Конспект коррекционно–развивающего занятия по теме «Растительный мир. Сосновый бор» (ученик диагноз ДЦП)



Докторова Диана Егоровна
учитель-дефектолог высшей категории
«Отличник образования РС (Якутия)»
МОКУ С(К)ОШ-И №34
РС (Якутия)
Город Якутск
Конспект
здоровьесберегающего
индивидуального коррекционно – развивающего занятия
по теме «Растительный мир. Сосновый бор».
Занятие проведено с ученицей 1 класса с диагнозом «Смешанное специфическое расстройство развития. Детский церебральный паралич (ДЦП). Гипотонически – астатическая форма. Гиперкинетический синдром».
Место проведения: здоровьесберегающая зона школы-интерната «Сосновый бор».

Форма проведения: индивидуальное практическое коррекционно-развивающее занятие.
Тема: « Растительный мир. Сосновый бор».
Цели:
Образовательная: дать понятие «сосновый бор»; закрепление счетных операций в пределах 10; понятий «налево», «направо», «слева – направо».
Коррекционно-развивающая: развитие мелкой моторики рук; коррекция и развитие пространственной ориентировки; зрительного восприятия, произвольного внимания; сенсорное развитие.
Здоровьесберегающая: укрепление верхних дыхательных путей; общее оздоровление организма.
Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование, наглядность: стимульный материал (серия сюжетных картинок). Сосновые шишки.
Дополнительное сопровождение: Одежда для прогулки. Пластмассовая тарелка. Пакет. Влажные салфетки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Прогулка в сосновом бору (сенсорное восприятие соснового бора).
Учитель-дефектолог (Д): - Здравствуй, ( имя ученика) !
Ученица (У): - Здравствуйте!
- Сегодня проведем занятие на природе. В нашем любимом сосновом бору.
Основной этап.
Беседа о сосновом боре: понятие «сосновый бор» – словарная работа. Значение соснового бора для здоровья человека. Бережное отношение к природе.
Д: - Посмотри, пожалуйста, вокруг. Направо. Налево.
- Какие растения ты видишь? (акцентировать внимание на деревья).
У: - Деревья.
Д: - Ответь полным предложением.
У: - Я вижу деревья.
Д: - Как называются эти деревья? (При затруднении педагог подсказывает слово «сосны»).
- Деревья называются сосны.
- Повтори.
У: - Деревья называются сосны.
Д: - Мы находимся в сосновом бору. Сосновый бор – это: на одном месте растет много сосен.
Д: - Повтори: Мы находимся в сосновом бору.
У: - Мы находимся в сосновом бору.
Д: - Сосна – замечательное дерево. Лист сосны называются хвоя.
- Подойдем поближе к дереву и потрогаем хвою.
Д: - Хвоя какая?
У:- Хвоя острая, колючая.
Д: - Острая, колючая как что?
У: - Острая, колючая как игла.
- В сосне все от хвои до корней – используется человеком.
Сосновый бор очищает воздух. Мы дышим чистым воздухом, потому, что находимся в сосновом бору.
Д: - В нашем интернате есть свое правило «Береги сосновый бор!». Послушай стихотворение.
Любим мы сосновый бор.
Свежий чистый воздух в нем.
Он здоровью помогает.
Береги сосновый бор.
Шишки с сосен не срывай!
И иголки охраняй!
Мусор сразу убирай!
За собой не оставляй!
Пусть живет сосновый бор!
Береги сосновый бор!
- Если будем беречь сосновый бор, то деревьев - сосен будет больше. Воздух будет чище. И мы будем здоровыми.
Дыхательная гимнастика в сосновом бору «Ветерок».
Д:- пришло время сделать гимнастику на дыхание. Повторяй за мной.
Дует легкий ветерок – ш-ш-ш …
и качает так листок - ш-ш-ш…
(Выдох спокойный, ненапряженный).
Дует сильный ветерок - ш-ш-ш…
И качает так листок - ш-ш-ш…
(Активный выдох на раз-два-три).
У сосны хвоя – а-а-а…
У сосны хвоя – и-и-и…
У сосны хвоя – о-о-о…
У сосны хвоя – у-у-у…
- Поем вместе звуки: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».
Коррекционная работа по развитию пространственной ориентировки. Закрепление счетных операций в пределах 10; понятий «налево», «направо», «слева – направо».
Д: - подойдем поближе к маленьким соснам - и посчитаем.
- сосчитаем с правой стороны:
- подними правую руку;
Д: - правильно
- сосчитай сколько сосен с правой стороны от тебя;
У: - один, два, три, четыре, пять, шесть;
- сосчитаем с левой стороны:
У: - один, два, три, четыре.
Д: - Всего сколько сосен? Считаем слева - направо.
У:- один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.(При ошибке последовательности прямого счета учеником, учителем оказывается обучающе - направляющая помощь).
Д: - сколько всего сосен посчитали? Отвечаем полным ответом.
У: - посчитали всего 10 сосен.
Здоровьесберегающая минутка отдыха. Массаж пальцев рук сосновыми шишками. ( На пластмассовой тарелке сосновые шишки).
Д: - Присядем на скамейку.
- Какие предметы видишь на тарелке?
У: - Шишки.
Д: - Ответь полным предложением.
У: - Я вижу на тарелке шишки. (При сложности самостоятельного выполнения оказать помощь. Повторить предложение совместно).Д: - Шишки с какого дерева ты видишь?
ДУ: - Я вижу шишки сосны. Повторить самостоятельно.
- Поможем пальцам рук стать ловкими и сильными. Приступим к массажу. Выполним 2 упражнения.
- 1 упражнение. Возьмем в ладошки рук одну шишку.
- Начинаем катать между ладонями.
- 2 упражнение: Кончиком шишки разбудим «уколем» каждый палец. Сосчитаем пальцы. Послушай.
- Найдем кончик – острую часть шишки. Нашли. Показали.
- Посмотри, как правильно выполнить упражнение.
- В правую руку возьмем шишку.
- Держим правильно как карандаш (показываем, проверяем правильное расположение шишки в руке; помогаем; поправляем).
- Начинаем «будить» пальцы правой руки. Считаем пальцы.
ДУ: - один, два, три, четыре, пять.
- А теперь, «будим» и считаем пальцы на левой руке.
У (самостоятельно): - один, два, три, четыре, пять.
Д:- Всего сколько пальцев рук «разбудили»? Требую полного ответа.
У: Всего «разбудили» десять пальцев рук.
Развитие связной речи. Работа с сюжетными картинками «Сосновый бор в разное время года». Классификация времен года.

(4 сюжетных картинки. Ученик должен выбрать картину соснового бора в весеннее время года с мишками). Д:- Сколько картин ты видишь? Ответ полным предложением.
У:- Я вижу четыре картинки.
Д: - возьми в правую руку картинку, рассказывающую о (про зиму?) зиме.
- возьми в левую руку картинку, рассказывающую о лете.
- покажи картинку про осень.
- Осталась одна картинка.
- Что нарисовано на картинке?
У: - Мишки.
Д: - На картинке нарисованы мишки.
- Что еще нарисовано на картинке?
У: - Еще нарисованы деревья.
Д:- Как называются эти деревья?
У: - Деревья называются сосны.
Д: - На картинке мишки что делают?
У: - Мишки играют друг с другом.
Д: - Эта картинка называется « Мишки в сосновом бору».
Д: - А теперь мы составим маленький рассказ по этой картинке.
- Мишки жили в сосновом бору. Наступила весна. Мишки вышли поиграть. Им было тепло и весело.
Д: - Какое время года нарисовано на картинке?
ДУ: - Весна.
- Весна наступает после зимы (опорные картинки). Снег тает. Солнышко светит ярче. Деревья оживают. Зеленеют. Мишки просыпаются.
Д: - Как называется место, где много сосен?
Д:- Место называется сосновый бор. Это сосновый бор.
- Мы тоже находимся в сосновом бору. Посмотри еще раз вокруг. Вокруг нас очень много сосен.
- Послушай и повтори: «Мы находимся в сосновом бору».
У: - Мы находимся в сосновом бору.
Итог занятия. Рефлексия. Сбор сосновых шишек для выполнения домашнего задания совместно с родителями «Мишки в сосновом бору».
Д: - А теперь, мы встанем. Погуляем по сосновому бору. Поищем на земле сосновые шишки. А, чтобы нам искалось веселей, почитаем стихотворение.
Во сосновом во бору,
Шишки сосен я ищу.
Раз, два, три, четыре, пять.
В руки шишки я беру.
Левой. Правой. Левой. Правой.
Много шишек наберу.
( Проговаривая вместе с учителем, ученица набирает шишки в пакет).
Д:- Ты - молодец. Сколько шишек собрала?
У: - Считает. Семь.
Д:- Ответь полным предложением.
ДУ: - Я собрала семь шишек.
Д: - Шишки каких деревьев ты собрала?
У: - Я собрала шишки сосны.
Д: - Значит, ты собрала сосновые шишки.
У: - Да. Я собрала сосновые шишки.
Д:- Шишки долго пролежали на земле. Но ты им помогла, собрала с земли и сосны разрешают тебе забрать их домой. Ты позаботилась о шишках. А теперь позаботимся о своем здоровье.
Славно (имя ребенка) потрудилась.
Шишек много набрала.
Наклонялась. Приседала.
Их руками собирала.
Шишки ты почистишь дома.
Руки вытерем сейчас. (Вытираем руки влажной салфеткой).
Д:- Ты сегодня поработала очень хорошо. Помогла своему здоровью: правильно сделала упражнения на дыхание, массажировала пальцы рук. Внимательно слушала. Отвечала на вопросы полным предложением.
- Сейчас вспомним и повторим предложения.
- Ответь на 2 вопроса полным предложением.
1-й вопрос: - В гостях у каких деревьев были мы сегодня?
- Мы были сегодня в гостях у сосен.
2-й вопрос: - Как называется место, где растут много сосен?
У: - Место называется сосновый бор.
Д: - А теперь, послушай домашнее задание: дома с мамой и папой сделаешь картину из сосновых шишек «Мишки в сосновом бору».
Ты из шишек с пластилином –
Мишку чудного слепи.
Пусть живет в бору сосновом.
Дружно. Весело. С семьей.
Сделай славную картину.
И придумай нам рассказ.
Вот обрадуешь ты нас!
Д: - А сегодня за занятие, за твое старание и умение работать получаешь оценку «отлично» или «пять». Похлопаем друг другу. Умница. Молодец.
Д: - Занятие закончилось. До свидания.
У: - До свидания.