Выступление на педагогическом совете «Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала учащихся»


Тема педагогического совета: «Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала учащихся»Детское сердце чутко к призыву творить красоту
Важно только, чтобы за призывами следовал труд.
В.А. Сухомлинский
Одной из важных тенденций государственной политики в области образования является особая забота и внимание к детям с ограниченными возможностями здоровья. Обозначена необходимость создания условий «для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».
Являясь важным звеном многогранного процесса формирования и воспитания личности ребёнка, семья сама по себе не может решить непростую задачу включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Большую роль играет система образования, в том числе дополнительное образование. Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится вне уроков. Дополнительное образование, являясь одним из институтов социализации личности, развивающая среда которого имеет свою специфику, способно создать благоприятные условия оказания помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Наша школа в этом вопросе не стала исключением.
В основе взаимодействия с ребенком лежит принцип успешности каждого обучающегося, что требует особых педагогических средств и способов. Методической основой организации этой деятельности являются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и планы по приоритетным направлениям работы учреждения, отвечающие социальному заказу родителей и общества на развитие творческой и активной личности.
Современное дополнительное образование детей в России представляет собой определенную систему, в которую входят следующие компоненты:
• ребенок как субъект образования,
• педагог,
• дополнительные образовательные программы различного уровня и
направленности,
• общественные детские объединения, кружки, занимающиеся реализацией дополнительных образовательных программ,
• семья,
• органы управления дополнительным образованием.
Особенность воспитания в дополнительном образовании проявляется:
• в содержании - реализация дополнительных образовательных программ по
различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их
родителей;
• в формах организации - добровольные детские объединения в форме
кружков, студий, школ, клубов, ансамблей, театров, секции;
• в применяемых методах - в дополнительном образовании основным методом является метод развивающего общения;
• в сроках осуществления - ребенок совместно с родителями (законными представителями) определяет продолжительность занятий в данном кружке;
• в уровне взаимоотношений детей и педагогов - взаимоотношения
сотрудничества, сотворчества;
• в направленности реализации - интегрируя все виды предметно-практической деятельности, выбираемые детьми, воспитание направлено на
формирование социально активной личности.
Исходя из перечисленных особенностей, определяются основные функции ДО:
1)образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
5) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
6) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Задача специальных (коррекционных) школ – создать условия для обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:
художественно-эстетическое;
научно-техническое;
спортивно-техническое;
эколого-биологическое;
физкультурно-оздоровительное;
туристско-краеведческое;
военно-патриотическое;
социально-педагогическое;
культурологическое;
экономико-правовое.
Этот список является открытым и редактируется в соответствии с психофизическими особенностями учащихся и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от педагогов и администрации школы.
Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным. Только органичное сочетание в школьных стенах этих двух видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого — основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основным. Это очень трудно!
Существует несколько моделей организации системы дополнительного образования в школе. И в этом году члены нашего коллектива выбирали из 4 моделей организации ДО ту, которая, по их мнению, действует у нас. В опросе принимали участие 40 педагогов школы.
Первая модель характеризуется случайным набором мероприятий кружков и секций, работа которых не всегда согласованна друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы построена хаотично. Стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатываются. В нашем коллективе данную модель не отметил никто.
Вторая модель отличается внутренней организованностью, хотя, как единая система она еще не функционирует. 3 учителя нашей школы считают, что данная модель нам подходит.
Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования — центром детского творчества, библиотекой, театром, музеем. Данная модель считается хорошо организованной и 13 учителей нашей школы отметили именно её.
Четвертая модель организации дополнительного образовании в современной школе, которую выбрало большинство наших педагогов, а именно, 24 учителя, существует, как правило в учебно-воспитательных комплексах. На сегодняшний день данная модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности двух видов образования. Честно сказать, было неожиданно и очень приятно увидеть такие результаты опроса.
Задачи, решаемые коллективом педагогов школы, работающих в системе дополнительного образования следующие:
1.развитие мотивации и создание условий для творческой реализации;
2.интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
3.профилактика асоциального поведения;
4.приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
5.создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения.
6.формирование и закрепление традиций школы.
Важнейшим условием для обеспечения успешной организации дополнительного образования является грамотное управление этим процессом. Управление – это не столько процесс идущий сверху вниз: администрация – педагоги – дети, это целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает в роли субъектов и в роли объектов управления.
Создание и развитие системы ДО в школе проходит в четыре этапа:
1. Диагностико-информационный (невозможно решить задачу не изучив интересов, желания и потребности учащихся);
2. Организационный (объединение единомышленников, создание кружков и других объединений);
3. Методическая и педагогическая поддержка (своевременное оказание методической помощи педагогам и педагогической помощи учащимся в сложных ситуациях выбора);
4. Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ, выявления перспектив, учет и максимальное использование возможностей внешней среды).
Завершающий этап в развитии системы дополнительного образования не является окончанием работы в этом направлении. Двигателем системы является рост потребностей школьного коллектива.
Задача педагогов школы постоянно расширять зону ближайшего развития обучающихся и формировать у них мотивационную сферу. Для этого в школе запланировано проведение различных общешкольных и внеклассных мероприятий, организована работа кружков по разным направлениям. Участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях в большей степени стимулируют развитие детей.
Дополнительное образование дает глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом: готовая поделка, сыгранная роль, участие в выставке, концерте, соревновании.
Говоря о формах внеклассной и внеурочной воспитательной работы, я не раскрою незнакомых секретов и лишь напомню про:
-индивидуальные (беседы, консультации, индивидуальные занятия);
- групповые (творческие группы, дежурство по классам, по школе);
-коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, общешкольные мероприятия);
За знакомыми словами стоит огромная работа в понимании качественной их реализации, что включает разработку сценариев, подготовку, проведение, анализ мероприятия.
Хочется остановиться на тех формах, которые действительно «работают» в классах, в школе, получили высокую оценку и имеют положительный результат. Итак, в копилке школы как традиционные формы ВР, так и организация коллективных творческих «нестандартных» дел. Начнём с традиционных: это торжественные линейки «День знаний», «День учителя», еженедельные дисциплинарные линейки. Дни Здоровья, которые так любят учащиеся школы, подготовленные учителями физической культуры. Очень значимым мероприятием для выпускников школы является торжественная линейка, посвящённая окончанию учебного года. Традиционным стало проведение таких ярких праздников как «Масленица. «Хлеб всему голова». Большое воспитательное значение имеет проведение мероприятий совместно с родителями, так в марте был организован праздник «Моя мама лучшая на свете» ко Дню Матери. Проведение праздников – форма работы не новая, но спланированные заранее тематические мероприятия, позволяют охватить большее количество обучающихся в течение года. На сегодняшний день внеурочная деятельность остаётся на хорошем уровне, благодаря сплочённой работе учителей. Так в этом году, в декабре месяце, прошло большое внеклассное мероприятие по трудовому обучению и домоводству, за подготовку и проведение которого отвечало методическое объединение учителей трудового обучения. Взаимное посещение мероприятий коллегами, помощь в подготовке и проведении, разработке сценариев, использование мультимедийных технологий в работе, поиску новых форм проведения – вот те ключи, которые помогают выйти на новый уровень внеклассной жизни школы. Так нашу копилку творческих поисков, пополнило организация и проведение флэш–моба, посвящённого Великому празднику Победы, в котором были задействованы все учащиеся и учителя старшего звена. Наши учащиеся, раскрыв себя в коллективных творческих делах, почувствовав свою успешность, обретя друзей, могут смело шагать в ногу со временем, и проявлять себя непосредственно и в учебном процессе.
Продолжение начатой работы дополнительного образования в учебном году происходит в период летней оздоровительной компании в лагере. В летнее время активизируется экскурсионная направленность дополнительного образования: посещение музеев, кукольных спектаклей, библиотек, различные экскурсии по городу Орлу, а также поездки в Сабуровскую крепость, в Болхов. Всё это развивает учащихся, расширяет кругозор детей, знакомя их с окружающим миром.
Дети с интеллектуальной недостаточностью на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта.
В последнее время специалистами выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое – коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое – воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое – коррекция регулятивной и формирование коммуникативной функций; социально-педагогическое – развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве.
В процессе занятий кружковой деятельности, проведения общешкольных и классных мероприятий развиваются все психические процессы, художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Важнейшим элементом структуры дополнительного образования являются школьные кружки, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления. Кроме того, разнопрофильность кружков создает условия для разностороннего развития личности.
В настоящее время в школе работают 4 разнопрофильных кружка для учащихся.
Большой интерес школьники проявили к кружкам художественно-эстетической направленности «Музыкальная шкатулка» и кружок «В мире движений».
Как известно воспитание музыкой и пластикой является одним из эффективных методов коррекции эмоционально – волевой сферы и социально – психологической адаптации. Выступая перед зрителями, играя с неподдельным азартом, выплясывая и распевая песни и частушки дети демонстрируют свою индивидуальность, имеют возможность почувствовать себя успешными в своей роли на представлении, а главное ощутить свою значимость и ответственность.
Велико коррекционно-воспитательное значение кружка литературной направленности «В мире книг», он создаёт условия для восприятия художественных ценностей, становление духовного мира человека, для реализации и развития творческих способностей. При этом учащиеся овладевают мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью в художественной самодеятельности. Здесь в процессе работы у ребенка преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах.
Очень важное направление деятельности данных кружков - концертное. Это уникальная возможность социализации ребенка. У нас абсолютно все дети бывают на сцене - поют, танцуют, выступают в сценках, читают стихотворения и просто поддерживают друг друга, и в этой деятельности у учащихся возникает совершенно новый уровень взаимоотношений. Каждый ребёнок при этом чувствует поддержку своих педагогов и сверстников.
Итогом работы кружков являются выступления на общешкольных праздниках. В 2013/2014 учебном году наша школа вошла в число победителей конкурса «Созвездие» в номинации «Дебют», где каждый ребёнок получил свою личную грамоту. А в 2014/2015 году были проведены отчётные концерты перед учащимися начальной школы.
Следуя запросам современного общества, чтобы помочь нашим выпускникам была введена в систему дополнительного образования нашей школы в 2014/2015 учебном году программа кружковых занятий «Занимательная информатика. Программа данного кружка носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в жизни, научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
На сегодняшний день актуальна проблема организации занятости детей в системе дополнительного образования. Занятость обучающихся во внеурочное время способствует решению комплекса задач. Самые значимые из них: профилактика безнадзорности, вредных привычек, правонарушений; развитие способностей и познавательных интересов; обучение новым видам деятельности; формирование школьного коллектива.
Данные диаграммы позволяют увидеть стабильный рост занятости обучающихся в школьных кружках. Высокие показатели занятости в 2015/2016 учебном году вызваны у учащихся не только желанием научиться чему-то новому, но и конечно быть успешными.
Радуют также и высокие показатели занятости в кружках, учащихся состоящих на различных видах учёта: в школе, в КДН, в ПДН. Большая работа была проведена для вовлечения данной категории детей во внеурочную деятельность. И не так давно нельзя было даже представить себе некоторых из них танцующими, поющими, рисующими плакаты и вообще активно участвующими в школьной жизни.
Дополнительное образование детей в нашей школе нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Учащихся объединяет желание быть значимыми и полезными.
В школе созданы все условия, способствующие раскрытию и реализации потенциальных возможностей каждого ребенка: небольшая наполняемость классов; содержание воспитания, способствующее разностороннему воздействию на детей и включение их в разнообразные виды деятельности; многообразие форм воспитания и обучения (индивидуальные, групповые, фронтальные); участие в работе с ребенком широкого круга специалистов (логопеда, психолога, воспитателя, медицинского персонала, учителя – дефектолога, учителя лечебной физической культуры, ритмики, музыки).
Ведущая идея системы дополнительного образования в нашей школе - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка.
Творчество учащихся начинается с творчества педагога. А творчество педагога начинается с приятных моментов в жизни, хорошего отдыха и хорошего настроения.