Внеурочная деятельность Разведчики природы по теме Мы в ответе за Землю, на которой живем! (3 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень»
Пристенского района Курской области
Открытое занятие внеурочной деятельности
«Разведчики природы»
«Мы в ответе за Землю, на которой живем!»
Подготовила учитель начальных классов
Маханёва Татьяна Александровна
п. Пристень – 2016 год
«Мы в ответе за Землю, на которой живем!»
Цель:
воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.
Задачи:
1.Создать условия для углубления и систематизации знаний об окружающей среде;
2.Пробуждать активный интерес к деятельности по охране и улучшению окружающей среды, обсуждать последствия воздействия человека на природу;
3.Формировать практические умения и навыки поведения в природе;
4.Развивать речь, умение работать в группе, договариваться;
5. Развивать творческие способности детей.
Оборудование:
Компьютер; мультимедийный проектор; презентация; модели аппликации « Воздействие человека на окружающую среду»; письма-жалобы в конвертах; фломастеры; плакат с изображением земного шара; шаблоны цветов, деревьев, кленовых листьев, экологических знаков; костюмы богатырей.Форма проведения:устный журнал
План занятия:
I.Вступительная беседа.
II.Устный журнал.
Страница 1. «Наука о том, как сберечь нам свой дом»
Страница 2. «Жалобная книга природы»
Страница3. «Они должны жить!»
Страница 4. «Земля защиты просит у людей»
III. Коллективная творческая работа. Создание плаката.
IV. Рефлексия.
Вступительная беседа
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости! Повернитесь к гостям и подарите им свои улыбки! Садитесь!
А провести наше мероприятие мне помогут обучающиеся 7 класса: Карачевцева Н. и Меркулов Д.
Вы много читаете о природе, интересуетесь ее загадками. А вот о чем мы будем говорить сегодня, попробуйте догадаться сами, прослушав стихотворение:
Как много в жизни значит ДОМ!
Как много жизненности в нем!
Начало, цель, причал и завершенье,
Он – точка А и точка В
И в каждой бьющейся судьбе –
Тропинок и путей соединенье.
Учитель: У каждого из нас есть свой дом, и каждый хочет, чтобы его дом был чистым, уютным и безопасным.
-А что вы считаете свои домом? (дом, в котором живём; поселок, в котором живем, т.е. малая Родина, планета Земля).
-Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитатели водных просторов имеют дом?(да)
- Где их дом? (на земле, под землей, в воде, в лесах и полях, среди льдов и снега.)
- Значит, их дом можно назвать одним словом  - …..(природа)
- Как вы думаете, им в этом доме приятно? Безопасно? (не всегда).
-А можно ли считать природу и нашим домом? Почему? (мы не можем жить без солнца, воды, воздуха, без животных и растений)
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (о планете Земля - о нашем общем доме, о важности охраны природы)
Учитель: В широком смысле слова наш общий дом- это наша планета Земля. И мы сегодня поговорим о том, как и для чего нужно беречь и охранять наш общий дом. И тема нашего занятия «Мы в ответе за Землю, на которой живем!» Слайд 2 (ТЕМА ЗАНЯТИЯ)
Ученик 1: Как удивительно красива природа, сколько сказочных творений создала нам она! Посмотрите вокруг: сколько красоты нас окружает. Леса, населённые разными животными и птицами, поля и луга с разноцветием трав и цветов, горы и моря, восходы и закаты. И всё это природа, которая кормит нас, поит, даёт всё для жизни, а взамен требует совсем немного.
Учитель: -Так что же она требует? (Бережного и уважительного отношения к себе.) Мы должны беречь нашу землю, сохранить её красоту для тех, кто будет жить после нас.
Ученик 2: Может быть, вам приходилось видеть заброшенный дом, где выбиты стёкла, сломаны двери и вокруг растут высокие сорняки? Печальная картина?Такие картины часто встречаются в природе. Земля – наш общий дом, который находится в опасности и просит о помощи. И то, что происходит в природе, касается каждого из нас. Тема защиты Земли, её природных богатств не должна отодвигаться на завтра, тема актуальна сегодня, иначе будет поздно.
Слайд 3 (ЧЕРНЫЙ)
Учитель: Знаете ли вы, что угрожает нашей природе?
(загрязнение воздуха дымом от фабрик, заводов, выхлопными газами машин, загрязнение воды сточными водами, мусором, загрязнение почвы, исчезновение некоторых видов животных и растений, и т.д…) (учитель вывешивает модели аппликации « Воздействие человека на окружающую среду» на магнитную доску)
Учитель: Вот некоторые воздействия человека на нашу природу.
Ученик 1: Человек считает себя хозяином над природой. Сточными водами, бытовыми отходами загрязняются водоёмы, от дыма заводов и фабрик, от выхлопных газов автомобилей становится трудно дышать- загрязняется воздух, много территорий превращается в огромные свалки мусора. От неразумной деятельности человека исчезают разные виды животных и растений, выгорают огромные площади лесов. Природа, наша жизнь и здоровье находятся в опасности.
Учитель: Ребята, давайте прочитаем эпиграф на экране. СЛАЙД 4 (ЭПИГРАФ «Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучить.» Н. Гарин-Михайловский.) Как вы понимаете слова известного писателя?
Ученик: (Природа – это интересная книга, которую нужно научиться читать, делая для себя удивительные открытия).
Учитель: Сегодня мы откроем некоторые страницы этой удивительной книги.
- Как вы думаете, что нам предстоит узнать?
(Какие проблемы окружающей среды существуют, почему важно беречь и сохранять природу.)
-Чему вы должны научиться? (Бережному отношению ко всему живому, правилам поведения в природе.)
-Еще мы поговорим о науке, которая изучает связи человека с окружающей природой.
Устный журнал
Предлагаю провести наше занятие в виде устного журнала и первая страница называется…СЛАЙД 5
Страница 1. «Наука о том, как сберечь нам свой дом»
Вам предлагается отгадать кроссворд, чтобы узнать, как называется наука о том, как сберечь и защитить нашу природу. СЛАЙД 6 (Отгадывание кроссворда «Экология»)
Учитель: Какое слово получилось?
Ученик 1:Экология – наука о связях человека и природы, о нашем большом доме- планете Земля. Это слово ввёл немецкий биолог Эрнст Геккель в 1869 году, уже более 140 лет назад. Оно произошло от греческих слов «экос»- дом, и «логос»- наука. Получается, что экология – это наука о доме. От слова экология произошло слово эколог. Эколог- это человек, который занимается экологией, защищает природу. СЛАЙД 7 (ЧЕРНЫЙ)
Ученик 2: Для того чтобы хоть как-то помочь природе, государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. И одна из главных- это международная организация «Гринпис», что с английского языка дословно можно перевести, как зелёный мир.Люди, которые входят в эту организацию, борются за чистый, зелёный мир, хотят остановить загрязнение нашей планеты.Активисты «Гринпис» пытаются помешать захоронению радиоактивных отходов в море, сжиганию отходов. Членам этой организации удалось добиться международного соглашения о запрете сжигания отходов с 1994 года.
Страница 2. «Жалобная книга природы»
Учитель: Мы открываем следующую страницу книги - «Жалобная книга природы» Слайд 8
Нам прислали несколько жалобных писем, давайте узнаем, кто же их написал?
Жалоба №1
"Ох, и не любят меня люди!" Голос мой не нравится им и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что и беду я приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь за лето я уничтожаю тысячи мышей - полёвок, а они такие прожорливые, что потомство одной полёвки способно за лето испортить и съесть до тонны зерна. Так что меня каждый, кто булочки, пирожки и пирожные любит, уважать обязан. И чего меня страшилищемвыставлять и детей мной пугать? Умные люди меня уважают и ценят. Символом мудрости меня называют. (Сова) СЛАЙД 8
Жалоба №2 Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь. Что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (Жаба) СЛАЙД 9
Жалоба №3 Мы разрыхляем  почву, истребляем множество насекомых.   Мы открываем доступ к корням дерева, поэтому дерево растет быстрее, чем соседние с ним деревья. Вот такие мы полезные. Люди нас называют санитарами леса, но не всегда хорошо к нам относятся. Бывает так, что наши домики разоряют  и нам приходиться строить дом заново или искать другой приют. (Муравей) СЛАЙД 10
   
СЛАЙД 11 (ЧЕРНЫЙ)
Учитель: Вот такие жалобные письма мы получили. Все лесные жители испытывают трудности от неразумной деятельности человека. В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова «Сохраняй». Сейчас мы ещё раз вспомним их и проведём акцию «Посади дерево». Те, кто называет правило, выходят и прикрепляют дерево на плакат.
Я начинаю, а вы продолжаете: Сохраняй….(правило поведения в природе).
1. Сохраняй в лесу деревья.
2. Сохраняй муравейники.
3. Не разводи костров в сухую погоду.
4. Сохраняй птиц, не разоряй гнезд.
5. Не бери из леса животных.
6. Сохраняй жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.
7. Сохраняй полевые цветы.
8. Сохраняй змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.
Учитель: Эти правила поведения в природе мы должны помнить всегда, чтобы жить в гармонии с природой.
Учитель: А сейчас давайте посмотрим, как ученики нашей школы стараются помочь природе. СЛАЙДЫ 12, 13, 14 (АКЦИИ ШКОЛЫ)
Они принимают участие в различных акциях:
- уборка территории в лесополосе и возле школы
- посадка молодых деревьев
- изготовление кормушек и многое другое. СЛАЙД 15 (ЧЕРНЫЙ)
Физминутка
Страница3. «Они должны жить!» СЛАЙД 16
Ученик 1: Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.
-Скажите, почему так называется эта книга? (Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”.)
Ученик 2: Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. И на следующей странице книги природы мы познакомимся с некоторыми исчезающими видами животных.
Учитель: Ребята, посмотрите видеоролик о животных, занесённых в Красную книгу. Слайд 17
СЛАЙД 18 (ЧЕРНЫЙ)
Ученик 3 класса:
Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползет проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут. И падут растенья,
И зверь не обойдет своей тропы.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты оговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.   (С. Островский)
Страница 4. «Земля защиты просит у людей»
Учитель: Переходим ещё к одной странице книги природы, которая называется «Земля защиты просит у людей» СЛАЙД 19
Учитель: Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь, люди! Планета в опасности!» Да она и кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями, наводнениями, землетрясениями и другими катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу. СЛАЙД 20 (ЧЕРНЫЙ)
- Сейчас вам предстоит увидеть ожившую картину В. М. Васнецова «Три богатыря».
Инсценировка по картине В. М. ВАСНЕЦОВА «ТРИ БОГАТЫРЯ»
Илья Муромец (глядя вперед из-под ладони). Эх, полюшко-поле! Ни живо, ни мертво ты стоишь, будто после побоища...
Алеша Попович (кивая на камень). Тут что-то написано. (читает): Налево пойдешь — на химзавод попадешь...Направо пойдешь — в сгоревшем лесу пропадешь...Прямо поедешь — на бездорожье костей не соберешь…Ну и заехали мы! (снимает шлем, вытирает испарину со лба).
Добрыня Никитич (тревожно). Глядите, туча черная над полем стелется — не к добру все это! Неужто силы темные, поганые, снова на Русь напасть хотят?! Защитим, братцы, землю-матушку от ворогов!
Илья Муромец. Погоди, не горячись, Добрыня. То не туча ворогов застит небо, а дым из труб химзавода валит.
Алеша Попович. А скажи, Илья Муромец, отчего так мертво это поле? Отчего трава на нем пожухла, а птицы улетели?
Илья Муромец. Оттого что люди сделали из этого поля свалку бытовых отходов. Всю-то ее замучили, землю-матушку.
Добрыня Никитич. Это что же, зря, значит, мы, богатыри русские, поля эти у ворогов отбивали, кровушкой своей поливали?!
Алеша Попович. Нет, не зря, Никитич! А ну-ка, поворачивай своих коней, поедем в отдел по охране природы, вече соберем! Видать, опять, наше время пришло, богатырское!..
-Как вы думаете, зачем богатыри поехали в отдел по охране природы?
(Богатыри поехали в…, чтобы решить вопрос о сохранении природы)
Сейчас Наташа прочитает стихотворение С. Михалкова. А вы подумайте, какие ошибки совершили ребята, которые приехали отдохнуть на речку, и назовите их.
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка не найти.
Тут сидят и там сидят, отдыхают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли, и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели, тоже пили, тоже ели.
Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
Эй, ребята, - крикнул Дима,-
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид, прекрасный пляж.
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли,
Веселились, как могли: хороводом песни пели…
Отдохнули, и ушли.
И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,
Словом, мусора гора….
Мы приехали на реку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти. (С. Михалков)
Учитель: какие же ошибки совершили ребята?
-Посмотрите на рисунки. СЛАЙД 21 Как их можно назвать?
(Запрещающие экологические знаки)
СЛАЙД 22 (ЧЕРНЫЙ)
Учитель: Ребята, сможем ли мы с вами жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, солнца? Земля – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
Коллективная творческая работа
(Создание плаката)
-Сейчас поработаем в группах и создадим плакат, призывающий охранять и беречь природу.
1 группа: У вас кленовые листочки со слогами. Нужно правильно сложить из листочков слова, и получится предложение известного писателя о природе.
Из кленовых листочков дети собирают предложение - высказывание
М. Пришвина: «Охранять природу-значит охранять Родину».
2 группа: У вас шаблоны цветов, на которых вы должны написать призывы, пожелания к бережному отношению к природе.
(Украшают шаблоны цветов, пишут призывы)
3 группа: рисуют запрещающие знаки.
Готовые работы прикрепляем к общему плакату на доске.

Рефлексия СЛАЙД 23
Учитель: Мы перелистали несколько страниц книги природы, узнали об экологических проблемах.
- Какой же вклад можете внести вы в общее дело охраны окружающей природы?
-Какой вывод сделали для себя: Полезно ли изучать книгу природы?
( Мы должны научиться видеть, любить и охранять всё живое, быть внимательнее и добрее. Не мусорить, экономно расходовать воду, беречь животных и растения. Очень важно беречь и охранять окружающую нас природу - наш общий дом) А теперь подведем итог нашего занятия и продолжим следующие предложения:
1. Занятие научило меня…2. Я понял, что…3. Я хочу сохранить…
Учитель: - С каким настроением Вы уходите с занятия?
- Вам было интересно?
А на память о нашем занятии я хочу подарить Вам экологические календари. А вот 2017 год объявлен в России годом экологии и особо охраняемых территорий.
Ещё в 20-х годах XX века писатель В.Бианки говорил, что человек должен жить в согласии с природой, но это чувство надо в себе воспитывать. Так давайте будем воспитывать в себе любовь к природе, ко всему живому на Земле.
Литература:
Камкин О.Н. Путешествие по страницам Красной книги «Исчезающая красота». / - Досуг в школе. –2008. - №5.
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. « Нравственно-экологическое развитие школьников». М:5 зазнания, 2007.
Шевченко Г.И. «Наш дом - планета Земля» / - Педсовет.– 2007. - №8.