Дифференцированное обучение и развитие творческого потенциала учащихся 6 классов


Дифференцированное обучение и развитие творческого потенциала учащихся 6 классов
Возраст учащихся 6-х классов составляет примерно 12-13 лет.
Данный возрастной период согласно Д.Б. Эльконину относится младшему подростковому возрасту [53, с. 64]. Прежде чем мы рассмотрим особенности развития творческого мышления у школьника в данном возрастном отрезке, предлагаем кратко ознакомиться с возрастными особенностями учащихся.
Надо отметить, что возрастные особенности младших подростков, не всегда провоцируют какие-либо осложнения в школе, среди друзей или дома. Но, чаще, возрастные особенности подросткового возраста доставляют много проблем своими негативными проявлениями всем, кто имеет прямое отношение к периоду взросления подростков.
В этот период большинство подростков теряет прошлый интерес к учебе в школе. Происходит резкое расслоение учащихся по школьной успеваемости. Но, падение школьной успеваемости подростка не говорит о его низком уровне интеллектуального развития. Подросток теряет интерес только к познанию. В жизнь подростка начинает входить самообразование.
Возрастные особенности подростков проявляются и в их общении между собой. Поведение подростков наполнено подражанию взрослым. Начинают возникать и развиваться романтические отношения. Между подростками возникают симпатии и антипатии. По форме выражения своих отношений подростки следуют примеру взрослых. Они начинают назначать свидания, ходить в кино парами или маленькими компаниями, ходить на дискотеки и гулять в парках. В наше время все чаще можно видеть на улицах компании подростков, окруженных бутылками пива и слабоалкогольных напитков [12, с. 64].
Для кого-то критерием взрослости выступает физическая сила.
Соответственно, подросток оценивает свою взрослость по уровню развития собственной физической силы. Если подросток выбрал в качестве критерия взрослости наличие какого-либо умения, то и себя он будет оценивать по степени достижения этого умения.
В этот период тяжело не только родителям подростков, вчерашние дети сами не понимают, что с ними происходит. Переходный возраст начинается с 11-13 лет и длится до 16-18 лет, в это время происходят физические и психологические изменения, являющиеся следствием полового созревания ребенка. Он чувствует себя самостоятельной личностью и желает, чтобы с его мнением считались. И в то же время он не хочет брать на себя ответственность за свою жизнь, как взрослый человек, а предпочитает, чтобы за него это по-прежнему делали его родители.
Психика подростка отличается повышенной эмоциональностью и возбудимостью. Видимые внешние изменения позволяют ему чувствовать себя взрослым. Он пытается проявлять свою самостоятельность, игнорируя поддержку и советы родителей. Самоуверенность повзрослевших детей не знает границ, правда, иногда она сменяется неуверенностью в собственных силах. Мнение родителей уже не имеет для подростков большого значения, у них возникает своя точка зрения на происходящие события [14, с. 52].
На смену импульсивности и жажде деятельности приходит апатия и вялость, самоуверенность сменяется повышенной ранимостью, цинизм в суждениях – романтическим настроением. Подросток то ведет себя развязно и грубо, то застенчиво; то совершает жестокие поступки, то проявляет ласку и нежность; то стремится быть вместе с друзьями, то желает уединиться.
Подростковый период характеризуется поиском себя, как личности, и включает в себя кризис идентичности, когда появляется желание познать грани своих возможностей, увидеть свою уникальность, и кризис, возникающий на фоне отделения себя от семьи, когда ребенок ощущает себя, как человека, имеющего равные права с родителями и взрослыми[16, с. 75]. Психологические особенности подросткового возраста явились предметом пристального внимания таких авторов как И. Ю. Медакова, Ч. А. Цукерман и др. [50, с.19].
Рассмотрим особенности творческого мышления в данный возрастной период. В личностном плане дивергентное мышление школьников развивается через формирующуюся самостоятельную и независимую активность, через  вырастающие  волевые  полномочия  личности, через оптимизирующийся фокус контроля, а операционально-мыслительная часть креативного  мышления получает толчок через стимулированное учебой абстрактно-логическое мышление. Творческое мышление, основанное на абстрактно-логической форме, отличается большой продуктивностью, хорошими показателями по дивергенции и с точки зрения содержательной стороны (нахождение верного решения). Свернутость мыслительного процесса у подростков, согласованность мыслительных операций, опора на дифференцированное восприятие - все это обеспечивает гибкость генерирования новых идей.
Помимо всего этого, творческое мышление улучшается с помощью 
освоенной символической функции (само предметное  изучение содействует ее развитию). Базы условного мышления, которые были еще в начальных классах под воздействием математики и грамматики, к подростковому периоду становятся наиболее зрелыми. 
Как отмечает Ч. А. Цукерман, символическое обозначение понятий и смысловых конструкторов является одним из условий продуктивного творческого мышления, т. к. символическая функция сопутствует интеллектуальным преобразованиям данного в задаче материала на этапе ориентировки, категоризации полученной информации, структурирования генерируемых идей и т. д. [50, с.36].
На данном шаге становления у школьников протекают психолого-педагогические конфигурации. В результате их творческое мышление сближается со взрослым типом, делается многогранными наиболее совершенным во всех собственных проявлениях и формах. Творческое мышление у них базируется на гармоничном сочетании теоретической, символической, эмпирической, аналитико-искусственной, отвлеченно-закономерной форм мыслительной деловитости, усвоенными в ходе предметного изучения.
Разностороннее становление творческого мышления обусловливается не только изменениями в обучении, но и личностными изменениями. Эти изменения являются основой подросткового кризиса, заключающегося в фундаментальной перестройке всех личностных сфер (мотивационно-потребностной, волевой, самосознания и ряда других). О положительном влиянии этих изменений на творческое мышление можно говорить лишь при позитивном развитии подростка [16, с.45].
Одно из главных изменений в этот период – переход к наиболее сбалансированной и наиболее включенной в рассудок мотивировки. Творческая активность в подростковый период базируется на креативных целях. Естественно, не все дети так удачны в собственном развитии, не у всех творческая мотивировка считается сформированной, однако у основной массы из них мотивировка рано либо поздно возникает.
Творческое познание для подростков становится значимым и подкрепляется положительными эмоциями. Цели деятельности принимают у них статус ценностей, а творческая активность часто приносит им удовлетворение самим своим процессом. Кроме того, как доказано некоторыми исследованиями, уже сформированная к этому времени сфера интересов, богатство личного опыта и объективных знаний делают информационную основу творческого процесса более прочной [20, с. 21].
В подростковом развитии творческого мышления происходит эволюция субъективной значимости творчества. Эти изменения могут заключаться в следующем: в начале подросткового периода творческий подход к учебным и житейским задачам является единственным поприщем, на котором реализуется столь актуальная для возраста потребность в самоутверждении, т. е. творчество значимо не само по себе, а в том плане, что оно удовлетворяет жизненную потребность.
В случае осознания подростком значимости творческого мышления, оно для него становится субъективно значимым.
Многими исследователями подчеркивается роль творческого мышления для формирующейся направленности личности. Как отмечают И.Н. Семенов и др., самой удачной для творческого развития школьников является гностическая и практическая направленность, обеспечивающая успешное использование знаний и объективную ценность творческих решений [22, с.65].
Особенным аспектом в подростковом креативном развитии считается то, что творческий потенциал открывается на базе возможностей и воспринимает за их счет специальные черты. К примеру, при наличии у ребенка музыкальных способностей наиболее возможно, будь то единые механизмы креативного мышления рано либо поздно станут ориентированы конкретно на музыкальную активность, овеществлены в ней, при пространственных возможностях – на конструкторскую, при образных – на художественную и т. п. Творческое мышление наиболее плодотворно там, где вид задачки дает ответ типу возможностей малыша. Но, как мы ранее фиксировали, это соответствие никак не дозволяет идентифицировать творческое мышление с возможностями.
Предполагается, что присущие подростку способности при условии их
развития в обучении в сочетании с творческой открытостью дают подростковую одаренность, на что неоднократно указывали в своих исследованиях В. Штерн, В. С. Юркевич и др. [23, с. 24]. В этом случае целесообразно говорить об особенностях соотношения творческого мышления и способностей в структуре одаренности.
В целом в подростковом возрасте творческое мышление зависит, прежде всего, от интеллектуальной активности и способности личности школьника к саморазвитию. В этот период особенно важно, чтобы подросток имел возможность реализовать свой творческий потенциал. В качестве условий для реализации этого потенциала выступают как внешние (связанные с содержанием и формами учебной деятельности), так и внутренние (особенности структуры творческого мышления на данном этапе развития) особенности.
Таким образом, в данном возрасте возрастные особенности школьников проявляются в появлении новых интересов в собственном развитии и качественно новых требований к преподаваемым дисциплинам. Чаще всего, школа не может дать подросткам того уровня преподавания, сочетающего в себе глубину и качество изложения учебного материала, которое хотят получить школьники. В этот период большинство подростков теряет прошлый интерес к учебе в школе. Происходит резкое расслоение учащихся по школьной успеваемости. Но, падение школьной успеваемости детей не говорит о их низком уровне интеллектуального развития. Школьник теряет интерес только к скучному и унылому учебному процессу в школе, сохраняя стремление к познанию. В жизнь ребенка начинает входить самообразование.
Особенности творческого мышления подростков складываются под влиянием содержания и форм учебной деятельности, в которую включены школьники. Эти особенности творческого мышления заключаются как в различных уровнях развития отдельных функций в структуре творческого мышления, так и в качественном своеобразии интеграции этих функций у
подростков.