Применение дидактических игр как средство развития творческих способностей учащихся на уроках математики. Из опыта работы.

ГОРЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 52







Применение дидактических игр как средство развития творческих способностей учащихся на уроках математики.







Из опыта работы
учителя математики
Шинкаревой Л.В.




2016



Изменения в окружающем мире, обществе представляют повышенные требования к интеллектуальным качествам выпускника, его творческим способностям. Будущий выпускник не только должен иметь знания, но и уметь применять их в практической деятельности. Способность создать новое – это и есть творчество. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества. Развитие творческих способностей- важнейшая задача современного образования.
Применение дидактических игр, направленных на активизацию и развитие творческих способностей учащихся, позволяет получить личность, отвечающую современным требованиям государства.
Основа дидактической игры – ее познавательное содержание. Она заключается в усвоении знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Дидактическая игра имеет определенный результат, придающий ей законченность. Он выступает в форме решения поставленной задачи и оценивания действий учащихся.
Целесообразность использования дидактической игры на разных этапах урока различна. При усвоении новых знаний ее возможности уступают традиционным формам обучения, поэтому дидактические игры чаще всего применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. При систематическом использовании они служат эффективным средством активизации учебной деятельности.
Игра-это творчество, игра – это труд. В процессе игры у детей формируется привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, воображение, стремление к знаниям. Увлекаясь учащиеся не замечают, что учатся: узнают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, фантазируют. Игры помогают воспитывать у детей дисциплинированность, доброжелательность, чувство ответственности.
Игр в основе которых лежит тренировка, различных специальных навыков, содействующих развитию мыслительных способностей, силы и быстроты воображения, помогающие закрепить полученные на уроках знания и повысить интерес к ним очень много.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными, запоминающимися. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Проведение игр на уроке позволяет включить в работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал. Игра формирует навыки, доводит действия до автоматизма, развивает творческие способности.
Игровую форму занятий можно проводить на всех этапах урока.
Я провожу различные дидактически е игры на разных этапах урока: в начале урока – при отработке навыков устных вычислений. В середине урока – при проверке усвоения нового материала, в конце урока – при проверке знаний и умений учащихся, а также целиком в игровой форме. Предложенные приемы рождались постепенно в течении многих лет работы. Часть игр заимствована из книг, методических пособий, опыта других учителей, часть придумана самой. Приведу пример некоторых дидактических игр, которые я использую на уроках.
Так, в начале урока, на этапе актуализации опорных знаний учащихся можно провести игры направленные на формирование и совершенствование навыков устного счета.
При изучении темы: «Арифметические действия с обыкновенными дробями»:
Игра: Кто быстрее достигнет флажка.
На доске записывается набор примеров с обыкновенными дробями и с таблицей ответов. В таблице один или два ответа неправильные. Из каждой команды, капитан команды вызывает к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх – к заветному флажку. Соревнуются две команды. Учащиеся устно проверяют результаты своих игроков. При неправильном ответе к доске выходит другой член команды, чтобы продолжать решение заданий. Выигрывает та команда, которая при наименьшем количестве учащихся первой достигнет флажка.
13 SHAPE 1415


Игра «Математическое лото» применяется для организации устного счета по теме: «Действия с рациональными числами». Игра состоит из 40 карточек (4 варианта по 10 одинаковых карточек) и картонных кружков, которыми можно закрывать числа на карточке. По теме составлено 27 устных упражнений с несовпадающими ответами, из них 15 основные, а 12 – дополнительные.
VI класс
1.
0,7+4,5
(5,2)
1.
-51,9/3
(-17,3)

2.
-1,3+3,4
(2,1)
2.
0,9+1,4
(2,3)

3.
0,3*4
(1,2)
3.
(0,5)2/0,1
(2,5)

4.

·-28,1-11,9
·
(40)
4.
0/(17,04)
(0)

5.
(-12)*(-0,3)
(3,6)
5.
3,5*2
(7)

6.
10*(-0,7)2
(4,9)
6.
(-0,5)*(-0,3)
(0,15)

7.
(-0,3)*8
(-2,4)
7.
-5,3-4,7
(-10)

8.
4,6-7,8
(-3,2)
8.
0,51*2
(1,02)

9.
(-3)2
(9)
9.
-0,05+5
(4,95)

10.
(-0,2)*0,3*100
(-6)
10.
-0,07*20
(-1,4)

11.
-11,3+20
(8,7)
11.
0,25*2-21
(-20,5)

12.

·-0,6 - 0,7
·
(1,3)
12.
0,0121/0,11
(0,11)

13.
0,5*0,46
(0,23)




14.
-2,1*3
(-6,3)




15.
(-2)*(-5)*(-3)2
(90)





Карточки лото

4,9
9
2,3
8,7
1,3

-6
1,2
90
-1,4
-3,2

-17,3
40
-2,4
0,23
2,1







2,1
-3,2
7
0,23
0

3,6
8,7
5,2
-10
4,9

-20,5
-6,3
40
-6
1,3







5,2
90
2,5
-2,4
8,7

40
-3,2
1,3
-6
4,95

1,02
-6,3
1,2
9
3,6







3,6
9
0,23
0,15
90

4,9
8,7
2,1
-6
0

0,11
1,2
-6,3
5,2
-2,4


Перед игр
·ой ученики получают по одной карточке и 13 кружков. Учитель предлагает 15 основных вопросов ( из верхней части карточки учителя. Выполняя упражнения, ученики закрывают на своей карточке те числа, которые совпадают с ответами решенных примеров. При верных вычислениях после выполнения всех основных упражнений из 15 чисел на карточке будет закрыто 12, по 4 в каждой строке. После этого учитель предлагает еще один – дополнительный вопрос (из нижней части карточки учителя). Ответ на него есть в незакрытых ячейках у 10 человек, имеющих один и тот же вариант. У тех из них кто правильно выполнил это упражнений, оказывается полностью закрытой одна из строк карточки, они сообщают об этом поднятием руки. Игра на этом заканчивается.
В начале урока устные упражнения можно выполнить используя игру «Ромашка».
6кл. Действия с рациональными числами, например:
Вычислить


















8 класс Геометрия
Игра «Аукцион».
Класс разделен на 3 команды . каждая команда для участия в игре выбирает по 3 эрудита, которые занимают места за первыми партами рядов.
Задание игры – «купить» все свойства параллелограмма, прямоугольника, ромба; для квадрата указать все его свойства; для других – характерные только для них.
Учитель прикрепляет на магнитной доске по очереди параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Эрудиты должны назвать их свойства.
Условия игры:
Каждый игрок первой команды называет свойство выбранной учителем фигуры (первым прикреплен параллелограмм). Игра переходит к другой команде, а потом к третьей и снова к первой и т.д.
Если на каком-то этапе игры все свойства фигуры названы, учитель выбирает другую фигуру и игра продолжается;
Если игрок не может назвать свойство, он обращается за помощью к команде, если и команда не знает свойств, игра переходит к следующей команде;
Игра закончена, если все свойства фигур «куплены».

Эта игра отрабатывает навыки нахождения координат точки. Проводится в 6ом классе при изучении темы «Координатная плоскость».
Игра «Поражение цели».
На магнитной доске рисуется система координат. Магнитами к доске крепятся «точки» (фигуры самолетов, танков, подводных лодок или просто условные цветные кружочки).
Правила игры. Чтобы снаряд попал в цель, орудийный наводчик должен назвать координаты цели. Первая команда уничтожает вражеские самолеты, вторая-танки, третья-подводные лодки. Указкой показывается фигура, выбранный «наводчик» называет ее координаты, а «орудийный расчет» - остальные ученики данной команды – «стрелки». Тот кто согласен с названными «наводчиком»координатами поднимают зеленую карточку, а кто нет – красную. Цель считается пораженной, если все члены команды дадут правильный ответ (фигурка снимается с доски). Если хотя бы один ученик не согласен с координатами «наводчика», фигурка остается на доске до выяснения. Побеждает та команда, у которой лучшие «наводчики» и «стрелки».
Ребятам эта игра очень нравится.
Игра «Внимательный геометр» проводится при изучении на уроках геометрии в 9ом классе темы «Движения: осевая и центральная симметрии, поворот».
Учащимся каждой команды предлагается:
выбрать из набора фигур две одинаковые по размерам и форме и закрепить их при помощи магнитов на доске так, чтобы:
а) две выбранные фигуры были симметричными относительно заданной на доске прямой (оси);
б) одна фигура получалась из другой поворотом вокруг данной точки.
2) выбрать фигуры, имеющие ось симметрии; расположить шнур (указку) так, чтобы он стал осью симметрии данной фигуры.

8кл. геометрия, игра «Кто быстрее».
У каждого ученика набор фигур: параллелограмм, прямоугольник, ромб.
Показать фигуру, имеющую указанное свойство:
-диагонали равны;
-диагонали точкой пересечения делятся пополам;
-диагонали пересекаются под прямым углом;
-противоположные стороны равны;
-все углы равны;
-диагонали являются биссектрисами углов;
-противоположные углы равны;
-все углы прямые.

7кл. геометрия. Метод незаконченных предложений.
Устные упражнения. Закончить предложение:
А) первый признак равенства треугольников – это признак равенства по;
Б) второй признак равенства треугольников – это признак равенства по;
В) равнобедренным называется треугольник, у которого ;
Г) углы при основании равнобедренного треугольника;
Д) медиана равнобедренного треугольника, проведенная к основанию.

Для подведения итогов урока лучше всего подходят игры, направленные на самостоятельное формулирование условий и требований задачи, закодированные в данных схемах или знаках.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся. Они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. На протяжении всего урока сохраняются активность и заинтересованность. Ценность дидактических игр для учащихся заключается не только в том, чтобы дать учащимся знания, но и научить использовать эти знания в разнообразной деятельности.

2 1/10; 8 Ѕ; 6 Ѕ; 2 2/7; 3 1/5; 13 2/5; 9 2/7; 3 4/5; 1 1/3

9 1/10 + 4 3/ 10

4 3/10 + 2 2/10

8 3/5 – 4 4/5

5 4/7 – 3 2/7

6 2/5 – 2 2/5

4 Ѕ - 2 2
·5

3 1/6 – 1 5/6

7 4/5 – 4 3/5

7 5/7 + 1 4/7

-1/3


1

-1/3


2

4/9

*1/3

*9/3

*1

*9/16

*1 1/2


*0

*2/3


*3/4

3/4

-1/9

5/6

2/3

3 1/6



15