Реализация поддержки педагогов в освоении и использовании новых информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в МБОУ «Лицей № 17»


Реализация поддержки педагогов в освоении и использовании новых информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в МБОУ «Лицей № 17».
В основу построения концепции подготовки учителя к инновационной деятельности лежит процесс формирования личности учителя [1]. Если следовать пути развития образования, то процесс создания образовательного пространства рассматривается как инновационная задача, ее можно рассматривать как процесс, требующий пристального внимания и контроля. Ранее рассмотренные модели поддержки педагогического коллектива в освоении и использовании новых в информационно-коммуникационных технологий отражают образовательное пространство других образовательных учреждений.
При рассмотрении данных, полученных из диагностики состояния МБОУ «Лицей №17 » были выявлены проблемы и условия влияющие на использование новых в информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в образовательном учреждении.
Модель Фоменко Л.М. строиться на условиях, которые должны выполняться педагогами (содержание, методы, формы, средства) являются результатами выполненных условий, в которые входят организационно-педагогические ресурсы, психолого–педагогические, нормативно–правовые.
Модель В.А.Урнова строиться на модулях (управленческом, методическом, образовательном, тиражно-демонстрационном, научно-продуктивном и культурно-просветительском). Каждый из модулей важен и выполняет определенный объем задач. Задачи варьируются в зависимости от направления работы образовательного учреждения.
На основе рассмотренных моделей, представленных в научной и педагогической литературе, разработана модель поддержки педагогического коллектива по внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий в МБОУ «Лицей № 17». Модель включает в себя условия: материально-технические; научно-методические; финансовые; и нормативно-правовые. Данные условия являются формирующими компонентами поддержки педагогов в освоении ИКТ.
Центральное место в модели занимает педагогический коллектив, на модели представлены модули, формирующие условия: нормативно-правовые, финансовые, научно-методические и материально-технические для управленческого содействия внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Каждый из представленных модулей, курируют ведущие специалисты в своей области.
Связи, указывают на то, что содержание модуля зависит от условий, которые должны выполняться. За выполнение Педагогический коллектив Материально – технический модуль Бухгалтерия Зам. по АХЧ директор Нормативно – правовой модуль Зам. директора по науке Финансовый Бухгалтерия Попечительский совет Директор Метод центр Научно – методический модуль Зам. директора по методической работе возложенных условий, отвечают ведущие специалисты рассматриваемой области.
Материально-технический модуль отвечает за выполнение материально-технических условий, включает в себя не только оснащение и обновление компьютерной техники, но и за наличие в кабинете наглядных пособий этот модуль отвечает за сопровождение обслуживания компьютерной техники. С начала учебного года педагоги лицея сдавали информацию об оснащенности кабинета и планах его оснащения, полученные данные обрабатывались заместителем директора по методической работе и заместителем директора по хозяйственной деятельности. После этого разрабатывался план модернизации и обновления материально-технической базы учреждения, который согласовывался с бухгалтерией и директором, в результате чего принималось решение о сроках приобретения.
Финансовый модуль отвечает за исполнение финансовых условий. Данная сторона вопроса затрагивает:
* приобретение литературы для создания методической базы;
* оплату подписки периодических изданий;
* приобретение материально-технического оборудования и его обслуживание;
* издание собственных разработок и т.д.
Финансовый модуль курируют: директор, бухгалтерия и попечительский совет. Директор возможности, организовать работу по созданию внебюджетных источников развития школы, часть средств из которых расходуется на повышение квалификации учителей. Попечительский совет обеспечивает открытость решаемых вопросов финансирования. Принимает решения о целесообразности и необходимости выделения средств на:
* командировки с целью обмена опытом, учебой, участием в конференциях; повышением квалификации и т.д.);
* оплату проектной, инновационной и экспериментальной деятельности и т.д.
Научно-методический модуль выполняет научно-методические условия. Цель данного модуля заключается в профессиональном развитии педагогического коллектива и учащихся. Рассмотрим, за что отвечает данный блок:
* разработку образовательных услуг в области освоения новых информационно-коммуникационных технологий на основе мониторинга потребностей;
* разработку систему повышения квалификации педагогического коллектива в освоении новых информационно-коммуникационных технологий;
* организацию повышения квалификации педагогов в освоении новых информационно-коммуникационных технологий через освоение опытными педагогами в качестве преподавателей-наставников тьюторов для организации индивидуального обучения других учителей;
* разработку мониторинга результатов деятельности педагога по освоению новых информационно-коммуникационных технологий.
Курируют данную работу заместители директора по методической работе и по науке. Наряду с организацией системы внутришкольной методической работы данный модель включает комплекс форм повышения квалификации педагогических работников.
Деятельность участников образовательного пространства регламентирует нормативно-правовой модуль. Он выполняет нормативно правовые условия, в которых указаны права и обязанности коллектива школы, предусмотрено материальное стимулирование учителей, внедряющих ИКТ в деятельность, организующих и осуществляющих методическую работу по обеспечению профессионального роста педагогов. К таким документам относятся:
Должностные инструкции работников МБОУ «Лицей №17». Учитель выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, ЦОРы, проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области современных технологий и методик обучения, оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии.
Положение об оплате труда работников МБОУ «Лицей№17». К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, характеризующие результаты труда работников, и выплаты, учитывающие индивидуальные характеристики работников учреждений. Выплаты производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения. При определении размеров стимулирующих выплат, порядка и условий их применения учитывается мнение выборного профкома.
Положение о порядке и условиях распределения стимулирующей части фонда оплаты труда МБОУ «Лицей №17». В котором, в целях поощрения работников в школе применяются следующие виды материального стимулирования: надбавки; доплаты; премии. Причем, критерии и показатели стимулирования деятельности педагогов, заместителей директора: за результаты обучения, за использование инновационных программ, педагогических технологий, создание педагогических условий.
Взаимодействие участников в модуле происходит следующим образом: Методический центр собирает информацию о деятельности педагогов, анализирует и разрабатывает приказ о поощрении работников за внедрение и использование ИКТ педагогами.
Данная модель разработана с цель выполнения плана мероприятий, выявленных на первом этапе:
- Создание творческих групп педагогов для реализации и внедрения инновационных технологий;
- Развитие материально-технической базы;
- Обеспечение прохождения курсов повышения квалификации по ИКТ всеми педагогическими работниками;
- Проведение семинаров, практикумов;
- Организация применения новых информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе;
- Индивидуальные и групповые консультации педагогов;
- Организация дистанционного обучения педагогов;
- Вовлечение педагогов в работу в сетевых сообществах.
-Внедрение системы поощрения и стимулирования педагогов использующих ИКТ;
- Создание базы данных электронных образовательных ресурсов;
- Активизация творческой и проектной деятельности, дистанционные олимпиады и конкурсы;
- Внесение изменений в программу информатизации на 2013-2015 гг.;
-Разработка и утверждение положения о стимулировании педагогических работников использующих ИКТ в своей деятельности;;-Документальное сопровождение информатизации (внутренние документы, приказы, локальные акты);
- Разработка регламента работы в сети Интернет;
-Ведение журнала учета работа в сети Интернет всех участников образовательной деятельности;
- Приобретение программного обеспечения.
Н.В.Нелива пишет, что заинтересовать людей работой – значит реализовать планы. А значит если заинтересовать педагогов в профессиональном развитии – значит надолго обеспечить успех в развитии всей школы [2].
Проанализировав полученные данные и изучив литературы по данному вопросу, можно построить стратегию по освоению и использованию новых информационно-коммуникационных технологий.
Основными формами, методами и средствами организации в целях поддержки педагогов в освоении ИКТ в образовательном процессе являются: индивидуальные консультации, научно-методические разработки, курсы, семинары, мастер-классы. Кроме того, информационные сообщения по проблеме ИКТ на семинарах, обмен опытом, методические совещания, конкурсы, конференции.
Как было сказано ранее, классические определения понятия «управление» представляют одну из главных его функций как создание условий.
Для того, чтобы школа была конкурентной на рынке образовательных услуг, она должна производить «продукт», востребованный рынком труда. Таким «продуктом» может стать информационная культура и компьютерная грамотность учащихся. В обществе существует большой спрос на грамотных специалистов, способных находить и обрабатывать информацию, решать различные задачи с использованием компьютера. Для подготовки таких учащихся нужно реализовать проект информатизации школы.
Информатизация лицея так же вызвана необходимостью использования больших объёмов информации во всех сферах деятельности лицея, с одной стороны, и невозможностью формирования и обработки информации с помощью традиционных технологий и средств связи, с другой стороны. Интенсификация информационного обмена в современном обществе и, как следствие, - переход в области обмена информацией на новые технологии, приводит к необходимости создания информационных систем.
Проанализировав данные, был разработан план мероприятий по проведению семинаров и мастер-классов. Некоторые вопросы рассматривались на методических объединениях. Обучение в стенах учреждения может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении педагогического коллектива [22].
Сначала учебного года педагоги сдают планы саморазвития, научно – методические работы, анкеты ИКТ использования и оснащенности кабинета. Под оснащенностью кабинета понимается не только мебель и наглядные пособия, а оборудование для работы. Причем если педагог не умеет работать, допустим, на интерактивной доске, в лицее 7 интерактивных досок, которые давно успешно используются и педагоги с удовольствием делятся своими знаниями. У нас семинары проводят не только учителя информатики, но и другие педагоги. На базе лицея пять методических объединений. Каждое объединение сначала внутри объединения, а потом и на уровне лицея не только разрабатывают и апробируют новые технологии, но и помогают в освоении тем, кто с ними не знаком. Как показывает анализ, учителя имеют желание
развиваться и учиться, но на начале исследования он оказался недостаточным для полноценного использования ИКТ. При повышении квалификации учителя стремятся «поучиться» на предметных курсах повышения квалификации. За последний период курсы повышения квалификации и переподготовки педагогов, прошли все педагоги, но в связи с тем, что развитие инноваций не прекращается, требуется постоянное сопровождение и поддержка педагогов в освоении новых инновационных технологий.
В связи с этим в этом году лицей заключит договор с Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования». Педагоги нашего лицея проходят курсы по повышению квалификации в стенах лицея, педагоги из ЧИППКРО приезжают к нам для проведения курсов и дистанционно. А по окончании курсов педагоги повышающие квалификацию делятся своими знаниями на семинаре или мастер – классе с другими педагогами. В лицее существует система поощрений педагогов. Собираются сведения об использовании ИКТ на уроках, во внеурочной деятельности, проектах. После сбора данной информации проводиться анализ и поощрение педагогов достигших наилучших результатов. Еще один способ поощрения по результатам детей, т. е. после конференций, соревнований и других мероприятий вновь собираются данные и наиболее успешные поощряются. Планируется приобретение новых конструкторов, ноутбуков для создания мобильных классов, приобретение электронных книг.
Год за годом создавались и совершенствовались материально-технические условия, обеспечивающие возможность качественной работы педагогического коллектива.
Таким образом, в ходе проведения второго этапа исследования на основе имеющихся моделей поддержки педагогов была разработана модель поддержки педагогического коллектива по внедрению и освоению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс для МБОУ «Лицей№17», с учетом выявленных условий на первом этапе исследования.
Использованная литература:
Бадьина, Н.П. Формирование готовности педагогов-психологов к психологическому сопровождению инновационной деятельности в образовательном учреждении [текст]/ Н. П. Бадьина, Л. А. Дементьева// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал, 2011.-2. С.119-126.
Лавина, Т.А. Содежательно-организационный аспект непрерывной подготовки в области использования средств ИКТ, в профессиональной деятельности [Текст]/Т.А. Лавина// Информатика и образование, 2006. С.10-15.