Педагогический проект «Формирование навыка культуры поведения у детей младшего школьного возраста посредством народных традиций»


Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение «Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Педагогический проект
«Формирование навыка культуры поведения у детей младшего школьного возраста посредством народных традиций»
Творческое название проекта
«Масленицу встречаем, зиму провожаем!»
Подготовили:
Родионова М.В.,
Кузнецова Г.Н., воспитатели
Актуальность:
Известно, что дети с задержкой психического развития испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении и освоении нравственного образца социально-этических норм поведения, которые предоставляет им социальная среда и воспитание. Народные же традиции, духовная культура выступают реальным, веками проверенным и отточенным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека.Наиболее естественно это происходит в детском возрасте, и чем раньше, тем органичнее и необратимее. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером. Кроме того, логика развития сознания и психики ребенка и логика исторического развития народа сходны в целом ряде общих признаков, что делает естественным воспроизведение в детской среде особенностей культуры прошлого. Важным элементом народной культуры является обрядовые праздники. По мнению Г. И. Щукиной обрядовые праздники способствуют развитию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
В широком смысле «обряд» – это строй, порядок, уклад жизни семьи, общины, трудовых коллективов. С помощью обряда определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались самобытные песни и танцы, художественные символы и орнаменты. Возникая на основе производственной деятельности, обряды стали средством общения и средством выражения коллективных эмоций и духовного здоровья.
Цель:
создание оптимальных условий для усвоения, присвоения образцов деятельности и поведения, заложенных в народной культуре, традициях и обычаях, детьми младшего школьного возраста.
Задачи: из диагностики!!!
Формировать у детей представлений о народной культуре, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.
Воспитывать любовь и уважение друг к другу, взрослым, нашим предкам, к их обычаям и традициям.
Учить любить и понимать окружающую природу, наблюдать взаимосвязь явлений природы с древними русскими праздниками и событиями.
Способствовать формированию познавательного интереса к родной истории.
Формировать навыки коммуникативного общения.
Создать в детском коллективе атмосферу радости совместного творчества.
Оказывать поддержку раскрытию духовного и творческого потенциала, способностей и талантов воспитанников.
Условия реализации проекта:
проект будет реализовываться в рамках воспитательной работы во II группе (1 «А», 2 «В» классы)
Формы работы:
- занятие
-устный журнал
-просмотр мультфильмов
-защита проекта
- мастер-класс
-праздник
методы:
- рассказ
-разъяснение
- убеждение
-диалог
-работа с книгой
- пример педагога
-поручение
принципы:
- целенаправленности воспитательной работы
- связи нравственного воспитания с жизнью
- воспитания учащихся в коллективе при учете индивидуально-психологических особенностей
- возбуждения активности и самодеятельности детей
- учета индивидуальных особенностей учащихся
-  уважения и требовательности
- опоры на положительные качества
- педагогической поддержки
- взаимодействия ОУ и семьи
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- изучение научно-методической литературы по проблеме, разработка перспективного планирования,
- диагностический.
Основной (практический).
Заключительный (итоговое мероприятие).
Срок реализации проекта: с 15.02. по 13.03.2016 г.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Участники проекта: воспитатели, библиотекарь, учитель музыки, педагог дополнительного образования, обучающиеся 1 «А», 2 «В» классов, родители.План мероприятий по проекту:
№ п/п Название мероприятия Дата проведения Ответственный
1. Совместная деятельность обучающихся с родителями по сбору информации об истории праздника Воспитатели, родители
2. Воспитательское занятие «Традиции масленицы на Руси» Воспитатели
3.
Игра-путешествие «Преданья старины глубокой» Педагог городского Дома детского творчества
4. Устный журнал «Проводы русской зимы» Библиотекарь
5. Просмотр мультфильмов «Масленица»,…… Воспитатели
6. Разучивание пословиц, поговорок, стихов, потешек, закличек на весеннюю тему. Воспитатели
7. Разучивание песен «Ой, блины, блины…» Учитель музыки
8. Мастер-класс по изготовлению чучела масленицы. Коллективный труд, создание чучела из соломы: «Маслёна – Барыня!» Воспитатели
9. Защита детского проекта Обучающиеся, воспитатели10. Мастер класс по изготовлению блинов из соленого теста Воспитатели
11. Проведение праздника «Широкая Масленица» Воспитатели
Разучивание хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка», «Маслёна», «Ясна – красна». 6.Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины».
Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».
Коллективный труд, создание чучела из соломы: «Маслёна – Барыня!
Сказка «Как звери масленицу справляли.»Ожидаемые результаты проекта: из диагностики!!!
отмечается положительная динамика в эмоционально комфортных отношениях между воспитанниками группы (исчезли «отвергнутые» дети, уменьшилось количество «непопулярных» детей). / Мониторинг межличностных взаимоотношений воспитанников группы/
Увеличилась доля воспитанников принимающих участие в делах коллектива
/Мониторинг сформированности нравственных понятий/ Дети имеют представление о добре, зле, хороших и плохих поступках.
отмечается положительная динамика в развитии нравственных качеств личности воспитанников с ОВЗ /Показатели уровня нравственной воспитанности (по М.И.Шиловой)/
отмечается положительная динамика в развитии личности каждого воспитанника с ОВЗ
наблюдается улучшение эмоционального состояния воспитанников группы /Уровень эмоционального самочувствия воспитанников по результатам диагностического исследования «Мой интернат – мой дом»/
отмечается положительная динамика в соблюдении этических норм поведения в общении со сверстниками на основе взаимопонимания, сопереживания, доброго отношения друг к другу/ Показатели уровня этики поведения/
Диагностика по начальной школе!!1