проводить за столом около 4-х часов в день и до 1,5 часов – дома. Однако в свободное от учения время дети этого возраста еще много играют. Они в общей форме владеют всеми видами естественных движений, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием вызывают у них интерес. Кроме того, все эти движения лучше всего в этом возрасте совершенствуются именно в игре.
В связи анатомо-физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста (недостаточная сила мышц, большая гибкость, быстрая утомляемость) для них большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями.
Дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда бег, прыжки и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Поэтому физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной.
Функция внимания у младших школьников еще недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры должны состоять из разнообразных свободных движений, причем в работу вовлекаются большие мышечные группы.
Дети начальных классов очень активны, но, конечно же, не могут рассчитать своих возможностей. Все они в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре.
Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, чем в играх детей дошкольного возраста, т.к. кругозор младших школьников значительно расширяется, они овладевают навыками чтения, письма.
1.3. Специфика применения элементов спортивных игр на уроках физической культуры в начальных классах
Изучению спортивных игр на уроках физической культуры в школьных программах отводится не очень значимое место.
Вместе с тем, в ряде программ (В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2011; В.И. Тхорев с соавт. 2011 и др.), присутствуют элементы спортивных игр.
Например, в комплексной программе физического воспитания (В.И. Ляха и А.А. Зданевича (2011)), в рамках раздела «Подвижные игры» присутствует изучение таких элементов спортивных игр, как баскетбол (ловля, передача, ведение, броски мяча в кольцо), гандбол (броски мяча по воротам), футбол (удары мяча по воротам).
В региональной программе физического воспитания под ред. В.И. Тхорева (2011) помимо раздела «Подвижные игры» уже с 1-го класса присутствует раздел «Элементы спортивных игр», который включает перечень средств для овладения 4-мя спортивными играми: баскетболом, волейболом, гандболом и футболом.
В частности в указанной программе для 3-го класса раздел «Элементы спортивных игр» включает:
Теоретические сведения. История появления игры на Кубани и ее современное состояние. Основные правила игры. Правила поведения и техника безопасности в процессе занятий игрой.
Баскетбол. Способы перемещения боком приставными и скрестными шагами. Комплексные упражнения с различными вариантами перемещения. Повороты с мячом. Многоударное ведение мяча шагом и бегом по прямой и с изменением направления движения. Ловля мяча двумя руками высоко и низко летящего. Передачи мяча двумя руками от груди и из-за головы. Комплексные упражнения с перемещением, ловлей, ведением и передачами мяча. Броски мяча в корзину двумя руками от груди и из-за головы.
Волейбол. Способы перемещения боком приставными и скрестными шагами. Комплексные упражнения с различными вариантами перемещения. Передача мяча двумя руками сверху. Прием мяча двумя руками снизу. Комплексные упражнения с перемещением и передачами и приемом мяча.
Гандбол. Стойка голкипера. Способы перемещения боком приставными и скрестными шагами. Комплексные упражнения с различными вариантами перемещения. Жонглирование мячом. Многоударное ведение мяча шагом и бегом по прямой и с изменением направления движения. Ловля мяча двумя руками высоко и низко летящего. Передачи мяча одной сверху. Комплексные упражнения с перемещением и передачами мяча. Бросок мяча сверху на дальность и в цель.
Футбол. Способы перемещения боком приставными и скрестными шагами. Комплексные упражнения с различными вариантами перемещения. Ведение мяча попеременно ведущей и неведущей ногой по прямой. Передачи мяча внутренней стороной стопы.
Общий объем данного раздела составляет от 6 до 10 часов в зависимости от класса.
В этой программе также идет обоснование применения спортивных игр в младшем школьном возрасте, что указывает на целесообразность их применения в качестве средства физического воспитания учащихся данного возраста. В частности говорится, что в связи с тем, что младший школьный возраст является сенситивным для развития большинства двигательных способностей и, в первую очередь, для формирования координационных способностей, то чем большим числом движений овладеет ребенок в этом возрасте, тем успешней будет осуществляться процесс физического воспитания в последующий период.
В связи с вышеизложенным наше дальнейшее исследование будет направлено на совершенствование методики использования спортивных игр на уроках физической культуры у учащихся начальных классов.
Глава II.
2.1. Авторская программа физического воспитания с преимущественным использованием подвижных и спортивных игр на уроках физической культуры в начальных классах
Физическая культура – является обязательным учебным курсом в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста имеет свою специфику, обусловленную анатомо-физиологическими и психологическими особенностями их развития, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. №329 – ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ. Данная программа составлена для создания максимально благоприятных условий для раскрытия и всестороннего развития ребёнка, его самоопределения.
Особенность географического расположения и климатических условий Краснодарского края предоставляет возможность проведения занятий на свежем воздухе в течение всего учебного года (за исключением дней с неблагоприятными погодными условиями), что позволяет восполнить недостаток двигательной активности учащихся начальной школы, связанный с интенсивной учебной деятельностью, достичь максимального оздоровительного эффекта и устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом.В возрасте 7—10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей младшего школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.
Главная задача развития двигательных качеств у детей младшего школьного возраста – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.
Обогащение двигательного опыта ребенка осуществляется последовательно – от одного возрастного этапа к другому. При этом особое значение имеет своевременное усвоение тех видов двигательных действий, формирование которых обусловливается возрастным и индивидуальным развитием. Задержка двигательного развития, так же как и его искусственное ускорение, неблагоприятны для общего развития ребенка младшего школьного возраста.
Всестороннее физическое развитие предполагает развитие двигательных качеств. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Достигнутый уровень развития двигательных качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий обусловливает новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определенного возрастного этапа.
    Вместе с тем в процессе занятий физической культурой необходимо постоянно заботиться о единстве всех сторон воспитания, о приобретении детьми определенного круга знаний, их эмоциональном развитии, формировании коллективизма.
Таким образом, в методике развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста должны быть слиты воедино средства, методы и приемы обучения движениям, развития двигательных качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания. Методика развития двигательных качеств основывается на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, учета индивидуальных возможностей детей, систематичности, постепенности повышения требований.
Подвижная игра – одно из важнейших средств всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре  одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе. Среди широкого разнообразия игр в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место.
Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.
В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.
При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, т.к. почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.
Группировка игр по проявлению у занимающихся физических качеств
Качества, проявляемые в игре Характеристика игровых действий
Ловкость Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим. Игры, требующие сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, действия с увёртыванием)
Быстрота Игры, побуждающие своевременных ответов на зрительные, звуковые сигналы с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кратчайший срок; с бегом на скорости в изменяющихся условиях
Сила Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статистического характера
Выносливость Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим
Гибкость В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой, это упражнениями на растягивание: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах
Спортивные игры – это виды игровых состязаний, основой которых являются различные технические и тактические приёмы поражения в процессе противоборства определённой цели спортивным снарядом.
Игры с элементами спортивных игр требуют большей, чем в подвижных играх, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции.
Объединяющим признаком тех и других игр является общность оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, вызываемый ими эмоциональный подъем, возможность совершенствования движений. Однако если в подвижных играх дети используют разносторонние действия, проявляя при этом творческую инициативу, то в играх с элементами спортивных игр существует некоторое ограничение движении, Определяемое спецификой и точностью техники двигательных действий данной игры. В составе команд установленное число участников, обязанности их распределены, продолжительность игры ограничена во времени, правила определяют точность двигательных действий. Условия проведения игр требуют подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря. В играх дети получают правильные навыки, отвечающие общим требованиям техники спортивных игр, что исключает переучивание в дальнейшем.
Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.
Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.
Дети младшего школьного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и началами различных видов спорта. Большой интерес у них вызывают спортивные игры – баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, гандбол и др.
Использование элементов спортивных игр на занятиях физической культурой оказывают непосредственное влияние на воспитание морально-волевых качеств, заключающееся в том, что ученики для достижения успехов в выполнении физических упражнений проявляют целенаправленность и волю, дисциплинированность, умение мобилизировать в нужный момент свои физические и духовные силы. В то же время, в спортивных играх преобладает коллективная деятельность. Ученики приучаются выявлять чувство дружбы, приобретают навыки культуры поведения и коллективизма.
Реализация цели учебной программы тесно связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры
овладение школой движений
развитие координационных и кондиционных способностей
выработка представлений об основных видах спорта, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным выдам спорта
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры в данной программе предлагается на изучение и проведение подвижных игр и элементов спортивных игр выделять половину часов программного материала:
Таблица тематического распределения количества часов (сетка часов) по авторской программе:

п/пРазделы, темы Количество часов
Рабочая программа
1 класс (99 часа) Рабочая программа
2 класс (102 часа) Рабочая программа
3 класс (102 часа) Рабочая программа
4- класс (102 часа)
I Знания о физической культуре В процессе урока
II Способы физкультурной деятельности В процессе урока
III Физкультурно-оздоровительная деятельность В процессе урока
IV Спортивно-оздоровительная деятельность:
1. Гимнастика с элементами акробатики:
- строевые упражнения
- акробатские упражнения
-упражнения в висах и упорах
- упражнения в равновесии 12
2
4
4
2 12
2
4
4
2 12
2
4
4
2 12
2
4
4
2
2. Легкая атлетика
-беговые упражнения
-прыжковые упражнения
-метания 20
8
8
4 20
8
8
4 20
8
8
4 20
8
8
4
3. Кроссовая подготовка:
- преодоление препятствий
-передвижение по пересеченной местности 10
4
6 10
4
6 10
4
6 10
4
6
4. Подвижные и спортивные игры:
-элементы баскетбола
-элементы волейбола
-элементы гандбола
-элементы футбола
-подвижные игры 57
8
8
8
8
25 60
10
10
10
10
20 60
10
10
10
10
20 60
10
10
10
10
20
Всего: 99 102 102 102
Всего за 4 года: 405
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Курс «Физическая культура» в начальной школе изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3 часа в неделю (всего 405 часов): в 1 классе – 99 часов (дополнительные каникулы), во 2 классе – 102 часа, в 3 классе – 102 часа, в 4 классе – 102 часа. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Рабочая программа рассчитана на 405 часов на четыре года обучения (по 3 часа в неделю).
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) данная рабочая программа для 1 – 4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Исходя из вышеизложенного, необходимо распланировать программный материал таким образом, чтобы двигательная активность учащихся начальной школы равномерно распределялась в течение всего учебного года.
Распределение программного материала по четвертям учебного года по авторской программе для первого класса:
№п/пНаименование раздела Распределение программного материала
по четвертям учебного года
I II III IV
I Знания о физической культуре В процессе урока
II Способы физкультурной деятельности В процессе урока
III Физкультурно-оздоровительная деятельность В процессе урока
IV Спортивно-оздоровительная деятельность:
1. Гимнастика с элементами акробатики (12): 6 - 6 -
- строевые упражнения (2) 2 - - -
- акробатские упражнения (4) - - 4 -
-упражнения в висах и упорах (4) 4 - - -
- упражнения в равновесии (2) - - 2 -
2. Легкая атлетика (20): 4 4 6 6
-беговые упражнения (8) 2 2 2 2
-прыжковые упражнения (8) 1 1 3 3
-метания (4) 1 1 1 1
3. Кроссовая подготовка (10): 2 2 3 3
- преодоление препятствий (4) 1 1 1 1
-передвижение по пересеченной местности (6) 1 1 2 2
4. Подвижные и спортивные игры (57): 15 15 12 15
-элементы баскетбола (8) 8 - - -
- элементы гандбола (8) - 8 - -
- элементы волейбола (8) - - 8 -
-элементы футбола (8) - - - 8
-подвижные игры (25) 6 6 4 7
ИТОГО 27 21 27 24
ИТОГО ЗА ГОД 99 часов
Распределение программного материала по четвертям учебного года по авторской программе для второго, третьего, четвёртого классов:
№п/пНаименование раздела Распределение программного материала
по четвертям учебного года
I II III IV
I Знания о физической культуре В процессе урока
II Способы физкультурной деятельности В процессе урока
III Физкультурно-оздоровительная деятельность В процессе урока
IV Спортивно-оздоровительная деятельность:
1. Гимнастика с элементами акробатики (12): 6 - 6 -
- строевые упражнения (2) 2 - - -
- акробатские упражнения (4) - - 4 -
-упражнения в висах и упорах (4) 4 - - -
- упражнения в равновесии (2) - - 2 -
2. Легкая атлетика (20): 4 4 6 6
-беговые упражнения (8) 2 2 2 2
-прыжковые упражнения (8) 1 1 3 3
-метания (4) 1 1 1 1
3. Кроссовая подготовка (10): 2 2 3 3
- преодоление препятствий (4) 1 1 1 1
-передвижение по пересеченной местности (6) 1 1 2 2
4. Подвижные и спортивные игры (60): 15 15 15 15
-элементы баскетбола (10) 10 - - -
- элементы гандбола (10) - 10 - -
- элементы волейбола (10) - - 10 -
-элементы футбола (10) - - - 10
-подвижные игры (20) 5 5 5 5
ИТОГО 27 21 30 24
ИТОГО ЗА ГОД 102 часа
2.2. Особенности планирования уроков физической культуры
с элементами спортивных игр
Особенность планирования уроков физической культуры с преимущественным использованием подвижных и спортивных игр в начальной школе заключается в равномерном распределении программного материала и в последовательности изучения элементов спортивных игр.
Для этого необходимо учитывать возрастные особенности развития детей и использовать принцип «от простого к сложному». Так же, следует принимать во внимание, что учащиеся в начальной школе не готовы к монотонному изучению учебного материала, поэтому необходимо использовать принцип «учимся, играя» (использование игровых моментов и эстафет с элементами спортивных игр).
Таким образом, к концу реализации программы, учащиеся начальной школы должны
знать:
технику безопасности на занятиях физической культурой
основные правила спортивных и подвижных игр
основы личной гигиены
историю развития физической культуры и игровых видов спорта
роль физической культуры в оздоровлении организма
уметь:
применять полученные знания и умения в повседневной жизни
взаимодействовать в коллективе
составлять комплексы упражнений для утренней гимнастики, физкультминуток
играть в спортивные игры по упрощённым правилам
Планирование обучения основам спортивных игр в начальной школе
№п/пИзучение элементов спортивных игр Класс
I II III IV
1. БАСКЕТБОЛ: обучение: - броскам и ловле мяча на месте и в движении 2 - ведению мяча на месте и в движении 2 - передаче мяча после ведения 2 - ловле и передаче мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи 2 - технике ведения мяча по прямой, с изменением скорости и направления 2 - остановке прыжком, в два шага 2 - стойке игрока 1 - передвижению в защитной стойке 1 - броскам мяча в корзину двумя руками от груди с места 2 - остановке прыжком после ускорения и остановке в шаге 2 - ловле и передаче мяча двумя и одной рукой в движении без сопротивления 2 - ведению мяча с изменением направления в различных стойках 2 - технике броска одной и двумя руками с места и в движении 2 - броску в прыжке после ведения и ловли мяча в движении 2 - технико-тактическим действиям при вбрасывании мяча в игру 2 - ловле и передаче мяча при передвижении в двойках и тройках 1
- вырыванию и выбиванию мяча 1
- технико-тактическим действиям в защите и нападении 1
- броскам мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке 1
- челночному бегу с ведением мяча 1
- ведению мяча без зрительного контроля 1
- игре по упрощенным правилам
мини-баскетбола 4
№п/пИзучение элементов спортивных игр Класс
I II III IV
2. ВОЛЕЙБОЛ: обучение: - броску и ловле мяча сверху и снизу (у стены) 1 - броску поочерёдно правой и левой руками и ловле мяча (у стены) 1 - броску и ловле мяча сверху и снизу (в парах, тройках) 1 - броску поочерёдно правой и левой руками и ловле мяча (в парах, тройках) 1 - броску и ловле мяча сверху и снизу (через сетку) 2 - броску поочерёдно правой и левой руками и ловле мяча (через сетку) 2 - стойке игрока и перемещению в стойке 2 - верхней и нижней передаче мяча 2 - приёму-передаче снизу, сверху (у стены) 2 - приёму-передаче снизу, сверху (в парах, тройках) 2 - приёму-передаче снизу, сверху (через сетку) 2 - верхней прямой подаче (у стены) 2 - верхней прямой подаче (через сетку с середины поля) 2 - нижней прямой подаче (у стены) 2 - нижней прямой подаче (через сетку с середины поля) 2 - приёму-передаче мяча после подачи 2 - игре в «Пионербол» по правилам волейбола (с имитацией подач и приёма-передачи сверху и снизу) 2
- перемещению игроков по площадке при выполнении приёма-передачи снизу и сверху 4
- игре по упрощённым правилам 4
№п/пИзучение элементов спортивных игр Класс
I II III IV
3. ГАНДБОЛ: обучение: - броскам и ловле мяча на месте и в движении 1 - ведению мяча на месте и в движении 1 - передаче мяча после ведения 2 - ловле и передаче мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи 2 - ведению мяча по прямой, с изменением скорости и направления 1 - остановке после ведения мяча 1 - стойке игрока 2 - передвижению в защитной стойке 2 - броскам мяча по воротам правой и левой рукой 2 - броскам мяча по воротам правой и левой рукой после ловли мяча 2 - ловле и передаче мяча в движении без сопротивления 2 - ведению и передаче мяча с изменением направления в различных стойках 2 - технике броска по воротам с места и в движении 2 - броску в прыжке после ведения и ловли мяча в движении 2 - ловле и передаче мяча при передвижении в двойках и тройках 2 - технико-тактическим действиям в защите и нападении 4
- челночному бегу с ведением мяча 1
- ведению мяча без зрительного контроля 1
- игре по упрощенным правилам 4
№п/пИзучение элементов спортивных игр Класс
I II III IV
4. ФУТБОЛ: обучение: - удару по мячу (с места, с разбега) 2 - ведению мяча правой и левой ногой поочерёдно по прямой, с изменением направления и скорости 3 - удару по мячу правой и левой ногой поочерёдно после ведения по прямой, с изменением направления и скорости 3 - остановке мяча 1 - передача мяча (пас) правой и левой ногой на месте и в движении 3 - передача мяча (пас) правой и левой ногой на месте и в движении в парах, тройках, четвёрках 3 - ударам по воротам на месте и в движении после передачи мяча (паса) 3 - ведение и передача мяча (пас) правой и левой ногой в парах тройках, четвёрках без сопротивления, удар по воротам 3 - ведение и передача мяча (пас) правой и левой ногой в парах тройках, четвёрках с пассивным сопротивлением, удар по воротам 3 - ведение и передача мяча (пас) правой и левой ногой в парах тройках, четвёрках с активным сопротивлением, удар по воротам 4 - правилам игры в футбол, мини-футбол 2
- игре в мини-футбол по упрощённым правилам 4
- игре в футбол по упрощённым правилам 4
ВЫВОДЫ
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
при преимущественном использовании подвижных и спортивных игр на уроках физической культуры значительно повышается двигательная активность учащихся начальной школы
учащиеся начальной школы получают гармоничное физическое, социальное, моральное развитие
вырабатывается устойчивая потребность к занятиям физической культурой и спортом
осваивая основы игровых видов спорта в начальной школе, учащиеся готовы для дальнейшего обучения и совершенствования полученных знаний и умений в основной школе
повышается резистентность организма за счёт систематических занятий физической культурой на свежем воздухе
ЛИТЕРАТУРА
Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Демидова Е.В. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей: Учеб. пособие. – Краснодар, 1999. – 72 с.
Александров С.Г. Народные подвижные игры кубанского казачества: Учеб.-метод. пособие. – Краснодар: КГАФК, 1997. – 83 с.
Аршинник С.П. Содержание и методика реализации раздела «Кроссовая подготовка» на уроках физической культуры учащихся общеобразовательных школ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Краснодар: КГУФКСТ, 2009. - 25 с.
Аршинник, С.П. Легкоатлетический кросс [Текст]: учебное пособие / С.П. Аршинник. – Краснодар: РИО КГУФКСиТ, 2012. – 132 с.
Баландин, В. А. Перспективные направления модернизации процесса физического воспитания детей 6-10 лет / В. А. Баландин, Ю. К. Чернышенко, А. В. Перков [и др.]; под ред. А.И. Погребного // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ. - Краснодар: КГУФКСТ, 2010. - Т. 12. - С. 11-13.
Бальсевич В.К. Стимулируемое развитие систем двигательных действий. - Новгород, 1998. - С. 25.
Бальсевич В.К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка // Физкультура, образование, тренировка. - 1996. - № 1.- С. 53.
Банникова Т.А., Чернышенко Ю.К., Локтев С.А., Лысенко В.В. Физкультурное воспитание младших школьников. - Краснодар, 2000. - С. 7.
Бердичевская Е.М., Демидова СВ. Возрастные стандарты показателей функциональных систем // Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. - Краснодар, 1991.- С. 96-101.
Врублевский Е.П., Лихачев О.Е., Врублевская Л.Г. Выпускная квалификационная работа: подготовка, оформление, защита: Учебное пособие. – М.: Физкультура и спорт. – 2006. – 228с.
Гальперин СИ. Физиологические особенности детей. - М.: Просвещение, 1989.- С. 11-12.
Геллер Е.М. Веселые Старты. - М.: Физкультура и спорт, 1996,- С.116.
Герасимова Г.Н., Павлычева Л. А. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств. - М.: Физкультура и спорт, 2001.- 128 с.
Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. - М.: Наука, 1996. - 86 с.
Городниченко Э.А. Новые исследования по возрастной физиологии: Сб. трудов. - М.: Педагогика, 1988.- С. 58-60.
Губа В.П., Шестаков М.П., Бубнов Н.Б., Борисенков М.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: Учебное пособие для вузов физической культуры. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт. – 2006. – 220с.
Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Минск: Полымя, 1978. - 222 с.
Дворкина Н.И. Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию физических качеств и психических процессов у детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. – 2004. - № 8. – С.52-.
Демидова Е.В., Комлев И.О. Физическая подготовленность детей 7-10 лет в различные периоды учебного года // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2007. - № 1-4. – С.72-73.
Динер В.Л. Основы теории и методики физического воспитания: Учебное пособие. - Краснодар: КГАФК, 2000. - 264 с.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 444 с.
Жилкин А.И. Легкая атлетика: Учеб. пособие для пед.вузов / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 464 с.
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2002. – 160 с.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В.М. Зациорский. 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.
Змановский Ю.Ф. Физиологические основы формирования здоровья детей. - М.: Физкультура и спорт, 1994. - С. 29.
Козлов В. И., Фарбер Д. А. Физиология развития ребёнка. - М.: Педагогика, 1983.- 56 с.
Кузнецова Л.А. Развитие двигательных качеств школьников. - М.: Просвещение, 1997.- 204 с.
Лаптев А.П. Возрастные особенности организма // Физическая культура и спорт. – 1994. - № 8. - С. 8-12.
Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И. Ура! Физкультура! Учебник для 2-4 классов. - М.: Просвещение, 1996. - С. 15.
Локтев С.А. Принципы оценки физической подготовленности функциональных возможностей и психологических особенностей детей и подростков: Учеб. пособие. - Краснодар: Советская Кубань, 1992. - 110 с.
Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методика развития. - М.: Физкультура и спорт, 2000.- С.9.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы: Программы общеобразовательных учреждений. Учебное издание. 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010.– 128 с.
Мартиросов Э.Г. Физические упражнения и рост // Физическая культура в школе. - 1984.- № 10.- С. 50-52.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 516 с.
Михайлина Т.М., Лысенко В.В. Основы спортивной метрологии: Учебное пособие для студентов ин-тов физ.культуры. – Краснодар: КГАФК, 2003. – 155с.
Настольная книга учителя физической культуры / под ред. проф. Л. Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 496 с.
Никитушкин В.Г. Легкая атлетика: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ / В.Г. Никитушкин, В.П. Губа, В.И. Гапеев. – М., 2005. – 224 с.
Нилуашев С.А. Физическое воспитание и здоровье // Физическая культура в школе. - 1993.- № 3.- С. 2-4.
Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.
Погадаев Г.И. Физическая культура: программа для общеобразовательных учреждений. 1-4 классы [Текст] / Г.И. Погадаев. – М.: Дрофа, 2010. – 41 с.
Подвижные и народные игры Карелии [Текст] / сост. С.В. Зуев и др. // Физическая культура: учебно-методическое пособие для учителей физической культуры Республики Карелии. – Петрозаводск: Изд-во Verso, 2011. – С. 137-149.
Рунцов B.C. Подвижные игры на уроках в I - IV классах // Физическая культура в школе. - 2000.- № 8.
Ролкнер У.Э. Теория и методика физического воспитания на уроках лёгкой атлетики. - Краснодар: СП "Лесинвест", 1990.- 463 с.
Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2008. – 520 с.
Сонькин В.Д. Физиологическая оценка нагрузки при развитии физических качеств школьников // Физическая культура в школе. - 1986.- №2.- С. 35-40.
Стрюков М.Г. Подготовка резерва в беге на выносливость (Научно-методические рекомендации их практическая реализация): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 1996,- 23 с.
Терминологический словарь учителя физической культуры [Текст] / авт. - сост. В.И. Тхорев, С.П. Аршинник, В.М. Шиян. – Краснодар, 2013. – 123 с.
Тхорев, В.И. Физическая культура: примерная программа для общеобразовательных учреждений Краснодара. Начальные (1-4) классы / В.И. Тхорев, А.Л. Каракулин, С.П. Аршинник, В.М. Шиян,– Краснодар, 2011. – 58 с.
Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. - Ярославль, 1998. - С. 29-30.
Физиология человека: Учебник для магистрантов и аспирантов вузов физической культуры / Под ред. Е.К. Аганянц. – М.: Советский спорт, 2005. – 336 с.
Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время/авт.-сост. С.Л. Садыкова, Е.И. Лебедева.- Волгоград: Учитель, 2008.- 92 с.
Харисов, Ф. Ф. Развитие физического воспитания учащихся в начальной школе [Текст] / Ф. Ф. Харисов // Россия – спортивная держава 2011. Международный спортивный форум (Саранск, 8-10 сентября 2011 года): Сборник докладов. – М.: СпортАкадемРеклама, 2011. – С. 145-148.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.
Хрипкова А.Г. Мир детства. Младший школьник. - М.: Педагогика, 1988.- С. 23.
Чернышенко Ю.К., Банникова Т.А. Дворовые подвижные игры. - Краснодар, 2001. - С. 11.
Чернышенко, К. Ю. Новый подход к нормированию процесса физической подготовки учащихся младших классов общеобразовательных школ / К.Ю. Чернышенко, А.В. Перков, Ю.К. Чернышенко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2010. - № 8 (66). - С. 55-59.
Шеина Т.П. Оценка морфофункционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей 10-15 лет, занимающихся видами спорта, развивающими выносливость: Автореф. дис... канд. биол. наук.- Самара: СГМУ, 1998.- 21 с.
Шпитальный В.Б., Фомиченко С.В., Романенко Н.В. Методические основы научно-исследовательской работы в физической культуре и спорте: Учебное пособие для вузов физ. культуры. – Краснодар, 1998. – С.10-19.
Щербиновский О. В. Лёгкая атлетика в структуре уроков физического воспитания. - Караганда, 1999. - 53 с.