Рабочая программа по элективному курсу Разведчики природы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Татарская гимназия № 65
Орджоникидзевского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Согласовано
Зам.директор по УВР
«_____» _____________2015
__________ / А.Х.Сайдылова/
Утверждено:
директор МБОУ Татарская гимназия №65
«_____» _________________2015
____________ / А.Ф. Галимзянова/

Рабочая программа внеурочной деятельности по окружающему миру
«Разведчики природы»
для 4 а класса
Разработано на основе рабочей программы по внеурочной деятельности для НОО (1 - 4) по курсу "Природоведение"
1 час в неделю (всего 32 часа)
Составитель: Сафарова Л.М.
Уфа 2015
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………….3
Учебно-тематический план 1-го года обучения…………………………………….7
Содержание программы первого класса…………………………………………….8
Учебно-тематический план 2-го года обучения…………………............................11
Содержание программы второго класса……………………………........................12
Учебно-тематический план 3-го года обучения……………………………………14
Содержание программы третьего класса………………………...............................15
Учебно-тематический план 4-го года обучения……………………………………17
Содержание программы четвертого класса.………………………………………..18
Список использованной литературы……………………………………………….19

Пояснительная записка
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений. Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.
Однако далеко не всё может быть правильно понято ребенком при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к окружающему миру. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста.
Этому способствуют занятия по дополнительной образовательной программе «Разведчики природы».
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что последние годы характеризуются интенсивной работой по перестройке содержания образования в школьных учреждениях.
Программа «Разведчики природы» имеет 4 ступени, соответствующие психо-возрастным особенностям детей. Деятельность младших школьников организуется в течение всего учебного года по сезонным циклам в форме занятий, игр-экспедиций, практических работ, экскурсий, конкурсов.
Первый класс «Айболята», второй класс «Разведчики природы», третий класс «Светлячки», четвертый класс «Планета загадок».
«Айболята» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время экскурсий в природу.
На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы для «Разведчиков природы» становится парк, лесная зона. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.
Образовательное пространство «Светлячков» еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Задача третьего года обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека значимы для микро- и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую деятельность.
«Планета загадок», четвертый год обучения, вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, «Планета загадок» обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий. В целом курс «Планета загадок» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах.
Таким образом, процесс познания, начинаясь с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира, расширяется и углубляется до выяснения причинно-следственных связей и взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социо-природной средой.
Отличительной особенностью программы «Разведчики природы» является то, что в содержание программы включены эколого-биологические знания не только о видовом составе флоры и фауны, их отдельных представителях, но и понятия и определения, законы и закономерности. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.Новизна программы в том, что она позволяет обогащать практический опыт общения с окружающим миром природы через наблюдение за живыми объектами, опыты и эксперименты, экскурсии в природу.
Целью программы является создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.
В основе построения программы лежит принцип единства познания, переживания, действия, который отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде.
Принцип прогностичности ориентирует младших школьников на ознакомление с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить. Чтобы усилить доказательность реальности прогноза тех или иных изменений в окружающей природной среде необходимо вовлекать детей в доступные способы исследования.
Взаимосвязь глобального и регионального, реализация этого принципа усиливает связь с жизнью, способствует развитию у детей младшего школьного возраста комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека со средой обитания и трудовой деятельностью, содействует экологически грамотному поведению в повседневной жизни.
Данные принципы взаимосвязаны и позволяют использовать в программе идеи развивающего обучения.
Каждый раздел данной программы начинается вводным занятием, где детьми создается обобщенная абстрактная модель научной картины живой природы с учетом возраста детей, которая затем конкретизируется и в конце каждого раздела эта модель просматривается на новом – обобщенно-конкретном уровне.
Благодаря данному подходу оказывается возможным решение следующих задач:
1. формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребёнку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной реке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где ходит много людей, не растёт трава);
2. способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе;
3. показать познаваемость явлений живой природы, осуществлять
наблюдение;
4. дифференцировать знания детей о природе и социальном мире: дикая
природа, окультуренная природа, деятельность человека и её результаты;
5. воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека.
Педагогическая целесообразность программы:
определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности.
Условия реализации образовательной программы.
Программа «Разведчики природы» предназначена для детей 7-11 лет (младшего школьного возраста), рассчитана на 4 года обучения по 2 часа в неделю.
Программа может быть использована педагогами для работы кружков, факультативов, реализующих экологическое направление развития ребёнка.
Форма обучения – групповая.
В течение четырех лет обучения дети проходят весь курс обучения по программе «Разведчики природы».
При тематическом планировании особое внимание уделяется практической деятельности.
Почти каждое занятие включает в себя и теоретические знания, и практическую работу.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности.
Ожидаемые результаты реализации программы
К концу обучения дети:
- понимают место человека в природе (не хозяин природы, а часть её); что человек обязан считаться со всеми, живущими на Земле; учатся рационально использовать дары и богатства природы.
- имеют представления о:
элементарных правилах поведения в природе и живом уголке;
условиях роста и развития растений и животных;
основных особенностях сезонной жизни людей, растений, животных;
растительном и животном мире разных частей света и родного края.
Дети могут:
отличать некоторые растения и животных нашего края и других частей
света;
устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
различать и называть растения по коре, листьям и плодам;
ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными;
соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях
Знают:
основные различия между растительным и животным миром,
закономерности их развития;
о приспособленности растений и животных (в домашних условиях и природе).
Дети младшего школьного возраста приобретают умения: общаться в различных социальных ситуациях, использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата, приобретают актуальные знания и практико-ориентированные навыки.
Формы подведения итогов реализации программы
Результатом на каждом этапе обучения являются контрольные задания.
Каждый продукт деятельности наглядно показывает возможности, усвоенные знания и умения каждого ребёнка.
Способы отслеживания и контроля результатов
В результате обучения по программе у детей формируется определённый набор знаний, умений и навыков, которые отслеживаются на занятиях с помощью контрольных заданий.
Уровень сформированности умений и навыков отслеживается при выполнении детьми практических действий по уходу за растениями и животными, а также в процессе поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности.
Кроме того, для проверки знаний в конце учебного года используются творческие игры, конкурсы и викторины.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
Методы получения знаний:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
2) наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц, использование доски);
3) практические (упражнение, лабораторная работа, практическая работа)
4) метод дидактической игры
Методы усвоения учебного материала:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемный;
4) частично-поисковый или эвристический;
5) исследовательский
Методы, стимулирующие интеллектуальную, познавательную и творческую активность детей: ТРИЗ, методы эколого-психологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций.
Техническое оснащение и дидактический материал
1.Инструкции по технике безопасности при работе с инструментами и канцелярскими принадлежностями.
2.Инструменты и вспомогательные приспособления: инвентарь, используемый для ухода за растениями и животными; канцелярские принадлежности: ножницы, кисточки, карандаши; оптические приборы: лупы; микроскопы; лабораторное оборудование для опытов.3.Материалы: гуашевые краски; клей-карандаш; восковые мелки
4.Специальная литература для педагогов, родителей и детей.
5.Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: гербарии; муляжи; таблицы; схемы; раздаточный материал, дидактические карточки; коллекции; глобус.6.Натуральные объекты – комнатные растения и обитатели живого уголка.
Содержание программы 1-го года обучения
Экскурсия «Здравствуй, школа!»
Цель экскурсии – познакомиться с первоклассниками, познакомить их друг с другом и со школой: расположением некоторых кабинетов, территории школы, способствовать созданию праздничной атмосферы в первый школьный день.
Психопедагогическое упражнение: «Рассказ о себе»
Дидактическая игры: «Знакомство», «Интервью».
В гости к огородному Подрастаю
Наблюдение: за огородными растениями - строение
Практическая работа: с моделями растений
Дидактические игры: «Знакомство с листьями», «Цветовые оттенки»
3. У природы нет плохой погоды
Наблюдение: за погодой
Практическая работа: занесение наблюдений в дневник природы
Дидактическая игра: «Природные несуразности»
4. Все это называется природа
Наблюдение: за живой и неживой природой
Практическая работа: как оформлять следующие страницы дневника
Дидактическая игра: «Отгадай, чей голосок»
5. Наше окружение
Наблюдение: взаимосвязи живой и неживой природы
Практическая работа: вести наблюдение за объектами природы и фиксировать в дневнике природы
Дидактическая игра: «Угадай и собери
6.Берегись автомобиля
Наблюдение: за передвижением за ближайшими от школы улицами
Практическая работа: познакомить детей с дорожными знаками возле школы, с понятиями «проезжая часть дороги», «перекресток». Поиграть в игры, развивающие слух и реакцию детей.
Дидактическая игра: «Слепой медведь»
7.Золотая осень
Наблюдение: за изменениями в природе
Практическая работа: собрать гербарий из осенних листьев
Дидактическая игра: «Антошка»
8. Гибкий стебель
Наблюдение: за влиянием света на рост растений
Практическая работа: посадка фасоли с последующим наблюдением за освещенными и неосвещенными растениями
9. Знакомство с комнатными растениями
Наблюдение: за разнообразными комнатными растениями
Практическая работа: уход за комнатными растениями
Дидактическая игра: «Найди мышку»
10. Познай себя
Наблюдение: Кто я, откуда я, кто мои родители, сколько у меня бабушек и дедушек, кем они были?
Практическая работа: аппликация «Родословный цветок»
11. Вода вокруг нас
Наблюдение: за ролью воды в природе
Практическая работа: понаблюдать за разными состояниями воды
12. Знакомство с аквариумными рыбками
Наблюдение: за приспособленностью к водной среде обитания на примере аквариумных рыбок
Практическая работа: уход за аквариумными рыбками
13. Без воды и не туды, и не сюдыНаблюдение: за тем, как вода попадает в кран
Практическая работа: понаблюдать сколько капель воды вытекает из неплотно закрытого крана за минуту
Дидактическая игра: «Ручейки»
14. Изучаем живую и неживую природу
Наблюдение: за живой и неживой природой в зимний период
Практическая работа: окапать с помощью родителей снежком свое именное дерево, чтобы ему было тепло
15. Волшебник - невидимка
Наблюдение: за воздухом и некоторыми его свойствами
Практическая работа: рассмотреть листья комнатного растения и объяснить, что растения тоже дышат воздухом
Дидактическая игра: «Мыльные пузыри»
16. Откуда берется ветер
Наблюдение: за обитателями воздушной среды
Практическая работа: выяснить, где сильнее ветер: на открытом или на защищенном месте, что делает ветер, прислушаться к звукам ветра
Дидактическая игра: «Полетушки»
17. Из чего состоит почва
Наблюдение: за составом почвы
Практическая работа: выветривание и образование почвы
Дидактическая игра: «Корни и листья»
18. Строение Земли
Наблюдение: за строением Земли
Практическая работа: изготовить модель Земли из цветного пластилина
19. Прогулка по экологической дорожке
Наблюдение: за линиями горизонта и сторонами горизонта
Практическая работа: определение сторон горизонта и предметов на местности
Дидактическая игра: «Секретная цифра»

20. Собираемся в путешествие
Обобщение знаний по пройденным темам
Практическая работа: составление маршрута экскурсии
21. Игры – загадки «Угадай животное»
Наблюдение: за жизнью животных
Дидактическая игра: «Быстроногий зверек»
Требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании программы первого класса
По окончании программы первого класса у детей младшего школьного возраста формируются:
Представления:
- о разнообразии растений на Земле, их роли в природе и жизни человека;
- о влиянии климатических условий на рост и развитие растений;
- о воде, почве, воздухе, как среде обитания;
-о строении Земли;
- о животных.
Знания:
- среды обитания растений;
- строения цветкового растения;
- условий живой и неживой природы;
- приспособлений растений к местному климату;
- различных признаков растений;
- о воде, как среде обитания;
- о почве, как среде обитания;
- о воздухе, как среде обитания;
- о строении Земли и т.д.
Умения:
- находить связи между органами растений и окружающей средой;
- узнавать комнатные растения по внешнему виду;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- ухаживать за комнатными растениями: чистка и мытьё листьев, опрыскивание;
- показывать роль воды в природе и необходимость бережного отношения к ней;
- уметь раскрыть понятия «вода», «почва», «воздух».
Содержание программы 2-го года обучения
Правила разведчиков природы
Практическая работа: придумать правила разведчиков природы
Этажи леса
Наблюдение: за этажами леса
Практическая работа: выполнить рисунок в технике «мятая бумага»
Дидактические игры: «Старичок Листовичок»
3. Прогулка-игра «Где клад»
Практическая работа: ориентирование и преодоление препятствий на примере тренировочных игр
Дидактическая игра: «Через ручеек», «По тропинке»
4. В гости к сосне
Наблюдение: за строением сосны
Практическая работа: рассмотреть взаимосвязи сосны с животными и другими растениями
5. Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее»
6. Воздух и его обитатели
Наблюдение: за свойствами воздуха и обитателями воздушной среды
Практическая работа: демонстрирование некоторых свойств воздуха с помощью несложных опытов
7. Куда дует ветер
Наблюдение: за ветром и его ролью в жизни растений
Практическая работа: несложные опыты по образованию ветра
Дидактическая игра: «Летающие семена»
8. Экскурсия на предприятие микрорайона
Наблюдение: за взаимосвязями в обществе
9. Кто как приготовился к зиме
Наблюдение: за сезонными изменениями в жизни растений и животных
Практическая работа: сравнить изменения, произошедшие в лесу и около их дерева, окопать свое дерево снегом
10. Свет, тепло и жизнь
Наблюдение: за ростом лука в разных условиях
Практическая работа: посадка лука в банке и наблюдение за состоянием луковицы, с созданными для роста разными условиями
11. Зимняя сказка: на снегу и под снегом
Наблюдение: за приспособлением животных и растений к среде обитания в зимних условиях
Практическая работа: рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе фотосинтеза
12. Здравствуй, Солнце!
Наблюдение: за солнечной системой, созвездиями, сторонами горизонта
Практическая работа: изготовить коллаж «Восход Солнца»
13. Кто живет в почве
Наблюдение: за образованием почвы, ее взаимосвязью с растениями и животными
Практическая работа: проделывание несложных опытов
14. Через ров, через ручей
Учить детей составлять схему маршрута с использованием топографических знаков
Практическая работа: зарисовка природных объектов при помощи топографических знаков и определение сторон горизонта по местным признакам
Дидактические игры: «С кочки на кочку», «Узелок»
15. Встреча с весенним лугом
Наблюдение: за строением и размножением растений на примере растений луга
Практическая работа: зарисовать схему взаимоотношений растений и животных на лугу
Дидактическая игра: «На лугу»
16. Прогулка к озеру
Наблюдение: за водоемом, как природным сообществом
Практическая работа: составить цепь питания водоема
Дидактическая игра: «Рыбаки»
17. Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы»
Обобщение полученных знаний
Требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании программы второго класса
По окончании программы второго класса у детей младшего школьного возраста формируются:
Представления:
- о экологическом значении растений на Земле;
- о воздухе и его обитателях;
- о сезонных изменениях в жизни растений и животных;
- о образовании почвы, ее взаимосвязью с растениями и животными.
Знания:
- строения и размножения растений;
- приспособлений животных и растений к среде обитания в зимних условиях;
- роли ветра в жизни растений;
- свойств воздуха.
Умения:
- находить связи между растениями и окружающей средой;
- зарисовывать природные объекты при помощи топографических знаков;
- определять стороны горизонта по местным признакам;
- составлять различные цепи питания.
Содержание программы 3-го года обучения
Знакомство с нравственным кодексом юного эколога
Составление нравственного кодекса юного эколога
Лес – природное сообщество
Наблюдение: за лесом, как природным сообществом; знакомство с экологическим законом «Все со всем взаимосвязано»
Практическая работа: сформулировать первый экологический закон: «Все со всем взаимосвязано»
3. Кто чем питается
Наблюдение: за питанием разных групп животных
Практическая работа: изготовить набор карточек с изображением кормов различных животных
4. К древнему морю
Познакомить детей с понятиями «ориентирование», «план», «масштаб», «рельеф», «карта»
Практическая работа: учиться исследовать рельеф местности, тренироваться в ориентировании с помощью компаса и местных признаков
5. Знакомый незнакомец
Познакомить детей с понятиями «облако», «гроза», «радуга». «атмосфера» и некоторыми свойствами воздуха
Практическая работа: изготовить коллаж «Радуга»
6. Дает корова молоко
Наблюдение: за дикими и домашними млекопитающими, их строением, размножением, различными условиями существования и ролью в природе
Практическая работа: самостоятельно узнать о жизни домашних животных
7. Откуда берутся дождь и снег
Наблюдение: за круговоротом воды и ролью растений в круговороте воды
Практическая работа: проведение несложных опытов
Дидактическая игра: «Дерево»
8. «Все куда-нибудь девается»
Наблюдение: за зависимостью состояния здоровья человека от состояния факторов неживой природы
Практическая работа: скрининг воды в своей квартире
9. Идем по следу
Наблюдение: за жизнью зимнего леса и взаимосвязями в лесном сообществе
Практическая работа: рассмотреть иллюстрации следов зверей, птиц, зимующих в своем крае
10. Сокращение места обитания
Наблюдение: за последствиями сокращения мест обитания
11. Жизненное пространство
Наблюдение: за представлением о жизненном пространстве, как о важном факторе среды
Практическая работа: посадка гороха и составление графика процесса роста растения
12. Энергия
Наблюдение: за распределением солнечной энергии по звеньям цепи питания
Практическая работа: нарисовать круговорот энергии
13. Солнечная система
Наблюдение: за планетами солнечной системы и явлениями в природе, которые происходят не зависимо от воли человека
Практическая работа: наблюдение по вечерам за Луной в различных фазах
14. Все животные важны, все животные нужны

Наблюдение: за пресмыкающимися, их строением и ролью в природе
Практическая работа: определить к какой группе относятся животные
15. Поход «По экологической тропе»
Обобщение полученных знаний
Требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании программы третьего класса
По окончании программы третьего класса у детей младшего школьного возраста формируются:
Представления:
- о жизненном пространстве, как о важном факторе среды;
- о пресмыкающихся, их строении и роли в природе;
- о распределении солнечной энергии по звеньям цепи питания;
- о круговороте воды
Знания:
- главного экологического закона;
- природных сообществ;
- планет солнечной системы;
- роли растений в круговороте воды
Умения:
- исследовать рельеф местности;
- ориентироваться с помощью компаса и местных признаков;
- определять к какой группе относятся животные;
- составлять график процесса роста растения.
Учебно-тематический план 4-го года обучения
№ п/п Название раздела программы Дата Количество часов Форма контроля
план факт теория практика экскурсии всего 1 Тайны за горизонтом 14.09
21.09
28.09
5.10 4 - - 4 Работа с картой
2 Жили - были динозавры…и не только они 12.10
19.10
26.10
9.11
16.11
23.11
30.11
7.12 4 2 2 8 Конкурс рисунков; работа с энциклопедиями
3 Тайны камней 14.12
21.12
28.12
18.01
25.01
1.02 4 2 - 6 Рассмотрение образцов камней и определение названий
4 Загадки растений 8.02
15.02
22.02
29.02
7.03 2 2 1 5 Работа с гербарием
5 Утконос и компания 14.03
21.03
4.04
3 - - 3 Работа с энциклопедиями
6 Планета насекомых 11.04
18.04
25.04 2 - 1 3 Работа с коллекциями насекомых и определение названий
7 Загадки под водой и под землей 16.05
1 - - 1 Конкурс рисунков
8 Что такое НЛО 23.05
30.05 2 - - 2 Работа с энциклопедиями
Итого: 22 8 2 32 Содержание программы 4-го года обучения
Тайны за горизонтом
Наблюдение: за географическими открытиями в древности
Практическая работа: работа с картой
Жили – были динозавры…и не только они
Наблюдение: за развитием жизни на нашей планете в разные периоды
Практическая работа: рассматривание окаменелостей
3. Тайны камней
Наблюдение: за разнообразием камней
Практическая работа: рассматривание образцов
4. Загадки растений
Наблюдение: за удивительными открытиями растений
Практическая работа: рассматривание растений в гербариях
5. Утконос и компания
Наблюдение: за открытиями удивительных животных
6. Планета насекомых
Наблюдение: за разнообразием и многочисленностью насекомых, их ролью в природе и жизни человека
Практическая работа: рассматривание насекомых в коллекциях
7. Загадки под водой и под землей
Наблюдение: за подводным миром
Практическая работа: определение животных по карточкам
8. Что такое НЛО?
Наблюдение: за свидетельствами, сомнениями, предположениями о существовании НЛО
Требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании программы четвертого класса
По окончании программы четвертого класса у детей младшего школьного возраста формируются:
Представления:
- о разнообразии и многочисленности насекомых;
- о роли насекомых в природе и жизни человека;
- о подводном мире;
- о за развитии жизни на нашей планете в разные периоды.Знания:
- географических открытий в древности;
- исторических и палеонтологических сведений;
- о разнообразии растений, животных, насекомых
Умения:
- работать с картой;
- работать с коллекциями, гербариями;
- самостоятельно пользоваться энциклопедиями.
Список использованной литературы:
1. Акимушкин, И. Мир животных [Текст] /И.Акимушкин. // Мир животных - М., 1984.
2. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана [Текст]
/В.А.Алексеев. // 300 вопросов и ответов о жизни животных океана - Ярославль: Академия развития, 1997.- 239с.
3. Брем, А.К. Жизнь животных [Текст] / А.К.Брем.// Юный натуралист.- 1995.-
№5.- С.42.
4. Брукс, Ф. Моря и океаны: энциклопедия окружающего мира [Текст]
/Ф.Брукс. // Моря и океаны: энциклопедия окружающего - М.: Росмэн, 1997.
5. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц [Текст]
/К.Н.Благосклонов. // Охрана и привлечение птиц - М.: Просвещение, 1972.-237с.
6. Головкин Б.Н. Комнатные растения [Текст] /Б.Н.Головкин. // Комнатные растения - М.,1989
7. Дитрих А.К. Почемучка [Текст] /А.К.Дитрих, Юрмин Г.А., Кошурникова
Р.В. // Почемучка – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 384с.:ил.
8. Ефремов А.В. Аквариум и его обитатели [Текст] /А.В.Ефремов // Аквариум и его обитатели.-
Новосибирск, 1992.-19с.
9. Крылов Г.В. Зелёная аптека Кузбасса [Текст]. /Г.В.Крылов, // Зелёная аптека Кузбасса
Н.Ф.Козакова, Э.В.Степанов.- Кемерово, 1989.-325с.
10. Кошо В.Н. Живой океан [Текст] / В.Н.Кошо. // Живой океан - М.: Планета, 1997.- 240с.
11. Колвин А. Живой мир: энциклопедия для детей [Текст] /А.Колвин. // Живой мир: энциклопедия для детей - М.:
Росмэн,1997.- 32с.
12. Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей [Текст]
/А.Ликум // Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей.- М., 1994.
13. Лысанов В.Г. 1000 загадок [Текст] /В.Г.Лысанов. // 1000 загадок - М.: АСТ, 2006.- 318с.ил.
14. Симонова Л.П. Ключи от природы, или этические беседы по экологии
[Текст]. /Л.П.Симонова. // Ключи от природы, или этические беседы по экологии - М.: Агар, 1997.- 134с.
15. Уот Ф. Планета Земля: энциклопедия окружающего мира [Текст] / Ф.Уот // Планета Земля: энциклопедия окружающего мира.- М.: Росмэн, 1997.
16. Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях [Текст] /Д.Г.Хессайон.-
М.,1996.- 255с.
17. Черкасова М.В. Амфибии, рептилии, рыбы [Текст] / М.В. Черкасова. // Амфибии, рептилии, рыбы - М.:
Агропромиздат, 1988.
18. Энциклопедия лекарственных растений [Текст] /Эммануэль Грассар,
Поль Изерен, Реми Лежен,Женевьев Мартен. // Энциклопедия лекарственных - ЗАО Издательский дом
Ридерз Дайджест, 2003.
19. Я познаю мир: детская энциклопедия. Растения [Текст] /Сост.
Л.А.Багрова, О.Г.Хинн. // Я познаю мир: - М.: ТКО «АСТ», 1996.- 512с.
20. Я познаю мир: детская энциклопедия.Экология [Текст] / Авт-сост.
А.Е.Чижевский. // Я познаю мир: - М.: ООО «Издательство АСТ»,1997.- 432с.
21. Я познаю мир: детская энциклопедия. География [Текст] / Авт-сост.
В.А.Маркин // Я познаю мир:.- М.: ТКО «АСТ», 1995.- 560с.
22. Я познаю мир: детская энциклопедия. Животные [Текст] / сост.
П.Р.Ляхов. // Я познаю мир: - М.: ООО «Фирма, издательство АСТ», 1998.- 544с.