Статья Повышение качества образования через использование инновационных технологий. Или эксперимент, заслуживающий внимания»


Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2050».
В условиях расширения информационного пространства и вхождения в мировое сообщество, возросшей ролью образования в формировании человеческих ресурсов, как критериев уровня социально-экономического развития страны, важно ориентировать систему образования к новым требованиям.
Важными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан.
На первое место сегодня выходит функциональная грамотность учащихся.
Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать ЗУН, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях». Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки насколько сформированы ЗУН, являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.).
Проверка ЗУН ,функциональной грамотности входит в параметры ВОУД и ЕНТ . В основе которых тесты с различным уровнем сложности.
Программа повышения квалификации учителей третьего базового уровня дает нам мощный инструмент, позволяющий заниматься исследовательской работой на уроках, развивать творческий потенциал учащихся. Рамки урока и требования грядущих ВОУД и ЕНТ привели меня к эксперименту,а именно к использованию сразу двух подходов в образовании - Кембриджской и технологии и Биоинформатики и Синергетики
Фото . Урок в 9 «В» «Целинная эпопея».
Работа в тройках
-213360105410
Слияние дает возможность рационально использовать время, не забывая при этом работать с одаренными и талантливыми детьми, работать над развитием критического мышления учащихся , постоянно отслеживать результаты обучения на каждом этапе урока.
Форма работы при этом остается интерактивной,работаем в парах или тройках. Тройки могут имеют свои названия ,здесь мы можем связать название с темой, как ,например это было в 9 классе на уроке закрепления «Целинная эпопея» каждая команда- тройка называли себя –«Первоцелинники» , «Комсомольцы из Москвы» , «Отряд имени М.Довжика» . Таким образом можно проверить понимание материала и способствовать развитию ассоциативного мышления.
Фото. Урок в 10 «А» «Основные направления политики казахских ханов» .
Работа в паре.
-762084455
Что даёт БиС и каковы его основные постулаты ?Биоинформационный подход связан с информационными возможностями нашего мозга, как биологической среды. Синергетический подход связан с исследованиями П.К.Анохиным явлениями самоорганизации сложных и нелинейных структур, к которым, безусловно, относится и взаимодействие субъектов обучения.
Это не противоречит Кембриджской программе ,которая также базируется на знаниях психологии, физиологии человека, и доказывает взаимовыгодное сотрудничество на уроках в рамках диалогового обучения и «обучения тому как учиться».
40005403225Фото .Федор Вассерман – кандидат педагогических наук, автор уникальной технологии управления качеством образования «Биоинформатика и синергетика».
В основе БиС лежит использование матрицы (МПМ матрица посадочных мест), у каждого ученика свой адрес , при этом мы вовлекаем в процесс абсолютно всех ,производительность 100% , ученик на каждом этапе урока оценивается не учителем(4-5 отметок) , а самой системой оценивания по заданным критериям , качество знаний на каждом уроке не менее 63%. Причем роль самооценивания и взаимооценивания мы не уменьшаем, а также можем использовать на любом этапе, и вносить результат в МПМ. Матрица дает возможность постоянного формативного оценивания, результаты видны всем, оценивание происходит объективно.
Фото. МПМ 9 «В» класса.
50673074930На каждом этапе при выполнении задания ученик получает либо «плюс» или «минус», в зависимости от качества ответа, проделанной работы. В конце урока, подводим итог - с двух плюсов идет отметка в три бала и далее по нормативу выставления оценок в журнал.
Сходство двух методик заключается в этапах урока и в тщательном обучении с различного рода обобщением , закреплением знаний.
Вводная часть у нас и орг .момент мотивация по БиС, презентация или актуализация субъектного опыта учащихся в рамках которых производим опрос . Например, на начальном этапе урока можно использовать перекрестный опрос , используя парную форму работы , прием «дуэль» учащиеся составляют вопрос для других пар . На этом этапе можно формировать новые пары, разбив учащихся на два варианта , первому дать вопрос по пройденному материалу ,второму соответствующий ответ , причем вопросы можно составить с разным уровнем сложности, помимо вопросов , можно использовать задания по карте,выполнять логическое задание на доске , например , «исключи лишнее» , «поспорь или согласись» и т.д.На этом этапе начинаем заполнять матрицу посадочных мест.
Фото . Урок в 10 «А» .Работа с картой.
182880171450В основной части мы уделяем внимание целеполаганию , уделяем внимание осмыслению,формативному оцениванию , по БиС в этот момент также происходит по нарастающей изучение материала- организация восприятия , на этом этапе работаю с ключевыми словами ,по ним даю краткое объяснение ,либо использую объяснение одаренного ученика. Работа с ключевыми словами строится на развитии памяти,когда за 2 мин. 30 сек. ребята запоминают даты, термины и определения ,название периода ,после за 2 мин 30 сек восстанавливают по памяти и если выполнили норматив по БиС это 21 слово получают «плюс» в матрицу посадочных мест..Далее идет организация осмысления работаем с текстом ( чтение с пометками ЗХУ,ПМИ , определи позицию «за» или «против» ,либо работаем с флипчартом , и т.д. При первичной проверке понимания я использую все известные приемы критического мышления «ромашку Блума», «шляпы де Боно», либо разноуровневые,тестовые задания.
Фото.Урок в 11 «А» «Ликвидация неграмотности».
«Задание в парах. Плюс .Минус.Интересно».
182880204470
При организации первичного закрепления, когда по БиС информация искажается, мы также можем давать задание на проверку ошибочности понимания, задания «верно-неверно»и т.д.
На этапе итог и рефлексия в БиСэто соответствует этапам -анализ,рефлексия,оценка, ученики пишут эссе ,определяющий словарный запас ученика -ТСЗ, я также часто использую либо 5-минутное эссе на заданную тему , либо приемы ОдО «одноминутное», «трехминутное эссе» , либо на заключительном этапе даю задания в парах- «обобщи в одном предложении», «продолжи предложение», «речевые образцы» .
Подводя итог эксперимента ,можно отметить следующее:
Используя два подхода, я получила возможность в сжатые сроки изучать объемный материал;
-Рационально использовать время;
-Работать с тестовым материалом различного вида, использовать тесты как закрытого, открытого типа, логических заданий разного уровня сложности.
-Вовлечь всех учеников в процесс обучения.
-Получила насыщенный урок ,с большим развивающим потенциалом.
Удалось повысить качество преподавания,
обеспечить рост качества знаний.
Подготовила Литовкина Л.В.
Выступление в рамках областного семинаре сертифицированных учителей III базового уровня «Учитель нового формата ».
Тема:
«Повышение качества образования через использование инновационных технологий. Или эксперимент, заслуживающий внимания»
Из опыта работы учителя истории СОШ № 9
г. Уральска
Литовкиной Л.В.

г. Уральск, 6.02.2015г.