«Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы» (описание опыта работы)



«Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»
(описание опыта работы)

Какие требования предъявляются к выпускникам современной школы? Взгляды педагогов разных стран мира весьма близки. Сегодня обучающимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы, им необходимо научиться самостоятельно работать с информацией и приобретать знания.
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков детям. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых педагогических технологий, которые позволяют реализовать развивающие педагогические задачи.
Я придерживаюсь мнения тех ученых, которые считают, что творческие способности можно развить, создав для этого специальные условия. Если школьник с самого начала подготавливается к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то личность этого школьника будет формироваться не так, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии - повторение сказанного учителем.
В своей деятельности я использую основы и приемы игровых технологий.
К.Д. Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным вот задача первоначального обучения».
Важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. Учителю очень важно развить в ребенке его природную потребность к самостоятельной деятельности и общению. В школе ведущей деятельностью является учебная. Но школа только тогда будет интересна ребенку, когда учитель сохранит для него радости, который обучающийся имел до школы. На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
В настоящее время у учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения , которые, по его применению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.
Достаточный опыт работы с детьми девиантного поведения, знание психологии таких обучающихся помогает определить главные задачи, стоящие передо мной, учителем русского языка и литературы: повышение учебной мотивации, развитие познавательного интереса к русскому языку, расширение кругозора и, наряду с этим, воспитание личностных качеств детей.
Работая в специальных (коррекционных) классах VIII вида с детьми, испытывающими затруднения в получении знаний, зачастую с детьми из неблагополучных семей, наблюдая за жизнью и поведением своих обучающихся, приходиться чаще задумываться о том, что доставило бы им радость, которую они не видят в семьях. Одним из средств сохранения и получения радости во время серьезного и нелегкого учебного процесса является игра.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «magistes Ludi», т.е. «учитель игр». Проблема занимательности берет свое начало с Я.А. Каменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению».
В начале своей педагогической деятельности я поставила перед собой такие вопросы:
Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?
Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
Как сделать так, чтобы учиться было интересно?
Уже первые уроки показали, что игровой метод обучения, достаточно интересен и эффективен в учебной деятельности обучающихся.
Данный метод можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.
Девиз моей педагогической деятельности стал: «Учение без принуждения». Задача сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, которое часто возникает у детей с отклонениями в развитии.
Игровые технологии я использую в 5 6 классах. Это связано с тем, что 5 класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходиться решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 5 часов русского языка в неделю, обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикойёа морфологией и синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки игры, уроки путешествия в страну Русского языка.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
И, что радует, нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.
Если же урок построен в форме соревнования, то естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку).
При использовании игровых технологий важно соблюдать некоторые условия:
Соответствие игры учебно воспитательным целям урока;
Доступность для обучающихся данного возраста;
Умеренность в использовании игр на уроках.
В своей педагогической деятельности игровые технологии я использую в следующих случаях:
Использование игровых технологий:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технологии внеклассной работы.
Все знают, что по форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные, интерактивные.
Но более подробно мне хотелось бы остановиться на дидактических играх, которые я использую при развитии связной речи обучающихся.
Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет все более высокие требования к ученику как к личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать ее творческой.
Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому.
Игры и игровые задания я классифицировала последующим разделам:
I. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм:
«Составь текст и озвучь его»
«Пригласи на обед»
«В эфире - новости »
«Конкурс докторов»
«Спортивный комментарий»
«Расшифруйте анаграммы»
Мои ученики уже знают, что если какое либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами (греч. «ана» - пере, «грамма» - буква): например: «липа» - «пила».
Условие: участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно игровую ситуацию.
Так же даётся ученикам задание придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (бор, роза, раб), слово (волос, вол), чувство (ус, вот), предприниматель (дети, мать)
Чему может способствовать данная игра? Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; развитие речи учащихся; сплочение коллектива; развитие коллективизма у учащихся; воспитания у учащихся чувство языка.
II. Лексико фразеологические игры.
«Собери фразеологизм»
«Аукцион»
«Угадай слово по его описанию»
«Собери пословицу». Детям необходимо части пословиц разрезать и соединить правильно, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.
При выполнении этого задания мы повторяем правописание Ь и спряжение глаголов.
Игра «Переводчик». Эта игра не только прививает интерес к урокам русского языка, но и обогащает словарный запас детей. Мои ученики её очень любят. Ученикам необходимо перевести на понятный язык профессиональные или устаревшие слова. Раздаются в группы изображения человека во весь рост и названия частей тела, а так же клей. Дети работают в микрогруппах. Работая с устаревшими словами, нужно их правильно разместить, а затем, выбрав лидера, защитить творческую работу.
III. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
«Мягкая посадка»
«Третий лишний»
«По щучьему велению»
«Лингвистический футбол»
«Умный редактор»
«Справочное бюро»
«Диктант шутка»
«Цифровой диктант»
«Классификация»
«Пропорция»
«Не повторяться»
«Противопоставления»
Игра со словом -«Кто больше?» Такие игры решают, как правило, предметные задачи: развитие орфографической зоркости , расширение словарного запаса, закрепление грамматических категорий. Эти игры занимают 5 7 минут и могут проводиться в любое время урока. Я использую их в качестве «речевой разминки», с них можно начинать практически каждый урок. Ученики работают в микрогруппах. Каждая группа по очереди называет предметы, обладающие каким либо признаком, допустим, горячий (чай, металл, сердце, руки, привет, поздравление и т.п.), голос, яблоко. Подобные игры не только расширяют лексический запас, активизирует память, тренируют быстроту реакции, но и способствуют освоению такой нормы языка, как лексическая сочетаемость.
Игра: диктант - «Молчанка». Перед тем, как начать данный диктант, я показываю карточку ( пол-, пол-и даю 1-2 минуты на то, чтобы они вспомнили правило, вам вспоминать его ненужно, Пол- (половина) с последующим в родительном падеже существительным, если существительное начинается с гласной буквы или согласной л, например: пол-оборота, пол-яблока, пол-лимона, но: полметра, полчаса, полкомнаты; через дефис пишутся также сочетания пол- с последующим именем собственным, например: пол-Москвы, пол-Европы. На экран вывожу слайды с изображением предметов, дети молча записывают слова - слитно или через дефис.
VI. Кроссворды, чайнворды, ребусы, загадки на уроках русского языка и литературы.
С целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока я предлагаю классу кроссворд. Кроме этого, я использую кроссворды как форму контроля на любому этапе обучения. В этом случае не только сама предлагаю их обучающимся в готовом виде, но сами дети составляют кроссворд по изучаемой (изученной) теме.
V. Электронные тренажеры.
Нельзя не упомянуть об электронных образовательных ресурсах.
Мои ученики полюбили работу с электронными тренажерами. Данный вид работы предполагает прочные знания по предмету: ребятам хочется выполнить задание без ошибок, поэтому они дома готовятся к урокам. Чем еще хороша работа с тренажерами? Ребята, выполнив задание, сразу же проверяют себя, т.е. они видят правильный ответ.
Результативность применения опыта игровых технологий
Применяя на своих уроках игровые технологии я наблюдаю следующие результаты у моих учеников:
формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
создается положительный морально психологический климат в классе для развития личности учащихся;
повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;
в каждом классе выделяется группа обучающихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;
развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.
Это можно наглядно увидеть в диаграммах, построенных по результатам диагностирования. В течении нескольких лет я наблюдаю за развитием коммуникативных навыков обучающихся. Динамика такова:
5 класс








7 класс








9 класс







0 – вообще не владеющие коммуникативными навыками
1 – почти не владеющие
2 – низкий уровень владения
3 – удовлетворительный уровень владения
4 – хороший уровень владения
5 – отличный показатель владения
Так же я отслеживаю сформированность познавательной активности на моем уроке.
5 класс








7 класс








9 класс







1 – низкий уровень
2 – относительный уровень
3 – исполнительский уровень
4 – творческий уровень

Таким образом, игровые технологии в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.
Игра путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который они призваны изменить.
Список использованной литературы:

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М. Народное образование, 1998 г. 256 с.
2.Гин А.А.Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М: Вита-Пресс, 2006 – 112 с.
3.Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. Литература. Интеллектуальные игры для Школьников. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998 – 240 с., ил. – (Серия: «Минута на размышление»).
4. Пташкина В.Н. и др. Игровые технологии на уроках литературы 5-9 классы. 2009.
5. Курушина Т.А. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний). 5-9 классы. 2009.
6. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба ,и игра. 2003.
7.Агапов И.А., Давыдова М.А. Тематические игры и праздники по литературе. Методическое пособие для учителя. Творческий центр. Москва 2009

15