Интерактивные технологии в преподавании информатики как средство повышения качества и эффективности учебного процесса в условиях реализации ФГОС общего образования

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Саранская О.В.,
МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»
Теньгушевский муниципальный район

«Наибольшее значение имеет не то, что
ученик использует новые технологии, а то,
как это использование способствует
повышению его образования».
С. Эрманн
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема методической проблемы, над которой я работаю, звучит так: «Интерактивные технологии в преподавании информатики как средство повышения качества и эффективности учебного процесса в условиях реализации ФГОС общего образования»
Цель - показать, как интерактивные методы обучения помогают в повышении качества и эффективности учебного процесса.
Задачи:
разработка собственной системы обучения на основе интерактивных технологий и анализ результатов внедрения интерактивных технологий;
развитие социальной активности учащихся посредством интерактивных технологий обучения;
стимулирование устойчивого интереса учащихся к предмету;
формирование положительного информационного опыта учащихся.
В настоящее время социальный заказ общества на образование ориентирован на высокие требования к современному школьнику. Самостоятельный, коммуникабельный, предприимчивый, ответственный, умеющий самостоятельно видеть и решать проблемы, эффективно работающий в команде, постоянно осваивающий новое, – вот те личностные качества, которыми должен обладать современный выпускник, чтобы успешно самореализоваться в современных условиях. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. На помощь и педагогам, и ученикам приходят современные интерактивные образовательные технологии, реализация которых требует применения специально разработанного с этой целью оборудования.
На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
изучение ключевых документов ФГОС нового поколения;
изучение методической литературы по проблеме реализации интерактивных технологий на уроках информатики
изучение опыта работы коллег из общеобразовательных учреждений Теньгушевского муниципального района;
курсы повышения квалификации по теме «Актуальные проблемы теории и методики преподавания информатики в условиях реализации ФГОС ОО», «Создание дистанционных модулей для обучения школьников в виртуальной среде дистанционного обучения «Moodle»», семинар «Интерактивная доска как средство повышения профессиональной компетентности учителей предметников» (ГБОУ ДПО ПК (С) «МРИО»).
В настоящее время образование использует различные формы, средства и методы, получившие название интерактивных. Слово "интерактив" образовано от слова "interact" (англ.), где "inter" - взаимный, "act" - действовать. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Суть такого обучения состоит в том, что во время учебного процесса все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Место учителя на интерактивных занятиях резко меняется, перестаёт быть центральным, сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия.
Интерактивные технологии обучения позволяют решать одновременно несколько задач:
пробуждение у обучающихся интереса;
эффективное усвоение учебного материала;
самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
формирование у обучающихся мнения и отношения.
Чаще всего на своих уроках я включаю только элементы интерактивной модели. Вот некоторые интерактивные технологии и методы, которые я внедряю в интерактивную модель обучения в рамках урока: работа в малых группах, лекции с проблемным изложением, эвристическая беседа, уроки семинары, конференции, деловые игры, технология моделирования, метод проектов.
Мной разработаны и проведены ряд таких уроков. На них обучающиеся самостоятельно работали в парах, в группах сменного состава с различными источниками информации, консультировали и обучали друг друга, готовили сообщения. В результате я сделала вывод о том, что применение интерактивных технологий обучения влияет не только на успешное усвоение материала, но и на и увеличение хороших и отличных оценок, на отношение учащихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроке показало, что изменился психологический климат на уроке, он перестал быть актом передачи информации от учителя к ученику. В ходе занятия сформировались новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели. Ученик при этом испытывает ощущение успешности. 
Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, ученики не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
В настоящее время понятие «интерактивные технологии в школе» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные средства. Итак, проведение уроков с использованием интерактивных технологий предполагает наличие интерактивной доски, проектора, компьютеров, интерактивной указки, программного обеспечения, локальной сети в классе, наличие Internet.
Использование такого комплекса позволяет заменить традиционные наглядные пособия на уроках мультимедийными: презентациями, электронными учебниками, пакетами электронных заданий, компьютерными тестами.
После того, как в моем кабинете появилась интерактивная доска, я почувствовала второе дыхание в своей педагогической деятельности. Иногда просиживаю часами за подготовкой материала к занятию, не замечая времени. В итоге получаю огромное удовольствие, когда вижу искорки в глазах детей во время моих уроков. Электронные интерактивные доски - это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения. Материал урока четко вырисовывается на экране интерактивной доски и нацеливает каждого ребенка к активной плодотворной деятельности. Заранее подготовленные обучающие и проверочные упражнения, красочные картинки различного характера, материал мультимедийных дисков, аудио-, видеоматериалы служат для введения или активизации материала урока, повторения или закрепления, контроля и самоконтроля знаний. Появление таких досок на уроке вдохновляет учеников принять участие в учебном процессе и дает возможность каждому ребенку проявить себя, показать свои умения, знания и навыки. Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но следует отметить, что большинство из них становятся более заинтересованы и более мотивированы на уроке.
Так же на своих уроках я использую технологию Microsoft Mouse Mischief для PowerPoint («Несколько мышей»). Технология Mouse Mischief дает новые возможности работы в классе. Она интегрируется с Microsoft PowerPoint, позволяя создавать интерактивные презентации, в которых учащиеся с помощью собственной мышки, отвечают на вопросы и рисуют на общем экране. Такое тестирование позволяет пробудить любопытство учеников, внедряя интерактивные технологии в процесс обучения. Учащиеся занимаются с удовольствием, отслеживая свои ответы на общем экране при помощи разноцветных курсоров мыши (например, робот, снежинка, гитара и многие другие формы). Работа в «командном режиме» способствует совместной работе – для выполнения задания все участники команды должны работать совместно.
Совсем недавно у меня появилась возможность использовать современное оборудование - систему интерактивного тестирования и голосования. Это мобильный комплект, включающий в себя набор пультов для опроса учеников, приемник сигнала и программное обеспечение, устанавливаемое на компьютере. Опросная система – это инструмент контроля знаний, который значительно экономит время учителя, а также позволяет мгновенно налаживать обратную связь с классом, проверить знания учеников, а кроме того удерживать их внимание в течение всего занятия, реализовывать игровые формы работы, и даже легко и быстро проверять у них домашнее задание. Работая в классе, я использую Respons чаще как инструмент для проведения тестирования с целью проверки уровня знаний на любом этапе урока. Сколько было положительных эмоций при первом тестировании! Как детям хотелось скорее взять пульт в руку и прикоснуться к его кнопкам при выборе правильного ответа! С того момента все учащиеся, независимо от успеваемости, с нетерпением ждут следующего тестирования. На уроках стали проявлять большую активность, радоваться успехам одноклассников и гордиться своими.
Подтверждением результативности опыта является % качества знаний обучающихся. За последние 2 года он вырос с 63 % до 67 %. Обучающиеся с удовольствием участвуют в олимпиадах и конкурсах. В 2012-2013 учебном году Томасова Мария и Саранский Александр стали призерами Открытой Республиканской Олимпиады по информатике. Неплохие результаты по дистанционным олимпиадам и конкурсам. «КИТ»-30 призеров, Интернет-олимпиада по информатике-3 призера, конкурс «Центр-зит.рф»-2 призера, международный проект Videouroki.net-7 призеров. Ежегодные победители и призеры школьного и призеры муниципального этапа олимпиады по информатике.
Опыт работы по данной проблеме представлен:
на школьном педагогическом совете «ФГОС ОО: проблемы и перспективы»(2015год);
на муниципальной августовской конференции
на межрайонном (Теньгушево-Темников) семинаре по теме: «Профессионализм, творчество, инициатива учителя-важный ресурс качественного образования» (2015 год)
на учительском портале: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Таким образом, представляемый педагогический опыт является актуальным, научно-обоснованным и рациональным, о чем свидетельствуют качественные результаты педагогической практики. Идеи обобщаемого опыта могут быть применимы в массовой практике педагогической  работы. 
В заключение хотелось бы сказать о том, что применение интерактивных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, повышает эффективность образовательного процесса, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным, открывая для педагогов новые горизонты и обеспечивая возможность адаптации процесса образования к специфическим особенностям отдельных индивидуумов. На мой взгляд, это прекрасный способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».










Заголовок 315