Программа к образовательному модулю «История родного края» на основе развития индивидуальной траектории обучающихся

Программа к образовательному модулю «История родного края» на основе развития индивидуальной траектории обучающихся
Приобщение школьников к национально-региональной культуре народов Севера является неотъемлемой частью педагогического процесса в школах Северного региона. Проблема приобщения к национально-региональной культуре народов Севера касается многих школьных дисциплин.
В основу образовательного модуля, направленного на приобщение к национальной культуре народов Севера положена рабочая программа среднего общего образования по истории ХМАО –Югры и является составной частью образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34» и реализует основную ее цель: создание образовательной среды, способствующей получению обучающимися качественного образования, воспитанию духовно-нравственного, здорового человека, способного к самореализации в условиях современной жизни.
В процесс обучения положены научно-исследовательские и проектные работы обучающихся, выполнявших задания соответствующих склонностям, индивидуальным особенностям и интересам, направленные на развитие индивидуальной траектории обучения, при этом получивших одобрение на городских, окружных и международных конкурсах.
Задачи: 1. Обеспечить получение всеми участниками образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами истории. 2.Определить конкретное содержание, объем, примерный порядок изучения тем с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработан образовательный модуль «История родного края»: Закон Ханты -Мансийского автономного округа «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре» (с изменениями на 30 декабря 2003 года № 84-03); Закон «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа –Югры 16 марта 2005 года) Региональный компонент государственного образовательного стандарта; Компонент среднего (полного) общего образования по истории Ханты –Мансийского автономного округа –Югры; Программа курса для учащихся средней (полной) школы /Н.Н. Баранов, С.В. Горшков, А.П. Зыков, С.Ф. Кокшаров, Н.А. Миненко и др. /Под ред. Д.А.
Мы предлагаем в дополнение к действующей учебной программе ряд специальных заданий и тем уроков, способствующих приобщению старшеклассников к национальному культурному наследию народов Крайнего Севера, формирование экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса (включающий духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, формирование личностной культуры, социальной культуры, осознанного отношения к собственному здоровью, к семейным, национальным и народным ценностям).
Образовательный модуль «История родного края» представляет систематический курс по региональной истории для средней школы и охватывает период с древнейших времен до конца XX в. Курс рассчитан на обучающихся 10-11 классов и в общих чертах синхронизирован с курсом отечественной истории.
Программа представляет историю заселения, освоения и развития территории, ныне занимаемой Ханты-Мансийским автономным округом. Ориентиром в соблюдении географических рамок послужила историческая область Югра.
Данная программа рассчитана на два учебных года.
В основу организации образовательного процесса положены следующие подходы и технологии: технологии полного усвоения; технологии обучения на основе решения задач; технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей; заданная технология (введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс); технология проблемного обучения (авторы А. М. Матюшкин. И. Я. Ленер, М. И. Махмутов); технология поэтапного формирования знании (автор П. Я. Гальперин); технология «имитационные игры»; технология опорных схем (автор В. Ф. Шаталов); технология развивающего обучения (автор Л. В. Занков); технология эвристического обучения; «заданный» подход; компетентностный подход; деятельностный подход; технология творческого обучения.
Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Обучающиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы. Ведущая технология: развивающая технология, элементы ИКТ. Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.): школьная лекция; семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и других источников; уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри н после основного текста параграфа; работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер; объяснение учителя; беседа с обучающимися; самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания.
Задания и темы уроков составлены с учетом преемственности в обучении, а также на развития индивидуальной траектории обучающихся. В программе предусмотрено знакомство с жизнью, бытом, культурой, традициями, обычаями, обрядами, фольклором народов Крайнего Севера, развитие духовно-нравственной культуры старшеклассников. Темы заданий подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся, последовательности и систематичности излагаемой информации, целей и задач данной проблемы на основе целесообразно подобранных задач для обучающихся. При этом конечной целью предлагаемого модуля и методических рекомендаций к нему является развитие конкретных знаний о жизни и быте народов Севера и на основе этих знаний формирование интереса и приобщение старшеклассников к национальной культуре народов Севера.
Общая характеристика образовательно модуля
«История родного края»:
воспитание гражданственности, патриотизма, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок:
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мирз, истории Югры и ее места и роли в отечественной истории, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить своя взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами: творчески применять исторические знания:
развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, населяющих Югру. стремления сохранить и приумножать культурное наследие народов своего региона и страны:
освоение систематизированных знаний по истории Северо-Запада Сибири, формирование целостного представление о месте и роли Югры во всероссийском и мировом историческом процессе:
формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения и?: исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и опенки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности: овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации:
Учебная цель - отобрать из массы впечатлений, получаемых обучающимися, наиболее доступные ему: природа и мир животных (школы, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание обучающихся, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данного края. А также создать учебно-методическое пособие по формированию духовно-нравственных ценностей, знание истории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, бережное отношение к прошлому и будущему родного края на основе целесообразно подобранных задач для обучающихся.
Предметом регионального компонента по истории является историческое прошлое обско-угорных народов в его конкретности и неповторимости Данный предмет дает преимущественно -вертикальный» срез истории региона. Ведущим направлением познавательной деятельности является исторический подход к изучению истерии Югры.
Объект изучения региональной истории реальная история Ханты- Мансийского автономного округа в ее естественном и историческом развитии (человек - природа - общество) и взаимосвязи с историей России всемирной историей.
Основные системные характеристика объекта историческое время, историческое пространство, историческое движение. На уроках истории в рамках регионального компонента учащиеся знакомятся с прошлым округа В содержание учебных занятий включаются сведения о родном городе районе, селе прошлом семьи У обучающихся разных территорий округа конкретные знания о родном крае. «малой родине- будут различными и вариативными. «История -малой родины» рассматривается как часть истории Югры истории России
Основные содержательные линии среднего общего образования по истории Югры охватывают: I. Историческое время: Счет лет и периодизация событий и процессов (год. век. тысячелетие, эпоха): цикличность в истории: синхронность исторического движения на уровне страны и региона. П. Историческое пространство: Карты локально-исторических цивилизаций центр и периферия в развитии цивилизаций. Динамика географических, экологических, этнических: факторов развития человека и общества: изменение геополитической карты своего региона, страны и мира. III. Историческое движение: Человек в истории - развитие человека в различные исторические эпохи: а) потребности, интересы мотивы действий б) восприятие мира, ценности: в) условия жизни и быта; Эволюция трудовой деятельности человека, развитие материального производства, техники. Изменение характера экономических отношений между людьми в истории.
Ведущим принципом отбора содержания в конструирования модуля является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира. Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность. Реализация экологического принципа направлена на формирование у сокольников основ экологической культуры.
На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих: принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических: знаний и деяний жителей Югры Реализация принципа практической направленности заключается в том что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования...).
Новизна образовательного модуля - в более углубленном изучении таких тематических: блоков, как: экологический; этнографический; культурологический; исторический.
Описание места образовательного модуля в учебном плане: в соответствии с приказом о внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры реализующих программы общего образования, учрежденные приказом департамента образования и науки Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 30.01.2007 г Кг 99. отводится для обязательного изучения предмета «История ХМАО-Югры» в 10- 11 класса: - 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Согласно учебному плану и календарному учебному графику шкалы ка 2014- 2015 учебный год на изучение "История ХМАО - Югры- определено:
в 10 классе: в 10 а классе -35 ч. из расчета 1 час в неделю, в 10 б, 10 в класса: 17,5 часов неделю из расчета 0.5 часов; в 11 классах: 11а. 116 классах -35 из расчета 1 ч в неделю, в 11 в классе- 17.5 часов из расчета -0.5 часов в неделю.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение истории, культурных и исторических памятников;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Для достижения успеха в работе педагогу необходимо также хорошо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить обучающийся в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с обучающимися, учитывать их возрастные особенности.
Тематическое планирование последовательности изучаемого
материала в 10 классе
Номер главы
Название изучаемой павы
Рекомендуемое количество часов на изучение

I
Введение
1 ч

П
Haш край в древности
3 ч

Ш
Югорское Средневековье
6 ч

IV
Наш край в XVII вехе
3 ч

IV
В составе Российской империи
XVIII-XIX
5 ч


Повторение. Промежуточная аттестация
1 (в том числе)


Всего
17 ч

Тематическое планирование последовательности изучаемого
материала в 11 классе
Номер главы
Название изучаемой павы
Рекомендуемое количество часов на изучение


Введение
1 ч


В составе российской империи
8 ч


В годы социальных потрясений (конец XIX-1921 гг).
5 ч


Край в межвоенный период



Округ в годы Великой отечественной
войны и в послевоенное двадцатилетие (1941-1965 гг)
7 ч


Второе «открытие» югорской (1965-2000 гг)
10 ч


Промежуточная аттестация
1 (в том числе)


Резерв
1 (в том числе)


ВСЕГО
35 ч

Основное содержание образовательного модуля «История родного края»
№ п/п
Тема
Основное содержание

1.
Наш край в древности.
Север Западной Сибири в каменном веке. Север Западной Сибири в энеолите и бронзовом веке. Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири. Природа и человек в представлениях обских угров.

2.
Югорское средневековье (I тыс.до н.э.- XV в.)
Этносоциальные процессы на севере и юге Западной Сибири в I тыс. до н.э.-XVв.н.э. Формирование и развитие ранней государственности у обских угров. Государства сибирских татар в XIII- XVвв.

3.
Вхождение Югорской земли в сферу влияния Московского государства.
Укрепление московских позиций в Приуралье в 50-х гг.XVв. Пелымское княжество XVв. - раннефеодальное государство ханты и манси. Походы пелымских князей на восточные границы Руси и ответные действия Москвы в середине XVв. Зауральские походы московских войск в 60-80-е гг. XVв. Взаимоотношения Москвы и Югорской земли в XVI веке. Роль Строгановых в восточной политике московского правительства в конце XVI века.

4.
Сибирские татары в XVI веке.
Государство Тайбугидов (1495-1563 гг.): территория, население, отношения с соседями. Конфликт Тайбугидского государства с правителями крупнейших орд. Поиск защиты у Москвы. Поход царевича Кучума на город Сибирь (1513г.) и гибель государства Тайбугидов. Сибирское ханство: территория и политико-административное устройство. Взаимоотношения Сибирского ханства и Русского государства в XVI веке.

5.
Поход Ермака в Сибирь.
Казаки на Волге и Яике. Действия казачьих отрядов в вотчине Строгановых. Начало похода в Сибирь и взятие столицы Кучума. Первая зимовка в Сибири, Белогорский поход 1583г. и война с сибирскими мурзами. Гибель Ермака. Окончание сибирской экспедиции.

6-8.
Первые русские города и остроги в Западной Сибири.
Поход И.Мансурова. Обской городок. Основание Тюмени и Тобольска. Политическая ситуация в Сибири в начале 90-х гг.XVIв. Основание г. Березова и г. Пелыма и разгром Пелымского и Кондинского княжеств. Основание Сургута. Итоги русских походов 80-90-х гг.XVIв.

9.
Угорские княжества в составе Русского государства на рубеже XVI-XVII вв.
Фискальная политика московского правительства в отношении угорских народов. Складывание системы местного управления. Отношения московских властей с местной родоплеменной знатью. Судьба нижнеиртышских княжеств. Белогорское княжество. «Служилая» Кода: особенности социально-политического положения кодского населения. Ляпинское, Сосьвинское, Казымское, Обдорское, Сургутское княжества, Пелым и Конда.

10.
Организация новой системы управления, города, транспортные коммуникации Северо-Западной Сибири в XVII веке.
Органы центрального управления Сибирью. Учреждение Сибирского приказа (1637г.), его структура и полномочия. Роль приказа в финансовой системе Русского государства. Административно-территориальное деление края и органы воеводского управления. Организация Березовского, Пелымского и Сургутского уездов. Разрядная система и переподчинение югорских уездов различным разрядам в XVII в. Организация местного волостного управления. Повинности ясачных людей. Таможенная политика.

11.
Русское население Северо-Западной Сибири в XVII веке: сословно-социальная структура русского населения края.
Служилые люди: служилые «по отечеству» и «по прибору». Положение и обязанности служилых людей в крае. Герои казачьих походов. Служилые «миры» городов земли Югорской: Березов, Сургут, Пелым. Ямщики как особая категория русского не городского населения края.

12.
Коренное население Северо-Западной Сибири в первой трети XVII века.
Ясачные волости: территориальное расположение и этнический состав населения. Хозяйство и быт жителей ясачных волостей. Антирусские выступления ясачных людей на рубеже XVI-XVII вв.

13.
Язычество и христианство на обских берегах.
Угорские святилища: территориальное размещение и организация культа. Церковная организация в Сибири. Новокрещены. Православные храмы в русских городах края и на ясачных землях. Монастыри Нижнего Приобья: Воскресенский Березовский и Троицкий Кодский (Кондинский).

14.
Народы края в XVIII - I/XIX в.в.
 Коренное население земли Югорской - ханты, манси, самодийские народы: численность территория расселения, межэтнические контакты. Изменения в численности, места расселения и внутренние миграции коренного населения в XIX веке. Русские жители городов и селений края. Численность и социальная характеристика русского населения Березова и Сургута. Русские сельские поселения. Ямщики и церковные (экономические) крестьяне. Коми-зыряне - новые жители земли Югорской в XIX веке. Сословно-социальная структура городских жителей в XIXв. Русские сельские жители в XIXв.

15.
Административное устройство и управление края в XVIII веке.
Административное устройство и управление края в начале XVIII века. Влияние петровских реформ на местное управление. Учреждение Сибирской губернии. Специфика функционирования органов городского самоуправления в крае (1720-е гг.). Административные преобразования последней трети XVIII века. Самоуправление коренных народов.

16.
Преобразования административно-территориальной системы Сибири в XIX веке.
Реформирование местных органов власти в 1803-1804 гг. (преобразования И.О. Селифонтова). Учреждение комиссарств как промежуточного звена между уездом и губернией. Деятельность М.М.Сперанского на посту Сибирского генерал-губернатора и его меры по реорганизации управления. Сибирский комитет 1821г., его цели, задачи и результаты функционирования. «Устав о сибирских городовых казаках» и местное самоуправление русского населения. Изменения организации самоуправления у нерусских народов края. «Устав об управлении инородцев в Сибири». «Разряды» нерусского населения. Родовые управления и инородные управы.

17.
Экономическое развитие края в XVIII веке.
Хозяйственная деятельность коренных народов. Рыболовство. Новшества в способах рыбной ловли. Связь рыболовства с торгово-предпринимательской деятельностью. Охота коренного и русского старожильческого населения. Торговля. Характер ввозимых и вывозимых товаров и объемы торговли в крае к середине XVIII в. Конкуренция торговцев из Европейской России и сибирских купцов на местных рынках. Формирование купечества в Березове и Сургуте. Организация ярмарок. Состояние скотоводства. Земледелие, собирательство и ремесла. Государственные повинности.

18.
Развитие экономики края в XIX веке.
Рыбный промысел, рыботорговля и переработка рыбы. Попытки подготовки квалифицированных кадров для рыбоперерабатывающего производства. Изменения в организации охотничьего промысла. Постепенное превращение охоты в товарный промысел. Пушная торговля и развитие местных рынков. Обдорская ярмарка. Скотоводство. Кедровый промысел. Успехи в опытном земледелии. Формирование места Югорской земли в общей системе экономической районной специализации страны.

19.
Секретные узники Березова.
Меншиковы в Березове: организация быта и досуга, условия содержания, круг занятий и общения. Отношение местных жителей к А.Д. Меншикову после смерти. Судьба могилы А.Д. Меншикова в Березове. Участь князей Догоруковых: обстоятельства ссылки и первые годы их пребывания в Березове. Березовский узник граф А.И.Остерман.

20.
Культура, быт, общественная жизнь народов края в XVIIIв.
Внешний вид городов и русских поселений в XVIII в. Жилища коренных народов. Бытовые традиции народов земли Югорской. Православная церковь и местные религиозно-культурные традиции. Формирование системы образования.

21.
Культура, быт, общественная жизнь народов края в XIX веке.
Создание местной светской системы образования в XIXв. Березовское уездное училище и СургуЁ°тская казачья школа - важнейшие центры просвещения края. Начальные учебные заведения, находящиеся в ведении Министерства просвещения, Министерства государственных имуществ и епархиальных властей. Круг чтения северян. Бытовые традиции и навыки населения. Общественно-политические взгляды жителей края и ссыльнопоселенцев.

22-23.
Тобольская губерния в начале XXв.
Промышленное освоение края. Развитие сельского хозяйства. Состояние и характер рыболовства и охотничьего промысла. События 1905-1907 гг. 1917 год в Тобольской губернии. Гражданская война в Сибири.

24.
Культурная и общественная жизнь края в конце XIX- начале XX вв.
Состояние образования. Условия учебы в образовательных учреждениях края и численность учащихся. Медицинское обслуживание. Научные изыскания местной интеллигенции, ссыльнопоселенцев, академических ученых по изучению региона. Х.М.Лопарев и А.А.Дунин-Горкавич - исследователи историко-этнографического наследия края. Естественнонаучное экспедиционное изучение края русскими, немецкими и итальянскими учеными. Первые попытки поиска нефти С.Н.Пуртовым (1913г.).

25.
Административная система и национальная политика в первые десятилетия советской власти.
Первая конференция коренных народов Севера (1922 г.). Постановка вопроса о выделении края в самостоятельную административную единицу. Упразднение Тюменской губернии. Создание округов. Тобольский округ в составе Уральской области и решение вопроса автономии. Изменения в системе управления и судопроизводства. Создание Остяко-Вогульского национального округа. (1930г.).

26.
Экономическое развитие края в межвоенный период.
Новая экономическая политика на Обь-Иртышском Севере. Сплошная коллективизация на Обь-Иртышском Севере. Переход к тоталитарной экономике. Спецпереселенцы, их роль в экономической жизни округа.

27.
Культурные преобразования на Обь-Иртышском Севере.
Система образовательных учреждений. Создание национальных школ. Издание первых азбук и книг на языках ханты и манси, разработка национальной письменности. Роль высших учебных заведений СССР в процессе подготовки местных кадров. Формирование сети дошкольных учреждений. Медицинское обслуживание и культурно - просветительские учреждения. Становление национальных средств массовой информации, литературы и искусства.

28.
Великая Отечественная война в судьбе края (1941-1945 гг.).
Мобилизация населения округа в действующую армию. Военное обучение. Производственная деятельность в округе на нужды обороны. Все для фронта, все для победы! Участие северян в боевых действиях. Жители округа-Герои Советского Союза, орденоносцы Великой Отечественной войны. Северяне- участники обороны Сталинграда, форсирования Днепра, Вислы, Дуная, Одера. Спортивная жизнь, культура, образование в округе в годы войны.

29.
Первое послевоенное двадцатилетие: социально - экономическое и политическое развитие округа.
Развитие основных отраслей хозяйства (рыболовство, рыбопереработка, лесное хозяйство и деревообработка). Становление нефтегазовой промышленности. Поиски топливных месторождений. Первые успехи и начало промышленной разработки нефти и газа в 1950-х-начале 60-х гг. Местная и кооперативная промышленность. Сельское хозяйство. Охотничий промысел. Транспорт и связь. Социально-политическая обстановка. Изменения в жизни коренных народов: перевод аборигенов на оседлый образ жизни.

30.
Социально-культурная сфера в жизни края.
Социальные и образовательные программы для коренных народов: реализация и результаты. Развитие сети школьных и дошкольных учреждений. Состояние медицинского обслуживания. Культурное строительство. Реализация народного творчества в рамках самодеятельных коллективов. Начало литературного творчества Ю.Шесталова, А.Тарханова и др. Национальные сказительницы Т.Чучелина и А.Конькова. Спортивная жизнь. Организация соревнований по национальным видам спорта и разработка единых правил для их проведения.

31.
Экономическое развитие Ханты - Мансийского округа в середине 1960-х-1980-г.г. Эпоха «большой нефти».
Становление нефтегазового комплекса. Пуск в эксплуатацию крупнейших нефтегазовых месторождений. Нефтяной бум 1970-х гг. Формирование единого энергетического комплекса края. Газоперерабатывающие заводы и ГРЭС в Нижневартовске и Сургуте. Кризисные явления в нефтегазовой отрасли в первой половине 1980-х гг. Развитие других отраслей промышленности. Лесная промышленность, внедрение вахтового метода заготовок. Предприятия местной промышленности. Обострение в конце 1960-х гг. продовольственной проблемы и методы ее преодоления. Уникальность экономической трансформации округа.

32.
Социальное развитие округа в середине 1960-х-1980-е гг.: свершения и проблемы.
Демографические изменения и их последствия. Источники прироста населения. Резкая урбанизация округа. Противоречия социального и культурного развития. Жилищная проблема. Проблемы национальной политики и экологии. Вопрос этнического выживания коренных народов округа. Резкое уменьшение численности ханты и манси. Разрушение естественной среды и хозяйствования вследствие экстенсивности развития добывающих отраслей промышленности. Неспособность советской системы разрешить сложившиеся противоречия.

33.
Экономическое развитие округа во второй половине 1980-х-1990-егг.
Начало перестройки и открытие проявления кризиса в нефтегазовом комплексе округа. Попытки преодоления кризиса путем приоритетного финансирования отрасли и разработки новых месторождений. Распад единого народнохозяйственного комплекса страны на рубеже 1980-1990-х гг. и отражение этого на нефтегазовой промышленности округа.
Переход контроля над предприятиями ТЭК к руководству РФ. Акционирование отрасли. Постепенный поворот от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования. Энергетика, лесное и сельское хозяйство.

34.
Становление автономного округа как субъекта Российской Федерации.
Осуществление государственной власти и местного самоуправления в округе в 1990-е гг. Устав ХМАО. Символы государственности ХМАО.

35.
Социальный портрет современной Югры.
Динамика демографических процессов и основные социальные показатели. Изменения в социальной сфере округа в 1990-е гг. Перспективы развития образования, культуры, здравоохранения и спорта.


Таким образом, учителю необходимо:
- определить структурную основу приобщения старшеклассников к национальной культуре народов Крайнего Севера на уроках истории, т.е. выделить системные компоненты знаний, отвечающие целям и задачам данного направления в обучении, выявить те факторы исторического наследия, которые являются ведущими и должны проходить через весь курс обучения, знакомство с которыми является базой формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре народов Крайнего Севера, формировать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, формирование личностной культуры, социальной культуры, осознанного отношения к собственному здоровью, к семейным, национальным и народным ценностям; наметить содержание, формы и методы ознакомления обучающихся с жизнью, бытом, культурой народов Крайнего Севера; предусмотреть на уроках истории систему целесообразно подобранных заданий и упражнений, направленных на приобщение школьников к национальному культурному наследию народов Крайнего Севера; учитывать потенциальные возможности действующего учебно-методического комплекса по формированию духовно-нравственной культуры для практического осуществления приобщения старшеклассников регионально-национальной культуре в системе работы эстетического воспитания и художественного образования.
Приобщение к национальной культуре народов Крайнего Севера, формирование экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры с учётом национальных и региональных условий, особенностей организации образовательного процесса в обучении будет проходить успешнее, если сообщить дополнительную мотивацию использование в этом процессе знаний, умений, навыков, полученных школьниками на уроках по другим дисциплинам.
Чтобы правильно и с успехом разрешить все поставленные цели и задачи, необходимо, прежде всего, хорошо усвоить методику работы с обучающимися, те принципы и законы построения учебного процесса, которые дают наилучшие результаты. Теоретический материал структурирован и изложен в методических рекомендациях для учителя.
Учебно-воспитательные возможности
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования исторического мышления играет и биографический материал, позволяющий увидеть реальный исторический контекст изучаемого материала следующих элементов данных компетенций: социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо знать историю родного края); личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области исторического наследия); знания, умения и навыки, относящиеся к данным историческим фактам; способы деятельности по отношению к вехам истории; минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции; индикаторы учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности обучающегося.
Образовательная компетенция – совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний умений, навыков и опыта деятельности обучающегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социальной значимой продуктивной деятельности.
Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а так же основных видов деятельности обучающегося, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
К организационно-методическим условиям обучения истории родного края относятся наличие: целесообразно подобранных заданий, в том числе практических задач; предметно-познавательных заданий; компетентностно-ориентированных заданий. Обоснованные организационные формы и методы обучения, к которым относятся: организация проблемного обучения по освоению теоретических положений курса на этапе повторения и обобщения материала; групповая деятельность старшеклассников по выполнению учебных проектов; контекстное обучение по решению задач с использованием исторического наследия; организация учебных занятий, включающих изучение истории родного края организация проектной деятельности в области совершенствование практических навыков исследовательской работы учащихся с литературно-краеведческим материалом с различными средствами аппаратного и программного обеспечения.
Наиболее активно взаимодействующей с информационно-коммуникационными технологиями  является личностно-ориентированное обучение, представленное технологиями: обучение в сотрудничестве; метод проектов; разноуровневое обучение; развивающее обучение; интернет-технология; проблемное обучение; вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность с применением ИКТ и другие.
В результате изучения учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников
Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Основу образовательного модуля составляют следующие содержательные линии: Историческое время хронология и периодизация событий и процессов. Историческое пространство историческая карта России и Югры, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; формирование и развитие человеческих общностей социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе на основе целесообразно подобранных задач для обучающихся
Отбор содержания материала для блока уроков производится учителем исходя из поставленных целей и задач организации и проведения учебной работы. Исходя из принципа оптимизации учебно-воспитательного процесса определяются соответственно структуре занятий следующие методы обучения: словесный и наглядный, репродуктивный и метод самостоятельной практической деятельности, метод стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.
При формировании духовно-нравственной, исторической, экологической культуры с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса на уроках истории родного края предполагается высокий уровень продуктивной деятельности обучающегося, способность решать профессиональные задачи. И учебный кабинет как творческая лаборатория или мастерской педагога-профессионала помогает формированию учебных компетенций.
Примерная структура задачи как единицы содержания подготовки обучающегося на основе целесообразно подобранных задач для обучающихся профессиональной включает в себя следующие пункты: Обобщенная формулировка задачи – описание имеющегося в практике противоречия, трудностей, постановка проблемы; Ключевое задание, в котором обозначен «продукт» решения задачи (что требуется представить как результат решения); Контекст решения задачи – имеющиеся условия (характеристика людей, ресурсов, конкретной ситуации и т.д.); Задания, которые приведут к решению задачи (они могут быть приведены в полном составе, неполном, не приведены вообще).
Аппарат контроля.
Контроль за реализацией образовательного модуля «Истрия родного края предусматривает.
Контроль за выполнением программ, проверочных работ по полугодиям:
Мониторинг результатов обучения по классам за год. Промежуточная аттестация в форме тестирования.
Организацию (муниципального, регионального органа управления образованием) независимой экспертизы качества образовательной программы школы и результатов ее реализации:
Проверку соответствия образовательного процесса утвержденной образовательной программе школы, проводимся при аттестации образовательного учреждения.
Оценивание работ проводится по пятибалльной шкале в соответствии с разработанными для каждой работы критериями.
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты обучающихся (созданные веб-страницы, проекты, научные исследования, сочинения, эссе и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности обучающихся являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающихся минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах обучающихся. Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта создаваемого сайта.
Проверка достигаемых обучающимися образовательных результатов производится в следующих формах: текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающихся выполняемых заданий; публичная защита выполненных обучающимися творческих работ (индивидуальных и групповых); текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников; итоговая оценка деятельности и образовательной продукции обучающихся в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу; итоговая оценка индивидуальной деятельности обучающихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты обучающихся. Выполненные обучающимися работы включаются в их «портфель достижений». Уровень развития у обучающихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств обучающихся по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные. Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса.
Литература для учащихся
1.Айпин Е. Д.Ханты, или Звезда Утренней Зари.-Литература Югры. 1930-2000. – М., 2002.- Ч. 2. Проза. – С. 220-234.
2.Айпин Е.Д. Божья Матерь в кровавых снегах: роман / ил. Г.Райшев. – Екатеринбург: Пакрус, 2002. – 304 с.: ил.
3.Акимов В. Ю. День Победы: сб. стихов. – Нижневартовск: Северный город, 2005. – 48 с.
10.Дарьина А. П.Такого неба нет нигде: стихи и проза / худож. Ю. И. Шеин, Е. Чуркина. – Нижневартовск: Ред. газ. «Нефтяник», 2005. – 226 с.: ил.
11.Кошиль Л. А. Чудо природы: Люськины рассказы / худож. И. Быкова и др. – Нижневартовск: Нижневартовская типография, 2000. – 53 с.: ил.
12.Кошкарева А. М. Одолень-трава: стихи разных лет. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского пед. ин-та, 2003. – 103 с.
13.Мазин В. А.Бубен и скрипка: избранная лирика / предисл.Л. В. Ханбеков; рис. Ю. Бычков и др.- М.: Московский Парнас, 2001. – 208 с.
Литература для учителя
1.Айпин Е. Д.Ханты, или Звезда Утренней Зари.-Литература Югры. 1930-2000. – М., 2002.- Ч. 2. Проза. – С. 220-234.
2.Айпин Е.Д. Божья Матерь в кровавых снегах: роман / ил. Г.Райшев. – Екатеринбург: Пакрус, 2002. – 304 с.: ил.
5.Андреев В. П. Знамя Победы: стихи. – Нижневартовск: Приобье, 2006.-54стр.
6.Анисимкова М. К. Солнечная землянка: повесть и рассказы. – Екаткринбург: Пакрус, 2005. – 348 с.
7.Анисимкова М. К. Дровокол Гоша: рассказ / Зори Самотлора: лит.-худож. Альм. – Нижневартовск, 2004. – Вып. 3. – С. 67-86.
8.Апрелева В. А.Возвращение: стихи. – Нижневартовск: Алетер, 2003. – 34 с.
9.Володина Е. В.Свободное дыхание: стихи / худож. Л. Серегина; редкол.: М. Борисенко и др.; техн. Ред. Н. Ю. Мокшина; МУ «БИС», Лит. Об-ние «Замысел». – Нижневартовск: ЦГБ , 2001. – 57 с.:ил.
10.Дарьина А. П.Такого неба нет нигде: стихи и проза / худож. Ю. И. Шеин, Е. Чуркина. – Нижневартовск: Ред. газ. «Нефтяник», 2005. – 226 с.: ил.
11.Кошиль Л. А. Чудо природы: Люськины рассказы / худож. И. Быкова и др. – Нижневартовск: Нижневартовская типография, 2000. – 53 с.: ил.


__________________________ _______Е.В.Шенгелая
подпись расшифровка подписи
«_____»_____________________2015г.








13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14115




йђ Заголовок 315