Развитие коммуникативных способностей учащихся посредством игр на уроках английского языка


Развитие коммуникативных способностей учащихся посредством игр на уроках английского языка
Современный мир развивается быстрыми темпами. Новые политические, социально-экономические, культурные реалии в России и во всем мире, влияние технологических достижений цивилизации на развитие мировой языковой индустрии потребовали расширение функции иностранного языка как учебного предмета. Сегодня кризис образования фиксируется повсеместно. Современная школа-это большой и сложный механизм. Поэтому, знания иностранных языков - это не только признак культурного развития человека, но и условия его успешной деятельности в разных сферах жизни. Поэтому, основной целью обучения иностранному языку в современной школе является формирование у учащихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций в современном мире, то есть коммуникативной компетенции. Способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Анализ учебной деятельности учащихся, особенностей их обучения друг с другом, носителями языка, позволяют сделать вывод о том, что у учащихся недостаточно хорошо развиты коммуникативные способности. Они испытывают нехватку лексического материала, порой не умеют себя вести в определенной ситуации общения. Вопрос очень актуален в настоящее время. Отсюда я наметила для себя тему, по которой буду работать с детьми в целях развития коммуникативных способностей - это игра. Игра дает возможность решать основную задачу – обучение общению на иностранном языке. Игра облегчает учебный процесс для ребенка, позволяет легче и качественнее усвоить учебный материал и ненавязчиво развивать коммуникативную компетентность.
Практика работы, изучение учебников следующих авторов: В.П. Кузовлева; Л.В. Хрусталевой; И.Н. Верещагиной показывают, что игры недостаточно широко разработаны авторами учебников. Поэтому возникла проблема разработки игровых заданий в большем количестве. Огромное количество ученых и педагогов стремились создать конкретные системы обучения, способные обеспечить каждому учащемуся успешное овладение иностранным языком. Разработкой коммуникативного направления занимались в нашей стране прежде всего Институт русского языка им. А.С. Пушкина (А.А. Леонтьев, В.Г. Костомаров. А.Н. Щукин ), методисты и психологи: Э.П. Шубина; И.Л. Бим; В.Л. Скалкина; И.А. Зимняя; среди зарубежных коллег С. Савиньон в США, У.Литлвуд в Англии.
В психологической концепции игровой деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.В. Эльконин) игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежит в самом процессе ее осуществления . Игра обеспечивает деятельностный характер усвоения знаний, умений и навыков. Теория и практика коммуникативного интенсивного обучения иностранному языку разработана Г.А Китайгородской.
В условиях российской школы до сих пор не было найдено эффективной методики, позволяющей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе. Технология коммуникативного обучения Е.И. Пассова - обучения на основе общения - позволяет достигнуть таких результатов.
Е.И. Пассов выделяет семь принципов построения содержания:
Речевая направленность, обучение иностранным языком через общение. Это означает практическую ориентацию урока.
Функциональность. Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения.
Ситуативность, ролевая организация учебного процесса. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общений, которые интересует учащихся каждого возраста.
Новизна. Это прежде всего новизна речевых ситуаций, разнообразие приемов работы, новизна используемого материала его информативность.
Личностная ориентация общения. Коммуникативное обучение предполагает учет всех личностных характеристик.
Коллективное взаимодействие. Такой способ организации процесса позволяет ученикам активно общаться друг с другом.
Моделирование. (Отбор объема знаний, который необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде).
Реализация этих принципов возможна посредством использования различных видов игр.
С.А. Шмаков определяет игру – как “вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением”. Игра выполняет следующие функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации, межнациональной коммуникации. Шмаков устанавливает область применения игр и дает различные способы их классификации: по виду деятельности – “физические, интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические”.
По характеру педагогического процесса выделяют:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные и т.д.
По характеру игровой методики: “предметные, сюжетные, ролевые, деловые”.
О технологии развивающих игр рассказывает Б.П. Никитин. “Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных до развивающих свои творческие способности”.
Развитие коммуникативных способностей начинается с начальной школы. Б.П. Никитин определяет игровые технологии в младшем школьном возрасте. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается учениками в ее игровом воплощении. Ребята действуют по игровым правилам. Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой, так и учебно-познавательный результат. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательные игры, формирующие умение выделять основные признаки, сравнивать, сопоставлять, обобщать. Составление игровых технологий и отдельных игр и элементов – забота каждого учителя.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, стремление к взрослости. Особенностями игры в среднем и старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность. Все большую значимость приобретают деловые игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей.