ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Применение компьютерных тренажеров как средство преодоления трудностей при изучении таблиц сложения и умножения

Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Мариинский педагогический колледж специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании»



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Применение компьютерных тренажеров как средство преодоления трудностей при изучении таблиц сложения и умножения


Выполнила:
Живова Елизавета Эдуардовна,
студент группы 114


Руководитель:
Зайцева Ирина Сергеевна,
руководитель информационного центра подпись


Дата допуска к защите:
Моргунова Г.Е., число и подпись
начальник отдела по методической работе
Результаты защиты ___________________ число, подпись
начальника отдела
по методической работе

Мариинский район, п. Калининский
2015
СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .
3

Введение
3

Основные трудности при изучении таблиц сложения и умножения у детей

5

Методический паспорт проекта .....
11

Заключение .
15

Список использованных источников ...
16





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ВВЕДЕНИЕ

ИКТ являются неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса.
Новые технологии можно использовать в любом предмете, на любом этапе урока. Мы исследуем возможности ИКТ на уроках математики, а именно компьютерные тренажеры, их применение при изучении таблиц сложения и умножения.
Изучением компьютерных тренажеров на уроках математики занимались В.В. Клыков, А.А. Мицель. В.В. Клыковым написана диссертация «Интерактивные компьютерные тренажеры по математическим дисциплинам», А.А. Мицелем работы «Интерактивные компьютерные тренажеры по математическим дисциплинам», «Автоматизация разработки компьютерных учебных программ», «Вычислительная математика» и т.д.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении урока. Применение компьютерных тренажёров является эффективным методом обучения и таким методическим приёмом, который активизирует мысль школьников, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний. Когда в обучении применяются компьютерные средства, центром деятельности является ученик, выстраивающий процесс познания из своих индивидуальных способностей и интересов. Учитель на таких уроках выступает в качестве помощника и консультанта, стимулирующего активность, самостоятельность и инициативу.  Появляется возможность использования их на разных этапах урока, для фронтальной или индивидуальной работы учащихся, для самостоятельной работы вне урока, для ликвидации пробелов, накопления опыта решения элементарных задач. Самостоятельная работа с тренажерами повышает активность учащихся в процессе обучения предмету, позволяет работать в индивидуальном, комфортном темпе.
Актуально создание интерактивных тренажеров по разным темам, с учетом индивидуальных особенностей учеников и т.д. Особенно часто возникают трудности у учащихся при изучении таблиц сложения и умножения. Этим и обусловлена актуальность выбранной нами темы «Применение компьютерных тренажёров как средство преодоления трудностей при изучении таблиц сложения и умножения».
Цель: Создать комплекс электронных тренажеров как средство преодоления трудностей при изучении таблиц сложения и умножения.
Задачи:
Изучить научно-методическую литературу по теме;
Выявить трудности, возникающие при изучении таблиц сложения и умножения у детей;
Подобрать и оформить материал для включения в комплекс электронных тренажёров при помощи инструментальных сред.
Методы исследования:
Анализ, синтез, обобщение литературы по теме.








ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТАБЛИЦ СЛОЖЕНИЯ И УМНОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Таблицы сложения и умножения - основы основ математики. Как правило, их заучивают механически. Однако не всем зубрежка дается легко, для некоторых детей заучивание таблиц сложения и умножения – это проблема. Трудности с запоминанием таблиц возникают в основном у школьников, у которых преобладает эмоциональная и образная память. Чтобы помочь таким детям необходимо приложить усилия.
Причинами трудностей при запоминании таблиц сложения и умножения являются:
недостаточное развитие памяти;
концентрации и устойчивости внимания, приёмов учебной деятельности;
индивидуально – типологические особенности.
Чтобы избежать трудностей при изучении таблиц сложения и умножения применяются следующие виды учебных заданий:
на выделение признаков сходства и различия данных выражений;
на соотнесение рисунка и числового выражения;
на запись числового выражения по данному рисунку;
на выбор числового выражения, соответствующего рисунку.
Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным.
С этой целью используют различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации. Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей. Включение в урок математики игр и игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.
Каждый учитель начальной школы знает, что основным требованием к знаниям, умениям и навыкам при обучении математике является знание таблиц сложения и умножения. Важным звеном в изучении таблиц являются математические игры. Они помогают быстро изучить и закрепить знание таблиц сложения и умножения, освоить соответствующие случаи вычитания и деления.
Современная методика требует, чтобы дети не только знали таблицу, но и поняли принципы ее составления, дающие возможность находить любое значение. Ученик должен не только выучить и запомнить результаты табличного сложения и умножения, но и уметь при необходимости вычислить результат самым кратчайшим путём. Эти вопросы были достаточно хорошо освещены Г.Г. Микулиной, А.Д. Никулиной и др.
Сегодня в интернете представлено множество различных способов, помогающих детям запоминать таблицы сложения и умножения: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], песни, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], аудио-программы. Однако далеко не каждый способ действительно эффективен и позволяет легко и быстро научить ребенка таблицам сложения и умножения. Каждому ученику нужен свой подход, своя наиболее эффективная методика.
Когда в обучении применяются компьютерные средства, центром деятельности является ученик, выстраивающий процесс познания из своих индивидуальных способностей и интересов. Учитель на таких уроках выступает в качестве помощника и консультанта, стимулирующего активность, самостоятельность и инициативу.
Инновационные технологии обучения математике также позволяют создавать различные демонстрационные и обучающие технологии, игры, модели. Такие эффективные разработки формируют положительное отношение школьников к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи и возможность выбрать индивидуальный темп обучения, способствуют успешной подготовке к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Знание табличных случаев должно быть доведено до автоматизма, так как только в этом случае учащиеся смогут успешно справиться с устными вычислениями при сложении и вычитании; умножении и делении двузначного числа на однозначное, при делении двузначного числа на двузначное, а также с письменными случаями умножения и деления. Но это не значит, что дети должны механически «зубрить» готовые таблицы. Речь идет о формировании сознательных навыков, основанных на понимании смысла действий сложения и вычитания, умножения и деления; на умении применять переместительное свойство сложения и умножения; на усвоении взаимосвязи между компонентами - и результатом действий сложения и умножения.
По статистике, среди современных учащихся только 5 % – аудиалы, т.е. дети которые хорошо воспринимают информацию с помощью слуха. Поэтому многие школьники  испытывают трудности при получении новых знаний, особенно когда не достаточно наглядно-иллюстративного материала. Именно здесь неоценимую помощь может оказать компьютерный тренажер. Это, пожалуй, одно из самых эффективных визуальных  применений компьютера на уроках математики. Ученик получает возможность отработать и закрепить учебный материал, как во время урока, так и при   выполнении самостоятельной работы.
Тренажёр   помогает ученикам   быстро выучить таблицы сложения и умножения. Основу тренажера составляют игровые обучающие слайды. Особенность этих  тренажёров заключается в том, что ученик играет. В   процессе игры он   находит ответы на вопросы, которые задает программа. А ведь, как известно, использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Игра, вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.   Доктор философских наук Г.М. Коджаспирова считает, что  компьютерные дидактические и развивающие – игровые программы, представленные в нескольких видах (абстрактно-логические, сюжетные, ролевые) расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки, способствуют психофизическому развитию.  
Форма использования тренажера на уроке математики может быть различной:
1. Индивидуальная. С использованием портативного ноутбука учащемуся предлагается работа в среде тренажера с целью контроля знаний, и ликвидации имеющихся пробелов по изучаемой теме. При   чёткой организации и планировании работы за время урока можно оценить знания практически всех учащихся.
2. Коллективная. Тренажер может быть использован при работе со всем классом на этапах актуализации опорных знаний. Для этого необходимо, что бы кабинет математики  был оборудован мультимедийным проектором и экраном.
3. Самостоятельная. Использование тренажёров школьниками при выполнении домашнего задания. В зависимости от информационной компетентности педагога, можно, организовать удалённую работу школьников с тренажёром. 
Мультимедийные презентации не ограничиваются только настройкой анимационных эффектов и заданием для них параметров. Можно записать время анимации с помощью триггера, что позволяет создавать интерактивные обучающие презентации с обратной связью. Основой создания электронных тренажеров стала программа MicrosoftOffice РоwerPoint, функциональные возможности которой позволяют  настроить появление элементов слайда так, чтобы они появлялись и исчезали в необходимой последовательности. Перед началом создания тренажера нужно изучить эти функции программы, так как в составлении обычных презентаций мы их практически не используем. Это представляет собой главную сложность, ведь за кажущейся легкостью перемещения слов по слайду стоит огромный труд, требующий соблюдения особой точности, напряжения внимания и памяти. 
Результаты табличного сложения и умножения в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам дети должны знать наизусть.
Таким образом, для запоминания таблиц сложения и умножения существуют такие приемы как:
прием счета двойками, тройками, пятерками;
прием последовательного сложения;
прием прибавления слагаемого к предыдущему результату;
прием взаимосвязанной пары: 2+3 3+2, 2*6 6*2;
прием запоминания последовательности случаев с ориентиром на возрастание второго слагаемого, множителя;
 прием «порции»;
прием запоминающегося случая в качестве опорного, например, 5*6 =30, значит 5*7 =30+5 =35;
прием запоминания таблицы «с конца»;
пальцевый счет при запоминании таблиц сложения и умножения.
Нельзя не отметить выгодные особенности компьютерных тренажеров на уроке:
сокращается время при выработке технических навыков учащихся;
увеличивается количество тренировочных заданий;
достигается оптимальный темп работы ученика;
легко достигается уровневая дифференциация обучения;
учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;
обучение можно обеспечить материалами из удалённых баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;
диалог с компьютером приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тренажёры – это форма работы с электронными пособиями, работа в каждом из которых строится на принципе прямого манипулирования с математическими объектами и моделями.
Проект представляет собой сборник компьютерных тренажеров для преодоления трудностей при изучении таблиц сложения и умножения. Сборник выполнен в среде AutoPlayMediaStudio, исходя из минимальных требований данной электронной оболочки к персональному компьютеру, осуществляющему программу, и в большой степени, из-за возможностей, предоставляемых данным программным продуктом. Управление проектом осуществляется при помощи командных кнопок, каждой из которых осуществляется переход к выбранному пользователем пункту меню. Объем сборника составляет 77 Мб. Тренажеры выполнены в средах MicrosoftOffice РоwerPoint и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - интерактивный конструктор для разработки заданий в разных режимах: выбор, распределение, последовательность, он-лайн игры. LearningApps является приложением для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступными. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно интерактивность. 
При помощи среды LearningApps мы разработали 16 тренажеров для работы над следующими видами трудностей при изучении таблицы сложения:
индивидуально – типологические особенности (Викторина: «Сложение и вычитание в пределах 10»; заполнить пропуски: «Устный счёт», «Решаем примеры на повторение»; классификация: «Состав чисел 3-6»; кто хочет стать миллионером?: «Сложение и вычитание в пределах 10»; найти пару: «Кто быстрее?», «Состав числа 9»; таблица соответствий: «Таблицы сложения и вычитания в пределах 10»);
концентрации и устойчивости внимания, приёмов учебной деятельности (Викторина с выбором правильного ответа: «Таблица сложения»; выделить слова: «Найди ошибки. 1 класс»; классификация: «Сложение в пределах 10»; найти пару: «Таблица сложения»; пазл «Угадай-ка»: «Сложение с переходом через 10», «Таблица вычитания»; расставить по порядку: «Устный счёт»);
недостаточное развитие памяти (Викторина с выбором правильного ответа: «Компоненты действий).
При помощи MicrosoftOfficeРоwerPoint создано 18 тренажеров для работы над следующими видами трудностей при изучении таблицы сложения:
индивидуально-типологические особенности («Решаем примеры с Боней», «Сложение и вычитание в пределах 10», «Пчёлка», «Тачки», «Помоги Барашку», «Тренажёр-игра Назови сказку», «Помоги Снеговику», «Рыбка»);
концентрации и устойчивости внимания, приёмов учебной деятельности («Ловись, рыбка!», «Морское путешествие», «Помоги Барашку», «Считаем с гномами. Сложение с переходом через десяток вида +2, 3, 4, 5», «Считаем с гномами. Сложение с переходом через десяток вида +6, 7», «Считаем с гномами. Сложение с переходом через десяток вида +8, 9», «Тренажёр по математики. 1 класс»);
недостаточное развитие памяти («Таблица сложения 1-9», «Таблица сложения и вычитания в пределах 10», «Смешарики и математика»).
При помощи среды LearningApps мы разработали 12 тренажеров для работы над следующими видами трудностей при изучении таблицы умножения:
индивидуально – типологические особенности (Викторина: «И вновь она - таблица. 2 класс», «Простые задачи на умножение»; классификация: «Повторяем таблицу умножения»; пазл «Угадай-ка»: «Повтори таблицу умножения», «Повторим таблицу умножения»; хронологическая линейка: «Таблица умножения на 2»); 
концентрации и устойчивости внимания, приёмов учебной деятельности (Кто хочет стать миллионером?: «Таблица умножения»; пазл «Угадай-ка»: «Знаешь ли ты таблицу умножения»; соответствие в сетке: «Таблица умножения на 5», «Таблица умножения», «Умножение»);
недостаточное развитие памяти (Скачки: «Таблица умножения»).
При помощи MicrosoftOfficeРоwerPoint создан 31 тренажер для работы над следующими видами трудностей при изучении таблицы умножения:
индивидуально-типологические особенности («Игра-раскраска Гномик», «Интерактивная игра Таблица умножения», «Незнайкина мозайка», «Таблица умножения пяти», «Смешарики», «Назови сказку», «Тренажер-раскраска по таблице умножения», «Уезжаем на гастроли», «Узнай путешественников»);
концентрации и устойчивости внимания, приёмов учебной деятельности («Веселый счет от 2 до 5», «Найди выход», «Найди пару», «Помоги зайчику», «Таблица умножения на 2», «Таблица умножения на 4», «Веселый счет», «Кот на рыбалке», «Хоккей»);
недостаточное развитие памяти («В гостях у Немо», «Веселая таблица», «Веселый счет от 6 до 9», «Изучение таблицы умножения», «Помоги белочке собрать орешки», «Считаем с Бабой Ягой», «Таблица умножения на 2 со смешариками», «Таблица умножения на 2,3,4,5», «Таблица умножения на 9», «Таблица умножения на 3 и 4», «Тест: табличное умножение», «Учим умножение с увлечением», «Числовые прятки с Машей»).
Данный сборник адресован учителям математики, студентам педагогических учебных заведений для подготовки к урокам математики по разделам «Таблица сложения», «Таблица умножения». Также материалы сборника могут быть использованы при проведении коррекционной работы по этим же темам.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив теоретический материал по применению компьютерных тренажеров в начальной школе, мы выявили, что данная деятельность проводится в рамках уроков математики и внеурочной деятельности.
Таблицы сложения и умножения – основы основ математики. Основными трудностями при изучении таблиц сложения и умножения являются: недостаточное развитие памяти; концентрация и устойчивость внимания, приёмов учебной деятельности; индивидуально – типологические особенности.
Для того чтобы быстро и легко выучить таблицы сложения и умножения применяют компьютерные тренажёры – это форма работы с электронными пособиями, работа в каждом из которых строится на принципе прямого манипулирования с математическими объектами и моделями. Особенность этих  тренажёров заключается в том, что ученик играет.   В процессе игры он   находит ответы на вопросы, которые задает программа.
Нами разработан сборник компьютерных тренажеров на преодоление трудностей при изучении таблиц сложения и умножения.
Данный сборник адресован учителям математики, студентам педагогических учебных заведений для подготовки к урокам математики по разделам «Таблица сложения», «Таблица умножения». Также материалы сборника могут быть использованы при проведении коррекционной работы по этим же темам.






Список использованных источников

Автоматизация разработки компьютерных учебных программ [Текст] / А.А. Мицель [и др.]. – Т. : НТЛ, 2011. – 384 с.
Александрова, Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 1 класс. (Система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова): Пособие для учителя [Текст] / Э.И. Александрова. - М. : Вита-Пресс, 2010. - 240 с.
Андреев, А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] / А.А. Андреев // Школьные технологии. - 2007. - № 3. - С. 154-169.
Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Пособие для учащихся школьных отделений педучилищ [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2011. – 335 с.
Башмаков, М.И. Информационная среда обучения [Электронный ресурс] / М.И. Башмаков. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Бережнова, Л.Р. Тренажер для учащихся 2-3 классов. Таблица умножения в кроссвордах [Текст] / Л.Р. Бережнова. – М. : Ювента, 2012. – 32с.
Возможности сервиса LearningApps [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дебашина, Е. Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения [Текст] / Е.Ю. Дебашина // Начальная школа. - 2013. - № 7. – С. 19-22.
Иванов, А.Г. Таблица умножения. Простая система запоминания [Текст] / А.Г. Иванов. – М. : Питер , 2014. – 32 с.
Инструкция по работе с LearningApps [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интерактивные задания с LearningApps [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интерактивные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интерактивные формы обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст] / Н.Б. Истомина. – М. : Академия, 2009. – 288 с.
Истомина, Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах [Текст] / Н.Б. Истомина. – В. : НПО МОДЭК, 2012. – 224 с.
Клыков, В.В. Интерактивные компьютерные тренажеры по математическим дисциплинам: автореф. дисканд. техн. наук : 05.13.18 / Клыков Виктор Викторович. – Т. Томск, 2005. – 35 с.
Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : МарТ, 2005. – 448 с.
Математика. Учебник для 2-го класса в 2-х частях. Часть 2 [Текст] / М.И. Моро [и др.]. – М. : Просвещение, 2009. – 96 с.
Математика. Учебник для 2-го класса в 3-х частях. Часть 3 [Текст] / Т.Е. Демидова [и др.]. – М. : Баласс, 2012. – 96 с.
Микулина, Г.Г. Раскрытие смысла умножения и деления [Текст] / Г.Г. Микулина // Начальная школа. – 2009. - № 4. – С. 37-38.
Мицель, А.А. Интерактивные компьютерные тренажеры по математическим дисциплинам [Текст] / А.А. Мицель // Открытое образование. - 2010, № 2. С. 22-28.
Педагогическая антропология К.Д. Ушинского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Развитие рабочей памяти с помощью компьютерных тренажеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин. – М. : Академия, 2012. – 496 с.
Триггеры в презентации. Создание слайда с триггерами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





 Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Академия, 2009. – 288 с.
 Педагогическая антропология К.Д. Ушинского. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Микулина Г.Г. Раскрытие смысла умножения и деления // Начальная школа. – 2009. - № 4. – С. 37-38.
 Дебашина Е. Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения // Начальная школа. - 2013. - № 7. – С. 19-22.
 Иванов А.Г. Таблица умножения. Простая система запоминания. – М.: Питер , 2014. – 32 с.
 Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. – М. : МарТ, 2005. – 448 с.
 Интерактивные формы обучения. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Триггеры в презентации. Создание слайда с триггерами. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Возможности сервиса LearningApps [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Интерактивные задания с LearningApps. – Режим доступа: 13LINK14http://schoolservis. blogspot.ru/2012/11/learningapps.html15










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415