Урок Романтизм в художественной культуре Европы 19 века По учебнику Л.Рапацкой МХК 11 класс

1. 1 урок: «Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.»
СЛАЙД №2. Цель: показать творчество «романтистов» Западной Европы, проследить в их работах элементы романтизма, выявить основные темы и средства выразительности художников данного направления.
Воспитательная цель – обогащение внутреннего духовного мира учащихся через произведения живописи, пополнение знаний о мировой культуре, привитие эстетического вкуса.
Задачи: 1. Ввести ряд теоретических понятий по теме. 2. Определить основные каноны живописи и проследить их отражение при анализе произведений 3. Продолжить работу по развитию у учащихся способности к анализу произведения искусства. 4. Познакомить учащихся с произведениями великих живописцев.
Ход урока
Я хочу сегодняшний наш урок начать со строк стихотворения, в котором ярко прослеживается один из стилей искусства, а какой это стиль постарайтесь определить вы сами.
Дж. Леопарди, перевод А. Ахматовой
О, тысячу раз счастлив человек,
В ком не слабеет чудный дар мечтаний,
Кто и с годами в сердце сохранил
По воле рока молодость и свежесть;
Кто и на склоне охлаждённых лет,
Как юноша, умеет замыкаться
В своей мечте – и обновляет мир,
Всё, даже смерть, пустыню оживляя.

Речь идёт о романтизме.
СЛАЙД №3. Романтизм – идейное и художественное направление в европейской культуре – родился на волне отрицания и возвеличивания эпохой Просвещения культа человеческого разума. Лозунг «Свобода, Равенство и Братство» показал свою полную несостоятельность: Европа оказалась ввергнутой в полосу войн и политической реакции. На этом фоне философские взгляды просветителей XVIII в. и их эстетические идеалы казались цепью сплошных роковых ошибок. Романтическое искусство с колыбели наполняется грустью по утраченным иллюзиям, «мировой» скорбью и пессимизмом. Романтики искренне полагали, что рациональный метод познания действительности исчерпал себя. Отринув каноны «разумности» классицизма, они устремились в глубины «внутреннего человека» (В.Г. Белинский), открывая на этом пути неизведанные ранее средства  художественной  выразительности. Романтическое искусство с колыбели наполняется грустью по утраченным иллюзиям, « мировой» скорбью и пессимизмом. Романтики искренне полагали, что рациональный метод познания действительности исчерпал себя. Романтическую литературу, живопись, музыку можно назвать «энциклопедией чувств», открывшей во всей многогранности неисчерпаемый мир одинокой человеческой души, ее порывы к счастью, любовные томления, страдания и мучительные поиски недосягаемого идеала. Романтики впервые заговорили о том, что художественная деятельность человека едина, а искусства отличается одно от другого только «материалом творчества».
Романтическую литературу, живопись, музыку можно назвать «энциклопедией чувств», открывшей во всей многогранности неисчерпаемый мир одинокой человеческой души, ее порывы к счастью, любовные томления, мучительные поиски недосягаемого идеала. Ни одно культурное явление не рождается спонтанно. У романтизма были свои Предшественники и свои кумиры.
Западноевропейские писатели и поэты, которых мы можем отнести к романтическому направлению в искусстве.
Англия
СЛАЙД №4. ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН (1788-1824) принято считать «отцом романтизма». Славу принесла монументальная поэма «Паломничество Чайльд Гаролда».
СЛАЙД №5. АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788-1860). Книга «Мир как воля и представление». Автор в своей книге утверждает, что не разум, а слепая воля к жизни, жестокая и иррациональная, правит обществом. Свободным человека делает лишь смерть, небытиё, самоуничтожение.
СЛАЙД №6. ВАЛЬТЕР СКОТТ (1771-1832) создатель жанра исторического романа. Он написал 25 исторических романов. Роман «Уэверли» первым вышел в свет. В каждом его историческом романе, наряду с достоверными реалистическими образами присутствуют идеализированные характеры («Роб Рой», «Пуритане», «Айвенго», «Ричард – Львиное Сердце».
СЛАЙД №7. Вершиной английской литературы 19 века является ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС. Его романы во все времена пользовались любовью в России «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Домби и сын», «Дэвид Копперфильд», «История Оливера Твиста».
СЛАЙД №8, 9. ГЕРМАНИЯ
Романтическое мироощущение выразилось в творчестве писателей и поэтов т.к. Новалис, Фр. Шлегель, Э.Т.А. Гофман, Л. Тик считали, что мышление звуками выше любого другого, и музыка может рассказать о том, где слова поэзии или образы живописи бессильны. Под влиянием этих идей родились представления о художнике-универсале, обладающем «синтетическим» талантом композитора, поэта и живописца, что безгранично расширяет его творческие возможности, позднее Г. Бюхнер, Г. Гейне создали крупнейшую в Европе художественную школу.
Сугубо материальной, грубой в представлениях романтиков окружающей действительности немецкие писатели противопоставили вечную красоту искусства, дружбу и любовь. В их сочинениях возвышена прекрасная несбыточная мечта о гармонии человеческих отношений, не имеющей места в реальной жизни.
СЛАЙД №10. Во ФРАНЦИИ- развитие романтизма наиболее весомо представлено литературой и изобразительным искусством.
ФРАНСУА-Рене де ШАТОБРИАН (1768-1848). Писатель драматизм жизни видит не в социальных противоречиях, а в изначально присущей бытию борьбе добра и зла, духа и плоти. С именем Шатобриана связано рождение романа, представляющего собой монолог героя. В нём главное внимание уделено «событиям» внутренней жизни персонажа, от имени которого ведётся повествование.
Писатели-женщины:
СЛАЙД №11. ЖЕРМЕНЕ ДЕ СТАЛЬ (1767-1816). Женщина, как сказал А.С. Пушкин «удостоенная гонением Наполеона, дружбы Байрона, доверенности монархов». Её романы «Дельфина», «Коринна или Италия».
СЛАЙД №12. ЖОРЖ САНД. Написала свыше 100 произведений. Писательница отразила идейные искания эпохи и идеалы свободной личности «Страдающий подмастерье», «Орас», «Консуэло». В числе больших её почитаталей был И.С. Тургенев
СЛАЙД №13. АЛЬФОНС ДЕ ЛАМАРТИН (1790-1869) поэт-романтик. Характерный герой его сочинений- несчастный скиталец, который томится на земле и уповает на загробное обетование. Он воспевает хрупкое земное счастье.
СЛАЙД №14. АЛЕКСАНДР ДЮМА (1803-1870) французский романтик. Потомки часто «изучают» историю Франции по его романам. Лучшие сочинения «Три мушкетёра», «Двадцать лет спустя», «Королева Марго», «Граф Монте-Кристо». Герои его романов всегда сражаются на стороне обиженных и слабых против зла и насилия.
СЛАЙД №15. ВИКТОР ГЮГО (1802-1885). Его сочинения отличаются редким художественным единством, в них прослеживается желание защитить добро и справедливость, жизнь это арена добра и зла.

Я был непримиримым во дни лихих годин,
На многих деспотов я шёл войной один
В романе «Собор Парижской богоматери» Гюго показывает нескончаемые человеческие страдания, омерзительное лицо пороков.
Его романы «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеётся». В уста одного из персонажей романа «Отверженные» он вложил такие слова «Труд для всех, право для всех, мир над всеми».
СТЕНДАЛЬ (настоящее имя Анри Бейль, 1783-1842), вошёл в литературу как создатель социально-психологической прозы. Его произведения: роман «Красное и чёрное». Эпиграф к нему «Правда, горькая правда». Новелла «Ванина Ванин», роман «Пармская обитель».
СЛАЙД №16. Большое влияние романтизма испытал писатель-реалист ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК (1799-1850). Эпопея «Человеческая комедия» – блистательный результат трудов писателя, итог всей его жизни. Написал 98 романов и новелл, в которых нарисовал картины жизни французского общества. Он анализирует проблемы общества, обнажает его неприглядное нутро, фальшивость. Он не отворачивается от жизни, как это делали многие романтики, а пытается понять её и принять такой, какая она есть.

СЛАЙД №17. Живопись эпохи романтизма- протекала в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». Работы многих художников отличались нервной возбужденностью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от « тусклой повседневности». Борьба против застывших классических норм длилась долго, почти полстолетия.
СЛАЙД №18,19,20,21,22. Истинным вождем французского романтизма в живописи стал Эжен Делакруа (1798 – 1863)- сын члена революционного Конвента и видного политического деятеля времен Директории, художник сформировался в атмосфере жгучих споров парижских политических салонов.

«Данте и Вергилий» Э. Делакруа
Написанная на сюжет «Божественной комедии», она отличается глубоким драматизмом, подчеркнутой пластикой фигур, динамичностью цвета. Смелая композиция картины будоражила недовольных обывателей, знатоки же восторженно приветствовали молодого мастера, предрекая ему блестящий путь в искусстве.
«Резня в Хиосе» Э. Делакруа
Отклик художника на события периода героической борьбы греческого народа с турецкими поработителями. Торжество насилия и разбоя – такова атмосфера этого полотна.

СЛАЙД №23,24. Теодор Жерико (1791-1824)- первый, которому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм.
«Плот «Медузы» Т.Жерико.
1816 год. Фрегат «Медуза», следуя курсом Франция - Сенегал, потерпел кораблекрушение у берегов Африки. На борту плыли губернатор с чиновниками, четыреста моряков и пассажиров. Фрегат наткнулся на мель, и после пятидневных попыток сняться с нее пассажирам пришлось покинуть судно. Сто сорок девять человек разместились на специально построенном плоту, остальные сели в шлюпки, которые должны были вести плот на буксире. Но пассажиры шлюпок, испугавшись надвигающейся бури, обрубили буксирные канаты, и плот с полутораста несчастными, никем не управляемый, остался в океане. Начались долгие скитания. Ничтожные запасы пищи стали предметом жестокой резни и схваток. Когда через двенадцать дней бриг «Аргус» подошел к плоту, на нем оставалось всего 15 полумертвых человек.
Через 52 дня после катастрофы был найден фрегат «Медуза», который, вопреки всему, не затонул. Из семнадцати человек, оставшихся на борту и решивших не поддаваться панике, осталось в живых только трое.
Двое из спасшихся опубликовали книгу о злоключениях плота «Медузы», и вся Франция пришла в состояние небывалого возбуждения. Вся эта буря приняла политическую окраску. Было хорошо известно, что капитан «Медузы», аристократ и бывший эмигрант, не имел ни опыта, ни способностей и получил назначение на должность капитана благодаря протекции в министерстве.
В трагедии плота «Медузы» было все, что искал молодой французский художник Теодор Жерико. Он долго думал, на каком моменте остановиться, и решил создать правдивый репортаж о кораблекрушении. Поскольку для него была важна документальная точность сюжета, художник находит корабельного плотника и заказывает ему модель плота; в госпиталях пишет этюды с оставшихся в живых пассажиров, а в морге делает зарисовки с мертвых. И вот картина готова.
Грандиозное полотно длиной семь и высотой пять метров переносит нас к пассажирам несчастного плота. Умело построенная композиция создает иллюзию объемности плота: край его как бы сдвинут к зрителю, а концы не помещаются в раме. Ощущается грозная беспредельность океана. Словно затерявшаяся песчинка, плот, одинокий в этой безбрежности вод, каждую минуту может исчезнуть без следа. Ветер поднимает и бросает жалкий плот в пучину волн. Кажется, что нет надежды на спасение, но что это? Вдалеке, словно Летучий Голландец, показалась маленькая точка корабля. И все, кто еще способен мыслить, чувствовать, думать, тянутся к этой точке в едином порыве, призывая её к себе. Эта пирамида из человеческих тел являет собой концентрацию отчаяния и надежды. Серое низкое небо, бескрайний океан усиливают ощущение трагедии.

СЛАЙД №25,26,27,28. Картина романтизма в европейском изобразительном искусстве будет неполной без великого мастера Франсиско Гойи (1746- 1828). Как художник Гойя складывался медленно, и его индивидуальность проявилась только к 40 годам.
Ф. Гойя «Расстрел повстанцев в ночь со 2 на 3 мая 1808 года»
Картина вводит нас в жуткую атмосферу расправы французских карателей с повстанцами. Из ночной темноты выступает силуэт ночного города. Яркий сноп света, идущий от фонаря, освещает расстреливаемых, которые взяты уже на прицел. В последний момент своей жизни каждый ведёт себя по-разному: один закрыл лицо руками, другой зажал рот кулаком, чтобы не закричать. Монах молится, но в нём христианского смирения нет. И только центральная фигура – человек в белой рубашке – бесстрашно смотрит в лицо смерти, символизируя мужество и силу духа. Он, взметнув руки, бросает проклятья палачам. Почему же мы не видим лиц французов? Они безлики, это воплощение тупой силы зла, которое не имеет своего лица.
Что хочет сказать художник? Он, как и его герои, полон ненависти к оккупантам и горд отвагой своих соотечественников, которые жертвуют жизнью во имя родины.
Эпиграфы к картине:
«Лучше жить на любой другой планете, только не на Земле» (Гиперион)
«Если я не сражался за свободу Отечества, то, по крайней мере, буду делать живопись в его честь» (Э. Делакруа)
«Разум ошибается, чувства – никогда» Р. Шуман)
«Слава людям, которые обгоняют время, живут с расправленными крыльями, людям, в груди которых всегда бушует неугасимое пламя свободы!» (Батуев)
«Люди! Оглянитесь вокруг, посмотрите на себя и на окружающих, подумайте: можно ли так жить дальше? Наберитесь мужества и воли, и начните изменять свою жизнь так, чтобы она стала более разумной, более нравственной» (призыв к обществу)
«Нет рабства более позорного, чем рабство духа» (Сенека Младший)
«Несправедливость по отношению к одному представляет угрозу для всех» (Шарль Монтескье)

СЛАЙД №29. Итог урока - мы с вами разобрали творчество знаменитых художников Западной Европы, проследили в их работах элементы романтизма, выявили средства выразительности художников данного направления.
Назовите мне, пожалуйста, основные черты направления Романтизма: мир одинокой человеческой души, ее порывы к счастью, любовные томления, страдания и мучительные поиски недосягаемого идеала, скорбь.
Романтики открывают мир человеческой души, индивидуальное, ни на кого не похожее, но искреннее и оттого близкое всем чувственное видение мира. Мгновенность образа в живописи, как говорил Делакруа, а не последовательность его в литературном исполнении определила нацеленность художников на сложнейшую передачу движения, ради которого были найдены новые формальные и колористические решения.
Романтизм оставил в наследство второй половине XIX в. все эти проблемы и раскрепощенную от правил академизма художественную индивидуальность.
Символ, который у романтиков должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй половины XIX в. растворяется в полифоничности художественного образа, захватывающего многообразие идей и окружающего мира.

Дом. задание- знать о направлении РОМАНТИЗМ и его особенностях. Создать галерею портретов русских художников эпохи романтизма.