Индивидуализация подхода к обучению как способ для реализации творческого потенциала учащихся на уроках чтения.

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность получить образование и иметь условия для развития. А.Бебель

Эпоха, наступившая, - эпоха перемен, инноваций, эпоха интеллекта, - диктует свои условия жизни, выдвигает новые требования к человеку. Качественно новые изменения в обществе убеждают, что наибольшей ценностью является неповторимая человеческая личность с ее наклонностями, предпочтениями, одаренностью.
Индивидуализация подхода к обучению как средство реализации творческого потенциала учащихся на уроках чтения.
Индивидуальный подход к обучению провожу через дифференцирование. Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход - важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно отрицать. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Направления работы с одаренными детьми отличаются от других. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов: 1. Изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося - и физических и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых школьным психологом и классными руководителями. 2.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приемы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объема и сложности задания. 3. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.


Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Для одаренных детей специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, задания не фактологического и костатационного характера, а творческие. Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории предоставляет дифференциация домашнего задания:
-прием«три уровня домашнего задания» (учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания-тренировочный: его ученики исполняют, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Третий уровень - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих задач широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд и др.); - прием «особое задание» (продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.); - прием «энциклопедист» (предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложненных заданий или дополнения в урок); - прием «молодой учитель» (ученики получают опережающие задания и во время урока дополняют повествование учителя, участвуют в процессе организации и проведения различных этапов урока.
Внеклассная работа (предметные мероприятия, предметные олимпиады и конкурсы разных уровней).
Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как игра «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», «За семью печатями», предметные викторины. По мере возможности я провожу индивидуальные занятия с учащимися с высокой учебной мотивацией. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам.
На уроках чтения использую межпредметные связи: украинский язык - прочитать только предлоги (предлоги и другие части речи), объяснить правописание слов с большой буквы, найти слова-синонимы (антонимы), найти однокоренные слова, подобрать синонимы, антонимы, пословицы, поговорки, фразеологизмы, словесное рисование и др.; естествознание - какую часть суток (явление) описывает автор, найти признаки зимы (или других пор года), признаки живой (неживой) природы и др.; гражданского образования - о какие человеческие достоинства или недостатки свидетельствуют поступки героя, назвать положительные (отрицательные) черты характера героя и др.
Каждый урок работаем над небольшими по объему дополнительными текстами, которые собраны в дополнительную папку для каждого ученика ( над легендами и преданиями), составными таблицами, текстами-анаграмами (по В. Эдигеем) (эту работу провожу в зависимости от количества времени на уроке - быстрее по карточкам в группах, медленнее - в парах или индивидуально).
Также созданы памятки для учащихся, например: учись читать правильно, учись читать выразительно, учись отвечать на вопросы, учись составлять план текста, как кратко пересказать текст и др.; таблицы выражения чувств.
Использую наглядность в виде иллюстраций (портреты писателей), презентаций - (жизненный и творческий путь Л Украинки, Т. Шевченко, В. Сухомлинского В. Нестайко, аудиостихи Н. Забилы, Г. Бойко, а также материала, с которым дети знакомятся в произведениях: о первопечатника И. Федорова, историю возникновения книги, библиотеку и др.; словарной работы, заданий творческого характера и проверочные задания ), учебных видеофильмов и отрывков из фильмов, мультфильмов, касающиеся произведений, которые изучаются на уроке: о Т. Шевченко, К. Билокур, о Киев, войну, времена года, отношения между ровесниками.
Постоянно работаем над тестами для улучшения качества работы учащихся на уроке и проверки усвоенного материала; ученики учатся самооценки на уроках.
Начиная со 2 класса, ведем «Дневники читателя», где ученики записывают информацию о прочитанных произведения на уроках внеклассного чтения и дома: определяют автора, название произведения, жанр, главных героев и основные события.
Для поощрения и демонстрации читательских умений в классе проводим конкурсы на «лучшего диктора», «лучшего читателя», «лучшего декламатора», инсценировки сказок, рассказов (или их отрывков). Привлекаю к нахождению дополнительной информации из дополнительных источников, что касается изучаемого темы.
На каждом уроке уделяю много внимания дидактическим играм.
Дидактическая игра - незаменимый атрибут учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Опыт работы показывает значительное повышение эффективности работы на уроке и во внеклассной деятельности именно благодаря игре. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно думать, развивать внимание. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся.
Для меня является ценным тот аспект игры, что именно она дает возможность индивидуализировать работу на уроке. Ценность игры заключается в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитательная функции взаимосвязаны.
Методическая копилка каждого учителя богата разнообразными дидактическими играми. Поэтому ознакомлю с наработками по проведению дидактических игр на уроках чтения:
Игра «Незнайка» Один ученик читает, а другой - исправляет допущенные ошибки. Игра «Волк и заяц» Один ученик начинает читать текст, второй - поступает после того, как первый дойдет до точки и пытается его догнать. Игра «Мы верим и не верим» Учитель читает предложение из текста, сделав ошибку в слове. Дети находят это предложение, говорят: «Мы верим» или «Мы не верим» и читают это предложение. Игра «Интервью» Тема интервью может быть различной, ученики - корреспонденты и респонденты. По окончании времени на обсуждение каждая пара представляет результаты работы, обмениваются своими идеями и аргументами со всем классом.
Игра «Земля - небо» По команде «Земля» дети наклоняются к книге и читают текст. По команде «Небо» - поднимают головки вверх, убирая указания от текста. Опять - «Земля» - ученики глазами находят, где они закончили читать. Игра «Дождик» (Дети читают хором.) - Накрапывает дождь (тихо). - Дождь пускается сильнее (громче). - Ливень (громко). - Дождь слабеет (тише). - Дождь перестал (чтение прекращается). Игра «Волны» Эта игра похожа на предыдущую, но немного отличается. Выбираем водящего, который задает «тон и темп игры. Текст читается так, как волна прибивается к берегу и отходит от него: тихо - громче - громко - тише - тихо - громче и т. д.
Игра «Пчелки» В полголоса чтения учащимися текста, каждый в своем темпе. Игра «Рыбки» Молчаливое чтение учениками текста, каждый - в своем темпе, при этом дети могут шевелить губами. Игра «Губы на замке» То самое молчаливое чтение, но шевелить губами запрещено. Игра «Засечка - бросок» По команде «Бросок» все дети начинают читать вполголоса текст. По команде «Засечка» - останавливаются и карандашом отмечают последнее прочитанное ими слово. Этот же текст таким же образом читают еще раз (но не больше трех раз). При повторном чтении дети убеждаются, что прочитали больший объем - «засечка» поставлена уже дальше. Это доказывает им необходимость многократного чтения текста, ведь с каждым разом результаты улучшаются. Игра «Отыщи предложения с началом» Учитель читает предложение, останавливаясь, ученики находят и дочитывают его. Игра «Найди ошибку» Учитель читает стихотворение, допуская ошибок. ученики внимательно слушают и исправляют.
Игра «Снежинка» В зависимости от времени года («Цветочек», «Листочек») читает тот ученик, на парту которого упала снежинка (цветочек, листочек). Игра «Не перерыва цепочка» Дети друг за другом читают по одному предложению (можно по одному слову, строфе) текст. Все должны следить, чтобы цепочка не прервалась. Игра «Кто лучше?» Конкурсное чтение стихотворения, рассказы. Чтение в парах. Игра «Буксир» Создается пара из «сильного» ученика и «слабого». «Сильный» ученик «ведет» в чтении, а «слабее» - пытается достичь темпа чтения «сильного» ученика. Игра «Эхо» «Сильный» ученик читает предложение, а «слабее» - читает это предложение после прослушивания. Игра «Котик и Мышка» Эта игра очень эффективна во время работы над усовершенствованием навыков быстрого чтения.
Первой начинает читать «Мышка». Когда она прочитает несколько слов или 1 предложение, начинает читать «Котик». Он пытается догнать «Мышку». Игра прекращается, когда оба ученики читают одно и то же. Игра «Лото» лас делится на 4 команды. Каждая команда получает одинаковые карточки. Первая группа карт содержит фамилии авторов, вторая группа карточек - названия произведений, третья - фрагменты из произведений. Задача: выбрать из общего количества карточек те, что касаются одного автора. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
Игра «Заверши предложение» Детям предлагается переписать предложения и дополнить их словом с противоположным значением. - В лесу растут деревья толстые и.... - Реки бывают глубокие и.... - Летом дни длинные, а зимой.... - Дети оценивают свою работу, учитывая каллиграфию. Игра «Составь предложение» На доске написаны части предложений. Школьники читают сначала левую, а затем правую части, выясняют, как дополнить левую часть, чтобы получилось предложение. Игра «Создай слово» От представленных слов образуйте новые слова с апострофом. Дерево - деревянный; солома -...; трава -...; воробей - гороб'ята; голубь -...; ласточка -.... Игра «Восстанови слово» На доске написаны слова с пропущенными буквами: лос_, пен_, тен_, пал_то, пал_ма. Записать в тетрадь восстановленные слова.
Игра «Засели домики - роды» Для этой игры изготавливаются 3 домики с прорезями: мужской род, женский род и средний род. Класс делится на 3 команды (3 ряда). Каждая команда получает свой домик - род. На столе у учителя карточки с напечатанными словами. Домики прикреплены к доске. Ученики по очереди подходят к столу, выбирают карточку со словом и заселяют в домик. Побеждает тот ряд, который быстрее заселит свой домик. Слова: картина, конь, деревня, девочка, море, мальчик, поле, небо, книга, дом.
С удовольствием учащиеся работают над творческими заданиями по окончании работы над темой, создавая собственные произведения, кроссворды, ребусы, иллюстрируя любимые произведения из раздела.
Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков. Программа дает возможность использовать на уроке рисунки, портреты писателей, видеофрагменты.