Использование игр – тренажеров у детей с нарушением зрения при ознакомлении с окружающим миром.


Использование игр – тренажеров у детей с нарушением зрения при ознакомлении с окружающим миром.
Воспитатель МБДОУ ДС №33 «Снежанка» Акинина В.Н.
«Что я слышу – я забуду,
что увижу – то запомню,
что сделаю – я пойму»
Одна из самых больших ценностей человека – зрение. Нужно беречь этот дар природы, не давать ему угаснуть и развивать его возможности. Работая в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения, мы считаем важнейшим направлением поддержки зрения у детей работу по охране и профилактике зрительных нарушений.
Только комплексный подход при активной помощи родителей будет определять эффективность работы по развитию и охране зрения у детей. В педагогической практике мы используем дифференцируемый подход, систему специальных педагогических мероприятий, средств, форм, метод обучения и воспитания, направленных на развитие компенсации, преодоление устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности детей с нарушением зрения.
В своей деятельности мы применяем различные упражнения, которые способствуют всестороннему развитию детей с опорой на все виды чувствительности (слух, зрение, осязание, обоняние). В нашу группу поступают дети с различными диагнозами, поэтому при ознакомлении с окружающим мы учитываем остроту и характер зрения, цветоразличение и формы зрительных нарушений. Для этого используем различные игры, игры – тренажеры. Работая с этими детьми, нам приходится сталкиваться с тем, что у них освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ происходит сложнее, они носят замедленный характер. У детей существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира.
В своей работе мы учим детей правильно действовать с различными предметами, знать их назначение, способы действия и применения. В первую очередь это знакомство с близким окружением – домом и д/садом. Этому способствуют такие игры, как «Собери домик», «Кто в домике живет», «Наш любимый д/сад» и другие. В этих играх дети получают не только зрительную информацию, но и тактильно-двигательную. В процессе ознакомления с окружающим миром знакомим детей со свойствами, формой, величиной, цветом различных предметов. Это игры, упражнения, занятия, экскурсии, видео просмотры, прослушивание записей, обследование предметов Для работы с детьми нами разработаны следующие игры: «собери квадрат», «Ящик ощущений», «Лабиринты», «Волшебный шнурок», «Назови фигуру», «Собери целое из частей», «Лоскутное одело».
Усложняя работу по ознакомлению с окружающим миром с младшего дошкольного возраста, мы начали формировать у детей интерес к труду взрослых, к профессиям родителей. Использовали такие формы как экскурсии, целевые прогулки к ближайшему окружению. Обогащали знания детей, учили ориентироваться в д/саду и за его пределами. Знания, полученные на прогулках, закрепляем в играх, беседах, при рассматривании иллюстраций, картин. В процессе ознакомления со своей Родиной, своим городом важное место в работе отводим развитию зрительно-пространственной адаптации детей с нарушением зрения в окружающей обстановке.
Наши дети испытывают определенные сложности при ориентировки в пространстве, поэтому им необходим определенный уровень представлений, навыков и умений, при наличии которых они смогут свободно передвигаться в пространстве и общаться с окружающим миром. При формировании пространственной ориентировки учим детей опираться на сенсорные эталоны: формы, цвета, величины и места положения предметов. Используем для этого такие игры как «Найди свой домик», «разноцветные дорожки», «Помоги друзьям», «Разложи по порядку», «Веселые матрешки», «Путешествие по родному городу».
Наших детей постоянно волнуют различные интересы, необычные факты, события в живой и неживой природе – это жизнь животных и растений, почва, вода, атмосфера и климат. В доступной форме учитывая возраст, интересы, способности развития детей с нарушением зрения, специфику нашего края мы знакомим детей с растительным и животным миром. Для этого используем дидактические игры «Кто, где живет?», «Узнай дерево по листу», «Угадай по тени», «Какое время года», «Что сначала, что потом» и другие, изготовили вместе с детьми альбомы, гербарий, составляли и решали кроссворды, читали произведения, рассматривали картинки. Доводили до сознания детей то, что есть животные, которые живут с человеком и нуждаются в его заботе, уходе. А есть животные, которые живут по законам природы и не терпят вмешательства в их жизнь.
Помогают нам игры «Найди домик», «Лабиринты», «Что изменилось», «Узнай по голосу животное». В группе созданы условия для самостоятельных игр, в таких уголках дети рассматривают книги, картинки, фотографии, карты. Помимо игровой деятельности начинаем вовлекать детей в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений (с водой, песком, снегом, магнитом, зеркалом). Исследовательская работа помогает нам развить познавательные интересы ребенка, его иышление, творчество умение мыслить логически, обобщать, способствует развитию зрительных функций.
Интересны для детей игры – тренажеры «Веселый лучик», «Солнечный зайчик», «Забавные зверушки», «Магнитики», «Стрелки». Обеспечение безопасности движения всегда было и остается важной задачей. Особое значение в решении этой задачи имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей. Знания, приобретенные во время прогулок, экскурсий, при проведении наблюдений уточняем, совершенствуем во время игр «веселый светофор», «волшебное окошечко», «Помоги Незнайке перейти улицу», «Собери машинку», «виды транспорта». Важным условием в нашей работе по ознакомлению с окружающим миром является взаимосвязь коррекционной работы с лечебно- восстановительным процессом.
Постоянно проводя работу с детьми, наблюдая за ними, мы сделали вывод: обязательно учитывать возрастные особенности детей, осуществлять дифференцируемый подход к каждому ребенку, знать его диагноз, а также создавать условия для игр, использовать элементы таинственности, занимательности, учитывать интересы детей. И тогда дети с особым желание, вниманием, интересом будут познавать все новое.