Организация исследовательской работы учащихся младших классов с целью развития творческих способностей


Организация исследовательской работы учащихся младших классов с целью развития творческих способностей
Выступление заместителя директора по УР
Микулёнок Ж.Ю.
Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, исследовательская деятельность, способствующие развитию творческой активности младших школьников. Современное развитие общества выдвигает на первый план личность, обладающую творческим потенциалом, взамен просто исполнительных.
Н.А. Добролюбов сказал: «Нет неспособных людей, а есть только неуместные». Слово «неуместные» надо понимать здесь – не на своем месте.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность, целью которой является стимулирование развития интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. 
Исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования. 
Исследовательская работа позволяет школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе. Исследовательская работа требует от ученика-исследователя самоорганизации и самодисциплины, стремления к самостоятельному поиску решения проблемы. Полученные в ходе исследования конкретные навыки позволят учащимся иметь возможность и способность работать с неизвестными ранее объектами. Работа в этом направлении даёт реальную возможность формировать у школьников способность к аналитическому, критическому, творческому мышлению, умение анализировать изменения в природе и обществе и прогнозировать последствия этих изменений, применять полученные знания в решении проблем в разнообразных жизненных ситуациях. 
Каждая исследовательская тема – это шаг по пути расширения кругозора учащихся. Проводя исследования, учащийся погружается в творческое пространство и автоматически переходит в творческое состояние. Здесь ученик-исследователь добывает, накапливает, обобщает новые знания. Самое главное – нацеленность на поиск неизвестных ранее знаний, которые могут быть востребованы обществом. 
Поэтому в образовании все с большей необходимостью встает задача находить таких детей, обеспечивать им соответствующее образование, способствовать развитию ярких индивидуальностей, помочь им найти и правильно оценить себя, для чего необходимо находить новые методы в обучении, в основе которых будут лежать принципы развития самостоятельного творческого мышления.
Для младшего школьника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Содержание и методы обучения младших школьников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Наблюдать и экспериментировать любят все дети, но нужно при этом квалифицированное педагогическое руководство и поддержка со стороны родителей.
 Учебная исследовательская деятельность способствует развитию личности ребёнка: развивает его мышление и речь, способность к самостоятельной познавательной деятельности.
 Это, в свою очередь, развивает творческие способности, воображение, интерес к окружающему миру и его познанию.Младшие школьники по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных экспериментах. В процессе исследовательской работы они учатся
-видеть проблемы,
- задавать вопросы,
- выдвигать гипотезы,
- давать определения понятиям,
- классифицировать, - наблюдать,
- проводить эксперимент,
- делать выводы,
-доказывать и защищать свои идеи.
Какими могут быть темы исследований? И как это может повлиять на выбор профессии?
Экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.
Вездесущая плесень Борисенок –Компанеец
Сила воды Клундук-Александрович
Вся правда о шоколаде Мысин-Александрович
Чем полезно молоко? Вайцицкая-Кириллова
Волшебная соль Клундук-Александрович
Моя кошка Жарковский-Ермакова
Человек и растения Андреев-Компанеец
Энергосбережение в квартире Михно-Кириллова
класс профессий
1.Инженер-конструктор2.Химик-технолог3.Инженер-технолог4.Инженер-проектировщик5.Инженер по проектно-сметной работе6.Пожарный7.Мастер по производственному обучению8.Инженер-электрик9.Инженер-строитель10.Зав.производством11.Ведущий инженер12.Зав.хозяйством13.Инженер-механик14.Инженер по ОТ и ТБ15.Гл.инженер16.Энергетик17.Врач
Теоретические - изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, энциклопедиях и других источниках.
1.Мир кошек Тяпкина-Ярославцева
2.Волшебный мир чисел Калинина-Ярославцева
3. Сохраним здоровье наших глаз Хурсан-Компанеец
4. Что в названии твоем Боровка Климович-Компанеец
класс профессий
1. Главный бухгалтер2. Инженер-программист3. Экономист4. Инженер-электроник 5. Товаровед6. Зам.гл.бухгалтера7. Ген. директор8. Начальник бюро
9.
Творческие-темы, предполагающие проявление собственного творчества
Кто ты Снегурочка Сидоренко-Докшанина
Чему учит сказка Глазко-Александрович
Добрые слова Задалина-Ермакова
Великолепная тройка Михно-Кириллова
Геометрия в нашей жизни Сафроненко-Ермакова
Тайны и загадки М.Пришвина Ахметина-Наймушина
класс профессий
1. Шеф-повар2. Руководитель кружка/коллектива3. Архитектор5. Руководитель музыкальный6. Реставратор7. Художник росписи по дереву
1. Менеджер по продажам3. Менеджер 4 - Начальник отдела- Начальник участка- Заместитель директора- Руководитель5. Преподаватель  7. Администратор8. Милиционер 11.Юрисконсульт12.Менеджер по маркетингу14.Переводчик15.Педагог16.Психолог17.Инспектор по кадрамПри написании исследовательской работы весьма существенным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования учеником совместно с учителем. Необходимо, чтобы тема вытекала из сферы интересов ребёнка.
В постановке проблемы исследования разумно особое внимание уделять её актуальности для возраста учащихся вообще и конкретного человека в частности. Важно, чтобы толчок к исследованию шёл «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному проделыванию необходимых действий и не даст необходимых педагогических результатов.
Мотив – «надо делать потому, что обязательно» – это разрушительный мотив.
Закономерным итогом подобной работы становится приобретение и развитие новых знаний, умений, навыков, а также формирование опыта творческой деятельности.
Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность к чему-либо или увлеченности к чему-либо. Но способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае развить нельзя.
Занимаясь развитием своих способностей, человек должен стремиться к тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств.