Статья: «Эффективное использование образовательных и воспитательных методов с целью развития потенциала школьников»


ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ
Щербакова Ирина Николаевна
МАОУ «СОШ № 7» городского округа г. Стерлитамак республике Башкортостан
mr.temka.1990@mail.ru Гимнастика, физические упражнения, ходьба
должны прочно войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ

Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Всем известно, что здоровье из года в год стремительно ухудшается. И мы перестаем удивляться тому, что ребенок, который впервые переступил порог школы, имеет ряд взрослых заболеваний. В связи с этим здоровье из медицинской проблемы переходит в категорию педагогическую. Такая озадаченность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов. Современная наука утверждает, что 20% уровня здоровья зависит от наследственных факторов, 20% от экологии, 10% от деятельности здравоохранения, остальные 50% от образа жизни человека. Многолетние исследования физиологов и гигиенистов доказали, что доля неблагоприятного воздействия школы (школьных факторов риска), отрицательно сказываются на состоянии здоровья детей, составляют от 20% и более процентов. Влияние школы и условий обучения, а также учебные перегрузки значимы так именно по тому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Кроме того, годы обучения для каждого ребенка - период интенсивного роста и развития. Известны многие факторы, отрицательно сказывающие на здоровье подрастающего поколения. Я предлагаю обсудить один из внутришкольных факторов риска организация физического воспитания, так как я являюсь учителем физической культуры. Все факторы риска можно разделить на три категории:
- неизбежные – с ними необходимо считаться, но нет способа их изменить;
- корректируемые – действие которых можно в некоторых случаях регулировать;
- устранимые – негативные действия, которых можно снизить, нейтрализовать, исключить. Все унутришкольные факторы относятся к корректируемым факторам или устранимым факторам, то есть именно на них должно быть направлено усилие работников системы образования в частности учителей физической культуры.
Распространенными заболеваниями являются заболевания глаз, желудочно-кишечного тракта, опорно - двигательного аппарата и другие. Ежегодно медицинские работники нашей школы составляют мониторинг состояния здоровья школьников. Например, в 2011-2012 учебном году около 80% учащиеся нашей школы страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Безотлагательных мер требует создавшиеся положение. С данными заболеваниями можно и нужно вести борьбу то есть проводить профилактическую работу. В данной ситуации возрастает роль школьного учителя физической культуры. Всем известно, что здоровье и физическая культура неразрывны друг с другом. Таким образом, перед собой я ставлю цель: развитие у школьников потребность к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Исходя, из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- формировать у школьников осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- формировать потребность в самостоятельном физическом развитии и ЗОЖ;
- интегрированный подход к организации физического воспитания;
- направлять интересы ребенка на укрепление и сохранение своего здоровья.
Для того чтобы цели и задачи были выполнены необходимо регулярная работа в этом направлении. Этого можно добиться через развитие у школьников устойчивого интереса к занятиям. В младшем и среднем школьном возрасте дети от природы имеют повышенную физическую активность. С данным возрастом организовать и провести любое спортивно-оздоровительное мероприятие не составляет труда. Дети с большим желанием принимают самое активное участие. Но, к сожалению, с возрастом физическая активность снижается, особенно это заметно у девушек. Из опыта работы можно наблюдать основные мотивы, которые побуждают физкультурно-оздоровительными и спортивными занятиями. Среди юношей основные мотивы связаны с желанием соперничества, увлекательное время провождения, подготовка к армии, а среди девушек - желание быть стройной, иметь красиво сложенное, здоровое тело, изящную осанку. Учитывая мотивы подростков, свои уроки физической культуры провожу в комплексе с валеологическим уклоном. В моей практике появились занятия по укреплению мышечного корсета, осанки, гимнастика дыхания, саморегуляции и гигиены. На своих уроках по ходу выполнения того или иного упражнения в доступной форме в зависимости от возраста детей объясняю почему необходимо выполнять то или иное упражнение, какую пользу оно несет. Например:
- правильное дыхание – это лучшая профилактика многих заболеваний. На своих уроках физической культуры учу детей управлять своим дыханием. Ведь дыхание важнейшая функция организма, без воздуха человек может прожить несколько минут. Вот почему развитию органов дыхания, их укреплению уделяю особое внимание во время урока. Учу детей разумно управлять дыханием, умело сочетать вдох и выдох с движениями туловища и конечностей, выбирать наиболее целесообразный ритм дыхания при той или иной работе, по своему желанию дышать в различном ритме – произвольно укорачивая отдельные фазы дыхания (вдох выдох), использовать для дыхания разные группы мышц и отделы легких. Дети, научившиеся управлять своим дыханием, будут легче справляться с различного рода физическими напряжениями (подниманием и переноской грузов, ходьбой, бегом, плаванием, нырянием и т.д.). Очень важно и то, что укрепляя свое дыхательный аппарат, человек становится более устойчивым к болезням:
- подробно объясняю школьникам, почему болезни опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки и т.д.) занимают одно их первых мест заболеваний у школьников, и как с этими болезнями бороться. Профилактика сколиоза гораздо эффективней, чем его лечение; воспитывать правильную осанку (ходить и стоять правильно – приучать себя постоянно сводить лопатки вместе и высоко держать голову), отучать себя от привычки горбиться; выполнять необходимые упражнения, направленные на укрепление мышц туловища, поддерживающих правильное положение позвоночника;
- провожу беседы о пользе не медикаментозных способов оздоровления организма. Многие болезни можно вылечить с помощью физических упражнений, но ни одно заболевание невозможно вылечить без физических упражнений. Очень полезны прогулки пешком и езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, малоподвижные и дозированные подвижные игры. Все это успокаивает, благоприятно действует на нервную систему. Всем известно, что все болезни от нервов.
Огромна, роль отводится учителю. Любой учитель на уроке занимается формированием личности. Следовательно, учитель в своей личностно - образующей деятельности имеет дело с тремя реалиями: сознанием, самосознанием и направленностью.
На своих уроках развиваю сознание ученика через содержание своего предмета, и чем эффективней я это делаю, тем больше оказываю влияние на личность ученика. Необходимо, чтобы любое знание ученику преподносилось не абстрактно, а имело для него личностный смысл: где, когда и для чего оно может пригодиться. Самосознание ученика выражается в большей степени тогда, когда даю ему оценку. Чтобы оценка имела развивающее, а не деформирующее значение для личности ученика, она должна быть объективной и справедливой и не сопровождаться комментариями, унижающими достоинство обучающегося. Третьим личностнообразующим фактором является направленность личности. По скорости и успешности усвоения учеником учебного материала сужу о наличии у него специальных способностей в определенной деятельности.
Физическое воспитание и создание положительно эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности – это 99% в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения. Именно на положительном фоне значительно увеличивается функциональные возможности организма. Очень важно в одночасье физического занятия не только разогреть мышцы и суставы, но и настроить чувства, то есть подготовить школьников эмоционально к предстоящему занятию. Проводя эмоциональную разминку, моя задача – научить своих воспитанников «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. Выполняя физические упражнения, человек попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, приобретает хорошее настроение, бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил. Медицинской наукой установлено, что систематические занятия физической культурой, соблюдение правильного двигательного и гигиенического режима являются мощным средством предупреждения многих заболеваний. От того, как и сколько мы двигаемся, в значительной степени зависит состояние нашего здоровья. Кроме того, влияние двигательной активности на наше настроение и умственную работоспособность часто бывает больше, чем это, кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что с 2011-2012 учебном году в общеобразовательных школах введен дополнительный час занятий физической культурой этого недостаточно. Необходимы самостоятельные систематические занятия физической культурой и спортом. Ежедневная порция физических упражнений должна стать для учащихся такой же необходимостью, как утренний туалет, как чистка зубов. Надо помнить; занятия физическое культурой – не разовое мероприятие, не воскресные и не месячник, это целеустремленно, волевое, регулярное физическое самовоспитание на протяжении всей жизни.
Внедряя инновационную работу в системе занятий физической культурой, я пришла к выводу:
- у учащихся повышается интерес к таким занятиям;
- увеличивается уровень их физической подготовленности;
- приобщается к самостоятельным занятиям;
- способствует положительному эмоциональному подъему, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
Список использованных источников:
«Здоровье детей» методическая газета для учителей, Москва «Просвещение», 2006 г
Основы гигиены и санитарии под редакции Д.В. Колесов, Р.Д. Маш Москва «Просвещение», 2009г
Пособие для учителей Девочка-подросток-девушка под редакцией А.Г. Хрипкова, Д.В.Колесов Москва «Просвещение», 2009г.
Уроки здоровья под редакцией В.П. Похлебин, Москва «Просвещение», 2008г.