Применение упражнений из восточных единоборств на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста.


Статья на тему: «Влияние занятий восточными единоборствами на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста».
Автор:
Салиева Лолахон Турдыбаевнаучитель физической культуры,
педагог дополнительного образования.
Место работы:
ГБОУ СОШ №233 с углубленным изучение иностранных языков
Красногвардейского района города Санкт-Петербурга
Применение упражнений из восточных единоборств на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста
 Вопросы эффективности и качества физического воспитания школьников постоянно находятся в центре внимания органов управления образованием, которые осуществляют комплекс мер по реализации цели и задач физического воспитания школьников. Утверждены и внедрены государственные образовательные стандарты. Введены альтернативные программы по физической культуре для общеобразовательных школ. Для успешной реализации новых требований этих программ следует искать новые пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры. В теории и практике физического воспитания, к ним принято относить: поиск рациональных способов планирования, учебного материала программы, разработку вопросов дозирования физических нагрузок, с учетом двигательных возможностей учащихся, определение эффективных форм организации деятельности учащихся, поиск методических приемов, активизирующих интерес учащихся к физической культуре и формирующих потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, а также постоянный педагогический контроль за двигательной подготовленностью школьников.Сегодня уровень здоровья и физической подготовленности детей и подростков оценивается как крайне неудовлетворительной. Показатели состояния здоровья и физического развития учащихся повышается медленно. У многих детей имеются отклонения в развитии костно-мышечного аппарата, за время пребывания в школе у многих учащихся усиливается близорукость, имеются нарушения осанки, плоскостопие, признаки ожирения. Школьники младшего возраста наибольшей степени подвержены нарушениям физического развития. Подавляющее большинство этих нарушений имеют нестойкий функциональный характер, они могут быть исправлены с помощью физических упражнений.
Восточные системы физических упражнений, дошедшие до нас из многовековой давности, являются уникальными, ибо несут в себе не только национальные традиции, но и колоссальный опыт поколений, который в наш век прагматизма, погони за сиюминутным успехом, позволяет осмыслить более далеко идущие цели и предполагаемые результаты самосовершенствования.
При этом мы исходим из того, что характерные упражнения из арсенала восточных единоборств не должны заменить программные занятия, а только дополнить их, дать возможность обновить и расширить их содержание. Сказанное относится и к школьному уроку, и к внеурочным, секционным формам занятий физической культурой.
Ни прикладная, ни даже спортивная сторона рассматриваемых восточных единоборств практически не существует на Востоке изолированно. Являясь частью воспитательного кодекса и образа жизни, они служат развитию и становлению гармонично сложенной личности. Настоящие мастера становятся воинами, чтобы никогда не сражаться. Приоритетом нравственности, гуманизма проникнуто подавляющее большинство восточных единоборств. Различные виды невооруженного и вооруженного поединка существовали практически у всех народов. Но собрать разрозненные приемы в стройную систему с четкой классификацией, принципами и методами, подвести под нее философскую и морально-этическую базу, сделать ее способом не только физического, но и нравственного, психологического, духовного совершенствования человека смогли только на Востоке.
Именно там рукопашный бой был превращен в искусство-такое же как каллиграфия, чайная церемония, икебана. Искусство, ставшее не только неотъемлемой частью культуры и традиций народа, но и образом жизни тех, кто занимается им всерьез. А именно поэтому оно сохранилось до наших дней. Искусство требующее не слепого повторения давно установленных канонов, а осмысливания, проникновения в каждое движение и - творчества. Искусство, которое развивает у человека самые разные, порой абсолютно неожиданные способности и дает ему возможность полнее раскрыться, глубже познать себя и окружающих, само реализоваться в любой области. Главный принцип всех боевых искусств кроится в одной формуле - "Разум-техника-тело". Когда встречаются развитое тело и развитая техника, побеждает развитая техника, а когда встречаются развитая техника и развитой разум, то побеждает разум. Главное в них - не физическая сила, не умение наносить удары и защищаться, а дух и разум.
Таким образом, можно заключить, что национальные феномены культуры, дошедшие до наших дней в виде различных систем физических упражнений, можно и нужно использовать в современной практике физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Начинать обучение необходимо с простых и легких базовых элементов. Скелет и связки детского организма очень эластичны, но недостаточно сильны, поэтому акцент следует делать на простых движениях. Обучение начинается с освоения техники работы рук. Я отобрала элементы восточных единоборств, и методику обучения этим приемам для учащихся 1-4 классов, разработала содержание уроков физической культуры с включением в них отобранных элементов восточных единоборств.
Первый этап - изучение подготовительных упражнений, призванных подготовить организм к специфическим формам нагрузки. Это прежде всего упражнения для развития координации движения, подвижности суставов и позвоночника (в особенности плечевого пояса и тазобедренных суставов), для укрепления мышц ног и специфические дыхательные упражнения.
На втором этапе занимающиеся овладевают базовыми упражнениями. Они носят универсальный характер и обязательны для всех видов восточных единоборств.
На этом этапе предстоит освоить специфические круговые широко амплитудные движения рук и ног, прыжки, особые виды шагов (перемещения), изучить принципы координации движения и дыхания.
И наконец, третий этап - освоение комплексов (туль), представляющих собой комбинации базовых упражнений в определенной последовательности.
Базовые позиции и положение тела - основа традиционных комплексов (тулей) восточных единоборств. Правильное положение тела во время выполнения упражнений обуславливает оздоровительный эффект. Различные позиции и положения тела из восточных единоборств можно с успехом использовать и как самостоятельные упражнения. Специфическое положение ног и корпуса в каждой позиции определенным образом влияет на различные группы мышц и суставов, стимулирует деятельность внутренних органов. Так, позиция наездника (всадника), выполняемая каждый день в течении определенного времени в сочетании с диафрагмальным дыханием, не только способствует укреплению мышц ног, живота, повышению общей выносливости организма, но и улучшает функции внутренних органов за счет своеобразного ритмического массажа. А вращение сустава вокруг своей оси во время смены позиции стимулирует регенерацию хрящевой ткани, синовиальной жидкости. Учитывая отсутствие рекомендаций в литературе относительно применения элементов восточных единоборств направленных на развитие двигательных качеств учащихся 1-4 классов на уроках физической культуры, мы решили исследовать эффективность использования элементов восточных единоборств в физическом воспитании младших школьников.
Было проведено сравнительное исследование двух вариантов физической подготовки детей 1-4 классов. При первом варианте занятия проводились по типовой программе рекомендованной министерством образования РФ и включались такие средства как бег, различные прыжки, висы, лазание, общеразвивающие упражнения, элементы спортивных игр и подвижные игры. При втором варианте занимались по комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, дополненной элементами восточных единоборств.В дальнейшем будет приведена таблица результатов повышения физической подготовки детей младшего школьного возраста.