Педагогический проект «Активизация познавательной деятельности учащихся 7 — 8 классов на уроках биологии для раскрытия творческого потенциала личности ребенка за счет внедрения проектно-исследовательской технологии»


Активизация познавательной деятельности учащихся 7 - 8 классов на уроках биологии для раскрытия творческого потенциала личности ребенка за счет внедрения проектно-исследовательской технологии
Автор опыта: Казакова Виктория Александровна,
учитель биологии
МБОУ «СОШ №9»
Нефтеюганск 2013
г. Нефтеюганск, 2006 г.

2. Краткая аннотация проекта
Педагогический проект направлен на формирование и активизацию познавательной деятельности учащихся 7 - 8 классов на уроках биологии для раскрытия творческого потенциала личности ребенка за счет внедрения ИКТ, проектно-исследовательской технологии.
Изменяется парадигма взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса (учащимися, родителями, классным руководителем, учителями-предметниками): они основываются на взаимопонимании, доверии и ответственности друг перед другом. Поменялось видение места, роли и деятельности каждого в движении к цели: от пассивного – к активному участнику, от ведомого - к социально значимому.
Использование средств ИКТ, проектно-исследовательской технологии, личностно ориентированных технологий способствует учёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых.
Проект предусматривает совместную работу учителя (классного руководителя), учителей естественнонаучного цикла, учащихся среднего звена, родителей. Целевой группой проекта являются учащиеся 7-8 классов всех уровней развития.
Реализован проект был на протяжении пяти лет. Положительная динамика успешности участия в школьных, муниципальных, региональных олимпиадах, научно-практических конференциях учащихся, занимающихся проектной деятельностью, позволяет говорить о том, что планируемые результаты достигнуты.
3. Обоснование необходимости проекта.
Активная познавательная деятельность – это проявление способностей индивида. В познавательной деятельности выражаются способности самостоятельно видеть проблемы, ставить вопросы и получать новые знания.
Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности? Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками, компетентностями.
Задача формирования активной познавательной деятельности учащихся 7 – 8 классов на различных этапах функционирования системы образования является своевременной, так как в этом возрасте у ребенка падает уровень мотивации к познанию окружающего мира. Так, по мнению А.А. Реана, по мере вхождения ребенка в подростковый период происходят существенные преобразования в характере мотивации его учебно-познавательной деятельности. Мотивы, доминирующие на прежнем этапе онтогенеза, оказываются вытесненными другими, которые ранее не занимали столь значимого места. И, прежде всего, это связано с тем, что учеба перестает быть ведущей деятельностью и активность подростка в большей степени направляется на общение со сверстниками, на внеклассные виды деятельности. Данное обстоятельство мы  рассматриваем как одну из возможных объективных причин отсутствия среди исследуемых учеников высокого уровня школьной мотивации. Дети больше уделяют времени тому материалу, который им интересен. Им хочется много знать, чтобы быть похожими на свой идеал, кумира, часто даже подражают кому-либо, что характерно для их возраста, но познавательная деятельность в этом возрасте носит избирательный характер. Чтобы повысить интерес, развить его, необходимо ребенка
перевести из состояния пассивного слушателя и безропотного исполнителя в активного участника познавательного процесса и творческого деятеля.
С психологической стороны дети данного возраста внушаемы, легко меняют свое настроение, быстрее взрослых переориентируются в желаниях и поступках. В это время еще не сформирована профессиональная направленность, поэтому важно именно в этом возрасте формирование навыков овладения научными знаниями, умениями анализировать и сопоставлять, чтобы в дальнейшем применять в действии.
Ученики данных классов обнаруживают высокую впечатлительность и восприимчивость, стремятся схватывать что-то необычное. Им присуще стремление к поиску, положительной мотивации, сотворчества, как ведущего вида воспитательных взаимодействий и соотношений, приоритета целостности восприятия, оценки другого человека и самого себя. Способность к творчеству присуща каждому ребенку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. А это время приходится как раз на возраст учащихся 7-8 классов.
Работая в рамках окружной экспериментальной площадки в составе сетевого образовательного сообщества «Открытый класс» по апробации ЦОРов в 2008-2009 учебном году, выявила такие особенности: дети любят присутствие на уроках заданий, где бы они самостоятельно находили ответы и принимали решения. Готовя дополнительные сообщения, выполняя интерактивные задачи, учащиеся активны, деятельны, при этом помогают друг другу, советуют, оспаривают результаты. Полученные на таких уроках знания более прочные. Сами же уроки развивают большой интерес к предмету. Ребята с удовольствием получают хорошие отметки, а пробелы в знаниях тут же ликвидируют с помощью работы над ошибками. Качество знаний учащихся, полученных на подобных уроках, выше, нежели на традиционных. Но стал очевиден и тот факт, что дети, стремясь к активному познанию, испытывают проблемы в организации своей деятельности, не могут четко регламентировать взаимоотношения «ученик – учитель», кроме того, часто отсутствуют условия для индивидуальной работы с каждым учеником по развитию его творческого потенциала. А между тем, современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность.
Традиционные учебные занятия не позволяют учителю выполнять этот социальный заказ. Поиск решений данных проблем заставляет пересмотреть некоторые методические аспекты преподавания наук естественного цикла и место ученика в процессе учебной деятельности как субъекта обучения. Проанализировав данную ситуацию, пришла к выводу, что активная работа учащихся раскрывает их творческий потенциал, а ведь творчество детей на уроках – это залог формирования человека, который будет востребован современным обществом, адаптирован в общественной среде и сам способен участвовать в формировании этой среды. Поэтому от уроков традиционных я перешла к урокам личностно ориентированным, организованным согласно проектно-исследовательской технологии, а также с использованием ИКТ.
Организация учебно–поисковой деятельности на уроке и развитие самостоятельности у обучающихся – это одно из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, к жизни в обществе, эффективной адаптации и социализации, творческого самопроявления личности.
4. Цели и задачи проекта
Цель проекта: создание условий для развития и воспитания личности школьника в условиях формирующейся образовательной среды через активную познавательную деятельность, организованную согласно проектно-исследовательской технологии, а также с использованием ИКТ.
Задачи:
Формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающего себя ученика, направленных на применение имеющихся знаний и приобретение новых.
Раскрытие индивидуальности обучающихся, создание ситуаций приобретения опыта познания и самопознания и устойчивого интереса к предмету биология.
Воспитание у учащихся ответственности за окружающий мир, общество, в котором предстоит жить подрастающему поколению и реализовывать свои возможности.
Создание ситуации успеха для формирования адекватной самооценки, развития навыков общения через интерактивные методы обучения.
Механизмом достижения цели и решения данных задач становится проектная деятельность, которая способствует:
• развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);
• развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;
• решению профориентационных задач.
Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющих преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.
Этапы реализации проекта:
I этап: подготовительный. Сроки: (2008 – 2009 учебный год)
Цель: создание предпосылок исследовательской деятельности и их апробация на уровне ОУ.
Задачи:
1.Стартовая диагностика учащихся и родителей: определение проблемы, связанной со снижением мотивации у учащихся к учебному процессу в 7-8 классах.
2.Создание материально - технических условий организации исследовательской деятельности учащихся. Формирование научно-практической базы.
3.Работа по апробации ЦОРов по биологии (2008-2009 учебный год)
4.Обучение учащихся элементам исследовательской деятельности.
5.Организация деятельности по разработке и внедрению исследовательских проектов.
II этап: - творческий. Сроки: (2009 – 2012 учебный год)
Цель: формирование исследовательской среды в ОУ при изучении предметов естественнонаучного цикла; межпредметная интеграция проектной деятельности.
Задачи:
1.Организация и проведение просветительской работы среди учащихся и родителей о целях и задачах исследовательской деятельности учащихся;
Реализация личностно ориентированного и творческого обучения в учебном процессе.
2.Вовлечение в работу педагогов, преподающих предметы естественно научного цикла. Применение современных образовательных технологий в процессе обучения школьников.
3.Расширение форм, уровней и методов представления детских проектов посредством межпредметной интеграции.
III этап: аналитический. Сроки: (2012 – 2013 учебный год)
Цель: Переход системы исследовательской деятельности учащихся в режим функционирования.
Задачи:
1.Отработка системы мониторинга уровня овладения учащимися школы исследовательской компетентностью.
2.Обобщение опыта учителей естественнонаучного цикла по развитию проектно-исследовательской компетенции детей на уроках.
3.Анализ реализации педагогического проекта.
5. Основное содержание проекта
Биологическое образование отличается наличием разных уровней образования, что позволяет развивать индивидуальные способности школьника, формировать творчески активную личность. Чтобы этого достигнуть, необходимо педагогу владеть разнообразными методами обучения: логическими, проблемными, игровыми, дифференцированием и т. д., а кроме того, использовать новые педагогические технологии. Высокий уровень знаний должен нести функциональную направленность. Эта задача сформулирована в Концепции модернизации российского образования и Стандартах второго поколения.
Реализация технологического подхода освобождает школьников от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузкам памяти, к потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать умения выделять главные мысли в учебном материале каждого урока, учит их сравнивать, обобщать, рассуждать.
В практике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает проблемное обучение, проектно-исследовательскую технологию, ИКТ. В процессе своей работы по развитию творческих способностей детей считаю главным:
1. Перед детьми с первых шагов обучения должны ставиться задачи на «выразительность» (согласно определению Головина В.Н., «средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности, все более усложняющиеся по содержанию. Решая их, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий профессионал»).
2. Творческое развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает учебную информацию не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.
3. Возникновение у ребенка личной заинтересованности в творчестве за счет решения заданий, требующих адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла.
В своей работе я пользуюсь следующими принципами:
Принцип гуманизации воспитания.
Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. Очень важным является то, чтобы на уроках биологии звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда процесс восприятия живой природы, в общем, и творческой задачи в частности, приобретает желанную форму и помогает ученику раскрыть себя.
2. Принцип толерантности. Ответ или выполненная работа учащихся никогда не должны подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить. Если учащийся затруднялся творить, ему предлагалось другое задание, то, что было ему посильно.
3. Принцип осознанности. Знакомство с различными материалами. Ребенок, работая с различными материалами, чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к органическому миру. В различных технических средствах ребенок находит удовольствие, обогащая свои познания о мире. Каждый ребенок в детстве строит, изображает, украшает. Умение фантазировать и созидать - это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой ученик уверенно и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить его этими знаниями для его открытий.
4. Принцип самостоятельности. Использование элементов творческой игры на уроках. Здесь можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры - это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и даже страсть.
5.Принцип личностного подхода. Для стимулирования активной творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремится делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности.
Практика показала, что все эти принципы развивают интерес к активному познанию, творчеству. И каждый раз вместе с детьми нужно радоваться их маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее.
В большинстве случаев учебный материал содержит в себе совокупность объективных научных сведений – фактов, понятий, теорий. Само по себе такое содержание для учащихся нейтрально. В связи с этим считаю своей задачей при подготовке и проведении уроков биологии перевести содержание материала с уровня знаний на уровень личностных смыслов за счет технологии организации проектно-исследовательской деятельности.
Например, во время уроков организую целеполагание учащихся с помощью вопросов, помогающих выяснить, насколько данные знания нужны им, где в повседневной жизни встречаются, применимы и используемы.
Например, важны ли витамины для нашего здоровья? (в теме «Витамины»); можно ли пить воду из неизвестных водоемов, луж (в теме «Простейшие»); стоит ли вымыть руки перед едой или это необязательно? (в теме «Паразитические черви») и т. д.
Более того, необходимо, чтобы школьник не только высказывал свое толкование той или иной идеи, но и продуцировал собственные идеи. Именно так происходит становление личности и системы ее ценностей. Для этого необходимо, чтобы процесс овладения знаниями осуществлялся в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, совместного творчества учителя и учащихся по вычленению проблемы и поиску средств ее решения.
Большое значение в активной познавательной деятельности имеет непрерывность творческого процесса, в частности, по разработке и реализации проектов. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала, к формированию проектно-исследовательской компетентности.
В процессе развития активной познавательной деятельности желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
Однако творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении проектно-исследовательских задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь - то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы - все это в совокупности и составляют творческие способности. Практика показывает, что развивать способности - значит вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
Для развития творческой (понимаем, проектно-исследовательской) деятельности необходимо создание определенных условий.
Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи. Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной. Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения.
В связи с этим стараюсь в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач, шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное (или с помощью педагога), открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Использование в учебном процессе проблемных задач позволяет существенно повысить интерес школьников к биологии и максимально способствует раскрытию творческого потенциала личности ребенка. В настоящее время особенно ценно, если такие задачи имеют экологическую направленность.
Раскрою некоторые варианты взаимосвязи видов познавательной деятельности учащихся и активных форм занятий, организуемых мною на уроках биологии:
Для репродуктивной деятельности:
наблюдение, описание, пересказ; а форма занятий – это лекция с демонстрацией эксперимента или других средств наглядности, лабораторные и практические занятия по подробной инструкции, экскурсия на определенный объект.
Для эвристической деятельности:
анализ содержания дополнительного источника информации, составление плана сообщения, доклада, пересказ дополнительной информации с комментариями, сравнение фактов с последующим формулированием выводов; а форма занятий – это диспут, семинар, дискуссия, экскурсия, защита докладов, устный журнал, аукцион, конференция, пресс-конференция.
Для ученического экспериментального исследования:
вычленение задач и построение гипотезы исследования, планирование и проведение исследования, сбор данных, их анализ, формулирование выводов, презентация результатов; а форма занятий – практикум, исследование, защита исследовательских проектов.
Для творческой деятельности:
определение результата и формы его представления, совместная деятельность участников без определения ее четкой структуры, оформление сценария, видеофильма, постановки, праздника, сочинения, репортажа, презентация результатов; а форма деятельности – это турнир, сказка, сочинение, экспедиция, защита проектов, соревнование, ролевая игра, творческий отчет, театрализованный праздник.
Работу учащихся по переходу от нейтральных знаний к личностно значимым, а затем на их основе и к творческим действиям осуществляю по следующей схеме: Знание – постижение смысла – формирование ценностей.
Эффективное становление ученика как субъекта учения происходит в условиях личностно – ориентированного обучения. Это означает, что учащийся поставлен в такие условия, которые способствуют становлению его как субъекта учебной деятельности, а затем и жизнедеятельности. Если у ученика есть собственные цели, идеи и интересы, потребности в образовании, то ему необходимо предоставить возможность проявить эти качества в полной мере. Эффективное средство становления субъективности – индивидуальная образовательная траектория, т. е. деятельность ученика в процессе обучения по своему выбору и желанию в соответствии с познавательными потребностями и образовательными возможностями.
Очень важно, чтобы уровень познавательных интересов учеников перерос в их творческую активность.
При изучении в 7 классе темы «Покрытосеменные растения» ученики заинтересовались цветковыми растениями, произрастающими в нашей местности. Организую партнерские взаимоотношения, когда мы с учащимися систематизируем как можно больше информации о них: где произрастают, когда цветут и плодоносят, о красоте цветков, о редких видах, лекарственных и т. д. На следующий урок одна из девочек самостоятельно подготовила сообщение о культурных цветковых растениях собственного огорода, а другая показала презентацию цветковых растений луга и леса. Кажется, что тут особенного? Материала по этой теме много, технические средства (цифровые фотоаппараты, компьютеры, принтеры) также не проблема. Считаю, что именно в подобных ситуациях познавательный интерес перерос в творческий.
Творческая деятельность формируется постепенно. Например, на уроке по теме «Семена» в 6 классе во время лабораторной работы перед учащимися ставлю задачу: в чем отличия в семенах пшеницы и фасоли? Для решения поставленной задачи необходимо рассмотреть, проанализировать, обосновать ответ.
В процессе формирования опыта творческой деятельности от этапа к этапу необходимо увеличивать степень самостоятельности учащихся в овладении знаниями и умениями ими оперировать. Это достигается путем систематического упражнения учащихся в практической и мыслительной деятельности. Учитель постепенно уменьшает непосредственное руководство действиями ученика.
Известно, что творческая активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким?
В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания. Среди них: беседы, игры, наблюдения, лабораторные и практические работы, экскурсии, опыты и др.
С этой целью организую работу детей так, чтобы они раскрывали свои способности, участвуя во всех видах деятельности и не чувствовали при этом скованности и неловкости. Опыт показывает, что большую роль играют в развитии творческих способностей выполнение заданий исследовательского характера.
Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход на биологических экскурсиях. Этот метод организации самостоятельной работы учащихся по решению учебных биологических и экологических задач имеет для школьников личностный смысл. «Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот сущность и основной тезис современного понимания метода проектов. Учебные занятия, моделируемые по проектной технологии, позволяют использовать широкий спектр дидактических подходов: обучение в паре или в группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии, творческие мастерские и т. д. Учащиеся, включенные в выполнение проектных заданий, приобретают жизненно важный опыт по решению различных проблем.
Особую роль в развитии учащихся играют учебные исследовательские проекты, реализуемые на основе системного подхода к познанию мира природы.
В формировании у учащихся познавательного интереса особенно велика роль эксперимента. В отличие от наблюдения эксперимент требует более сложной учебной деятельности школьников. Эксперимент имеет большое познавательное и воспитательное значение, так как убеждает в реальности существования биологических процессов и явлений, требует творческого поиска путей познания живой природы, приучает школьников к аккуратности, точности, развивает их мышление, пробуждает интерес к предмету. В рабочей программе по биологии составлен план экспериментов. Для диагностики сформированности проектно-исследовательской компетентности отбираем следующие методики:
владение исследовательскими умениями; отношение к исследовательской деятельности; мотивация исследовательской деятельности; изучение готовности учащихся к исследовательской работе.
6. Ресурсы
Педагогический проект предусматривает совместную работу учителя (классного руководителя), учителей естественнонаучного цикла, учащихся среднего звена, родителей. Показателем, отражающим готовность к реализации программы, служит наличие в образовательном учреждении компьютерной техники и использование её в учебном процессе и в методической работе. Целевой группой проекта являются учащиеся 7-8 классов всех уровней развития. В реализации данного педагогического проекта для достижения высокого результата не требуются дополнительные затраты, так как педагоги трудятся в рамках рабочего времени.
7. Партнеры
Программа предусматривает сотрудничество учителя биологии, учителей естественнонаучного цикла, классных руководителей, педагога-психолога, родителей. В образовательном процессе по внедрению проектно-исследовательской технологий в учебный процесс по биологии включается 100% учащихся, 80% педагогов и родителей, которые заинтересованы во всестороннем развитии своих детей.
8. Целевая группа
Целевой группой являются учащиеся 7 - 8 классов всех уровней развития. Проект предусматривает совместную работу учителя (классного руководителя), учителей естественнонаучного цикла, учащихся, родителей.
9. План реализации проекта.
I этап – подготовительный (2008-2009 учебный год)
№ п/п Мероприятия Ответственные
1. Выяснение проблемы, связанной со снижением мотивации у учащихся к учебному процессу в 7-8 классах. Учителя – предметники, работающие в этих классах.
2. Изучение литературы по данной проблеме, анализ опыта своей работы у учащихся 2 ступени обучения. Казакова В.А
3. Работа по апробации ЦОРов по биологии в 7 классе (2008-2009 уч. г.) Казакова В.А
4. Психологические исследования учащихся 7-8 классов на степень выраженности мотивации к обучению и причин, которые влияют на ее снижение. Психолог школы
5. Обсуждение проблемы снижения мотивации к учебе и причин ее вызывающих на педсовете школы. Педагогический совет
6. Родительское собрание на тему: «Как повысить интерес к учебе? Какова роль родителей в этом?» Классные руководители 7-8 классов, родители.
II этап: творческий. Сроки: (2009 – 2012 учебный год)
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
1. Реализация личностно ориентированного и творческого обучения в учебном процессе. 2009 - 2012 уч. г. Казакова В.А
2. Применение современных образовательных технологий в процессе обучения школьников:
-проблемное обучение;
-ИКТ;
-проектно-исследовательская технология. 2009 - 2012 уч. г. Казакова В.А.

3. Организация научно – исследовательской работы учащихся 2009 - 2012 уч. г. Казакова В.А
4.
Участие школьников в творческих конкурсах, научно – практических конференциях, конкурсах научно – исследовательских работ. 2009 - 2012 уч. г.
Казакова В.А
5. Организация экскурсий в природу на уроках, во внеурочное время. Соответственно тематическому планированию по биологии Казакова В.А
6. Привлечение школьников к самостоятельному поиску информации для докладов, презентаций по различным направлениям биологии, чтобы использовать на уроках и внеурочных мероприятиях. 2009 - 2012 уч. г.
Казакова В.А
7. Организация сбора природного материала (гербарии, коллекции, плоды, цветки, листья, семена и т. д.) для дальнейшего использования на уроках и во внеурочной деятельности. Летний период 2010, 2011, 2012 год Казакова В.А
8. Участие во всероссийских предметных олимпиадах школьников. по планам администрации школы, Департамента образования. Казакова В.А
III этап: Аналитический. Обобщение и распространение опыта работы.
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
1. Выступление на ГМО по теме: «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках естественнонаучного цикла 2012-2013 уч.г. Казакова В.А.
2. Обобщение опыта учителей естественнонаучного цикла по развитию творчества детей на уроках. 2012 – 2013 уч.г. Учителя естественнонаучного цикла
3. Проведение открытого урока в 8 классе «Заболевания XXI века» на ГМО в целях обмена опытом по теме «Активизация познавательной активности учащихся на уроке». 2012 -2013 уч.г. Казакова В.А.
4. Выступление на педсовете школы по теме: «Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся» 2012 -2013 уч.г. Казакова В.А.
5. Открытый урок в 7 классе на окружных курсах повышения квалификации учителей биологии. «Особенности обучения биологии по различным учебно-методическим комплектам». 2011 -2012 уч.г. Казакова В.А.
6. Мастер-класс «Творческие задания на уроках биологии в 7-8 классах» 2012 – 2013 уч.г. Казакова В.А.
7. Выступление на родительском собрании в «Как стимулировать детей к активной познавательной деятельности?» 2012-2013 уч. г. Казакова В.А.
8. Провела цикл «открытых уроков» для родителей с целью познакомить с творческими видами работ их детей. 2012-2013 уч. г. Казакова В.А.
9. Подготовила материал для института развития образования г. Ханты-Мансийск с целью распространения опыта. 2010-2011 уч. г. Казакова В.А.
10. Мастер-класс по теме: «Организация деятельности на уроках биологии и социально значимой деятельности во внеурочное время». 2011-2012 уч.г. Казакова В.А.
11. Круглый стол, предъявление опыта по организации проектной работы по биологии как средства повышения мотивации к предмету и самоопределения учащихся к выбору профиля. 2010г. Казакова В.А.
12 Участие в IX Окружной конференции молодых ученых «Наука и инновации XXI века» (г. Сургут), представление опыта организации научно-исследовательской работы обучающихся в докладе «Донорство в городе Нефтеюганске» 2009г. Казакова В.А.
10. Ожидаемые результаты.
1. Учащиеся 7-8 классов обладают навыками поисково-исследовательской деятельности, умеют находить необходимую информацию и применять свои знания в дальнейшей работе (сформированы компетентности).
2. Созданы условия для активной познавательной деятельности, раскрыта индивидуальность учащихся, приобретен опыт познания и самопознания. Учащиеся смело проявляют творческие способности. Интерес к предмету высок.
3. Повышение качества ЗУН: общая успеваемость 100 %, позитивная динамика качества знаний за последние три года составляет 73,43% - 79,01%.
4. Увеличение количества родителей активно взаимодействующих с детьми.
5. У учащихся воспитана ответственность за окружающий мир, общество, в котором им предстоит жить и реализовывать свои возможности.
6. Дети умеют правильно оценить свои знания, культурно общаться, полноценно реализовать имеющиеся у них возможности в соответствии с их желаниями и потребностями.
7. Расширение круга партнеров: работники ЦГБ, социально-реабилитационного центра «Веста», сотрудничество с ТюмМГА, СМИ.
11. Перспективы дальнейшего развития проекта.
Особенностью проекта может быть его тиражируемость, использование в рамках не только МБОУ «СОШ №9», но и другими учебными заведениями. На основе данного проекта предполагается:
 Участие в методических семинарах, совещаниях, конференциях различного уровня (школьного, городского, окружного).
 Публикации, распространение опыта.
 Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся 7 - 8 классов на уроках биологии для раскрытия творческого потенциала личности ребенка за счет внедрения проектно-исследовательской технологии».
Участие в приоритетном национальном проекте «Образование».
Проект как средство профильного самоопределения обучающихся (подготовка 8-9 классников к выбору профиля).
12. Литература
Поташник М.М. Требования к современному уроку - М.: Центр педагогического образования, 2008 г.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по- разному. - М., 2005 г.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Издательство «Питер»,2000. (Серия «Мастера психологии»).
Морозова В. Ф. О развитии мышления учащихся в процессе обучения// Журнал «Биология в школе».- 2003. - № 4
Горбачева Г. С. Формирование содержания биологического образования на основе личностно-ориентированных технологий//Журнал «Биология в школе».- 2008. - № 8
Сатбалдина С. Т. Формирование исследовательского мышления у учащихся//Журнал «Биология в школе». - 2007. - № 4
Пономарева И. Н. Современный взгляд на качество образования в российской школе// Журнал «Биология в школе». - 2009. - № 8
Селиванова О. Г. и Будымко И. Е. Помочь растущему человеку проделать «неимоверно трудную работу выделывания в себе человека»//Журнал «Биология в школе». - 2007. - № 1
Безух К. Е. Активизация деятельности учащихся при обучении биологии//Журнал «Биология в школе». - 2007. - № 2
Мирзоев С. С. Активизация познавательного интереса учащихся
// Журнал «Биология в школе». - 2007. - № 6
Мухина А. В. Деятельностный подход при обучении биологии
// Журнал «Биология в школе». - 2007. - № 6
-Алексеев,А. Г., Леонтович,А. В., Обухов, А. С., Фомина, Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / А. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С. 24-34.
-Голуб, Г. Б., Когана, Е. А. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие /Г. Б. Голуб. - Самара: «Учебная литература», 2006-С. 4-8