Статья Метод учебных проектов – метод образовательных технологий


Метод учебных проектов – метод образовательных технологий
Хотя чужое знание может нас кое - чему научить,
Мудр бываешь лишь собственной мудростью.
М.Монтень.
Зачем нужно учиться?
Ответ на этот «детский» вопрос каждый ищет самостоятельно. Даже нам, взрослым людям с высшим образованием (а иногда и не с одним), бывает трудно его сформулировать, хотя интуитивно все понятно. А детям, которые еще только начинают путь к знанию, необходима четкость.
«Учиться нужно, чтобы больше знать». А зачем знать больше?
«Учиться нужно, чтобы поступить в вуз». А зачем поступать в вуз? Чтобы снова учиться?
«Учиться нужно, чтобы в настоящей взрослой жизни уметь по-настоящему жить». А как это связано с учебой?
Философские споры о сущности бытия и его связи с сущностью обучения оставим философам. Обсудим конкретные вопросы педагогики: как научить ребенка в школе тому, что поможет ему в настоящей взрослой жизни. Каждый из нас сталкивается с необходимостью достичь поставленной цели. Мы должны осознать, чего хотим; спланировать путь достижения; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и, корректируя по мере необходимости свои действия, выполнить намеченное. Этот путь так же универсален, как и дифференцирован, и в силу этого – часто неосознан. Многие освоили его небезызвестным «методом проб и ошибок», набив немало шишек и множество раз наступив на грабли. Как вы понимаете, в школе нужно учить детей другими способами, а что мы можем предложить? Каждый педагог-предметник действует в строго определенных образовательным стандартом рамках классно-урочной формы обучения. На уроках алгебры решают уравнения и упрощают выражения. Нужно это во взрослой жизни? Вам лично было нужно когда-нибудь? (Исключаем из числа опрашиваемых учителей математики.) На уроках биологии учат, из каких отдельных фаз состоит половое и бесполое деление клеток. Эти знания востребованы во взрослой жизни? Зачем же мы учим детей тому, что им не потребуется? Наверное, затем, что в самом процессе учебы заключено то необходимое знание, без которого невозможно выжить в современном мире. Это знание о том, как получать знания.
В те далекие легендарные времена мир воспринимался как единое целое, и люди учили и учились не физике или географии, а мироощущению вообще. В оливковой роще, или на берегу моря, или в уединении пещеры учитель и ученики постигали истину, для которой не нужны специальные приспособления, поскольку она – всеобща.
Дифференциация знаний стала ценой за увеличение их количества. Каждый поставлен перед выбором: или читать, или плавать. Даже игра на скрипке великого Эйнштейна расценивается нами как прихоть гения, ведь он играл для собственного удовольствия, а не для увеличения суммы своих знаний!
Сегодня нужно быть узким специалистом. Уже нельзя обойтись без лаборатории с приборами, без компьютеров, без соединения знаний и умений множества людей в научно-исследовательских центрах. Значит ли это, что назрела необходимость учить детей еще более дифференцировано?
В современной школьной системе все многообразие мира расчленено на составные части-кирпичики, пронумеровано, разложено по полочкам с этикетками и извлекается по мановению руки волшебника-учителя в нужный момент, как кролик из цилиндра.
Но ведь детям нужно не только получить готовый результат. Они должны сами сделать что-нибудь подобное, причем с самого начала. Им необходимо понимать, что каждому фокусу предшествует долгий период подготовки, что кролика в цилиндр нужно подложить.
Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.
Каждый педагог-предметник действует в строго определенных образовательным стандартом рамках классно-урочной формы обучения. На уроках алгебры решают уравнения и упрощают выражения. Нужно это во взрослой жизни? Вам лично было нужно когда-нибудь? (Исключаем из числа опрашиваемых учителей математики.) На уроках биологии учат, из каких отдельных фаз состоит половое и бесполое деление клеток. Эти знания востребованы во взрослой жизни? Зачем же мы учим детей тому, что им не потребуется? Наверное, затем, что в самом процессе учебы заключено то необходимое знание, без которого невозможно выжить в современном мире. Это знание о том, как получать знания.[2, с. 98]
В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».[1, с. 352]
Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.
Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям ХердКилпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. «Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова».
Научить каждого – это непросто, но ещё сложнее, на мой взгляд, развить у ребенка потребность к познавательной активности, пробудить у него желание продуктивной деятельности для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе.
Проблема повышения интереса учащихся к предмету, развитие их познавательной активности заставила меня заняться поиском методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Решение данной проблемы в использовании активного метода обучения – метода проектов, который представляет собой специальную форму организации познавательной и коммуникативной деятельности. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Основополагающий принцип метода проектов – исходить из интересов ребенка, интересов сегодняшнего дня, которые связаны с текущими практическими нуждами самих детей, общества.
Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») – 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел. Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели.[3, с. 247]
При использовании данной методики особенно важна организационная деятельность начиная с погружения в проектную, исследовательскую деятельность до ее полного осуществления. Я не преподношу готовый материал, а направляю ученика в нужное направление самостоятельного поиска, выступая в качестве координатора и консультанта.
Выбор тематики проектов может быть разным. Главное, чтобы тематика проектов соответствовала индивидуальным особенностям учащихся и содержанию обучения в данном классе. Проблема заключается в том, что ученики выбирают тему проектов, которая не соответствует их силам. Поэтому на этом этапе я предлагаю ученикам тематику проектов, подходящую их личностным особенностям и запасу полученных знаний. А как известно что положительный результат проекта повышает желание осуществлять новые творческие запасы и повышает самооценку.
Как известно, учебные проекты содержат в себе проблему, которая требует определенных решений. А проблемная ситуация, создающая недоумения и удивления, способствует пробуждению познавательной активности, истинное познание всегда сопровождается эмоциями.
Психологи выделяют «неизвестное» как один из компонентов проблемной ситуации. Нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором знания, подлежащие усвоению, будут занимать место неизвестного.
Здесь в свою роль вступает мотив, который побуждает человека думать. Ученик сталкивается с трудностями при выполнении конкретного задания, предложенного учителем, пробуждает интерес и желание найти ответ, при этом проявляя творческую и познавательную активность, самостоятельность мышления. Сам факт столкновения с трудностью - рождает потребность в новых знаниях.
Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому осваивать накопления культуры. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний и умений в жизни и обучении.
Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.
«Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества». [4, с. 104]
Литература
1. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с. 456
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000
3. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – с. 401.
4. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004.