«Пути повышения эффективности уроков биологии в условиях реализации национального проекта «Наша новая школа» ».


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 села Успенского муниципального образования Успенский район.
«Пути повышения эффективности уроков биологии в условиях реализации национального проекта «Наша новая школа» ».
Автор работы:
Колга Евгения Григорьевна,
учитель биологии МОУ СОШ № 2
с. Успенского
с.Успенское
2017 г.
Пути повышения эффективности урока биологии
в условиях реализации национального проекта «Наша новая школа».
Актуальность темы:
В обществе за последние годы изменились ценности, и снизился уровень мотивации учебной деятельностью школьников.
В данной работе предлагаются пути повышения эффективности уроков биологии. Предложены методики составления логических цепочек, описан метод дедукции, работа по опорным схемам и таблицам, работы с терминами.
Цель проекта: оказание методической помощи начинающим педагогам.
Задачи проекта:
-показать методики составления логических цепочек;
-научить работать с терминами на уроках биологии;
-уметь составлять и пользоваться схемами - опорами;
-возможность давать глубокие знания по предмету;
-раскрыть способности учащимся анализировать, сравнивать, выделять главное;
-учитывая свойства памяти, добиваться понимания и запоминания материала на длительный период.
Высокие требования к биологическому образованию в российской школе поставили перед учителем задачи совершенствования учебно-воспитательной работы на уроках биологии, отбора научно-обоснованнного и доступного учебного материала.
Перед учителем на начальных этапах педагогической деятельности встают вопросы: «Как сделать урок интересным, содержательным?», «Как увлечь ребят, заставить думать, активно добывать знания?», «Как подготовиться к такому уроку, как его построить, провести?» Определяя методику проведения занятий, формы изложения учебного материала, педагог должен знать, что нужно усвоить учащимся на уроке (или в системе уроков) и какими путями достичь результата?
Глубина и прочность усвоения учащимися биологических понятий выявляются с помощью системы логически связанных вопросов. Известно, что если хорошо усвоенный на одном уроке учебный материал не повторяется на следующих занятиях и не связан с уже изученным и новым материалом, он быстро забывается. Первое забывание происходит через 6 часов, второе - через 24 и 50% информации при непроизвольном запоминании забывается через месяц. А темы изучаются в среднем 3-4 недели. Вводную часть урока необходимо построить так, чтобы учащиеся вспомнили материал прошлых уроков и подготовились к восприятию новой темы. Так, при изучении темы «Микроскопическое строение листа» вначале урока повторяется понятие «ткань», клеточное строение корня, а затем - клеточное строение листа. При изучении темы «Внутреннее строение стебля» повторяется опять понятие «ткань», клеточное строение корня и листа и теперь внутреннее строение стебля. Такая беседа позволяет настроить учащихся на восприятие новых знаний, проверить, насколько глубоко усвоили школьники изучаемый материал. Отвечая, на поставленные вопросы, учащиеся сравнивают, выявляют новые ткани, находят сходства и различия в строении органов растений.
При изучении темы «Внутреннее строение птиц» необходимо вспомнить особенности строения пищеварительной, дыхательной, кровеносной, нервной систем рыб, амфибий, рептилий. Выявить особенности в каждой системе и обратиться к классу с проблемными вопросами: «Почему у птиц сложное строение пищеварительной системы?», «Что обеспечивает птицам четырехкамерное сердце?» и т.д. Во время таких бесед учащиеся заставляют себя мыслить, и учитель может максимально сосредоточить школьников на новой теме. Цель учителя состоит в том, чтобы вызвать у учеников стремление узнать новое, неизвестное им о жизни растений и животных, привлечь учащихся к активной познавательной деятельности. Научить сравнивать, вычленять общие и отличительные особенности, научить логически мыслить – вот основная задача, которая красной нитью проходит на каждом уроке.
Так, при изучении темы «Строение семян фасоли и зерновки пшеницы» весь урок строится на логически связанных вопросах, добывание знаний учащимися идет самостоятельно. Вот примерный перечень вопросов, которые могут быть заданы учащимся при изучении данной темы:
Как понимаете слово «строение»?
Почему семя фасоли, но зерновка пшеницы?
Какие это органы?
Какие органы называются генеративными, приведите примеры?
Из чего развивается а) зародыш семени;
б) эндосперм;
в) семенная кожура;
г) плод растения?
6.Что развивается из зародышевого корешка, стебелька, почечки?
7. Как вы думаете, что появляется первым? Почему?
8. Что вы знаете о строении и значении корня, стебля, листьев, почки (по ходу рассмотрения органа вывешивается на доске аппликация)?
9.А если есть корешок, стебелек и почечка это- (растение), но растение какое? (зародышевое).
Далее совместно с учащимися составляется таблица «Сравнительная характеристика классов однодольные и двудольные».
Необходимо последовательно развивать у школьников самостоятельность мышления, умение отстаивать и научно аргументировать свою точку зрения. Неправильный ответ не осуждается, не прерывается, а выслушивается до конца. Ответ - это уже мысль. Например, в седьмом классе учащимся предлагается ответить на вопрос: «В каких системах органов млекопитающих появились более сложные прогрессивные черты строения, а какие остались без изменения?».
На вводном уроке в шестом классе по теме «Побег» задается вопрос « Как вы думаете, что такое побег? Что развивается из почки? ». Учащиеся высказывают свои мысли суждения, но учитель подводит их к правильному ответу.
Эффективный результат в изучении биологических дисциплин дает умение составлять опорные схемы, таблицы. Опоры дают возможность запомнить максимум информации из минимума текста. Опорная схема составляется последовательно, что дает возможность отследить материал по этапам и сделать его доступным. В конце урока все содержание темы отображено на доске. Формируется решение, объяснения, предлагаются варианты.
Ферменты пищеварительной системы.
Ферменты Ротовая полость Желудок Двенадцатиперстная кишка
Амилаза, мальтаза+ - +
Пепсин - + -
Трипсин - - +
Химозин - + -
Липаза - + (жиры молока) +
Расщепление органических веществ в пищеварительной системе
Органические вещества Ротовая полость Желудок Двенадцатиперстная кишка
Б - + +
Ж - + (молока) +
У + - +
Сравнительная характеристика растений и животных.
Признаки Растения Животные
1. Строение клетки:
а) оболочка
б) вакуоли
в) пластиды клетчатка
много
+ полисахариды и белки
мало
-
2. Питание автотрофное
(адсорбтивное) гетеротрофное
(голозойное)
3. Рост неограниченный ограниченный
4. Движение неактивное активное
5. Размножение половое, бесполое половое, бесполое

Овладеть языком науки помогает учащимся работа с терминами. Многие учителя сталкиваются с проблемой: ребенок материал понимает, запоминает, но воспроизвести его не может. Ошибка многих педагогов состоит в том, что они считают, если ученик понял материал, запомнил его, то обязательно должен его воспроизвести. Разъясненный учителем и понятый учеником материал необходимо закреплять особыми приемами. Процесс заучивания связан с особенностями функциональной деятельности коры больших полушарий. Установлено, что в основе запоминаний лежит механизм временных связей, опирающийся на процессы возбуждения и торможения. Поэтому заучиваемый материал нужно повторять в течение урока или серии уроков, о чем было сказано ранее. Впервые встретившееся слово закрепляется в памяти очень ненадолго. Это происходит не только потому, что образовалась нестойкая временная связь, еще не подвергшаяся тренировке, а главным образом потому, что еще не установился контакт ее с другими системами речевых связей и со связями, отражающими непосредственное воздействие предметов и явлений.
В психологии выделяют два пути запоминания:
Осмысленное.
Механическое.
Осмыленное запоминание продуктивнее, чем запоминание без достаточного понимания заученного материала. Осмысленному запоминанию необходимо учить на уроках. При изучении темы «Движение растений» задается вопрос: «Почему побег тянется к свету?» Дети объясняют это явление в своем понимании и тут же вводятся понятия «гелиотропизм» и «геотропизм». Подводится к пониманию «положительный и отрицательный гелиотропизм» и «положительный и отрицательный геотропизм».
Способность к сохранению и воспроизведению зависит от того, через какой анализатор поступает информация. У детей огромное значение имеют взаимосвязь анализаторов между собой, поэтому во время урока учителю необходимо подключать все многообразие анализаторов в их взаимосвязи с учетом особенностей изучаемого объекта или явления. Например, при изучении цветка в шестом классе подключается несколько видов памяти. На модели цветка вишни рассматриваются все его части (слуховая и зрительная память), на доске зарисовывается схема цветка, обозначается его строение, термины учителем записываются на доске, а учащимися в тетради (слуховая, моторная и зрительная память). Учащимся раздаются цветки герани (эмоциональная память), сопоставляется схема строения цветка, зарисованная на доске с наглядным материалом (зрительная память). Далее все части цветка проговариваются вслух – воспроизведение. На данном уроке подключены все виды памяти, что обеспечивает сознательное усвоение понятий, прочное запоминание терминов. Для воспроизведения, как основного показателя усвоения материала, можно использовать следующий педагогический прием: ученики задают вопрос по изучаемой теме однокласснику, его ответ комментирует ученик, задающий вопрос, дополнить ответ могут все учащиеся класса.
Одним из эффективных методов, применяемых на уроках - метод дедукции. Например, при изучении типов и классов животных используются краткие характеристики этих систематических групп. Характеристика дается после изучения темы, причем многие отличительные признаки учащиеся выделяют самостоятельно. Так, при изучении класса Земноводные выделяются следующие признаки:
Появление конечностей в связи с выходом на сушу;
Кожа голая, покрытая слизью;
Появление одного шейного и одного поясничного позвонков, поясов конечностей;
Появление легких, но присуще и кожное дыхание;
Сердце трехкамерное: два предсердия и один желудочек; два круга кровообращения: малый (легочный) и большой.
Появление среднего уха, отделенного барабанной перепонкой;
Оплодотворение наружное (анамнии), развитие из икринки с метаморфозом.
После изучения класса птиц выделяются основные признаки :Внешнее строение: а) перьевой покров;
б) крылья;
в) клюв;
г) наличие цевки;
д) двуногохождение.
2. Скелет : 1) легкость скелета:
а) большие глазницы;
б) отсутствие зубов;
в) кости тонкие, без швов;
г) кости пневматические.
2) прочность костей:
а) большое количество кальция и фосфора в костях;
б) ребра имеют отростки, которые накладываются на соседние ребра;
в) наличие киля, к которому прикрепляются мышцы, поднимающие и опускающие крыло.
3. Пищеварительная система: 1) Наличие зоба.
2) Двухкамерный желудок.
4.Кровеносная система: 1) Сердце четырехкамерное.
2) Кровь разделяется на артериальную и венозную.
5. Дыхательная система: 1) Двойное дыхание
легкие воздушные мешки
(газообмен) (резервуар воздуха)
6.Обмен веществ: 1) О.В. протекает интенсивно.
2) Гомойотермные организмы.
7. Выделение: Отсутствие мочевого пузыря.
8. Размножение: 1) Один яичник у самок.
2) Отсутствие живорождения.
9. Нервная система 1) Хорошо развит передний отдел Г.М.- зачатки клеток серого вещества.
2) Хорошо развит мозжечок.
Правильность выбранного пути преподавания уроков биологии, показывают результаты ЕГЭ по биологии
Результаты ЕГЭ по биологии:
Год Кол-во уч-ся Баллы Оценки Качество
2005 1 76 5 100%
2007 5 83
61
54
53
62 5
4
4
4
4 100%
2008
11
84
76
74
73
63 100%
2009 10 Средний балл 61,7 б (по краю 53,5 б.)
84.
76.
73.
65.
63.
57.
54.
51.
48.
36
2012 9 66
84
93
59
62
73
57
46
74
Средний балл – 68,2 по школе, по краю – 59,3 б. 2013 6 Средний балл – 72,7 по школе, по краю – 63,3 б 2014 11 74,9 – средний балл по школе,
61,8 по краю 2015 11 Средний балл – 77,5 по школе, по краю – 61,3 б 2) Результаты олимпиад за последние учебные годы:
- зонального (краевого) уровня

2009г- Литов Александр – 1 место (биология 11кл)
Гнездилов Сергей -4 место (биология 8кл)
2010г. Гнездилов Сергей -2 место (биология 9кл)
- краевого уровня

2007- Костина Юлия (призёр) III (краевого этапа) Всероссийской олимпиады школьников по экологии
2009г- Литов Александр – 3 место (биология)
- Киценко Ольга- 2 место региональной олимпиады «Талантливая молодежь Кубани»;
2011 г.- Вставская Юлия – участник регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии;
2015 г.- Кузьменко Виктория – призер регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии;